Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дорожные условия. Состояние проезжей части может быть сухим, мокрым, грязным, заснеженным, обледенелым. На сухом

.асфальтобетонном покрытии коэффициент сцепления равен 0,8, при обледенелом он становится почти в 10 раз меньше, соответственно уве­ личивается и тормозной путь автомобиля. Профиль дороги может быть горизонтальным, иметь уклон или подъем. При прочих равных усло­ виях движения скорость автомобиля на уклоне (спуске) должна быть меньше, чем на горизонтальном участке дороги. Чем круче спуск, тем больше следует снижать скорость.

C повышением скорости у автомобиля возрастает кинетическая энергия, а на поворотах возникает центробежная сила, от чего автомо­

биль может потерять устойчивость. При превышении скорости увели­

чивается радиус поворота, и при правом повороте автомобиль может

вынести на встречную полосу, при левом — в. кювет.

Поворот автомобиля с минимальным радиусом возможен только

на небольшой скорости в пределах 5—10 км/ч.

Из анализа дорожно-транспортных происшествий, проведенного ВНИИ Министерства внутренних дел СССР, видно, что преобладаю­

щим видом дорожно-транспортных происшествий на загородных доро­ гах является опрокидывание транспортных средств; большинство опро­ кидываний происходит на поворотах из-за неправильно выбранной скорости движения. Не менее важное значение имеет выбор правиль­

ной скорости при движении в городах. По данным исследований НИИАТ причин дорожно-транспортных происшествий в таксомотор­

ных парках Москвы, установлено, что 83% дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями автомобилей-такси, произо­ шло на широких улицах с шириной проезжей части свыше 9 м. При­

чиной этого является неправильный выбор скорости с ориентировкой лишь на благоприятные дорожные условия.

C повышением скорости движения резко возрастает тяжесть послед­

ствий дорожно-транспортных происшествий. Так, если при скорости 80 км/ч на каждые 100 машин, участвующих в дорожно-транспортных

происшествиях, приходится 40 убитых и раненых, то при скорости 125 км/ч — уже около 140.

Многие думают, что превышение скорости дает большой выигрыш времени. На самом деле этот «выигрыш» весьма и весьма незначителен, и он не оправдывается риском не только на коротких, но и на доволь­ но больших расстояниях.

Автомобиль постоянно движется в различных дорожных условиях с постоянно меняющейся скоростью. При изменении скорости водитель должен правильно выбрать безопасную дистанцию. Как правило, на сухом асфальтобетонном покрытии дистанцию между автомобилями в метрах приблизительно устанавливают равной численному значению скорости в километрах; на скользкой дороге она должна быть увеличе­ на не менее чем в 2 раза. Данные статистики показывают, что многие

водители не умеют правильно выбирать безопасную дистанцию. Так, по данным исследований НИИ автомобильного транспорта, 75% мел­ ких столкновений автомобилей-такси в Москве происходит из-за не-

811


правильного выбора дистанции безопасности и поспешности при проез­ де перекрестков.

Скорость — большое достоинство автомобиля, и она сама по себе не опасна. Но выбирать ее нужно разумно и расчетливо, соответствен­ но конкретным условиям движения.

§ 96. ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОБУСОВ

Наиболее ответственной является работа водителей автобусов.

От мастерства и дисциплинированности водителей автобусов зависят четкость и безопасность пассажирских перевозок.

Основными особенностями работы водителя автобуса при город­ ских перевозках являются:

частый подъезд к остановкам; наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров;

вождение автобуса без резких маневров и торможения во избежаниечіадения пассажиров; - ■.

выполнение комплекса обязанностей, связанных с бескондукторной

работой; вождение автобуса с перегрузкой в часы «пик».

Приближение к остановке и отъезд от нее сопряжены с перестрое­ нием в' рядах. При этом водитель обязан включить соответствующий указатель поворота и вести наблюдение не только за другими транс­ портными средствами, но особенно за ожидающими посадку пассажи­ рами. Для четкости действий водителя в этой обстановке большое зна­ чение имеет правильная установка зеркал заднего вида и содержание их в чистоте.

Во время посадки водитель должен следить за нормальным напол­ нением пассажирского помещения. Перегрузка автобуса является очень опасной, если меры, принятые водителем, не позволяют ее избежать,

движение должно осуществляться с повышенной осторожностью и уменьшенной скоростью.-

Важнейшим условием плавного, без резких изменений скорости движения автобуса является хорошее знание водителем всех особен­ ностей движения-на маршруте. Это прежде всего точное знание распо­ ложения всех остановок, состояния дорожного покрытия и участков/

где наблюдается наибольшее движение пешеходов и транспортных средств по пересекающим направлениям. Знание особенностей марш­

рута позволяет водителю правильно выбирать скорость и своевремен­ но ее снижать.

Водитель должен помнить, что при резком торможении и манев­

рировании пассажиры могут получить травмы. Если в автобусе на­ ходится значительное количество стоящих пассажиров, то всякое рез­

кое изменение скорости или направления движения вызывает переме­ щение пассажиров,. увеличивающее поперечные и продольные крены Автобуса, в результате чего может снизиться эффективность действия тормозов, что особенно опасно на спусках и подъемах. .

Учитывая большие габаритные размеры автобуса и отсутствие видимости сзади, водитель должен проявлять особую осторожность

312


при движении задним ходом (например, на конечных остановках),

пользуясь помощью .кондуктора (если он имеется) или другого водите­ ля. Если никого нет, перед началом движения водителю следует выйти из автобуса и внимательно осмотреть место предстоящего маневриро­ вания.

Для остановки на маршруте (например, для того чтобы долить воды в радиатор и.др.) водитель должен выбирать горизонтальный участок

дороги, предварительно отключать двигатель и затормаживать автобус ручным тормозом. При вынужденной остановке па уклоне следует устанавливать специальные упоры под колеса автобуса и не покидать автобус во избежание его самопроизвольного движения под уклон.

Во всех случаях вынужденной или преднамеренной остановки ав­ тобуса на проезжей части улицы или дороги в темное время обязатель­ но включить габаритные огни, чтобы облегчить ориентировку других водителей и уменьшить опасность наезда на автобус сзади.-

Вождение автобуса на загородных дорогах имеет ряд своих особен­ ностей.

На загородных дорогах автобус движется длительное время с вы­ сокой скоростью. В связи с этим для безопасности междугородных перевозок пассажиров большое значение имеет хорошее психофизи­ ологическое состояние водителя, надежность всех узлов и механизмов автобуса. При высокой скорости автобуса требуется исключительное внимание, высокая точность действий и самообладание водителей.

При движении на дорогах со скоростью 70—80 км/ч дальность на­ блюдения водителя автобуса должна быть не менее 500—600 м, только при этом условии водитель может своевременно принять меры к сни­

жению скорости или остановке.

При управлении автобусом на загородных дорогах недопустимо рез­

кое торможение и повороты рулевого колеса,, запрещается использо­

вать накат.

Большое значение для безопасности движения имеет изучение пред­

стоящего маршрута.

По междугородным маршрутам водитель должен знать, какие насе­

ленные пункты он будет пересекать, где находятся места скопления людей и автомобилей на дороге (рынйи, автозаправочные станции, же­ лезнодорожные вокзалы и т. д.); в каком месте имеются затяжные спус­

ки, особенно спуски с поворотами и мостами.

Данные статистики дорожно-транспортных происшествий говорят о том, что на 1000 единиц автобусов приходится в 3 раза больше дорож­ но-транспортных происшествий, чем на другие виды транспортных средств. Преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий в городах по вине водителей автобусов являются наезды на пешеходов,

которые составляют около 70% всех дорожно-транспортных проис­ шествий с автобусами; почти половина дорожно-транспортных проис­ шествий с автобусами приходится на зоны остановок общественного

транспорта и пешеходные переходыкм. Анализ/ч,

показывает, что большая

часть дорожно-транспортных происшествий

с автобусами случается

в диапазоне скоростей от 5 до 15

когда водитель воспринимает

скорость как состояние неподвижности,

теряет бдительность и позво-

г

 

813


ляет себе отвлекаться от наблюдения за дорогой. Свыше 60% дорожно-

транспортных происшествий с автобусами случается при неблаго­

приятных дорожных условиях, на мокрой или обледенелой дороге.

Водитель автобуса должен помнить, что пассажиры считают его спе­ циалистом высокой квалификации. Его обязанность — безопасным вождением, культурным обращением с пассажирами поддержать эту репутацию,

§ 97. ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ-ТАКСИ

Работа автомобиля-такси в городе весьма сложна для водителя и имеет ряд специфических особенностей. Эти особенности заключаются в отсутствии четкого планирования работы в течение рабочего дня, больших пробегах автомобиля за смену, в необходимости ориентиро­

ваться в схеме города, в выполнении расчетов с пассажирами.-

Движение с высокой скоростью в условиях интенсивного городского движения значительно повышает нагрузку на внимание водителя.

Внимание водителя должно распределяться между многими объектами (пешеходами, автомобилями, знаками, разметкой) и своевременно пере­ ключаться, чтобы оценивать и прогнозировать обстановку впереди,

сзади и на пересекающих улицах.

В результате высокого напряжения внимания при работе на авто­ мобиле-такси наступает быстрая утомляемость водителя. .

При работе на линии свыше 7 ч вероятность дорожно-транспортного происшествия с автомобилем-такси возрастает на 37%.

Большое количество дорожно-транспортных происшествий с авто- мобнлЯми-такси происходит в сумерки и в темное время суток. Не­ смотря на значительное уменьшение интенсивности движения транс­ портных средств и пешеходов, количество происшествий в темное время составляет 62% от всех дорожно-транспортных происшествий за сутки.

Особенно оно возрастает в период от 18 до 24 ч. Кроме того, большое количество дорожно-транспортных происшествий с автомобилямитакси происходит в субботу, воскресенье и праздничные дни.

83% дорожно-транспортных происшествий происходит на улицах с шириной проезжей части свыше 9 м, а наибольшая концентрация про­ исшествий происходит на магистральных улицах. Этот анализ дает основание считать, что основной причиной дорожно-транспортных про­

исшествий с автомобилями-такси является превышение скорости, по этой же причине с автомобилями-такси происходит большое количе­ ство столкновений на нерегулируемых перекрестках.

Общими для многих обследованных водителей автомобилей-такси являются такие нарушения правил движения, как игнорирование подачи сигнала поворота перед троганием с места стоянки и при подъ­

езде к месту высадки пассажиров, несоблюдение рядности движения

(движение около осевой линии при свободных правых рядах), прене­ брежение линиями разметки. Часть водителей автомобилей-такси со­ вершенно не считается с необходимостью обеспечения комфортабель­ ных и спокойных условий для пассажиров и других водителей, дви­

жущихся в транспортном потоке. Резкие продольные и боковые ус-

314