Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
кореиия при разгоне, торможении и поворотах создают не только опас ность для движения, но и неприятные ощущения у пассажиров.
Расчетливое, спокойное вождение автомобиля-такси, соблюдение и выбор правильной скорости, своевременная сигнализация, правиль ные приемы маневрирования и управление технически исправным авто
мобилем являются залогом безаварийной работы на автомобиле-такси.
§ 98. ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО
ГОРОДСКОГО ДВИЖЕНИЯ
В настоящее время более 60% всех дорожно-транспортных проис шествий в нашей стране происходит на улицах населенных пунктов
и городов, причем 40% из них приходится на областные и столичные
города. В городах преобладающим видом дорожно-транспортных проис шествий являются наезды на пешеходов (около 70%). При этом пример но в 35—40 случаях из 100 они происходят из-за незнания конкретных
условий движения водителями. Поэтому каждый водитель, работаю
щий на любом транспортном средстве, должен хорошо знать свой го
род, планировку магистралей, размещение торговых центров, столо вых, рынков, остановок общественно,го транспорта и мест скопления пешеходов.
Распределение дорожно-транспортных происшествий по объектам
уличной сети происходит следующим образом: на перекрестки прихо дится 20—25% от всех происшествий, на перегоны — 45—50%, в зо
нах остановок общественного транспорта — около 10%, в зонах пеше ходных переходов—до 15%.
Tla безопасность движения в городах влияет сама застройка улиц,
расположение промышленных объектов, расположение станций метро
и других сооружений. Водитель должен, изучив город, знать эти осо бенности и принимать своевременно меры предосторожности для пре дотвращения дорожно-транспортных происшествий.
Более 30% дорожно-транспортных происшествий, совершенных в
зоне остановок троллейбусов и автобусов, происходит по причине не
ожиданного выхода пешеходов из-за стоящего автобуса или троллей
буса.
Для безопасного проезда транспортными средствами останов
ки автобуса (троллейбуса) водитель, приближаясь к остановке, на которой уже остановился автобус (троллейбус), за 20—15 м до стоя щего автобуса должен снизить скорость до минимальной, переместить ся левее .« наблюдать за появлением пешеходов из-за впереди стояще
го автобуса. Кроме того, можно также обогнать автобус до его оста
новки.
Выше уже говорилось, что основной опасностью для водителя при управлении транспортным средством в городе является пешеход, а среди пешеходов особую опасность представляет пешеход пожилого.
возраста. Многие водители, да и не только водители, объясняют внеш нюю недисциплинированность пешеходов пожилого возраста их бес печностью. Но дело не столько в беспечности, сколько в психофизиоло-
315
гическом изменении организма человека пожилого возраста. Главная
причина несчастных случаев среди пожилых пешеходов — в их труд
ной приспособляемости к условиям уличного движения городов.
Осенью, в период туманов и изморози, когда нарушение биологи ческой активности человеческого организма проявляется более интен сивно, нежели в солнечные летние дни, каждый водитель обязан пом
нить, что всякого пожилого человека, вступающего на проезжую часть, надо рассматривать как потенциальную опасность из-за так называе мой «старческой вечер'ней слепоты». По свидетельству врачей, у чело
века в возрасте 70 лет круг видимости уменьшается до 15 лі, а дальше этого расстояния, особенно во время дождя или тумана, все контуры
предметов смазываются. Вот почему пожилые люди не различают иду щего навстречу человека, и, что еще хуже, приближающиеся транспорт ные средства кажутся нм далекими.
Нередко можно наблюдать, как сгорбленная старушка не слышит в уличном шуме громкого сигнала машины или визга тормозов. На слышит потому, что ее ухо не воспринимает высоких тонов. Кроме того, угол зрения у старых людей уменьшен до 45°, и они не могут, как это принято говорить, краем глаза заметить приближающееся транс портное средство. А если они и заметят его, то не успеют остановиться или отступить. Чаще всего они беспомощно топчутся на месте. В этом случае водитель обязан остановить автомобиль, так как попытка объе хать такого пешехода кончается трагически.
Кроме того, пожилой человек обладает замедленной реакцией, ему свойственна рассеянность. Об этом должен знать каждый водитель и заблаговременно принимать меры для обеспечения безопасности по жилого пешехода.
Специфическим является поведение на улицах городов пешехода детского возраста.. Водитель должен знать, что поступки и поведение ребенка на улице определяются в большей степени эмоциональными
чувствами, чем рассудком, в отличие от поведения взрослого человека.
Под впечатлением предшествующих событий ребенок (школьник) мо
жет внезапно выскочить из школы или другого детского учреждения, не обращая внимания на окружающую обстановку. Оказавшись перед
транспортным средством и заметив его, он под действием чувства
страха длительное время не сможет принять разумного решения и может начать безотчетно метаться в разные стороны. Водитель, подъ езжая к детскому учреждению или к скоплению детей на' улице, дол жен быть особенно внимательным и быть готовым к экстренной оста
новке при внезапном появлении ребенка на проезжей части перед автомобилем.
§99. ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
ВУСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ СКОЛЬЗКОСТИ
Признаками скользкой дороги являются пробуксовка колес ав томобиля и ухудшение управляемости его. Скользкость уменьшает
сцепление колес автомобиля с дорогой в следующих случаях;
316
на загрязненном сухом асфальте, так как пыль и грязь уменьшают шероховатость пдкрытия;
на асфальтированном покрытии, когда на его поверхности высту пает битум;
на дорожном покрытии в первое время после начала дождя в жар
кую погоду, когда, разогретое покрытие не смачивается каплями воды.
Особенно повышенная скользкость возникает в условиях гололеда, причем в условиях резких перепадов температур в холодное время она наступает быстрее, покрывая дорогутонкой пленкой льда. При го лоледе сцепные качества дорожного покрытия снижаются в 5—10 раз. Выпавший на обледенелое покрытие небольшой снег еще больше
ухудшает условия движения.
На снижение сцепных качеств дорожного покрытия оказывает
влияние его износ (шлифовка) колесами автомобиля. Более быстрой шлифовке подвержены диабаз-булыжное покрытие, а также асфальто бетонное покрытие в местах с резким изменением скорости движени-я. Местами наибольшей шлифовки покрытия являются!1’подъезды к пере кресткам, пешеходным переходам; подъезды к участкам дорог с огра
ниченной видимостью, зоны остановок общественного транспорта.
Значительную опасность представляет наезд колесами одной сто роны автомобиля на разлитое на дороге масло, на комья грязи, на грунт или неукатанный снег. При этом возможен занос автомобиля.
Меры, принимаемые водителем по предот вращению дорожно-транспортных происше ствий на скользкой дороге. Управлять автомобилем
на скользкой дороге следует плавно, постепенно изменяя режимы дви жения и не допуская больших ускорений, направленных как по про дольному движению автомобиля, так и в поперечном -направлении.
Это значит, что повороты рулевого колеса, разгон автомобиля и тор можение следует осуществлять плавно и постепенно.
Во всех руководствах неизменно рекомендуется осуществлять тор можение автомобиля на скользкой дороге без выключения сцепления. Это совершенно правильная рекомендация, которая существенно об легчает выполнение торможения и повышает безопасность. При скольз кой дороге нужно чрезвычайно точно дозировать величину тормозных усилий на колеса, чтобы не допускать блокирования и скольжения юзом задних • колес автомобиля при малой величине коэффициента
сцепления.
Безопасность движения на скользкой дороге обеспечивают: сни- . жение скорости, использование повышенных передач, плавные пово роты рулевого колеса, плавное торможение. На скользкой дороге при меняется многократное (прерыв'истое) торможение, происходящее в ре
зультате повторяющегося нажатия и отпускания педали тормоза без выключения сцепления.
817
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. |
УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ |
|
||||
|
|
|
ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОБУСОВ |
|
|
||
Глава I. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОБУСОВ |
|
||||||
§ |
1, Классификация и конструктивные особенности автобусов .... |
3 |
|||||
§ |
2. |
Характеристики автобусов.............. |
Í . . .'........................................... |
|
4 |
||
Глава И; ДВИГАТЕЛЬ . »................................ |
|
|
|
7 |
|||
§ |
3. Основные технико-экономические показатели двигателя................... |
■ • • |
7 |
||||
§ |
4. |
Механизмы двигателей ЗИЛ-375 и ЗИЛ-130............................. |
8 |
||||
§ |
5. Техническое обслуживание механизмов двигателя.................................. |
|
14 |
||||
§ |
6. |
Система смазки................................................................................................... |
|
|
|
17 |
|
§ |
7. |
Масла для двигателей...................................................................................... |
|
|
|
25 |
|
§ |
8. |
Система |
охлаждения ......................................................................................... |
агрегатов двигателя |
. . |
25 |
|
§ |
9. |
Привод |
вспомогательных |
29 |
|||
§ |
10. |
Система |
питания карбюраторных двигателей-ЗИЛ-375 и |
ЗИЛ-130 |
30' |
§ 11. Техническое обслуживание систем охлаждения, смазки и питания |
38 |
|||||
двигателя........................................................................................................................ |
|
АВТОБУСОВ |
|
|||
Глава III. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ |
|
43 |
||||
§ |
12. |
Основные сведения о полупроводниках................................................... |
|
43 |
||
§ |
13. |
Аккумуляторная батарея.............................................................................. |
|
|
49 |
|
§ |
14. |
Генератор, выпрямитель иреле-регулятор ................................................ |
|
51 |
||
§ |
15. |
Техническое обслуживаниеисточников тока............................................ |
|
57 |
||
§ |
16. |
Система зажигания..................................................................................... |
|
|
60 |
|
§ |
17. |
Техническое обслуживаниесистемы зажигания ... |
|
70 |
||
§ |
18. |
Стартер................................................................................................................ |
|
|
|
74 |
§ |
19. |
Система сигнализации..................................................................................... |
|
|
78 |
|
§ |
20. |
Система, освещения.......................................................................................... |
приборы |
|
80 |
|
§ |
21. |
Контрольно-измерительные |
|
82 |
||
§ |
22. |
Прочие электрические приборы................................................................... |
|
84 |
||
§ |
23. |
Техническое обслуживание стартера приборов освещения и |
сигнали |
|||
зации |
................................................................................................................................ |
|
|
|
87 |
|
Глава IV. ТРАНСМИССИЯ............................................................................................................................................... |
|
|
90 |
|||
§ |
24. |
Сцепление............................................................................... |
|
....................... |
|
91 |
§ |
25. |
Коробка передач................................................................................................ |
сцепления и механических |
коробок |
93 |
|
§ |
26. |
Техническое |
обслуживание |
94 |
||
передач........................................................................................................................... |
|
|
|
|||
§ 27. Гидромеханическая передача автобусов ЛиАЗ-677 иЛАЗ-698 ... |
96 |
|||||
§ |
£8. |
Техническое обслуживание гидромеханическойпередачи....................... |
|
106 |
||
§ |
29. |
Карданная и |
главная передачи.................................................................. |
|
108 |
|
§ 30. Техническое обслуживание карданной и главной передач................. |
112 |
|||||
Глава V. ХОДОВАЯ |
ЧАСТЬ................... |
;...................................................... |
|
ИЗ |
||
§ |
3J. |
Каркас несущего кузоваавтобуса................................................................. |
|
113 |
||
§ |
32. |
Передний мост................................................................................................. |
|
|
114 |
|
§ |
33. |
Задний мост |
..................................................................................................... |
|
|
115 |
§ |
$4. |
Подвеска........................................................................................................... |
|
|
|
116 |
§ |
35. |
Колеса и шины .............................................................................................. |
|
|
121 |
|
§ |
36. |
Техническое обслуживаниеходовой части автобусов........................... |
|
123 |
||
Глава VI. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ.................................................................... |
|
126 |
||||
§ 37. Рулевое управление автобусов..................................................... |
|
126ѵ |
||||
§ 38. Тормозная система автобусов.................................................................. |
|
; 136 |
||||
§ |
39. |
Техническое обслуживание механизмов управления.......................... |
|
.152 |
318
Глава VII. |
КУЗОВ АВТОБУСА . i |
i . |
i ≈ : ; i i -. ■. |
■. ■. -. -. -. |
-. -. -. -. : i i . |
159 |
||||
§ 40. Оборудование кузова автобуса...................................................................... |
|
|
159 |
|||||||
§ |
41. |
Техническое обслуживание механизмов кузовахавтобуса....................... |
166 |
|||||||
|
РАЗДЕЛ |
ВТОРОЙ. |
УСТРОЙСТВО. |
И ТЕХНИЧЕСКОЕ |
|
|||||
|
|
ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ C |
ДИЗЕЛЬНЫМИ |
|
||||||
ДВИГАТЕЛЯМИ. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ |
168 |
|||||||||
Глава VlII. |
УСТРОЙСТВО И РАБОТА |
ДИЗЕЛЬНОГО |
ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-236 . . |
|||||||
§ |
42. |
Работа |
двигателя ................................................................................... |
|
|
|
|
. . |
168 |
|
§ 43. Механизмы двигателя . .*.............................................................................. |
|
|
|
|
169 |
|||||
§ |
44. |
Техническое обслуживание механизмов двигателей................................ |
|
175 |
||||||
§ |
45. |
Системы охлаждения и смазки двигателя |
........................... |
|
176 |
|||||
§ 46. Техническое обслуживание систем охлаждения и смазки.................. |
184 |
|||||||||
§ 47. Система питания дизельных двигателей..................................................... |
|
|
186 |
|||||||
§ |
48. |
Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя |
199 |
|||||||
Глава IX. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ |
АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500 |
. . . i i ⅜ . . . |
204 |
|||||||
§ |
49. |
Генератор........................................................................................................... |
|
|
|
|
|
205 |
||
§ |
50. |
Стартер........................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
208 |
|
§ |
51. |
Система освещения исигнализации.............................................................. |
|
|
210 |
|||||
§ |
52. |
Техническое обслуживаниеприборов электрооборудования .... 213 |
||||||||
Глава X. ТРАНСМИССИЯ |
АВТОМОБИЛЯ МАЗ-500 ........................................................ |
|
. . . . |
215 |
||||||
§ |
53. |
Сцепление...................................................................... |
|
|
|
|
|
215 |
||
§ |
54. |
Коробка |
передач............................................................................................. |
|
|
|
|
|
218 |
|
§ |
55. |
Техническое обслуживание сцепления ɪɪ коробки передач автомо |
222 |
|||||||
биля |
МАЗ-500 ....................................... |
|
|
|
|
|
|
|||
Глава XI. |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ АВТОМОБИЛЯ МАЗ-500 .................................................................. |
|
224 |
|||||||
§ |
56. |
Рама и подвеска........................................................ |
|
|
|
•................................... |
|
225 |
||
§ |
57. |
Амортизаторы................................................................................................... |
|
|
|
|
|
225 |
||
§ |
58. |
Техническое обсл^кивание ходовой части автомобиля ... . . . . |
227 |
|||||||
Глава XII. |
МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ МАЗ-500 ................................. |
229 |
||||||||
§ |
59. |
Рулевое управление........................................................................................ |
|
|
|
|
229 |
|||
§ |
60. |
Тормозная система.......................................................................................... |
|
|
|
|
233 |
|||
§ |
61. |
Крепление кабины и ее отопление............................................................... |
|
|
237 |
|||||
§ 62. Техническое обслуживание механизмов управления.......................... |
ПОДВИЖНОГО |
238 |
||||||||
Глава XIII. |
ОСНОВНЫЕ |
ТИПЫ |
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО |
242 |
||||||
СОСТАВА .............................................................................. |
|
|
|
|
|
: |
......... |
|||
§ 63. Автомобиль-самосвал МАЗ-503 .................................................................. |
|
|
243 |
|||||||
§ |
64. |
Автомобиль-тягач МАЗ-504 |
......................................................................... |
|
|
|
245 |
|||
§ 65. Автомобиль-цистерна для перевозки молока.......................................... |
|
247 |
||||||||
§ 66. Автомобиль-цистерна для перевозки топлива ........................... |
|
249 |
||||||||
|
67. Автопоезд-зерновоз и автомобилеразгрузчик, применяемые при пе |
250 |
||||||||
ревозке зерна............................................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
||||
§ |
68. |
Автомобили для перевозки скоропортящихся грузов ........ |
|
251 |
||||||
|
|
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО |
|
|||||||
ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА |
|
|||||||||
Глава XIV. |
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ЕГО |
253 |
||||||||
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ................................ |
|
ä , . . . . |
||||||||
§ |
69. |
Виды технического обслуживания и ремонта.......................................... |
|
253 |
||||||
§ 70. Перечень операций технического обслуживания..................... |
|
255 |
||||||||
§ |
71. |
Виды подвижного состава............ |
|
, . ._..................................................... |
|
. |
263 |
|||
§ |
72. |
Основные показатели работы подвижного состава......................... |
264 |
319