Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наивысший процент случаев наезда на человека соответствует со­ стоянию легкого опьянения водителя (22,1%) или состоянию так назы­ ваемого похмелья (32,2%).

Даже в состоянии легкого опьянения водитель опасен особенно по­ тому, что ему трудно оценить дорожную обстановку и принять пра­ вильное решение. Эта опасность (особенно проявляется в непредви­

денных сложных Ситуациях, так как после употребления даже незна­ чительного количества алкоголя скорость реакции снижается на X 30—40% и продолжает оставаться на низком уровне в течение 1 ч или даже дольше. Неблагоприятное действие алкоголя сказывается и на следующий день, а после сильного опьянения — даже и на тре­

тий день,

Глава *XX ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

ИИХ ПРИЧИНЫ

§93. РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

ИРОСТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Автомобильный транспорт. Первые автомобили появились в кон­ це XIX столетия. C тех пор количество автомобилей непрерывно рас­ тет и в настоящее время составляет свыше 270 млн. Увеличение авто­ мобильного парка происходит намного быстрей роста протяженности автомобильных дорог. В связи с этим резко возросла насыщенность до­ рог автомобилями, т. е. интенсивность движения. Особенно значительно увеличивается интенсивность движения на городских улицах и в на­ селенных пунктах, где возможности дорожного строительства ограни­

чены расположением зданий. В то же время увеличение выпуска лег­ ковых автомобилей влечет за собой снижение среднего уровня квали­ фикации водителей, так как растет количество автомобилистов, которые начинают управлять собственным автомобилем, не имея должного опыта и навыков вождения в сложных условиях городского движения.

Все вышеперечисленное наряду с другимифакторами ведет к уве­ личению количества происшествий и пострадавших при них.

Автомобильные катастрофы являются подлинным бедствием для современного общества. По данным ООН, на дорогах мира ежегодно по­

гибает более 200 тыс. человек и около 4 млн. человек получают увечья.

Предупреждение дорожных происшествий является первейшей обя­ занностью всех работников транспортных организаций, органов ГАИ и/Каждого водителя любого транспортного средства.

Классификация дорожно-транспортных происшествии. По стати­ стическому учету ГАИ, дорожно-транспортные происшествия подраз­ деляются на следующие виды: столкновения транспортных средств;

опрокидывание транспортных средств; наезды транспортных средств на препятствия; наезды транспортных средств на пешеходов; наезды

транспортных средств на велосипедистов; падение пассажиров из кузова; прочие дорожно-транспортные происшествия,

306'


Анализ дорожно-транспортных происшествий по РСФСР, опубли­ кованный Всесоюзным научно-исследовательским институтом Минис­ терства внутренних дел, показывает, что в городах преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий является наезд на пеше­

ходов, а на загородных дорогах наиболее часто происходят опрокиды­

вания транспортных средств.

Водители допускают ошибки в выборе скорости, недостаточно учи­ тывают факторы, влияющие на устойчивость автомобиля.

Наиболее насыщенным по дорожно-транспортным происшествиям является период с мая по октябрь. На эту половину года приходится 65% дорожно-транспортных происшествий от общего их количества за год. Это объясняется ростом интенсивности движения транспортных средств и пешеходов и повышением скоростей движения.

Наибольший процент дорожно-транспортных происшествий в те­ чение суток в городах приходится на период с 16 по 20 ч, т. е. в часы

«пик». Водители 3-го класса совершают в 1>5—2,0 раза больше дорож­ но-транспортных происшествий, чем водители 1-го класса (в удельных показателях на 1000 водителей).

Причины дорожно-транспортных происшествий по вине водителей.

Дорожно-транспортные происшествия происходят по разным причи­ нам, Причины, вызывающие дорожно-транспортные происшествия по.

по вине водителей, следующие: нарушение водителями Правил дорож­ ного движения; недостаточная квалификация водителей; техничес­

кая неисправность подвижного состава, неправильное размещение и крепление груза в кузове автомобиля-.

Самым опасным нарушением Правил дорожного движения являет­ ся управление автомобилем в нетрезвом состоянии. По этой причи­ не совершается около 40% дорожно-транспортных происшествий от общего количества происшествий, совершенных по вине водителя.

Кроме управления автомобилем в нетрезвом состоянии, наиболее часто приводят к дорожно-транспортным происшествиям следующие причины: неправильный выбор скорости для данных условий движения;

недостаточная внимательность и осмотрительность водителя; выезд на левую сторону дороги; несоблюдение правил обгона; нарушение правил проезда нерегулируемых перекрестков и площадей; нарушение правил проезда остановок общественного транспорта; неправильный “выбор

дистанции и интервала движения; нарушение правил проезда железно­

дорожных переездов; неисправность транспортных средств; ослепление водителя светом фар встречного автомобиля.

Специфическими причинами дорожно-транспортных происшест­

вий, характерными при грузовых перевозках, являются: неправиль­ ное расположение и крепление груза; нарушение правил перевозки пассажиров и грузчиков в кузове; неумение управлять автомобилем с прицепом; нарушение требований оборудования автопоезда.

При перевозке пассажиров в автобусах частыми причинами дорож­

но-транспортных происшествий являются: перегрузка автобусов; неосторожное, резкое управление автобусом, в результате чего пас­ сажиры получают травмы; невнимательность при приближении к оста­ новке, в начале движения, а также во время посадки и высадки пас-

307


сажіїров; недостатки в оборудовании автобуса (например, отсутствие

или неправильная установка зеркал заднего вида); движение с не­ исправностями ответственных узлов и механизмов автобусов.

Профилактическая работа по предупреждению дорожно-транспорт­ ных происшествий. Обеспечение безопасности движения транспортных

средств и пешеходов на улицах городов, населенных пунктов и на до­ рогах’ страны является сложной проблемой, для успешного решения которой требуются большие усилия и постоянное внимание государст­ венных, хозяйственных, профсоюзных и общественных организаций.

Решающая роль в предупреждении дорожно-транспортных проис­ шествий принадлежит водителю, всем работникам автотранспортных предприятий и широкой общественности.

Для контроля за состоянием автомобилей созданы комиссии обще­ ственного контроля за безопасностью движения при местных комите­ тах профсоюзов автотранспортных предприятий. Членов комиссии избирают на общем собрании коллектива открытым голосованием и йыдают им значки и удостоверения установленной формы. Выявленные

комиссией недостатки обсуждают на собрании коллектива.

Другой формой участия общественности в профилактике дорожно-

транспортных происшествий являются товарищеские суды, которые избираются на собрании коллективов автотранспортных предприятий сроком на 2 года.

Перечень дел, рассматриваемых товарищескими судами, определен положением о товарищеских судах.

Надзор за безопасностью движения возложен на органы Государст­ венной автомобильной инспекции. Органы ГАИ разрабатывают и осу­

ществляют мероприятия по улучшению организации движения на-ули­

цах и дорогах; осуществляют надзор за движением транспортных средств и пешеходов, регулируют его; осуществляют контроль за тех­

ническим состоянием транспортных средств и подготовкой водителей механических транспортных средств.

Применяют административные меры к нарушителям Правил до­ рожного движения. ГАИ исполняет свои обязанности во взаимодейст­

вии с администрацией автотранспортных предприятий, опираясь на помощь народных дружин.

§94. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО

'ДВИЖЕНИЯ

За нарушения требований Правил дорожного движения водителей

транспортных средств привлекают к дисциплинарной, административ­ ной и уголовной ответственности. К дисциплинарной ответственности водителей привлекает администрация автотранспортного предприятия,

ак административной ответственности — Госавтоинспекция.

Кводителям, нарушившим Правила дорожного движения, сотруд­ ники Госавтоинспекции могут применить следующие меры админист­ ративного воздействия: предупредить устно, сделать отметку в путевом

листе, сообщить о характере нарушения руководству автотранспорт-

сС8


ного предприятия и оштрафовать водителя на месте или взыскать штраф по протоколу. За допущенные водителем нарушения, представ­ ляющие особую опасность, делают отметку компостером в соответст­ вующей графе талона предупреждений.

За управление транспортным средством с неисправностями, угро­ жающими безопасности движения,. за нарушение правил перевозки людей на грузовых автомобилях, за эксплуатацию транспортных средств, не зарегистрированных в органах Госавтоинспекции или без номерных знаков, за управление транспортным средством без води­ тельского удостоверения налагается штраф до ГО руб.

При повторении в течение года одного из вышеуказанных наруше­

ний налагается штраф до 30 руб.

За несвоевременную регистрацию или несвоевременное представле­ ние в органы Госавтоинспекции транспортного средства для техничес­ кого осмотра, за остановку и стоянку в запрещенных местах налагается

штраф до 5 руб.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизуй» водители могут быть лишены водительского удостовере­ ния на'срок до одного года или оштрафованы в размере до 30 руб. за

управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.

За повторное или за грубое нарушение, повлекшее за собой дорож­ но-транспортное происшествие (если оно не попадает под статыо-уго- ловного кодекса), за использование служебного транспортного средства в личных корыстных целях налагается штраф в размере от 10 до 30 руб.

или водителя лишают удостоверения на право управления автомобилем на срок до трех лет.

За управление транспортным средством в'нетрезвом состоянии

в течение пяти лет после истечения срока лишения водителя удостове­ рения на право вождения, он может быть наказан штрафом от 10 до

50 руб. с лишением водительского удостоверения от двух до пяти лет.

За управление транспортным средством в состоянии опьянения во­ дителя могут привлечь к уголовной ответственности. Водители за уп­ равление транспортным средством в состоянии опьянения и лишенным права на управление за такое же нарушение наказывают лишением свободы на срок до одного года или исправительно-трудовыми работами на тот же срок или штрафом до 100 руб. с лишением права управлять

транспортным средством до пяти лет.

Срок лишения права на управленій трацспортным средством исчис­ ляется со дня принятия такого решения, а в случае уклонения води­

теля от сдачи удостоверения — с момента фактического изъятия води­

тельского удостоверения.

Указ предусматривает сокращение срока лишения права на управ­

ление транспортным средством в

случае добросовестного отношения

к труду и примерного поведения

лица, лишенного в административ­

ном порядке права на управление транспортным средством. Органы, принявшие такое решение, по истечении не менее половины установлен­ ного срока могут по ходатайству администрации предприятия или об­ щественных организаций сократить на оставшееся время срок.

22Э


При совершении дорожно-транспортного происшествия, повлекше­

го за собой тяжелые последствия (телесные повреждения, материаль­ ный ущерб, смерть), впновныев этом привлекаются к уголовной ответ­

ственности.

Так, за нанесение телесных повреждений или причиненный мате­ риальный ущерб потерпевшему виновный водитель может быть наказан лишением свободы до трех лет или исправительно-трудовым работам сроком до одного года.

При гибели одного человека или получении им тяжелых телесных повреждений в дорожно-транспортном происшествии виновный води­ тель может быть лишен свободы на срок до 10 лет, а если вследствие

нарушения водителем правил дорожного движения погибло несколько

человек, то виновного наказывают лишением свободы, на срок от 3 до

15 лет. ’

При этом в качестве дополнительного наказания его могут лишить прав управлять транспортным средством на срок до пяти лет.

Указ предусматривает ответственность лиц, контролирующих тех­ ническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.

Так, за выпуск на линию заведомо неисправных транспортных средств, за грубое нарушение правил эксплуатации их, если это явилось причиной смерти, телесных повреждений потерпевшего или его мате­

риального ущерба при дорожно-транспортном происшествии, винов­

*ные могут быть наказаны лишением свободы на срок до одного года или оштрафованы до 100 руб.

При нанесении материального ущерба при перевозке грузов авто­

транспортное предприятие, где работает водитель, может возложитьна него материальную ответственность, частично или полностью ком­ пенсировать нанесенный ущерб в зависимости от конкретных обстоя­ тельств дела.

Материальная ответственность может быть возложена независимо от привлечения виновного к административной или уголовной ответ­

ственности.

Глава XXI. ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ

ВРАЗЛИЧНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ

§95. ВЫБОР БЕЗОПАСНОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Неправильный выбор скорости для данных условий движения явля­ ется одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий как в городе, так и на загородных дорогах. При выборе скорости води­

тель должен учитывать дорожные условия, видимость и обзорность; ин­ тенсивность и характер движения транспортных средств и пешеходов, состояние своего транспортного средства и характер перевозимого гру­

за. При всех благоприятных условиях, кроме любрго одного, водитель не имеет права развивать предельно допустимую правилами движения скорость,

310