Файл: Художественная обработка металла в Бурятии [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вероятно, упоминавшийся здесь слесарь, имевший в своем распоряжении только кузнечные мехи и небольшое железное гладило и при этом проявлявший большое искусство в своем деле, является носителем древней традиции народного ремесла. Н. А. Бестужев, описывая процесс работы мастера, тут же отмечал, что он никогда не видел, чтобы чугун можно было заделывать таким образом.

По некоторым преданиям, у прежних кузнецов были свои секреты обработки сырого железа (мяайан тумэр), его сварки (тумэр шэрээхэ), пайки при помощи стеклян­ ного камня (шэлэ шулуун), кварцевых песков. Об от­ дельных процессах нынешние мастера имеют смутное представление, знают о них понаслышке. Так, возможно, неточны сведения о добавлении к железу при его варке лошадиных копыт и волос для превращения мягкого железа в твердое (хатуу тумэр).

Судя по сохранившимся преданиям, буряты пользо­ вались свойством железа закаливаться. В настоящее время закалка железа производится следующим обра­ зом: выкованный предмет постепенно и равномерно наг­ ревается на горячих углях, при мягкой закалке — до­ красна, при твердой — до синеватого оттенка, затем опускается в воду комнатной температуры.

То обстоятельство, что плавка железа, его пайка и закалка были сопряжены с большими трудностями, оче­ видно и обусловило особую выразительность в описании

этих моментов кузнечного ремесла,

которое явно ощу­

щается во всех народных преданиях.

 

Серебрение железа

 

Серебрение железа — один из

распространенных

способов художественной обработки металла бурятски­ ми кузнецами в прошлом. Наиболее древние образцы конской упряжи, охотничьего снаряжения и одежды ук­ рашены железными посеребренными пластинами.

Довольно подробно эта техника описана И. Гмелиным, который в феврале 1734 года побывал у бурят, живших вокруг Балаганского острога. Для того, чтобы посмотреть, как выкладывается железо серебром или золотом, Гмелин и его спутники попросили несколько мастеров-кузнецов сделать при них пробу.

29


Мастера выковали кусок железа нужной формы, за­ тем еще раз накалили его и дали остыть. После этого «насекли железо вдоль и поперек острым зубилом, кото­ рое все время отодвигали от себя, и постоянными уда­ рами молотка по зубилу наносили необходимые зарубки на железе. Таким образом, они три раза делали заруб­ ки, так что каждый раз зарубки получали другое направ­ ление и пересекали друг друга... После нанесения насечки они нагревали пластинку до воронения...»1.

На подготовленное железо накладывали тонкую пластинку серебра и вбивали молотком. Этот молоток «расширен с обоих концов, один конец гладкий, другой с насечками, следовательно, шероховат». При обработке железа молоток брали « в ширину» и били «плашмя»; для вбивания серебра пользовались «шероховатым кон­ цом, а для полировки — гладким»123.

В настоящее время серебрение железа уже не прак­ тикуется. Только в Кижингинском районе, где в недав­ нем прошлом процветало искусство седельщиков, можно найти предметы конской упряжи с посеребренными ме­ таллическими пластинами, выполненные известными мастерами.

Некоторые из ныне живущих мастеров имеют пред­ ставление о том, как выполнялась такого рода работа в прежнее время-. Описание процесса серебрения почти полностью совпадает с сообщением Г.мелина. Правда, по словам кижиигинских мастеров, зарубки па железе делаются не зубилом, а специальным молотком (борной алха), концы которого зазубрены узкими острыми бо­ роздками в двух направлениях в виде тончайшей сеточки нарезок (гемор бзрнейлхв— это значит обработать же­ лезо молотком с бороздками).

Помимо того, что железная пластина предварительно должна быть накалена и слегка остужена, особой под­ готовки требует серебро. Его подогревают, железным инструментом снимают с него нагар и на очень ровной наковальне превращают в тонкую пластинку. По неко-

1 Э. П. 3 п и и с р. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII века. Иркутск, Вост.-Сиб. кп.

нзд-по, 1968; стр. 159—161.

2Т а м ж е.

3Записано В. Ш. Гуигаровым со слов Сапжамитыиа Цыдыпо-

внча Агбанова в с. Куорка в сентябре 1971 года.

31

кн из бересты или бумаги, по которым проводят бронзо­ вым карандашом, после чего выкройки снимаются и очи­

щаются.

По тем же сведениям, для нанесения золота или се­ ребра на медную пластинку место покрытия нужно очи­ щать слюной. Если же вымыть водой, то серебрения или

золочения не получится.

Отбеливание серебра в старину производилось золой (унэЬэн), солонцами (хужир), а также раствором, в состав которого входила облепиха1.

Насечка серебром и оловом по железу и стали

При насечке оловом по железу используется свойство легкоплавкости олова. На железную пластину острыми резцами наносят узор. Затем на поверхности пластины рассыпают олово и постепенно нагревают железо. Оло­ во плавится и залипает углубления рисунка. После этого все лишнее убирается напильником.

Узоры, полученные таким образом, недолговечны, так как олово окисляется и отлетает.

Серебряная насечка, выполнявшаяся в прошлом, составляет один технологический процесс вместе с сереб­ рением железных пластин, описанном выше.

И. Гмелин отметил, что бурятские мастера, которым было дано задание выложить серебром железную плас­ тину, пользовались для своей работы как тонкими пластинками, так и проволокой из серебра. На подготов­ ленное соответствующим образом железо был нанесен рисунок. Сначала мастера вкладывали один конец прово­ локи и вбивали его, затем тянули проволоку до другого конца, по рисунку вбивая ее по всей длине и отщипыва­ ли, когда рисунок кончался. После того, как все изобра­ жение было готово, по проволоке били «до тех пор, пока она не садилась в нанесенные насечки»12.

Пл авили серебро сами мастера -в железных сосудах. Проволоку протягивали «через отверстие соответствую­ щего размера».

Точно таким же способом наносили серебряную на­ сечку на предметы конской упряжи и седла кижингинские мастера-седельщики в недавнем прошлом.

1

Г1о

сообщению

С.

Ц.

Агбанова.

западноевропейских

2

Э.

П. 3 и н н е р.

Сибирь

в известиях

путешественников и

ученых

XVIII

века, стр.

159—161.

3, Художественная обработка металла в Бурятии

33


Один из старейших

мастеров

Тункинского района

Г. С. Базаров

говорил

о черных

желваках

под кожей

белых лошадей

(сагаан

морнноп

харансаг),

которые в

прошлом использовались в составах для чернения желе­ за. Но подробностей этой техники мастер не знал.

Известно, что в XIX веке прославленный в Хоринске чеканщик Шоймпол Очиров, не раз выезжавший за пре­ делы Бурятии, побывавший, в частности, у калмыков, в своих поездках освоил технику чернения серебра. Произ­ ведения Очирова по технике применения черни не отли­ чаются от произведений кубачинских мастеров.

Чеканка по серебру

Для чеканки бурятские мастера брали самое чистое серебро, плавили его на угле в глиняном горшке, на нако­ вальне превращали в тонкую пластинку (не толще 0,3 мм) и клали на подогретую смолянистую массу — лаб.

Лаб изготовлялся раньше каждым мастером для се­ бя, рецепт его хранился в секрете. Основу его составля­ ла лиственничная смола. Кроме того, по некоторым све­ дениям, добавляли туда тонко отсеянную древесную золу, золу коровьего помета, темную землю, пропущен­ ную через сито с отверстиями в 0,3—0,4 мм, козий жир. Всю эту массу кипятили в металлическом горшке при небольшой температуре, затем выкладывали на дощеч­ ку, выравнивали, делали лепешкой, примерно, в 5 см толщиной и различной величины, в зависимости от наз­ начения предполагаемых работ. Наиболее распростра­ ненный размер 20x30 см2. Б. Тубшинов пользовался лабом, доставшимся ему в наследство от отца. В настоя­ щее время для тех же целей часто используется вар — гудрон.

После того как серебряная пластинка плотно при­ станет к смоле и остынет, мастер приступает непосред­ ственно к чеканке. Перед этим он наносит на пластинку рисунок часто при помощи трафарета из бумаги, на котором контуры изображения прокалывались острым ин­ струментом, а иногда еще посыпались темным порош­ ком, хорошо видным на поверхности серебра. Так, например, работал Тубшинов. Некоторые из мастеров трафаретом не пользовались, а наносили основные кон­ туры рисунка на глаз, держа чекан на листовом серебре и ударяя по нему мелкими ударами молотка.

3*

35


Чеканы изготовлялись из стали в виде палочек с острыми концами различного сечения от 0,8 до 1 мм и различной длины (до 100 мм). Для изготовления чека­ нов раньше использовали верхнюю кромку старой косылитовки. Закалкой инструментов занимался сам мастер. У хороших мастеров число чеканов достигало 200 штук.

В частности,

у

Гожоглоо-дархана из

Закамны было

232 чекана.

чекан отличался от другого размером и

Каждый

формой своего

острия — трехграпного,

четырехгранного,

круглого, выемчатого, зубчатого, точечного, продол­ говатого и т. и.

Разнообразны

также

молотки — железные, серебря­

ные, деревянные;

ножницы: тумэрэй хайша — для желе­

за, мунгэн хайша — для

серебра; приспособления для

наковальни — гурьбатай

душэ.

Используя свои инструменты, мастер-чеканщик доби­ вается четкого и точного рисунка серебряного изделия, его рельефной проработки. Для того, чтобы усилить вы­ разительность рельефа, он неоднократно снимает плас­ тинку и переворачивает ее на обратную сторону, выче­ канивая рисунок с двух сторон.

Раньше, когда мастеру приходилось выполнять много однородных изделий, например, ножей или огнив, он делал для себя штампы заготовок общей формы оправы и ее орнаментации. Но вся дальнейшая проработка рисунка велась вручную, все детали изделия тщатель­ нейшим образом отделывались при помощи чеканов точ­ ными ударами молотка.

Множество разнообразных штампов сделано было мастером из Кижннги Цыденом Нимаевым.

Чеканка по меди и латуни производилась подобным же образом, с использованием смолянистой массы.

Цветные металлы часто шли на изготовление круп­ ных изделий. Так, из меди и латуни делали украшения внешнего декора архитектурных комплексов. В данном случае техника обработки металла была иной. Мастер вырезал форму из лиственницы, чаще всего для одной половины изделия, и затем выколачивал по этой форме заранее заготовленные листы металла. Полученные та­ ким образом украшения сверху покрывались серебром или золотом.

36


Филигрань

Мастер, специалист по выполнению работ из волоче­ ной проволоки, назывался «шаблаад хэдэг дархан».

Шаб — инструмент для^волочения проволоки, пред­ ставляет собой дощечку "толщиной в 2—3 мм со мно­ жеством отверстий (30—50). Самое крупное из них имеет диаметр 3 мм, остальные постепенно уменьшаются при­ мерно на 0,1 мм и последнее отверстие — 0,2 мм в диа­ метре.

Серебро, которое идет па волочение, должно быть

мягким, высокой пробы

(«шабалганн мунгэн»,

«шабын

мунгэн»). Такое серебро

плавится,

куется до

тонкой

пластинки толщиной в

2—3 мм.

Затем эта

пластин­

ка разрезается по кругу для получения ленты шириной в 2—3 мм, неровные грани которой отбиваются на на­ ковальне молотком. Один конец ее подгоняется к само­

му большому отверстию

дощечки и протягивается

через него плоскогубцами

(«хабшуураар»). После этого

протягиваемый кусок металла равномерно разогревают и снова тянут плавно и осторожно к отверстию меньшего размера, и так до самого узкого отверстия. При этом отверстие смазывают маслом. Раньше мастера предпо­ читали козий жир, который быстро остывает, что препят­ ствует резкому спаду температуры трения в отверстии. Полученную проволоку наматывают на круглый стер­ жень. Чтобы она не мялась, под нее подкладывают кусок бересты.

В отличие от европейской филиграни, в которой ис­ пользовалась крученая проволока, бурятская проволо­ ка оставалась в основном ровной и насекалась по поверх­ ности с помощью специального инструмента «хаша». Частые и равномерно произведенные зарубки отдельных фрагментов филиграни производили не меньший декора­ тивный эффект, чем крученая проволока. К тому же за­ рубки получались разными, так как сам инструмент был двух видов — круглый (тухэрэен хаша) и седлообразный (эмээл хаша), двухзубчатый и многозубчатый. Круглый использовался для резьбы по всей проволоке, седлооб­ разный — для насечки по верхнему ее краю.

Филигрань может быть накладной и ажурной. В на­ кладной узоры из проволоки накладываются на пластин­ ку, которая служит основой для них. Ажурная не имеет такой основы, и узоры в виде завитков и спиралей скреп­

38