Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кореиия при разгоне, торможении и поворотах создают не только опас­ ность для движения, но и неприятные ощущения у пассажиров.

Расчетливое, спокойное вождение автомобиля-такси, соблюдение и выбор правильной скорости, своевременная сигнализация, правиль­ ные приемы маневрирования и управление технически исправным авто­

мобилем являются залогом безаварийной работы на автомобиле-такси.

§ 98. ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИВНОГО

ГОРОДСКОГО ДВИЖЕНИЯ

В настоящее время более 60% всех дорожно-транспортных проис­ шествий в нашей стране происходит на улицах населенных пунктов

и городов, причем 40% из них приходится на областные и столичные

города. В городах преобладающим видом дорожно-транспортных проис­ шествий являются наезды на пешеходов (около 70%). При этом пример­ но в 35—40 случаях из 100 они происходят из-за незнания конкретных

условий движения водителями. Поэтому каждый водитель, работаю­

щий на любом транспортном средстве, должен хорошо знать свой го­

род, планировку магистралей, размещение торговых центров, столо­ вых, рынков, остановок общественно,го транспорта и мест скопления пешеходов.

Распределение дорожно-транспортных происшествий по объектам

уличной сети происходит следующим образом: на перекрестки прихо­ дится 20—25% от всех происшествий, на перегоны — 45—50%, в зо­

нах остановок общественного транспорта — около 10%, в зонах пеше­ ходных переходов—до 15%.

Tla безопасность движения в городах влияет сама застройка улиц,

расположение промышленных объектов, расположение станций метро

и других сооружений. Водитель должен, изучив город, знать эти осо­ бенности и принимать своевременно меры предосторожности для пре­ дотвращения дорожно-транспортных происшествий.

Более 30% дорожно-транспортных происшествий, совершенных в

зоне остановок троллейбусов и автобусов, происходит по причине не­

ожиданного выхода пешеходов из-за стоящего автобуса или троллей­

буса.

Для безопасного проезда транспортными средствами останов­

ки автобуса (троллейбуса) водитель, приближаясь к остановке, на которой уже остановился автобус (троллейбус), за 20—15 м до стоя­ щего автобуса должен снизить скорость до минимальной, переместить­ ся левее .« наблюдать за появлением пешеходов из-за впереди стояще­

го автобуса. Кроме того, можно также обогнать автобус до его оста­

новки.

Выше уже говорилось, что основной опасностью для водителя при управлении транспортным средством в городе является пешеход, а среди пешеходов особую опасность представляет пешеход пожилого.

возраста. Многие водители, да и не только водители, объясняют внеш­ нюю недисциплинированность пешеходов пожилого возраста их бес­ печностью. Но дело не столько в беспечности, сколько в психофизиоло-

315


гическом изменении организма человека пожилого возраста. Главная

причина несчастных случаев среди пожилых пешеходов — в их труд­

ной приспособляемости к условиям уличного движения городов.

Осенью, в период туманов и изморози, когда нарушение биологи­ ческой активности человеческого организма проявляется более интен­ сивно, нежели в солнечные летние дни, каждый водитель обязан пом­

нить, что всякого пожилого человека, вступающего на проезжую часть, надо рассматривать как потенциальную опасность из-за так называе­ мой «старческой вечер'ней слепоты». По свидетельству врачей, у чело­

века в возрасте 70 лет круг видимости уменьшается до 15 лі, а дальше этого расстояния, особенно во время дождя или тумана, все контуры

предметов смазываются. Вот почему пожилые люди не различают иду­ щего навстречу человека, и, что еще хуже, приближающиеся транспорт­ ные средства кажутся нм далекими.

Нередко можно наблюдать, как сгорбленная старушка не слышит в уличном шуме громкого сигнала машины или визга тормозов. На слышит потому, что ее ухо не воспринимает высоких тонов. Кроме того, угол зрения у старых людей уменьшен до 45°, и они не могут, как это принято говорить, краем глаза заметить приближающееся транс­ портное средство. А если они и заметят его, то не успеют остановиться или отступить. Чаще всего они беспомощно топчутся на месте. В этом случае водитель обязан остановить автомобиль, так как попытка объе­ хать такого пешехода кончается трагически.

Кроме того, пожилой человек обладает замедленной реакцией, ему свойственна рассеянность. Об этом должен знать каждый водитель и заблаговременно принимать меры для обеспечения безопасности по­ жилого пешехода.

Специфическим является поведение на улицах городов пешехода детского возраста.. Водитель должен знать, что поступки и поведение ребенка на улице определяются в большей степени эмоциональными

чувствами, чем рассудком, в отличие от поведения взрослого человека.

Под впечатлением предшествующих событий ребенок (школьник) мо­

жет внезапно выскочить из школы или другого детского учреждения, не обращая внимания на окружающую обстановку. Оказавшись перед

транспортным средством и заметив его, он под действием чувства

страха длительное время не сможет принять разумного решения и может начать безотчетно метаться в разные стороны. Водитель, подъ­ езжая к детскому учреждению или к скоплению детей на' улице, дол­ жен быть особенно внимательным и быть готовым к экстренной оста­

новке при внезапном появлении ребенка на проезжей части перед автомобилем.

§99. ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

ВУСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОЙ СКОЛЬЗКОСТИ

Признаками скользкой дороги являются пробуксовка колес ав­ томобиля и ухудшение управляемости его. Скользкость уменьшает

сцепление колес автомобиля с дорогой в следующих случаях;

316


на загрязненном сухом асфальте, так как пыль и грязь уменьшают шероховатость пдкрытия;

на асфальтированном покрытии, когда на его поверхности высту­ пает битум;

на дорожном покрытии в первое время после начала дождя в жар­

кую погоду, когда, разогретое покрытие не смачивается каплями воды.

Особенно повышенная скользкость возникает в условиях гололеда, причем в условиях резких перепадов температур в холодное время она наступает быстрее, покрывая дорогутонкой пленкой льда. При го­ лоледе сцепные качества дорожного покрытия снижаются в 5—10 раз. Выпавший на обледенелое покрытие небольшой снег еще больше

ухудшает условия движения.

На снижение сцепных качеств дорожного покрытия оказывает

влияние его износ (шлифовка) колесами автомобиля. Более быстрой шлифовке подвержены диабаз-булыжное покрытие, а также асфальто­ бетонное покрытие в местах с резким изменением скорости движени-я. Местами наибольшей шлифовки покрытия являются!1’подъезды к пере­ кресткам, пешеходным переходам; подъезды к участкам дорог с огра­

ниченной видимостью, зоны остановок общественного транспорта.

Значительную опасность представляет наезд колесами одной сто­ роны автомобиля на разлитое на дороге масло, на комья грязи, на грунт или неукатанный снег. При этом возможен занос автомобиля.

Меры, принимаемые водителем по предот­ вращению дорожно-транспортных происше­ ствий на скользкой дороге. Управлять автомобилем

на скользкой дороге следует плавно, постепенно изменяя режимы дви­ жения и не допуская больших ускорений, направленных как по про­ дольному движению автомобиля, так и в поперечном -направлении.

Это значит, что повороты рулевого колеса, разгон автомобиля и тор­ можение следует осуществлять плавно и постепенно.

Во всех руководствах неизменно рекомендуется осуществлять тор­ можение автомобиля на скользкой дороге без выключения сцепления. Это совершенно правильная рекомендация, которая существенно об­ легчает выполнение торможения и повышает безопасность. При скольз­ кой дороге нужно чрезвычайно точно дозировать величину тормозных усилий на колеса, чтобы не допускать блокирования и скольжения юзом задних • колес автомобиля при малой величине коэффициента

сцепления.

Безопасность движения на скользкой дороге обеспечивают: сни- . жение скорости, использование повышенных передач, плавные пово­ роты рулевого колеса, плавное торможение. На скользкой дороге при­ меняется многократное (прерыв'истое) торможение, происходящее в ре­

зультате повторяющегося нажатия и отпускания педали тормоза без выключения сцепления.

817


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.

УСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ

 

 

 

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОБУСОВ

 

 

Глава I. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОБУСОВ

 

§

1, Классификация и конструктивные особенности автобусов ....

3

§

2.

Характеристики автобусов..............

Í . . .'...........................................

 

4

Глава И; ДВИГАТЕЛЬ . »................................

 

 

 

7

§

3. Основные технико-экономические показатели двигателя...................

■ • •

7

§

4.

Механизмы двигателей ЗИЛ-375 и ЗИЛ-130.............................

8

§

5. Техническое обслуживание механизмов двигателя..................................

 

14

§

6.

Система смазки...................................................................................................

 

 

 

17

§

7.

Масла для двигателей......................................................................................

 

 

 

25

§

8.

Система

охлаждения .........................................................................................

агрегатов двигателя

. .

25

§

9.

Привод

вспомогательных

29

§

10.

Система

питания карбюраторных двигателей-ЗИЛ-375 и

ЗИЛ-130

30'

§ 11. Техническое обслуживание систем охлаждения, смазки и питания

38

двигателя........................................................................................................................

 

АВТОБУСОВ

 

Глава III. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

 

43

§

12.

Основные сведения о полупроводниках...................................................

 

43

§

13.

Аккумуляторная батарея..............................................................................

 

 

49

§

14.

Генератор, выпрямитель иреле-регулятор ................................................

 

51

§

15.

Техническое обслуживаниеисточников тока............................................

 

57

§

16.

Система зажигания.....................................................................................

 

 

60

§

17.

Техническое обслуживаниесистемы зажигания ...

 

70

§

18.

Стартер................................................................................................................

 

 

 

74

§

19.

Система сигнализации.....................................................................................

 

 

78

§

20.

Система, освещения..........................................................................................

приборы

 

80

§

21.

Контрольно-измерительные

 

82

§

22.

Прочие электрические приборы...................................................................

 

84

§

23.

Техническое обслуживание стартера приборов освещения и

сигнали­

зации

................................................................................................................................

 

 

 

87

Глава IV. ТРАНСМИССИЯ...............................................................................................................................................

 

 

90

§

24.

Сцепление...............................................................................

 

.......................

 

91

§

25.

Коробка передач................................................................................................

сцепления и механических

коробок

93

§

26.

Техническое

обслуживание

94

передач...........................................................................................................................

 

 

 

§ 27. Гидромеханическая передача автобусов ЛиАЗ-677 иЛАЗ-698 ...

96

§

£8.

Техническое обслуживание гидромеханическойпередачи.......................

 

106

§

29.

Карданная и

главная передачи..................................................................

 

108

§ 30. Техническое обслуживание карданной и главной передач.................

112

Глава V. ХОДОВАЯ

ЧАСТЬ...................

;......................................................

 

ИЗ

§

3J.

Каркас несущего кузоваавтобуса.................................................................

 

113

§

32.

Передний мост.................................................................................................

 

 

114

§

33.

Задний мост

.....................................................................................................

 

 

115

§

$4.

Подвеска...........................................................................................................

 

 

 

116

§

35.

Колеса и шины ..............................................................................................

 

 

121

§

36.

Техническое обслуживаниеходовой части автобусов...........................

 

123

Глава VI. МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ....................................................................

 

126

§ 37. Рулевое управление автобусов.....................................................

 

126ѵ

§ 38. Тормозная система автобусов..................................................................

 

; 136

§

39.

Техническое обслуживание механизмов управления..........................

 

.152

318


Глава VII.

КУЗОВ АВТОБУСА . i

i .

i ≈ : ; i i -. ■.

■. ■. -. -. -.

-. -. -. -. : i i .

159

§ 40. Оборудование кузова автобуса......................................................................

 

 

159

§

41.

Техническое обслуживание механизмов кузовахавтобуса.......................

166

 

РАЗДЕЛ

ВТОРОЙ.

УСТРОЙСТВО.

И ТЕХНИЧЕСКОЕ

 

 

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ C

ДИЗЕЛЬНЫМИ

 

ДВИГАТЕЛЯМИ. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

168

Глава VlII.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА

ДИЗЕЛЬНОГО

ДВИГАТЕЛЯ ЯМЗ-236 . .

§

42.

Работа

двигателя ...................................................................................

 

 

 

 

. .

168

§ 43. Механизмы двигателя . .*..............................................................................

 

 

 

 

169

§

44.

Техническое обслуживание механизмов двигателей................................

 

175

§

45.

Системы охлаждения и смазки двигателя

...........................

 

176

§ 46. Техническое обслуживание систем охлаждения и смазки..................

184

§ 47. Система питания дизельных двигателей.....................................................

 

 

186

§

48.

Техническое обслуживание системы питания дизельного двигателя

199

Глава IX. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500

. . . i i ⅜ . . .

204

§

49.

Генератор...........................................................................................................

 

 

 

 

 

205

§

50.

Стартер...........................................................................................

 

 

 

 

 

 

208

§

51.

Система освещения исигнализации..............................................................

 

 

210

§

52.

Техническое обслуживаниеприборов электрооборудования .... 213

Глава X. ТРАНСМИССИЯ

АВТОМОБИЛЯ МАЗ-500 ........................................................

 

. . . .

215

§

53.

Сцепление......................................................................

 

 

 

 

 

215

§

54.

Коробка

передач.............................................................................................

 

 

 

 

 

218

§

55.

Техническое обслуживание сцепления ɪɪ коробки передач автомо­

222

биля

МАЗ-500 .......................................

 

 

 

 

 

 

Глава XI.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ АВТОМОБИЛЯ МАЗ-500 ..................................................................

 

224

§

56.

Рама и подвеска........................................................

 

 

 

•...................................

 

225

§

57.

Амортизаторы...................................................................................................

 

 

 

 

 

225

§

58.

Техническое обсл^кивание ходовой части автомобиля ... . . . .

227

Глава XII.

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ МАЗ-500 .................................

229

§

59.

Рулевое управление........................................................................................

 

 

 

 

229

§

60.

Тормозная система..........................................................................................

 

 

 

 

233

§

61.

Крепление кабины и ее отопление...............................................................

 

 

237

§ 62. Техническое обслуживание механизмов управления..........................

ПОДВИЖНОГО

238

Глава XIII.

ОСНОВНЫЕ

ТИПЫ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО

242

СОСТАВА ..............................................................................

 

 

 

 

 

:

.........

§ 63. Автомобиль-самосвал МАЗ-503 ..................................................................

 

 

243

§

64.

Автомобиль-тягач МАЗ-504

.........................................................................

 

 

 

245

§ 65. Автомобиль-цистерна для перевозки молока..........................................

 

247

§ 66. Автомобиль-цистерна для перевозки топлива ...........................

 

249

 

67. Автопоезд-зерновоз и автомобилеразгрузчик, применяемые при пе­

250

ревозке зерна...............................................................................................................

 

 

 

 

 

 

§

68.

Автомобили для перевозки скоропортящихся грузов ........

 

251

 

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО

 

ОБСЛУЖИВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

 

Глава XIV.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ЕГО

253

ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ................................

 

ä , . . . .

§

69.

Виды технического обслуживания и ремонта..........................................

 

253

§ 70. Перечень операций технического обслуживания.....................

 

255

§

71.

Виды подвижного состава............

 

, . ._.....................................................

 

.

263

§

72.

Основные показатели работы подвижного состава.........................

264

319