Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

закрывает три цилиндра и крепится к блоку цилиндров болтами через-

уплотнительную прокладку.

Коленчатый вал 1 (см. рис. 5) вращается в триметаллических под­ шипниках (свинцовистая бронза с оловянным покрытием со стальной основой), располо?кенных в семи опорах вала. .

Средний подшипник, являясь упорным, воспринимает осевые на­ грузки. Он имеет два исполнения с буртиком или- с упорными кольца­

ми. Крышки коренных подшипников пронумерованы цифрами 1—7,

начиная от маховика, и менять местами их нельзя. Крышки коренных подшипников крепятся к постелям картера двумя болтами. Момент затяжки болтов равен 22 кГм.

Коленчатый вал выполнен из высокоуглеродистой Стали и имеет шесть шатунных шеек, напротив которых установлены прицепные про­ тивовесы. На одном конце коленчатого вала имеется фланец, к которо­ му болтами крепится маховик. На другом конце установлена шестерня распределительного вала ■ и гаситель крутильных колебаний.

Шатун 1 (рис. 7) стальной, двутаврового сечения. Нижняя го­ ловка шатуна имеет разъем под углом 45° для удобства снятия шатуна

через цилиндр. Подшипники нижней головки шатуна.по устройству аналогичны коренным подшипникам коленчатого вала. Вкладыши под­ шипников удерживаются от проворачивания усиками, входящими в уг­

лубления в стыках половин головки цилиндров. Нижняя половина го­

ловки шатуна крепится к верхней двумя

болтами

(момент затяжки

22

кГм).

Верхний

вкладыш имеет отверстие для выбрызгивания масла

на стенки цилиндров. В ,верхнюю головку2

шатуна запрессована брон­

зовая

втулка с прорезью4

для подвода смазки.

’Шатун соединяется

с поршнем через поршневой палец

плавающего тиг

 

 

Поршень

(см. рис. 7) выполнен из

 

 

высокопрочного алюминиевого сплава. В3

x

 

поршне имеется шаровая сферическая камера

 

сгорания. На поршень установлены кольца

 

 

(три компрессионных и одно маслосъемное),

 

 

которые

 

сделаны

из специального серого чу-

 

 

гуна.

 

 

 

 

 

3

хроми­

 

 

 

Верхнее компрессионное кольцо

 

?"•

 

ровано, оцо должно быть установлено замком

 

против

 

 

выемки под форсунку в сферической

 

 

камере сгорания,

а остальные развернуты че­

 

 

рез 90°. Зазор в замке должен быть 0,4—

1

 

0,6

мм.

Максимально допустимый зазор равен

 

1,5

мм.

 

При сборке поршня с шатуном необ­

 

 

ходимо, чтобы было совпадение по одной линии

 

 

более длинной части головки шатуна с выем­

 

 

кой под форсунку в сферической камере

t-

 

поршня.

 

При установке поршня в цилиндр эта

 

выемка должна быть обращена в сторону крыш- .

 

 

ки рубашки охлаждения блока цилиндров.

Рис

7. Поршень с ша-

 

Маховик — чугунный диск,

который

двнгателя MAH

крепится к коленчатому валу болтами (момент

тунол

 

13


затяжки 14 кГм). K маховику болтами крепится зубчатый венец для пуска двигателя стартером. Такое крепление позволяет переставлять

зубчатый венец другой стороной при износе зубьев. Газораспределительный механизм двигателя MAH не имеет сущест­

венных отличий от газораспределительного механизма двигателя ЗИЛ-

375.

§ 5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ДВИГАТЕЛЯ

Основные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя

Техническое состояние механизмов двигателя определяют внешним осмотром и проверкой их работы на различных режимах, контролем за расходом масла, прорывом газов в картер двигателя, проверкой из­

менения качества масла, величиной компрессии в цилиндрах, прослу­ шиванием и замером давления масла в системе смазки.

Основными признаками неисправностей механизмов двигателя яв­

ляются падение компрессии и стуки в двигателе. Затрудненный пуск двигателя, потеря его мощности, повышенный расход топлива и мас­ ла свидетельствуют о потере компрессии двигателя.

Причинами падения компрессии являются также износ поршней и цилиндров, пригорание или износ поршневых колец, неплотное при­

легание клапанов или головки цилиндров.

Причинами стуков двигателя являются износ различных деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

Стуки в области клапанной крышки свидетельствуют о поломке

пружины клапана и большом зазоре между клапаном и коромыслом.

Резкий металлический стук при холодном двигателе свидетельству­

ет об износе поршня и цилиндра.

Усиление стука при резком увеличении числа оборотов коленчатого

вала двигателя указывает на износ подшипников коленчатого вала. Если стук резкий — изношены шатунные подшипники, если глухой — коренные подшипники. Об износе коренных и шатунных подшипников свидетельствует также и падение давления масла, которое должно быть

при скорости вращения коленчатого вала двигателя, равной 1000 об/мин,

не менее 2,5 κΓ∕cMi.

Падение мощности двигателя, перерасход масла, образование на­

гара свидетельствует об износе поршней, поршневых колец, цилиндров двигателя и обнаруживается при снижении компрессии. Падение мощ­ ности двигателя, сопровождаемое «чиханием» карбюратора на двига­

теле ЗИЛ-375, указывает о неплотном прилегании впускного клапана.

Падение мощности двигателя, сопровождаемое выстрелами в глу­ шителе, указывает на неплотное прилегание выпускного клапана.

Приемы выполнения работ при техническом обслуживании механизмов двигателя

Проверка компрессии в цилиндрах карбю­ раторного двигателя компрессометром

(рис.8). Для этой проверки необходимо прогреть двигатель до 70—80° С,

14


Рис. 8. Проверка компрессии, в цилиндрах двигателя

вывернуть все свечи и полностью открыть дрос­ сель карбюратора. Уста­

новить наконечник 3 ком­ прессометра 5 в отверстие 2

под свечу зажигания и про­

вертыватьсек.

коленчатый вал

стартером

в течение 2 —

3

Давление по маномет­

ру компрессометра

Б

долж­

но

быть 7,0-7,2

кПсмг.

 

 

 

После проверки компрессии в одном цилиндре 1 выпустить воздух из компрессометра через клапан 4 и последовательно проверить компрес-

IS

а)

Pue. 10. Порядок затяжки гаек

а — ЯM3-236; б —МАИ;

сто во всех остальных цилиндрах. Разница величин давления в ци­ линдрах двигателя не должна превышать 1 kΠcm2∙.

Регулировка клапанов (рис. 9). Зазоры регулируют на холодных двигателях при полностью закрытых клапанах, т. е. при положении поршней в верхней точке конца такта сжатия.

Для регулировки необходимо:

осторожно снять крышки головок цилиндров и установить поршень первого цилиндра в конце такта сжатия по меткам установки зажига­ ния;

установить щуп 1 между коромыслом 3 и стержнем 2 клапана тол­

щиной 0,25—0,30 мм для двигателей ЗИЛ-375 и ЗИЛ-130; ослабить контргайку 4 и регулировочным винтом 5 отрегулировать

зазор, чтобы щуп был слегка зажат;

закрепить контргайку 4, удерживая отверткой регулировочный винт 5, вторично проверить зазор;

в порядке работы цилиндров двигателя отрегулировать зазоры

в остальных цилиндрах.

Аналогично регулируют клапаны на двигателе MAH. Нормальный тепловой зазор впускных клапанов должен быть равен 0,2 мм, выпуск­ ных — 0,25 мм. Для определения'в. м. т. такта сжатия шестого цилинд­ ра необходимо повернуть коленчатый вал до совмещения метки на ма­ ховике с меткой на картере сцепления. Начиная с шестого цилиндра, отрегулировать зазоры в клапанных механизмах в порядке работы ци-

16


z-----------------

 

 

 

 

013

05

04

 

012

017

09

Ol ’

08

160

14 ІО

6 2

3 7

Il

15

I Q о

О О

О О

О О

J

головок цилиндров двигателей;

ѳ —ЗИЛ-375 ■

линдров двигателя I—5—3—6—2—4. Клапаны следует регулировать

каждый раз после затяжки болтов стоек коромысел.

Проверка затяжки гаек креплениякм

голов­

ки ц и л и н д р о в. Затяжку гаек крепления

рекомендуется4

про­

верять в период обкатки двигателя через 500

пробега и при ТО-2.

Гайки и болты подтягивают динамометрическим ключом в последова­ тельности, указанной на рис. 10 цифрами (на прогретом двигателе в два приема). При окончательной затяжке необходимо прикладывать мо­ мент: на двигателях ЗИЛ—10— \2кГм, на двигателях ЯМЗ-236—24^- 26 кГм, на двигателях MAH — 18 кГм.

Для контроля момента затяжки, прилагаемого к рукоятке 1 дина­ мометрического ключа 4, служит указательная стрелка 3 и тарирован­ ная шкала 2.

§ 6. СИСТЕМА СМАЗКИ

Система смазки предназначена для подачи масла к трущимся поверх­

ностям для уменьшения трения, удаления продуктов износа и охлаж­

дения трущихся деталей двигателя. На современных двигателях при­ меняют комбинированную систему смазки, когда наиболее нагруженные

детали смазывают под давлением (подшипники коленчатого и распреде­ лительного валов, оси коромысел-клапанов и др.); часть деталей —

самотеком (толкатели, штанги, направляющие стержни^лака^в)',Хос~^

: x..y=;;. 0-4.


тальные трущиеся поверхности — разбрызгиванием (зеркало цилин­ дров, поршневые пальцы, кулачки распределительного вала).

Система смазки двигателя ЗИЛ-376 (рис. 11) включает в себя: ре­

зервуар для масла, в качестве которого используется поддон картера,

маслоприемник 14, двухсекционный масляный насос 4, фильтр 7 очист­ ки масла (центрифугу), маслораспределительную камеру 6, два ма­ гистральных канала 9 и 13, маслообменник 18 с подводящей 1 и отво­ дящей 12 трубками.

Смазка трущихся поверхностей двигателя осуществляется следу­ ющим образом. Из поддона картера масло через маслоприемник 14

засасывается в масляный насос 4. Через канал 5 в задней перегородке блока цилиндров насос под давлением подает масло в фильтр 7 очистки масла (центрифугу), откуда неочищенное масло, которое создает цен­ тробежную реактивную силу, снова стекает в поддон, а очищенное по­

ступает в маслораспределительную камеру 6. Из маслораспределитель­ ной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала 9 и 13 и далее подается к коренным подшипникам коленчатого вала.

По каналам в коленчатом валу масло подается к шатунным подшипни­ кам. В теле шатуна предусмотрено отверстие 17, в момент совпадения

18

которого с каналом в шейке

коленчатого вала масло вы­ прыскивается на стенку ци­ линдра. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъменым кольцом, через от­ верстия в канавке масло­

съемного кольца

отводится

внутрь

поршня

и

смазывает

опоры

поршневого

пальца

в бобышках

и

в

 

верхней

головке

шатуна.

Из перед­

него конца

правого

13

ма­

10

гистрального

канала

 

масло

подается11по

трубке 8,

а

для

смазки

компрессора

 

по

трубке

стекает

в

 

картер

двигателя. В средней шейке распределительного вала пре­ дусмотрены отверстия, при

совпадении которых с отвер­ стиями в блоке цилиндров один раз за оборот вала масло подается в каналы, выполненные в каждой го­

В систему смазки дви­ гателя

IВ корпус фильтра

ловке цилиндров16 .

Из

этих

 

 

 

масла двигателя ЗИЛ-375

каналов

масло

поступает

 

 

 

Центробежный

фильтр очистки

,в полую15 ось

коромысел,

 

 

 

 

 

i а через отверстия в ее стенке поступает к втулкам коромысел. Через

каналы

масло

самотекома

 

поступает4 —

для смазки штанг, клапанов -

и механизмов вращения клапанов.

 

 

 

шестеренчатый18..

Масляный7

н

с Q с

двухсекционный,

Верхняя секция насоса2,подает масло

в систему смазкн двигателя и

в фильтр

очистки масла, а нижняя — в масляный теплообменник

Редукционный клапан

 

кГ/см2

 

крышку масляного насоса, от­

встроенный в

регулирован на давление3,

3,2

 

 

и перепускает масло из напорнойкГ/см2.

полости

во всасывающую. В корпусе

нижней секции насоса встроен

перепускной клапан отрегулированный на давление 1,2

Минимальное давление масла в двигателе должно быть 1,5кГ/слі2 при

скорости вращения коленчатого вала двигателя 1200 об/мин.

Фильтр (центрифуг а) очистки масл.а (рис. 12) —

центробежный, с реактивным приводом. Масло, подаваемое насосом,

поступает под вставку 6, откуда часть масла через сетчатый фильтр 5

подается к двум жиклерам 1, а другая часть масла, обогнув сверху

вставку 6, поступает через пустотелую ось 8 в маслораспреде­ лительную камеру, очищаясь от грязи в центрифуге. Реактивная сила, создаваемая струями масла, вытекающими из жиклеров 1, за­ ставляет вращаться ротор 2 центрифуги вокруг оси 8 со скоростью

5000—6000 об/мин при давлении масла 3 кГ/см2. Под действием цент-

19