Файл: Наумов, Б. А. Автомобиль. Учебник водителя второго класса учебник при повышении квалификации водителей автомобилей на второй класс.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Наивысший процент случаев наезда на человека соответствует со стоянию легкого опьянения водителя (22,1%) или состоянию так назы ваемого похмелья (32,2%).
Даже в состоянии легкого опьянения водитель опасен особенно по тому, что ему трудно оценить дорожную обстановку и принять пра вильное решение. Эта опасность (особенно проявляется в непредви
денных сложных Ситуациях, так как после употребления даже незна чительного количества алкоголя скорость реакции снижается на X 30—40% и продолжает оставаться на низком уровне в течение 1 ч или даже дольше. Неблагоприятное действие алкоголя сказывается и на следующий день, а после сильного опьянения — даже и на тре
тий день,
Глава *XX ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ
ИИХ ПРИЧИНЫ
§93. РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
ИРОСТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Автомобильный транспорт. Первые автомобили появились в кон це XIX столетия. C тех пор количество автомобилей непрерывно рас тет и в настоящее время составляет свыше 270 млн. Увеличение авто мобильного парка происходит намного быстрей роста протяженности автомобильных дорог. В связи с этим резко возросла насыщенность до рог автомобилями, т. е. интенсивность движения. Особенно значительно увеличивается интенсивность движения на городских улицах и в на селенных пунктах, где возможности дорожного строительства ограни
чены расположением зданий. В то же время увеличение выпуска лег ковых автомобилей влечет за собой снижение среднего уровня квали фикации водителей, так как растет количество автомобилистов, которые начинают управлять собственным автомобилем, не имея должного опыта и навыков вождения в сложных условиях городского движения.
Все вышеперечисленное наряду с другимифакторами ведет к уве личению количества происшествий и пострадавших при них.
Автомобильные катастрофы являются подлинным бедствием для современного общества. По данным ООН, на дорогах мира ежегодно по
гибает более 200 тыс. человек и около 4 млн. человек получают увечья.
Предупреждение дорожных происшествий является первейшей обя занностью всех работников транспортных организаций, органов ГАИ и/Каждого водителя любого транспортного средства.
Классификация дорожно-транспортных происшествии. По стати стическому учету ГАИ, дорожно-транспортные происшествия подраз деляются на следующие виды: столкновения транспортных средств;
опрокидывание транспортных средств; наезды транспортных средств на препятствия; наезды транспортных средств на пешеходов; наезды
транспортных средств на велосипедистов; падение пассажиров из кузова; прочие дорожно-транспортные происшествия,
306'
Анализ дорожно-транспортных происшествий по РСФСР, опубли кованный Всесоюзным научно-исследовательским институтом Минис терства внутренних дел, показывает, что в городах преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий является наезд на пеше
ходов, а на загородных дорогах наиболее часто происходят опрокиды
вания транспортных средств.
Водители допускают ошибки в выборе скорости, недостаточно учи тывают факторы, влияющие на устойчивость автомобиля.
Наиболее насыщенным по дорожно-транспортным происшествиям является период с мая по октябрь. На эту половину года приходится 65% дорожно-транспортных происшествий от общего их количества за год. Это объясняется ростом интенсивности движения транспортных средств и пешеходов и повышением скоростей движения.
Наибольший процент дорожно-транспортных происшествий в те чение суток в городах приходится на период с 16 по 20 ч, т. е. в часы
«пик». Водители 3-го класса совершают в 1>5—2,0 раза больше дорож но-транспортных происшествий, чем водители 1-го класса (в удельных показателях на 1000 водителей).
Причины дорожно-транспортных происшествий по вине водителей.
Дорожно-транспортные происшествия происходят по разным причи нам, Причины, вызывающие дорожно-транспортные происшествия по.
по вине водителей, следующие: нарушение водителями Правил дорож ного движения; недостаточная квалификация водителей; техничес
кая неисправность подвижного состава, неправильное размещение и крепление груза в кузове автомобиля-.
Самым опасным нарушением Правил дорожного движения являет ся управление автомобилем в нетрезвом состоянии. По этой причи не совершается около 40% дорожно-транспортных происшествий от общего количества происшествий, совершенных по вине водителя.
Кроме управления автомобилем в нетрезвом состоянии, наиболее часто приводят к дорожно-транспортным происшествиям следующие причины: неправильный выбор скорости для данных условий движения;
недостаточная внимательность и осмотрительность водителя; выезд на левую сторону дороги; несоблюдение правил обгона; нарушение правил проезда нерегулируемых перекрестков и площадей; нарушение правил проезда остановок общественного транспорта; неправильный “выбор
дистанции и интервала движения; нарушение правил проезда железно
дорожных переездов; неисправность транспортных средств; ослепление водителя светом фар встречного автомобиля.
Специфическими причинами дорожно-транспортных происшест
вий, характерными при грузовых перевозках, являются: неправиль ное расположение и крепление груза; нарушение правил перевозки пассажиров и грузчиков в кузове; неумение управлять автомобилем с прицепом; нарушение требований оборудования автопоезда.
При перевозке пассажиров в автобусах частыми причинами дорож
но-транспортных происшествий являются: перегрузка автобусов; неосторожное, резкое управление автобусом, в результате чего пас сажиры получают травмы; невнимательность при приближении к оста новке, в начале движения, а также во время посадки и высадки пас-
307
сажіїров; недостатки в оборудовании автобуса (например, отсутствие
или неправильная установка зеркал заднего вида); движение с не исправностями ответственных узлов и механизмов автобусов.
Профилактическая работа по предупреждению дорожно-транспорт ных происшествий. Обеспечение безопасности движения транспортных
средств и пешеходов на улицах городов, населенных пунктов и на до рогах’ страны является сложной проблемой, для успешного решения которой требуются большие усилия и постоянное внимание государст венных, хозяйственных, профсоюзных и общественных организаций.
Решающая роль в предупреждении дорожно-транспортных проис шествий принадлежит водителю, всем работникам автотранспортных предприятий и широкой общественности.
Для контроля за состоянием автомобилей созданы комиссии обще ственного контроля за безопасностью движения при местных комите тах профсоюзов автотранспортных предприятий. Членов комиссии избирают на общем собрании коллектива открытым голосованием и йыдают им значки и удостоверения установленной формы. Выявленные
комиссией недостатки обсуждают на собрании коллектива.
Другой формой участия общественности в профилактике дорожно-
транспортных происшествий являются товарищеские суды, которые избираются на собрании коллективов автотранспортных предприятий сроком на 2 года.
Перечень дел, рассматриваемых товарищескими судами, определен положением о товарищеских судах.
Надзор за безопасностью движения возложен на органы Государст венной автомобильной инспекции. Органы ГАИ разрабатывают и осу
ществляют мероприятия по улучшению организации движения на-ули
цах и дорогах; осуществляют надзор за движением транспортных средств и пешеходов, регулируют его; осуществляют контроль за тех
ническим состоянием транспортных средств и подготовкой водителей механических транспортных средств.
Применяют административные меры к нарушителям Правил до рожного движения. ГАИ исполняет свои обязанности во взаимодейст
вии с администрацией автотранспортных предприятий, опираясь на помощь народных дружин.
§94. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО
'ДВИЖЕНИЯ
За нарушения требований Правил дорожного движения водителей
транспортных средств привлекают к дисциплинарной, административ ной и уголовной ответственности. К дисциплинарной ответственности водителей привлекает администрация автотранспортного предприятия,
ак административной ответственности — Госавтоинспекция.
Кводителям, нарушившим Правила дорожного движения, сотруд ники Госавтоинспекции могут применить следующие меры админист ративного воздействия: предупредить устно, сделать отметку в путевом
листе, сообщить о характере нарушения руководству автотранспорт-
сС8
ного предприятия и оштрафовать водителя на месте или взыскать штраф по протоколу. За допущенные водителем нарушения, представ ляющие особую опасность, делают отметку компостером в соответст вующей графе талона предупреждений.
За управление транспортным средством с неисправностями, угро жающими безопасности движения,. за нарушение правил перевозки людей на грузовых автомобилях, за эксплуатацию транспортных средств, не зарегистрированных в органах Госавтоинспекции или без номерных знаков, за управление транспортным средством без води тельского удостоверения налагается штраф до ГО руб.
При повторении в течение года одного из вышеуказанных наруше
ний налагается штраф до 30 руб.
За несвоевременную регистрацию или несвоевременное представле ние в органы Госавтоинспекции транспортного средства для техничес кого осмотра, за остановку и стоянку в запрещенных местах налагается
штраф до 5 руб.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1972 г. «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизуй» водители могут быть лишены водительского удостовере ния на'срок до одного года или оштрафованы в размере до 30 руб. за
управление транспортным средством в нетрезвом состоянии.
За повторное или за грубое нарушение, повлекшее за собой дорож но-транспортное происшествие (если оно не попадает под статыо-уго- ловного кодекса), за использование служебного транспортного средства в личных корыстных целях налагается штраф в размере от 10 до 30 руб.
или водителя лишают удостоверения на право управления автомобилем на срок до трех лет.
За управление транспортным средством в'нетрезвом состоянии
в течение пяти лет после истечения срока лишения водителя удостове рения на право вождения, он может быть наказан штрафом от 10 до
50 руб. с лишением водительского удостоверения от двух до пяти лет.
За управление транспортным средством в состоянии опьянения во дителя могут привлечь к уголовной ответственности. Водители за уп равление транспортным средством в состоянии опьянения и лишенным права на управление за такое же нарушение наказывают лишением свободы на срок до одного года или исправительно-трудовыми работами на тот же срок или штрафом до 100 руб. с лишением права управлять
транспортным средством до пяти лет.
Срок лишения права на управленій трацспортным средством исчис ляется со дня принятия такого решения, а в случае уклонения води
теля от сдачи удостоверения — с момента фактического изъятия води
тельского удостоверения.
Указ предусматривает сокращение срока лишения права на управ
ление транспортным средством в |
случае добросовестного отношения |
к труду и примерного поведения |
лица, лишенного в административ |
ном порядке права на управление транспортным средством. Органы, принявшие такое решение, по истечении не менее половины установлен ного срока могут по ходатайству администрации предприятия или об щественных организаций сократить на оставшееся время срок.
22Э
При совершении дорожно-транспортного происшествия, повлекше
го за собой тяжелые последствия (телесные повреждения, материаль ный ущерб, смерть), впновныев этом привлекаются к уголовной ответ
ственности.
Так, за нанесение телесных повреждений или причиненный мате риальный ущерб потерпевшему виновный водитель может быть наказан лишением свободы до трех лет или исправительно-трудовым работам сроком до одного года.
При гибели одного человека или получении им тяжелых телесных повреждений в дорожно-транспортном происшествии виновный води тель может быть лишен свободы на срок до 10 лет, а если вследствие
нарушения водителем правил дорожного движения погибло несколько
человек, то виновного наказывают лишением свободы, на срок от 3 до
15 лет. ’
При этом в качестве дополнительного наказания его могут лишить прав управлять транспортным средством на срок до пяти лет.
Указ предусматривает ответственность лиц, контролирующих тех ническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.
Так, за выпуск на линию заведомо неисправных транспортных средств, за грубое нарушение правил эксплуатации их, если это явилось причиной смерти, телесных повреждений потерпевшего или его мате
риального ущерба при дорожно-транспортном происшествии, винов
*ные могут быть наказаны лишением свободы на срок до одного года или оштрафованы до 100 руб.
При нанесении материального ущерба при перевозке грузов авто
транспортное предприятие, где работает водитель, может возложитьна него материальную ответственность, частично или полностью ком пенсировать нанесенный ущерб в зависимости от конкретных обстоя тельств дела.
Материальная ответственность может быть возложена независимо от привлечения виновного к административной или уголовной ответ
ственности.
Глава XXI. ОСОБЕННОСТИ ВОЖДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ
ВРАЗЛИЧНЫХ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЯХ
§95. ВЫБОР БЕЗОПАСНОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Неправильный выбор скорости для данных условий движения явля ется одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий как в городе, так и на загородных дорогах. При выборе скорости води
тель должен учитывать дорожные условия, видимость и обзорность; ин тенсивность и характер движения транспортных средств и пешеходов, состояние своего транспортного средства и характер перевозимого гру
за. При всех благоприятных условиях, кроме любрго одного, водитель не имеет права развивать предельно допустимую правилами движения скорость,
310