Файл: Шасси автомобиля ЗИЛ-130. Практика проектирования, испытаний и доводки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава XV. ИСПЫТАНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Для отработки конструкции автомобиля ЗИЛ-130 и его моди­ фикаций были построены последовательно три серин опытных образцов общим количеством около 40 шт. Испытания опытных образцов позволили дать общую всестороннюю оценку автомо­ биля, включая предварительную проверку надежности и износо­ стойкости его узлов. Количество автомобилей в каждой серии испытаний определялось объемом доводочных работ и возмож­ ностью обоснованного выбора лучших вариантов конструкции.

После того как автомобиль ЗИЛ-130, на основании результа­ тов Государственных испытаний, был поставлен на производст­ во, продолжалась доводка автомобилей ЗИЛ-ММЗ-555 (само­ свал), ЗИЛ-138 (газобаллонный), ЗИЛ-ІЗОС (северная модифи­ кация), ЗИЛ-ІЗОЭ (для дорог с усовершенствованным покры­ тием) и ряда других.

Эксплуатационные испытания серийной продукции, особенно

вначале производства, охватывали сотни автомобилей, одновре­ менно испытывавшихся в ряде автохозяйств, которые выбирали

вразличных районах страны и которые отличались разнообра­ зием условий эксплуатации автомобилей.

Качества автомобилей ЗИЛ-130 оценивались при сравни­ тельных испытаниях с автомобилями ЗИЛ, выпускавшимися ранее и с зарубежными автомобилями.

Заводские испытания автомобилей ЗИЛ-130 в условиях жар­ ко-пустынной и высокогорной местности Средней Азии и на Край­ нем Севере позволили оценить приспособленность нового авто­ мобиля к работе в подобных климатических зонах.

Испытания на долговечность автомобиля объемом 150, 200 и 250 тыс. км. проводились на последовательных сериях опытных образцов й серийной продукции. В ходе этих испытаний опреде­ лялись эксплуатационные качества, срок службы автомобиля и его отдельных узлов. Кроме того, оценивались вновь вводимые конструктивные мероприятия по увеличению долговечности от­ дельных деталей, узлов и автомобиля в целом.

Все перечисленные испытания автомобиля ЗИЛ-130 позволи­ ли подготовить к массовому производству качественно новуюмодель грузового коммерческого автомобиля и сократить коли-

366


чество изменений конструкции автомобиля после постановки его на производство.

Все автомобили ЗИЛ-130, проходившие заводские испытания, и автомобили, с которыми они сравнивались, можно разбить на следующие три группы:

I группа — бортовые одиночные автомобили с нормальной и увеличенной базами, с Ѵ-образными восьмицилиндровыми дви­ гателями, имеющими рабочий объем 5,5 л (ЗИЛ-ІЗОМ и ЗИЛ130ГМ), и с рядными двигателями ЗИЛ-120 (ЗИЛ-ІЗОЛ и ЗИЛ-ІЗОГЛ); сравнивались с автомобилем ЗИЛ-164 и зарубеж­

ными автомобилями;

колесной базой

II группа — седельный тягач с укороченной

с Ѵ-образным восьмицилиндровым двигателем

объемом 6,0 л

(ЗИЛ-ІЗОВ); сравнивался с седельным тягачом ЗИЛ-164Н;

III группа — бортовые автомобили-тягачи

с нормальной п

увеличенной колесной базами, с Ѵ-образным

восьмицилиндро­

вым двигателем объемом 6,0 л (ЗИЛ-130 и ЗИЛ-ІЗОГ); сравни­ вались с автомобилем-тягачом ЗИЛ-164Р и зарубежными авто­ мобилями.

В связи с тем, что в дальнейшем в производство были пере­ даны в основном модификации автомобилей-тягачей с Ѵ-образ­ ным восьмицнлиндровым двигателем, объемом 6 л, ниже приве­ дены материалы, относящиеся только к автомобилям II и

IIIгрупп.

Кначалу испытаний опытных образцов автомобилей ЗИЛ-130 был установлен предел грузоподъемности бортовых автомоби­ лей 4 т и общая масса прицепа 6,4 т; для седельного тягача общая масса полуприцепа принималась равной 10,5 т. В этом случае полные массы испытуемых автомобилей и автопоездов были следующими (в т ):

Автомобиль ЗИЛ-130 с грузом массой 4 т

. . 8 525

Автомобиль

ЗИЛ-130 с

грузом массой 4

т +

+ прицеп с общей массой 6,4 т ............................

14 925

Автомобиль

ЗИЛ-130В1

с полуприцепом с об­

щей массой 10,5 т ...................................................

 

14 585

В результате конструктивных и технологических изменений, проверенных при испытаниях и доводке, а также на основе боль­ шого опыта эксплуатации автомобилей в автохозяйствах через два года после начала массового производства нижний предел грузоподъемности автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-ІЗОГ был уста­ новлен равным 5 т при эксплуатации на любых автомобильных дорогах СССР (кроме дорог IV и V категорий местного значе­ ния). Одновременно была увеличена масса буксируемого авто­ мобилями прицепа с грузом на дорогах с булыжно-щебеночным и асфальтовым покрытием с 6,4 до 8 т, а масса полуприцепа, буксируемого тягачом ЗИЛ-ІЗОВ 1, с 10,5 до 12,4 т.

3 6 7


В связи с тем, что ГОСТ 9314—59 ограничивает максималь­ но допускаемую нагрузку на ось автомобиля до 6 тс, а после по­ вышения грузоподъемности вес, приходящийся на заднюю ось груженого автомобиля, увеличился до 6,95 тс и у седельного тя­ гача до 7,0 тс, введение указанных нагрузок потребовало специ­ ального согласования с Комитетом стандартов, мер и измери­ тельных приборов при Совете Министров СССР.

Задние мосты автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-ІЗОГ имели пере­ даточное число главной передачи, равное 6,45. В дальнейшем после постановки автомобилей на производство в процессе кон­ структивной доработки главной передачи это передаточное чис­ ло, как указывалось ранее, было изменено на 6,32 для всех авто­ мобилей ЗИЛ-130.

104. Эксплуатационные показатели опытных образцов автомобиля ЗИЛ-130

Параметры

Максимальная скорость (с полным грузом на горизонтальном участке прямого и ровного шоссе) в км /ч ..............................................................................

Путь торможения (на сухом горизонтальном асфальтированном шоссе с полным грузом со ско­ рости 30 км/ч до полной остановки) в м . . . .

Контрольный расход топлива (по шоссе с пол­ ным грузом при скорости движения 30—40 км/ч) в л .................................................................................

Наименьший радиус поворота (по колее наруж­ ного переднего колеса) в м ...................................

ЗИЛ-130

ЗПЛ-І зов

ЗИЛ-ІЗОГ

ЗПЛ-130ДІ

90

80

90

90

11

13

11

11.

28

35

28

26

8.0

7,0

9.1

7,0

В табл. 104 приведены эксплуатационные показатели опыт­ ных образцов автомобилей семейства ЗИЛ-130, а в табл. 105—: технические характеристики автомобиля ЗИЛ-130 и зарубежных грузовых автомобилей.

УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ

Основная часть испытаний была проведена на дорогах общей •сети в реальных условиях работы автомобиля.

Трассу испытаний подбирали так, чтобы в ее состав входили, кроме гладких асфальтированных дорог, также участки с булыж­ ным и щебенчатым покрытием, грунтовые и горные дороги.

Испытания автомобилей ЗИЛ-130 массового производства включали также полигонные исследования.

■368


S o с «

 

 

G-iO

 

ON

 

•Эи.

зХ

§

4)

Ч

 

X

с."7

КО

 

и /*

о

>.

 

О.

 

 

 

—4

о

о

 

та

 

 

 

 

 

 

 

о

к

 

 

 

о

 

о

 

ѵ о

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

Тр

о

-’Г

 

о

 

 

 

 

 

 

 

CN

CL о

 

 

03

 

СО Ю

г-

<N CS

 

ч

 

 

 

 

 

 

ю-

1 о

Ій

 

усилителем

о

О СО

со

о

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

^

X

 

 

 

 

 

 

со О

та

 

 

QJ X

ю

СО LO

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

о

со

4.

 

X

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

с

•*

со

о

 

 

 

 

 

 

 

 

о

3

о

 

 

 

m О)

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

а .

 

 

 

то оз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

о .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■ч

 

 

“ VO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J 00

о

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

е£ X

 

 

О >

V

о

о

 

Н Ü

 

 

 

 

 

 

ОЗ

X

я

 

вакуумным

О

 

со

00

СМ03

 

 

 

 

 

 

 

 

о

о

 

 

А со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о 00 -ь -

со

со ю

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ѵ О

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- о о

X

 

 

— <м

о

■^r

 

 

 

 

 

 

 

 

С"- о

ч

Он

 

 

 

 

о

со

 

 

 

о

 

 

 

 

 

<05

U.

 

 

 

 

 

 

-sf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

о

 

О

 

 

 

 

 

 

о

а

 

 

и

 

к о

о

 

то

^

 

 

 

 

 

 

я

 

 

о

о

см

 

ю

 

 

 

 

со

СМ о

 

 

 

04—

со

см —

 

 

 

 

 

 

 

1 Он

 

 

приводом

СМ П

 

СО со

ю

 

о

 

 

 

 

1 V

 

 

 

г-

 

со

 

 

 

 

- о

та

 

 

 

С05

И —'

см

 

8

9

 

 

 

 

 

t"- о

 

 

 

 

.,

"

•4*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со —«

 

 

 

*

о

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4--1 —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

си

 

«

ш

,

 

 

 

 

о

 

гидравлическим

 

 

 

 

 

 

о

о

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

Tt-

 

о

 

Й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

0 о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

од

о

 

о

с

-

s s

л

о , w “ g

 

 

 

 

ю

 

со

ю

 

т\ Еі

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

ОЗ OJ

о

см со

 

 

QJ

 

 

 

 

 

 

I

 

 

 

со

 

X tC

 

г- -

 

<

ш

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

00

 

 

ю

 

5 2 = ~ o o ^ g

 

 

 

 

00

 

 

<05

'•СО

2 то

 

 

 

 

 

gco"

со

 

3

 

2S*=C3 = y 2 S -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

:= о = c l^ S

Э -С5

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

о іХ

О

О

°

т а

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q

О -

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С (

 

£

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

юX 10.

оО СО

о

ta

Qj

 

 

в— S

 

 

QJ0)

 

 

4

£

 

 

£

о

 

 

=

4

 

 

CQ

 

 

 

о

 

 

 

f-

<•§

 

o

 

 

 

X

 

О

:

X

 

o.

 

ec

 

 

о

о *. . -.,

 

а . і

т*

•>

§ ч

*=

з

32

то

 

я

 

 

§ *

н

 

S o g

 

о

Ч

Ä

 

s

у 2

 

SycCuS

(1)

О.

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

О й

2 _, X

 

 

 

3 о ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ о _

.- сз —

 

 

 

 

 

 

 

о

 

о

ч

X

_

 

о

QJ

•*

Он ^

 

 

 

<- £■1

пневматическим

 

 

 

о

 

 

 

 

 

;

«

3

 

 

 

£ §

 

 

 

 

 

<D

н

 

 

 

 

5 н л я и ^ -

оэ

? о f

 

 

о

 

 

 

о

ІО

23

 

 

 

 

S

с

IU

3

7

«

"

;

 

 

со

 

1 о

о

а

с

та

О С я

с ; = ? X , “ -1Л I

 

 

 

 

 

со

 

о

-

ІЛ g

та

S

« ,

сѵ> «

* - а

. а

2

:' 8 ? 1 * о

 

s

 

 

 

о

со

и

 

 

 

 

 

 

 

о

н

2

 

 

«

g

a

s

 

 

 

 

« s

 

 

 

 

 

і—

 

3

 

 

 

 

5 *

с « S 9 з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О) а ^

 

’* U uJ Г - 3

 

. i

r

 

 

 

 

 

тр

 

3

о

 

 

 

 

о

О)

VO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

а

£г

о s

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С_

:

Э s

§

 

 

 

 

S

 

0 4

 

 

 

 

 

О

S

X

 

 

..............................................................

 

VO

я

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

£

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~ £ х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***

Ql

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

i S

*

е?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«

0

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q . J S

аз

сз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

То і3

н

R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f— о ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

Й

М

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н Э

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

5

<0

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТО Н з- и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕГ >» ..

S

 

 

 

 

о та

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

О- >> m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~

* S §

 

 

 

 

то

 

у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!

0)

 

CD

 

 

 

 

 

 

та

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к>2

R s

 

 

 

 

ій

 

е(

 

 

 

 

 

щ а

со

 

 

 

I

S

3

Я

О

 

 

 

 

о

 

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

I

о

"

- » г '

 

 

 

 

e s <D

 

 

 

 

 

Я a 4)

 

 

 

 

 

 

1 °

 

 

 

 

^

 

С

 

 

 

 

 

6 9 s

 

 

 

 

 

 

<D

 

 

 

ь

 

«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

? таЙ *к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н 3 >я

 

 

.

 

' , <

o f t

ГГ e ( U

 

 

 

Ö u

 

 

 

 

 

Ссъа

 

 

Тормоза

 

н

о

И

 

ч

 

 

 

8 2

 

 

 

 

 

та а . о

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

ш

 

 

 

 

 

Ч «иаз

 

 

 

 

CD X

 

 

я

 

 

 

то

 

 

 

 

 

о ч аі

 

 

 

 

 

 

1 .

 

 

 

 

та

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я— I

 

* - g

 

 

 

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОwj §«§и-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■2J

со

>.

 

 

 

 

^ <

f- ,?

—ТО23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

QJ

приводом

24 Зак. 1071

3G9

 


Объем дорожных испытаний опытных образцов автомобилей характеризуется пробегом 75—85 тыс. км со следующим распре­ делением по видам дорог (в тыс. км):

Асфальтобетонное ш о ссе ................

38—43

Булыжное ш оссе....................................

20—22

Грунтовые д о р о г и ............................

14—15

Городские д о р о г и ............................

3—5

Большие пробеги относятся к одиночным автомобилям, мень­ шие — к автопоездам.

Грузоподъемность автомобилей и автопоездов при испытани­ ях изменялась в таких пределах: для одиночного автомобиля 4; 5 и 6 т; седельный тягач эксплуатировался с полуприцепами общей массой 10,5— 12,4 т; бортовой автопоезд помимо нагрузок, указанных для одиночного автомобиля, испытывался с прицепа­ ми общей массой 6,4—6,5 т.

В качестве груза чаще всего использовался равномерно рас­ пределенный в платформах чугунный балласт.

Испытания автомобиля ЗИЛ-130 производились при следую­ щих скоростях движения: на асфальтобетонном шоссе 60— 75 км/ч, на булыжном шоссе 37—45 км/ч, на грунтовых дорогах 28—32 км/ч.

ЛАБОРАТОРНО-ДОРОЖНЫЕ ИСПЫТАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130

Определение пути свободного качения автомобиля

Частью исследования скоростных качеств и топливной эконо­ мичности автомобиля ЗИЛ-130 в дорожных условиях являлось определение пути свободного качения (выбега) с начальной ско­ рости 50 км/ч. Как известно, при прочих равных условиях этот путь, помимо технического состояния автомобиля, характеризу­ ет сопротивление качению шин.

Испытания автомобиля ЗИЛ-130 серийного производства и зарубежных аналогов последних лет показали, что выбеги этих автомобилей близки между собой. Анализ данных табл. 106 поз­ воляет сделать вывод о том, что суммарная сила сопротивления качению у автомобиля ЗИЛ-130 и у зарубежных автомобилей практически одинакова как в начале эксплуатации автомобиля, так и после определенного пробега.

Скоростные качества автомобиля

Скоростные качества нового автомобиля оценивали на осно­ вании максимальной скорости движения, приемистости (путь и время разгона) и средних скоростей движения в различных до­ рожных условиях. Результаты испытаний автомобилей ЗИЛ-130,

370