Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 183

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ионизационный сигнализатор 7 срабатывает только при об­ разовании пламени, не реагируя на простое повышение темпе­ ратуры окружающей среды. Датчик сигнализатора 7 представ­ ляет собой жаростойкие металлические трубы, расположенные сверху и снизу в отсеке двигателя.

При появлении пламени между датчиком и двигателем воз­ душный промежуток становится электропроводником и проис­ ходит замыкание электроцепи электронного усилителя 5. При этом срабатывает реле, подающее питание от бортовой сети на лампочку сигнализации 1 с надписью «Пожар».

При получении сигнала «Пожар» летчик должен нажать кнопку тушения пожара. При этом взрывается пиропатрон в го­ ловке баллона 6 и обеспечивается подача огнегасящего соста­ ва в коллектор и через отверстия в коллекторе в пространство между двигателем и фюзеляжем для ликвидации пожара.

На головке баллона установлен манометр и предохрани­ тельное устройство, которое срабатывает при давлении 200±20 атмосфер и обеспечивает стравливание давления паров огне­ гасящего состава в атмосферу.

Рабочее давление в баллоне обычно 100— 110 атм, при

температуре «=290°К ( + 20°С).

Надежность противопожарных систем обеспечивается резер­ вированием элементов системы, дублированием управления си­ стемой.

Г л а е а XVII

ВЗАИМОСВЯЗЬ СВОЙСТВ ВОЕННОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

§17.1. УРАВНЕНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ, СТОИМОСТИ

ИОБЪЕМОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Эти уравнения наряду с соотношениями по боевой эффек­ тивности являются основными, с помощью которых анализиру­ ется взаимосвязь свойств военного летательного аппарата.

370. Летательный аппарат является сложным комплексом

различных частей. В самолете военного назначения, например, можно выделить следующие части:

планер (ПЛ) (крыло, фюзеляж, оперение);

взлетно-посадочные устройства (ВПУ) (шасси, механи­ зация крыла, стартовые ускорители, тормозные парашюты);

—двигательная установка (ДУ) (двигатель, элементы си­ стемы его подвески, воздухозаборник и воздухоподводящий канал, выхлопное сопло и др.);

топливная система (ТС) с подсистемами дренажа, над­

дува, нейтрального газа и пожаротушения;

— средства обеспечения условий жизнедеятельности (СОЖ) экипажа (система наддува и кондиционирования воздуха, кислородная система и др.);

— средства спасения (СС) экипажа в аварийных ситуациях (катапультные устройства, отделяемые гермокабины, спасатель­ ные лодки и др.);

— система управления (СУ) (командные рычаги, тяги, ка­ чалки, гидроусилители, автоматы стабилизации, автопилот, ру­ левые поверхности и др.);

энергетические системы (ЭС) (гидравлическая, электри­ ческая и пневматическая);

оборудование (ОБ) (пилотажное, прицельно-навигацион­

ное, связное, бортовые радиоэлектронные средства создания помех и др.);

вооружение (пушки, ракеты, бомбы и др.) или другой

груз;

экипаж (ЭК) •

409



На вертолете для создания подъемной силы используются лопасти и имеются дополнительные части: ротор с редуктором

ихвостовой винт с трансмиссией.

371.Каждая часть летательного аппарата имеет определен ное функциональное назначение и характеризуется весом G,

стоимостью создания С и объемом W.

Вес Gо и стоимость создания С0 летательного аппарата рав­ ны сумме соответственно весов и стоимостей его частей. На­ пример, для самолета

G0= Gn., 4- G„ny 4 С?ду + GTC4Gt0iK 4- Gcc 4- Gcy 4-

4 G9C4 Go6 4 GBOOp -г- G8K,

G0= Cni -j- CBny 4- Сду -f- CTC4 GC0>K4- Ccc 4- Ccy 4- G3C4

 

4

Go6 4

CB00p 4" Gn0ir 9K-

Здесь

CB00p — стоимость

несъемного вооружения, являюще­

гося

принадлежностью

конструкции самолета (пушки, балки

подвески и др.). Помимо затрат на создание, каждый лета­

тельный аппарат требует затрат на

эксплуатацию

и ремонт.

Для тех частей самолета, которые

размещаются в

планере,

должно выполняться равенство:

^ п л = ^ в п у 4 1 Г ду пл 4 - W n 4 - ^ с о ж 4 U ^ cc 4 - 1 Г су 4

4 W оЬ + W a K W воор „л-

В это равенство входят объемы соответствующих частей само­ лета с учетом дополнительных объемов, определяемых требо­ ваниями эксплуатации этих частей (осмотров, монтажа, де­ монтажа и др.). Приведенные соотношения называют уравне­ ниями баланса веса, стоимости и объема самолета в абсолют­ ной форме.

После

деления этих уравнений

соответственно на

Go,

С0 и

W ni

получаются

уравнения

баланса

весов, стоимости

и

объе­

мов в относительной форме:

 

 

 

 

 

 

 

 

1

^ПЛ”1“ ^впу 4 £Ду 4 £fC 4

’СОЖ4

^СС4

£су 4 'эС 4 ?0б +~

 

 

 

 

4

£в00р 4

f9K;

 

 

(17.1)

1

= СПД4 С:в п у

С д у “ Ь С тс - Г

С с0ж +

С сс +

С Су - г С эс +

С об +

 

 

 

■+■с в о о р

с п

 

 

!17.2)

 

1 =

W,впу г

Ч7ду пл 4 14тс 4

И7С0Й. 4 l^cc 4 Wey 4

+

 

 

 

 

4 Woa 4 Wв о о р

п л

 

 

 

(17.3)

Здесь 5, С п W — отношение веса, стоимости и объема каж­ дой части летательного аппарата к его весу, стоимости и объ­ ему планера.

410


Как видно из этих уравнений, сумма относительных долей веса, стоимости и объема основных частей летательного аппа­ рата равна единице. Следовательно, увеличение относительных долей веса, стоимости и объема одной из частей приводит к уменьшению относительных долей каких-то других частей ле­ тательного аппарата.

372. Относительные доли веса, стоимости и объема каждой части летательного аппарата связаны с теми или иными его свойствами и параметрами.

Параметры, входящие в эти уравнения, можно подразделить

на три группы:

 

 

Ртт - тактико-технические (1Лпах> VV

■^ПОТ»

«V- ^•разб»

^проб И ДР*)?

 

Рк~- конструктивные (Кь,

^'ГО» ^по» ^кр

т1в0, р и др.);

 

о

оа

Т1кр

рту— параметры технического уровня

(сХь, А ,

суотр, суп0С,

7м> 30> ^ > 7ду’ £уд И ДР-)-

(17.3)

(после под­

Таким образом, уравнения (17.1), (17.2),

становки в них зависимостей относительных долей от парамет­ ров) связывают между собой параметры указанных трех групп. При зафиксированных конструктивных параметрах и заданном техническом уровне они связывают между собой тактико-тех­ нические свойства летательного аппарата.

Уравнение (17.1) является уравнением существования лета­ тельного аппарата. Это уравнение показывает, какие комбина­ ции тактико-технических свойств могут быть осуществлены на заданном техническом уровне при выбранных конструктивных параметрах. Ему могут удовлетворять различные многочислен­ ные комбинации тактико-технических свойств и конструктив­ ных параметров.

Уравнение существования летательного аппарата было по­ лучено и использовано для анализа тактико-технических свойств самолетов с реактивными двигателями в 1945 г. В. Ф. Болхови­ тиновым.

Конкретные зависимости относительных весов, стоимостей и объемов их частей от тактико-технических свойств, конструктив­ ных параметров и характеристик технического уровня приво­ дятся и анализируются ниже.

373. Относительный вес планера равен сумме относительных весов крыла, фюзеляжа и оперения:

^кр "К ^Cj) ~t~ ^ОП ‘

Влияние различных параметров на относительный вес кры­ ла может быть проанализировано, например, по следующей

411


формуле, полученной с учетом загрузки и равнопрочное™ эле­ ментов крыла:

£|(р

G р

_;

' J 3 , 0 6 5 T M - / . ( T j

-4- 2)

 

0,3-fM(Tj + 2)

+

р

 

сав cos2 х (?) f

0,5)

(rj +

0,5) хв cos х

 

 

 

+ 0,65—

ф- 0,28 • Ю-4

Л_+ 1 ’5

1,

А х

 

 

 

 

 

7] С0 cos2 х *

G

 

 

Зависимость £кр

от X, с, х

и

показана

на фиг.

17.1, а

от пр, Gp и р — на фиг. 17.2. По осям абсцисс этих графиков отложены относительные величины:

X

; с

Яр_ _

X

12

G„ = ■ G„

*

При изменении одной

величины все

10000

 

 

другие сохраняются постоянными.

Из графиков видно, что наиболее сильно на £кр влияют

параметры X, с и яр в широком диапазоне их изменения. Это объясняется тем, что измене­ ние X приводит к изменению плеча сил и, следовательно, изгибающих моментов в сече­

/ч* А

0,5

1

np,Gp,p

Фиг. 17.2

ниях; изменение с влечет из­ менения строительной высоты и, следовательно, осевых сил, а с изменением пр меняется величина общей нагрузки на крыло.

Расчетный вес Gp оказы­ вает сравнительно слабое влияние на £кр, что объясня-

412