На двигателе ЗИЛ-130 были испытаны воздухоочистители двух типов: ВМ-16 и ВПМ-3. По спектрам шума, приведенным на рис. 145, видно, что при воздухоочистителе ВПМ-3 двигатель является менее шумным, чем в случае установки воздухоочисти теля ВМ-16. Следовательно, можно сделать вывод, что для сни жения уровня шума впуска двигателя целесообразно применять воздухоочистители большого объема или специальное устройст во с глушителями шума.
Вынужденные и собственные колебания в системе выпуска двигателя обусловливают наличие в спектре шума ряда тональ-
dS
Рис. 145. Спектры шума двигателя ЗИЛ-130:
/ — с воздухоочистителем ВМ-16; 2 — с воздухоочистителем ВПМ-3
ных составляющих, имеющих весьма высокий уровень особенно при возникновении резонансных колебаний.
Современные шумоизмерительные приборы позволяют с вы сокой точностью измерять спектр шума выпуска. Такие спектры и следует принимать в качестве исходных при разработке кон струкции системы выпуска с глушителями шума.
ШУМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Шум коробки передач возникает вследствие вынужденных и собственных колебаний ее основных деталей—картера, крыш ки, зубчатых колес и валов.
Шум при работе коробки передач зависит от ряда факторов: жесткости картера и валов; точности изготовления отдельных деталей и особенно зубчатых колес: качества сборки коробки передач и качества подшипников. В спектрах шума обнаружи ваются, как правило, составляющие, частоты которых равны пли кратны числу сопряжений в секунду зубьев шестерен включен ной передачи.
Основные показатели по шуму и вибрациям коробки .передач ЗИЛ-130 были получены на лабораторной установке, состоящей из балансирной машины, вспомогательной коробки передач ЗИЛ-130, примененной в качестве редуктора, гидравлического
или индукторного тормозов и платформы на упругой подвеске. В подвеске платформы, на которую устанавливалась испытуемая коробка передач, были применены резиновые амортизаторы с суммарной жесткостью 2300 кгс/см. При такой жесткости под вески резонансные колебания платформы и коробки передач на блюдались при частоте вращения приводного вала 1000 об/мин.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Частота |
|
вращения и на |
|
|
|
грузка являются |
основными |
|
|
|
факторами, |
|
определяющими |
|
|
|
уровни шума и вибраций ко |
|
|
|
робки передач. С ростом ча |
|
|
|
стоты |
вращения |
увеличива |
|
|
|
ется |
уровень |
основных со |
|
|
|
ставляющих спектров шума |
|
|
|
и вибраций |
|
и |
|
повышается |
|
|
|
их частота |
(рис. 146, а). При |
|
|
|
увеличении нагрузки уровни |
|
|
|
шума и вибраций также воз |
|
|
|
растают |
(рис. 146, б). |
По |
|
|
|
вышение уровней |
шума и |
|
|
|
вибраций с увеличением на |
|
|
|
грузки при включении пря- |
|
|
|
Рис. 146. |
Спектры шума коробки |
|
|
|
|
|
передач ЗИЛ-130: |
|
|
|
|
|
а — прн включенной второй переда |
|
|
|
че, различной частоте вращения пер |
|
|
|
вичного вала и нагрузке 10%; б — прн |
|
|
|
включенной |
четвертой |
передаче, |
раз |
|
|
|
личной |
нагрузке |
н |
п |
= |
IG00 |
об/мин; |
|
|
|
/ |
— п |
= |
2700 |
об/мин; |
2 |
— |
п = |
|
|
|
“ |
1600 об/мин; |
3 — 6 |
— прн нагрузке, |
100 200 |
500 1000 2000 |
Г ц |
равной |
соответственно |
30; |
20; |
10 if 5%; |
|
Ч а с т о т а |
|
|
|
7 — |
без |
нагрузки |
|
|
|
|
б)
мозубых шестерен происходит более интенсивно, чем при косо зубых шестерен.
Анализ результатов измерений шума и вибраций показал, что к наиболее интенсивным источникам их образования надо отне сти шестерни постоянного зацепления, прямозубые шестерни заднего хода и первой передачи, а также шестерни четвертой передачи. Из табл. 102 и 103 следует, что у различных коробок передач наибольшая разница в уровнях отдельных составляющих шума достигала 12 дБ, а в уровнях вибраций 15 дБ. Такая раз ница в уровнях шума и вибрациях считается значительной. По субъективной оценке коробка передач № 1 имеет невысокий уровень шума, коробка передач № 2 — средний уровень шума и коробка передач № 3 — весьма высокий уровень шума.
В спектре собственных колебаний картера коробки передач ЗИЛ -130 имеются составляющие, частоты которых равны 1550,
|
102. Уровни шума коробок передач ЗИЛ-130 |
|
|
(частота |
вращения первичного вала 1500 об/мин, нагрузка 10%) |
|
|
№ |
Уровни шума в дБ при среднегеометрической частоте |
Включенная |
|
|
третьоктавной |
полосы |
в Гц |
|
|
передача |
передач |
1 GO |
250 |
315 |
•100 |
500 |
1000 |
1600 |
200С |
|
|
|
Первая |
1 |
74 |
73 |
88 |
80 |
85 |
79 |
81 |
77 |
2 |
79 |
72 |
83 |
80 |
84 |
84 |
86 |
83 |
|
3 |
68 |
82 |
86 |
81 |
89 |
83 |
85 |
78 |
Вторая |
1 |
64 |
72 |
74 |
73 |
78 |
75 |
76 |
73 |
2 . |
66 |
74 |
75 |
75 |
82 |
82 |
80 |
77 |
|
3 |
63 |
82 |
75 |
75 |
88 |
82 |
82 |
74 |
Третья |
1 |
64 |
69 |
75 |
77 |
78 |
76 |
77 |
73 |
2 |
65 |
69 |
76 |
77 |
81 |
81 |
81 |
75 |
|
3 |
6 2 |
77 |
79 |
75 |
90 |
81 |
82 |
77 |
Четвертая |
1 |
64 |
69 |
74 |
74 |
79 |
77 |
78 |
74 |
2 |
69 |
72 |
77 |
77 |
83 |
81 |
81 |
78 |
|
3 |
64 |
79 |
77 |
77 |
91 |
81 |
82 |
75 |
Пятая |
1 |
63 |
67 |
72 |
73 |
72 |
71 |
74 |
71 |
2 |
68 |
68 |
72 |
70 |
71 |
73 |
74 |
75 |
|
3 |
65 |
76 |
76 |
72 |
75 |
76 |
74 |
75 |
Задний ход |
1 |
75 |
77 |
82 |
85 |
88 |
89 |
91 |
85 |
2 |
75 |
80 |
84 |
81 |
90 |
92 |
90 |
84 |
|
3 |
66 |
80 |
87 |
84 |
92 |
92 |
90 |
83 |
2500, 3100 и 5000 Гц. Эти собственные колебания картера вызы вают высокочастотный шум при работе коробки передач.
Оценка коробок передач по уровням шума и вибраций при менялась при выборе наиболее рационального способа обработ ки зубчатых колес и сопоставлении технических показателей ко робок передач различных автомобилей, а также для виброакустического контроля серийных коробок передач ЗИЛ-130.
ШУМ, ВЫЗЫВАЕМЫЙ НИЗКОЧАСТОТНЫМИ КОЛЕБАНИЯМИ СИЛОВОГО АГРЕГАТА И КАРДАННЫХ ВАЛОВ
Двигатель рассматривается обычно как непосредственный из лучатель шума и как возбудитель вибраций в автомобиле. Вы нужденные низкочастотные колебания двигателя, основными ис точниками которых являются силы инерции и неравномерность крутящего момента, передаваясь через его подвеску, вызывают колебания рамы и кабины автомобиля.
Кроме вынужденных колебаний, двигатель совершает и соб ственные колебания на упругой подвеске. На ряде испытанных
103. Уровни колебательной скорости коробок передач ЗИЛ-130 (частота вращения первичного вала 1500 об/мин, нагрузка 10%)
|
JVo |
Уровни колебательной скорости в дБ при среднегеометри |
Включенная |
|
ческой частоте третьоктавной |
полосы |
в Гц |
|
передача |
передач |
160 |
250 |
315 |
400 |
500 |
1000 |
1600 |
2000 |
|
|
|
Первая |
1 |
84 |
73 |
85 |
82 |
90 |
78 |
79 |
77 |
2 |
87 |
72 |
82 |
79 |
87 |
79 |
81 |
79 |
|
3 |
72 |
74 |
78 |
78 |
86 |
77 |
86 |
79 |
Вторая |
1 |
71 |
75 |
72 |
74 |
79 |
72 |
71 |
68 |
2 |
72 |
77 |
73 |
77 |
85 |
74 |
78 |
73 |
|
3 |
72 |
76 |
74 |
72 |
84 |
72 |
82 |
76 |
Третья |
1 |
71 |
67 |
73 |
83 |
78 |
70 |
73 |
67 |
2 |
74 |
69 |
73 |
78 |
84 |
75 |
76 |
73 |
|
3 |
69 |
73 |
74 |
78 |
85 |
74 |
83 |
76 |
Четвертая |
1 |
71 |
68 |
73 |
81 |
87 |
73 |
74 |
69 |
2 |
72 |
71 |
71 |
80 |
84 |
74 |
77 |
74 |
|
3 |
75 |
69 |
72 |
75 |
85 |
74 |
83 |
75 |
Пятая |
1 |
70 |
65 |
68 |
67 |
69 |
62 |
66 |
65 |
2 |
68 |
64 |
65 |
68 |
70 |
65 |
69 |
71 |
|
3 |
65 |
71 |
72 |
70 |
78 |
67 |
73 |
71 |
Задний ход |
1 |
85 |
81 |
84 |
82 |
91 |
84 |
88 |
82 |
2 |
86 |
85 |
83 |
86 |
89 |
82 |
86 |
80 |
|
3 |
70 |
84 |
86 |
84 |
92 |
85 |
89 |
83 |
автомобилей ЗИЛ-130 частота собственных колебаний силового агрегата составляла 10— 13 Гц.
Вибрации рамы и кабины, возникающие из-за колебаний дви гателя, могут быть дополнительными источниками шума. Боль шое значение в передаче колебаний от силового агрегата к раме автомобиля имеет жесткость амортизаторов подвески. Прибли женный расчет показал, что жесткость подвески, примененной на первых опытных образцах автомобиля ЗИЛ-130, целесообразно было уменьшить примерно до 3000 кгс/см. В связи с этим была разработана и испытана экспериментальная подвеска, обеспе чившая уменьшение уровня вибраций рамы автомобиля и пони жение уровня шума в кабине водителя на 3 дБ (А).
Карданные валы могут быть весьма интенсивными источни ками вибраций и шума в автомобиле. Высокий уровень вибраций наблюдается обычно при повышенной несбалансированности кар данных валов. Если в промежуточной опоре карданных валов применен резиновый элемент, имеющий большую жесткость, то неизбежные резонансные колебания возникают при относительно высоких скоростях движения автомобиля. Например, если жест кость резинового элемента в промежуточной опоре карданных
валов равна 500 кгс/см, то резонасные колебания возникнут на частоте 29 Гц при движении автомобиля ЗИЛ-130 на пятой пере даче со скоростью около 48 км/ч. На этом режиме движения автомобиля будет наблюдаться повышение уровня звукового давления в кабине, особенно при большой несбалансированности карданных валов.
Ориентировочно допускаемый дисбаланс карданного вала мо жет быть определен по графику, приведенному на рис. 143.
Рис. 147. Номограмма для подбора жесткости подвески силово го агрегата и резинового элемента промежуточной опоры кар данных валов автомобилей ЗИЛ-130:
1 |
— гармоника первого порядка; 2 — гармоника |
второго порядка; 3, |
4 |
и 5 — при включенной соответственно третьей, |
четвертой н пятой |
|
передачах |
|
Весьма неблагоприятные условия могут возникнуть при сов падении резонансных колебаний карданных валов и силового агрегата автомобиля, которое возможно, например, в том слу чае, когда жесткость резинового элемента промежуточной опо ры карданных валов Ск = 450 кгс/см, а суммарная жесткость подвески силового агрегата Сд = 5000 кгс/см. При этих условиях резонансные колебания возникают во время движения автомо биля ЗИЛ-130 на пятой передаче со скоростью 45 км/ч (частоты fp это резонансного режима для гармоник первого и второго по рядков показаны штриховыми линиями на номограмме, приве денной на рис. 147). Следовательно, жесткость резинового эле мента промежуточной опоры карданных валов и амортизаторов подвески силового агрегата должна быть ниже, чем в приведен ном примере.
ШУМ В КАБИНЕ
Уровни вибраций кабины и уровни шума в ней должны быть отнесены к основным показателям комфортабельности грузового автомобиля. Уровни внутреннего шума грузового автомобиля существенно зависят от степени звукоизоляции кабины.
Качество звукоизоляции кабины опытных образцов автомо биля ЗИЛ-130 определяли с помощью аппаратуры, включающей в себя магнитофон МАГ-8МІІ, усилитель типа 90-У2 громкогово ритель типа 25А-13, шумомер типа 1400D и анализатор типа
Частота
Рис. 148. Октавные спектры внешнего и внутреннего шума автомобиля ЗИЛ-130, измеренные согласно от раслевой нормали ОН 025 304—67:
/ — в кабине; 2 — на расстоянии 7,5 м от автомобиля
1401D. Громкоговоритель размещали под капотом двигателя. Измерительный микрофон устанавливали поочередно под капо том двигателя и в кабине на высоте 0,7 м от сиденья. На магнит ную ленту предварительно записывался шум двигателя ЗИЛ-130. При воспроизведении этого шума регистрировались спектры в кабине и под капотом двигателя. По разности звуковых давлений в соответствующих полосах строили кривую звукоизоляции для диапазона частот 25—8000 Гц. На одном из опытных образцов автомобилей звукоизоляция кабины в диапазоне частот 25—150; 150— 1000 и 1000—8000 составляла соответственно 10—20; 20— 30 и 20 дБ. В действительности при работающем двигателе раз ность уровней звукового давления под капотом двигателя и в кабине значительно меньше, особенно в высокочастотной облас ти спектра, из-за вибраций отдельных панелей кабины.
При контрольных испытаниях автомобилей ЗИЛ-130 было установлено, что уровень внутреннего шума составляет 85 дБ (А), а уровень внешнего шума 87 дБ (А). Октавные спектры внешнего и внутреннего шума автомобиля приведены на рис. 148.