Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

снарядов ударного действия —ш от Д£кж (фиг. 17.10) и что

ДЕКЖ реализуется за счет уменьшения

$ду. Таким образом,

f

 

— f

 

_д?

 

чду

-*ду исх

а ч кж*

 

На основании формулы

для

£ду кшах

(без учета индуктивно-

го сопротивления) получается:

V n

— Л/

^ ^ ду Vmax _

 

'

&ду7VH Сх«Р

 

 

 

 

 

2

/J

{ £ду исх

^ ^кж)

 

 

 

 

^ду Тия С<г0Р

Отсюда

с

учетом

зависимости

=

( 4 $ Кж )

получается ис­

комая

СВЯЗЬ

Ищах и <». Очевидно,

дакж можно реализовать за счет относительных долей веса и дру­

гих частей летательного аппарата. Зависимость свойств, опре­ деляемых этими частями, от живучести находится аналогично вышеизложенному.

399. Проектирование летательных аппаратов есть процесс взаимной увязки многих противоречивых качеств их с целью создания аппаратов, наилучшим образом соответствующих своему назначению. Задача проектирования летательного аппарата имеет различную сложность в зависимости от исход­ ных данных. Наиболее широко она ставится при задании толь­ ко целевого назначения летательного аппарата.

В этом случае в начале проектирования подлежат выбору и определению следующие основные тактико-технические требо­ вания (ТТТ):

1.Аэродинамическая и конструктивно-компоновочная схема (или отдельные ее характеристики); относительные геометриче­ ские параметры.

2.Вооружение для летательных аппаратов многоразового использования, боевая часть для одноразовых летательных ап­ паратов.

3.Способ боевого применения.

4.Экипаж и необходимое оборудование для пилотируемых

летательных аппаратов, система наведения и

управления —

для беспилотных.

свойства лета­

5. Летно-тактические и взлетно-посадочные

тельного аппарата, обеспечивающие наибольшую

эффектив­

ность при выполнении им типичных задач; тип

 

двигательной

установки и ее характеристики, обеспечивающие

требуемые

эффективностью летно-тактические свойства.

 

 

427


6.Начальный полетный вес Gо.

7.Стоимость создания С0 и эксплуатации Сэ летательного

аппарата.

8. Боевая эффективность летательного аппарата.

Весь этот комплекс вопросов должен решаться с учетом до­ стигнутого уровня развития науки и техники. Здесь для приме­ ра рассматривается определение начального полетного веса и стоимости производства при условии, что все другие задачи проектирования разрешены. Основные положения методики оп­ ределения тактико-технических требований изложены в § 3.

При проектировании летательного аппарата любого типа задается или оценивается абсолютная величина веса полезной нагрузки GB00p и оборудования Ооб. В случае пилотируемого летательного аппарата назначается состав экипажа и его вес

Оа.

С учетом этого уравнения существования и стоимости пи­ лотируемого летательного аппарата могут быть записаны в сле­ дующем виде:

, - - % г - + Е, + 5ду + 5тс;

Оо

 

 

I = Ск' • 5К+ С\у $ду +

 

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^0

 

 

где

 

 

 

 

 

'Г- ' К

 

 

 

 

 

 

WС 1С'•к : г

 

111— I

 

р

— £

)

 

 

п

-Ь з

 

 

 

 

 

V1

’ т

 

’•эк

'•Гр/

 

 

г 1 -

_________ ^ду£ду________ .

 

 

W y -ду —

 

 

 

 

 

 

 

$,р) ’

 

 

Сп>(1 - 5Т

 

 

 

Ск1

— средняя

стоимость

одного

килограмма

конструкции

G30B

планера и систем;

 

 

 

 

 

 

 

— вес экипажа, оборудования и вооружения.

Отсюда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G0

 

 

 

s

 

 

G9qb .

 

 

 

 

 

 

 

f

 

 

 

 

 

 

 

-»тс

 

‘• 9 0 В

 

 

 

Сс0Сп>(1

Sg3

^эк

 

С‘

s

 

с „х(1 - S T- S s , - S „ - 5rp ) - C lt‘ £lt

 

ду -ду

Относительный вес конструкции определяется по весовым фор­ мулам или оценивается по статистике подобных аппаратов с учетом возможных его изменений за счет применения новых материалов, отличия условий работы конструкции, изменения относительных геометрических параметров и т. д.

423


Относительные веса двигательной установки и топливной си­ стемы определяются в зависимости от заданных тактико-тех­ нических свойств летательного аппарата по формулам (см. пп. 380—387 и пп. 388—392). Эти веса зависят от удельных па­ раметров двигателя и аэродинамических характеристик само­ лета. Поэтому при проектировании летательного аппарата прежде всего по потребным летно-техническим свойствам, ис­ ходя из областей эффективного применения различных двига­ тельных установок, выбирается тип двигательной установки и оцениваются ее удельные характеристики. Для определения аэродинамических характеристик необходимо иметь геометри­ ческие характеристики самолета. Для их расчета используется уравнение баланса объемов в том или ином виде.

400. Модификацией является изменение летательного аппа­ рата без коренной его переделки.

Возможны следующие направления модификации:

— уменьшение относительных весовых долей основных ча­ стей при сохранении тактико-технических свойств за счет со­ вершенствования технического уровня;

— улучшение тактико-технических свойств за счет усовер­ шенствования технического уровня при сохранении или умень­ шении относительных долей веса частей летательного аппара­ та, определяющих эти свойства;

— улучшение комплекса тактико-технических свойств за счет перераспределения относительных весов частей летатель­ ного аппарата, определяющих эти свойства, при неизменном техническом уровне.

При модифицировании летательного аппарата возникают следующие специфические проблемы:

— какие параметры технического уровня следует улучшать в первую очередь, чтобы получить наибольшее уменьшение от­ носительного веса той или иной части летательного аппарата при неизменных тактико-технических свойствах или наиболь­ шее улучшение этих свойств при постоянных долях относитель­ ного веса;

— как изменяются тактико-технические свойства летатель­ ного аппарата при изменении его веса на величину &G за счет изменения веса какой-либо его основной части: конструк­ ции, двигательной установки, топливной системы, оборудования, вооружения;

— как распределить экономию в весе на одной или несколь­ ких частях летательного аппарата между остальными частями, чтобы получить наибольшее улучшение летательного аппарата в целом; относительную долю какой части летательного аппа­ рата уменьшить для установки на него дополнительных уст­ ройств определенного функционального назначения.

401. Для того, чтобы решить вопрос о том, какие техниче­ ские параметры желательно улучшать в первую очередь, необ­

429



ходимо установить степень влияния их на относительные доли веса и стоимости или свойства, определяемые этими долями.

В общем случае степень влияния изменения технического параметра на относительный вес или летные свойства оцени­ вается на основании графической зависимости относительного веса или свойства от исследуемого параметра при зафиксиро­ ванных величинах других параметров. При малых изменениях технических параметров степень их влияния можно характе­ ризовать частной производной относительной доли и тактикотехнического свойства по выбранному техническому параметру.

Например, для летательного аппарата с ТРД степень влия­ ния СХо, р, СУд на £ду и ;тгп можно оценить производ­ ными по этим параметрам от £ду и $тгп. Например,

 

*^ду

^ДУ Р ^т»х ТЯИтад

 

дСх„

 

2р

 

dSrrn

L m ( С г.? У * ко

, л

2р \ /

д С * \

3,QVKP\

Чр

^

р ^ р А

Если исследуемый технический параметр влияет на относитель­ ный вес других частей летательного аппарата, необходимо рас­ сматривать и их изменение с тем, чтобы найти общее.

Например, удельная нагрузка на

крыло

влияет на ;к, £ду и

£тс. В этом случае

 

 

 

Т— ('к + 5ду+ «тс)

д1к ^ДУ .

др

др

др

др

402. Для анализа влияния технических параметров на так тико-технические свойства при постоянных относительных ве­ совых долях частей, определяющих рассматриваемые свойства, необходимо определить их явную зависимость от технических параметров и найти частные производные.

Например, на основании ?тгп получается:

L

гп 3,6 Ккр

 

 

 

ГП

С$5„я(|-5тиаб) Г а 1/2

4 - А

4 р ~

 

 

V

кр - f- Я

.

 

 

откуда, например,

 

? У*Р

 

 

 

 

 

dLm

;тгпЗ,6Ккр____________

 

 

д С у д VH

( C J 5 V« ) * ( 1 - ? T h. 6 ) ' Г

0 I / 2

 

4 ? 2

 

и -Ч>Р V Кр + Л

рг

■ —

 

 

 

 

V 1

 

 

 

 

кр

Косвенно о влиянии тех или иных технических параметров на тактико-технические свойства можно судить также по влиянию

430