тивника, опасность возникновения пожара значительно повы шается.
Пули, снаряды, осколки, попадающие в самолет, нарушают герметичность систем и сами являются источником воспламе нения или взрыва паров топлива.
Для обеспечения пожарной безопасности на самолетах при меняются:
—системы нейтральных газов первой зоны (НГ-1);
—системы нейтральных газов второй зоны (НГ-2);
—системы подавления взрыва и пожара;
—противопожарные системы;
—комбинации этих систем.
366.Системы ,НГ-1 применяются для предотвращения воспла
менения паров топлива в баках. С помощью систем НГ-1 в надгопливном пространстве баков создаются условия, при которых невозможен взрыв или воспламенение паров топлива. Пределы воспламеняемости смеси паров топлива с воздухом точно устано вить довольно трудно, так как они зависят не только от давления смеси и физико-химических свойств топлива, но и от формы и размеров баков, соотношения объемов жидкой и паровой фаз топлива в баках, характера источника воспламенения и др.
Кроме того, концентрация паров топлива в разных баках может быть различна, она может меняться в зависимости от режимов полета высоты и скорости и от конструкции систем наддува и дренажа и т. п. Поэтому вывести топливо-воздуш ную смесь из пределов воспламеняемости за счет изменения ее концентрации пока не представляется возможным.
Эта проблема частично или полностью может быть разре шена путем заполнения надтопливного пространства баков нейтральными газами.
В качестве нейтральных газов могут быть использованы уг лекислота, азот, выхлопные газы поршневых двигателей и др. Выхлопные газы ТРД содержат сравнительно много кислорода я мало углекислого газа и использовать их в качестве ней тральных газов нецелесообразно.
Взрывоопасность зависит от процентного содержания ней трального газа и кислорода в смеси, заполняющей свободное пространство топливного бака. Считается, что воспламенение паров керосина (бензина) невозможно, если количество сво бодного кислорода в смеси менее 10% по объему. Поэтому си стема НГ-1 должна обеспечивать заданную объемную концент рацию нейтрального газа в баках при различных расходах топ лива и режимах полета.
Для уменьшения расхода нейтрального газа система НГ-1 должна включаться только в необходимых случаях (например, перед пролетом самолета зоны возможного огневого противо действия противника или перед воздушным боем и т. п.). В за