Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
Таблица 2
|
Параметры |
|
Карбюраторные четы |
Дизельные четырех |
|||
|
|
рехтактные двигатели |
тактные -двигатели |
||||
|
|
|
|
ЗИЛ-375 |
ЗИЛ-130 |
МЛН |
ЯМЗ-236 |
Число цилиндров |
|
|
8 |
8 |
6 |
6 |
|
Расположение цилиндров |
|
Ѵ-образ- |
Ѵ-образ- |
Рядное |
Ѵ-образ- |
||
|
|
|
|
ное |
ное |
горизон |
пое |
Диаметр цилиндров, |
мм |
|
108,0 |
100 |
тальное |
130 |
|
|
121 |
||||||
Ход поршня, мм |
|
|
95,0 |
95,0 |
150 |
104 |
|
Рабочий объем, л |
|
|
7,0 |
6,0 |
10,35 |
11,15 |
|
Степень сжатия |
|
|
6,5 |
6,5 |
17 |
16,5 |
|
Максимальная мощность, л. с. |
180 |
150 |
192 |
180 |
|||
Скорость |
вращения |
коленчатого |
3200 |
3200 |
2100 |
2100 |
|
вала двигателя, |
соответству |
|
|
|
I |
||
ющая |
максимальной мощности, |
|
|
|
|||
об/мин |
|
|
момент, |
47,5 |
41,0 |
71 |
67,0 |
Максимальный крутящий |
|||||||
кГ лі |
вращения |
коленчатого |
1800 ■ |
1600—1800 |
1300 |
1300—1400 |
|
Скорость |
|||||||
вала двигателя, соответству |
|
|
|
|
|||
ющая |
максимальному |
крутя-' |
|
|
|
|
щему моменту, об/мин
бюраторные, но они менее компактны, дороже в изготовлении и ремон те, имеют большой вес, поэтому они не получили широкого применения на легковых автомобилях итрузовых автомобилях средней грузоподъ емности.
На величин)' основных показателей, кроме конструктивных эле
ментов, оказывают влияние техническое состояние двигателя, качество применяемых топливо-смазочных материалов, работа систем питания
и зажигания, температурный режим двигателя, качество выполнения
регулировочных работ. Поэтому даже хорошо сконструированный дви гатель при плохом техническом обслуживании не сможет дать расчет ной эффективной мощности и экономичности. Краткая техническая характеристика двигателей автобусов и автомобиля МАЗ-500 приведе
на в табл. 2.
§ 4. МЕХАНИЗМЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ЗИЛ-375 И ЗИЛ-130
Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы пока заны на продольном разрезе двигателя ЗИЛ-375 (рис. 4).
Кривошипно-шатунный механизм состоит из двух групп деталей — неподвижных и подвижных.
К неподвижным деталям относят: блок 5 цилиндров с картером, го ловку цилиндров, картер 11 маховика с крышкой 12. Блок цилиндров двигателя выполнен вместе с верхней частью картера 15 двигателя и представляет собой Ѵ-образную чугунную отливку со вставными мок рыми гильзами 16. Для повышения коррозионной стойкости в верх-
8
9 *
Рис. 4. Продольный разрез двигателя ЗИЛ-375
нюю часть гильзы установлена кислотоупорная вставка. Гильзы 16 плотно устанавливают в блок. Уплотнение верхней части гильзы осу ществляется зажимом бурта гильзы между блоком- и головкой ци
линдров, а нижней части — двумя резиновыми кольцами.
Каждый ряд цилиндров сверху закрывается головкой цилиндров, которая выполнена из алюминиевого сплава. В головках цилиндров имеются клиновидные камеры сгорания с односторонним расположе нием клапанов, что обеспечивает хорошие условия газообмена в малом пространстве камеры и повышает скорость сгорания смеси.
Между блоком и головками цилиндров установлены прокладки из
. асбостального полотна. Каждая головка цилиндров прикреплена
к блоку болтами.
Для повышения жесткости конструкции боковые стенки картера опускаются ниже оси разъема коренных подшипников коленчатого вала на 66 мм. Снизу картер закрыт поддоном 14 картера.
К подвижным деталям кривошипно-шатунног.о механизма относят: поршни 7 с поршневыми кольцами, поршневые пальцы, шатуны 17,
..коленчатый вал 1 с маховиком 10.
Поршни 7 выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оло вом. В головку поршня залито чугунное кольцо, в котором прорезана канавка для верхнего наиболее нагруженного компрессионного коль ца. ■■
Поршневые пальцы плавающего типа, стальные, це ментированные, с осевой фиксацией пружинными кольцами.
Поршневые кольца — три компрессионных, одно масло съемное. Два верхних хромированы. Наружная поверхность нижнего компрессионного кольца выполнена конической; большое основание конуса обращено вниз. Компрессионные кольца устанавли вают так, чтобы выточка на внутренней поверхности была обращена
вверх.
Маслосъемное кольцо составное, состоит из двух плоских стальных
дисков и двух расширителей — осевого и радиального.
Шатуны 17 стальные, двутаврового сечения. В нижней головке
шатуна установлены триметаллические тонкостенные вкладыши (сталь ная лента, медноникелевый подслой, сплав Сос-6). В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Шатуны с поршнями ставят в цилиндры по меткам. Бобышка шатуна левой группы должна быть об ращена к носку коленчатого вала, а шатуна правой—к маховику. Лыс
ка на поршне любой группы должна быть обращена к носку коленчатого
вала.
Коленчатый вал 1 — стальной пятиопорный кованый с закаленными шейками. Шатунные и коренные шейки коленчатого вала соединяются между собой шеками, на которых имеются проти вовесы.'
Для обеспечения равномерной работы двигателя и облегчения пус
ка двигателя стартером на фланец хвостовика коленчатого вала уста навливают чугунный маховик 10 со стальным зубчатым венцом.
• Коленчатый вал в картере блока цилиндров двигателя крепится чугунными крышками коренных подшипников.
ю
Осевая фиксация коленчатого вала обеспечивается упорными шай бами, которые ставят по обеим сторонам первого коренного подшип ника. Шайбы изготовлены из стальной ленты толщиной 2 мм, на кото рую нанесены медноникелевый подслой и антифрикционный сплав
Сос-6. Для подачи смазки от коренных к шатунным подшипникам в ще ках вала имеются отверстия, а внутри шатунных шеек выполнены цен
тробежные ловушки для очистки масла, закрываемые заглушками.
Коленчатый вал сбалансирован в сборе с маховиком и удлинителем ступицы шкива.
Вкладыши опор коленчатого вала триметаллические, взаимозаме
няемые.
Для предотвращения утечки масла на переднем конце коленчатого
вала установлен резиновый каркасный .сальник, а на заднем конце вы полнены: канавка во вкладыше заднего коренного подшипника, масло
сбрасывающий гребень, маслоотгонная спиральная канавка, сальник из асбестовой набивки и резиновые уплотнители под крышкой 13 корен
ного подшипника.
Газораспределительный механизм (см. рис. 4) с верхним расположе нием клапанов, которое обеспечивает лучшее наполнение и очистку
цилиндров, допускает более высокую степень сжатия, уменьшает поте
ри тепла и повышает экономичность3, |
двигателя. Привод4 |
клапанов6 |
осу |
|||
ществляется8 |
от расположенного внизу общего для двух |
рядов9. |
цилинд |
|||
ров распределительного вала |
через толкатели штанги |
и коро |
||||
мысла на впускные и выпускные клапаны с пружинами |
|
|
||||
Распределительный |
в а л <3 изготовлен из стали и уста |
новлен на пяти опорах. Опорные шейки входят в пять биметаллических втулок, которые запрессовывают в блок цилиндров двигателя. Заодно с распределительным валом изготовлены кулачки привода клапанов,
эксцентрик привода топливного насоса, шестерня привода распре
делителя зажигания и масляного насоса.
Привод распределительного вала осуществляется от стальной шес терни коленчатого вала через чугунную шестерню 2 распределительного вала.
Правильная взаимная установка коленчатого и распределительного валов достигается установкой зацепления шестерен при совмещении меток на шестернях.
Для ограничения осевого перемещения распределительного вала применяют упорный фланец и распорное кольцо. Фланец крепят к дви гателю двумя болтами, а в отверстие фланца вставляют распорное коль цо. Разница между высотой распорного кольца и толщиной фланца
составляет 0,08—0,208 мм, что соответствует осевому зазору рас пределительного вала.
Толкатели 4 — стальные, пустотелые, цилиндрической фор мы. Для повышения прочности на торец толкателя наплавлен чугун.
Днище толкателя имеет сферически вогнутую поверхность, куда упи рается штанга.
Штанги 6 — стальные с закаленными сферическими концами. Клапаны изготовлены из жаростойкой стали. Выпускные кла паны для повышения долговечности имеют механизм проворачивания
и
|
и стержень |
клапана запол |
|||||
|
нен |
натрием, |
который при |
||||
|
температуре |
970 C перехо |
|||||
|
дит |
в жидкое состояние и |
|||||
|
интенсивно |
отводит |
тепло |
||||
|
от головки |
клапана. |
|
||||
|
Особенности устройства |
||||||
|
кривошипно-шатунного ме |
||||||
|
ханизма |
двигателя |
MAH. |
||||
|
Блок цйлиндров 2 |
||||||
|
(рис. 5) выполнен из специ |
||||||
|
ального |
серого |
чугуна в |
||||
|
общей |
отливке |
с |
карте |
|||
Рис. 5. Блок цилиндров двигателя МАИ |
ром |
двигателя., |
C |
одной |
|||
|
стороны |
блок |
цилиндров |
||||
|
закрыт |
двумя |
чугунны |
||||
|
ми |
головками, с |
другой — |
масляным штампованным поддоном картера с двумя маслосборниками.
Цилиндры имеют вставные сухие гильзы. По обе стороны цилиндров в блоке выполнены две полости : одна — для жидкостной рубашки ох лаждения, другая — для доступа к штангам и толкателям. Обе полости закрыты крышками 3 с уплотнительными прокладками.
Вкартере блока цилиндров на семи опорах крепится коленчатый
вал /, и на четырех опорах — распределительный вал.
Вголовках цилиндров 1 (рис. 6) имеются гнезда впуск
ных и выпускных клапанов 2 с впрессованными седлами из жароупор
ного чугуна и отверстия 3 под форсунки. На головке цилиндров смонти рованы клапаны и коромысла с осями. Каждая головка цилиндров
Рис, 6. Головка цилиндров двигателя MAH
12