Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

технических параметров на относительные весовые доли соот­ ветствующих частей летательного аппарата.

403. Изменение тактико-технических свойств при изменении веса летательного аппарата на величину ДО исследуется сле­ дующим образом:

находятся новые значения соответствующих относитель­ ных весовых долек;

графическим или аналитическим методом, используя

полученные величины относительных весовых долей, определя­ ются анализируемые свойства.

Изменения, например, £,у и £тс будут зависеть от того, за счет какой составляющей изменяется вес летательного аппа­ рата. При изменении веса летательного аппарата на величину ДО (за счет любой другой соответствующей) получается:

Л Gflyi £*yi Go е

а<1Г*д О0+ А б ~ О л+Д О ~ ду1! , АО •

GTcl

тс2

Go+ДО

 

 

G0

5т Cl Gp

_ е

1

G 0- A G

TV

^ G

При установке на летательном аппарате нового двигателя ве­ сом

 

 

Gfly2 — Gayi

ДОду

 

 

или увеличении

веса

топлива

на

величину

ДОтс

получается

е

Gay2

_

 

 

е

,

Д ° д у

Оду1 + ДОду

Л51

0 „

 

'ДУ2

 

 

 

 

 

5ду2 ' Go -f- AGду

Go + ДОду

1 +

доду

 

 

 

 

 

 

 

и аналогично

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

I

ДОтс

 

 

 

 

 

 

 

о.

 

 

5Тс2-

1 + f

404. Перераспределение относительных весовых долей про­ изводится с целью увеличения эффективности летательного ап­ парата. При этом может измениться и его стоимость, как пра­ вило, увеличиться. В этих случаях необходимо переходить к сравнению эффективности групп модифицированных летатель­ ных аппаратов, создаваемых на одинаковую сумму средств, с учетом затрат на эксплуатацию и ремонт.

431


405.

 

Целесообразность

установки на

летательный

аппарат

устройств

с

относительным весом

Д£устр, приводящих к изме­

нению

ряда

свойств

летательного

аппарата

 

2... k) на

величину

Д/j

и относительных

долей

основных

частей

лета­

тельного аппарата на величину

Д£к,

Д5ТС,

Д£ду,

может быть

оценена по критерию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/\э —

 

_

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДСобщ

 

 

 

 

где

ДКэ

и

Собщ

— изменение

критерия эффективности

^п. 412) и стоимости

(п. 393)

системы авиационных комплексов

за счет постановки на летательном аппарате дополнительного устройства. После деления числителя и знаменателя на общее число авиационных комплексов получается

 

К,

ДАГК

(17.9)

 

ДСК

 

 

 

В соответствии с п. 409 получим

 

 

 

flvДСп

( 17. 10)

где

 

 

 

 

 

1 _(-

А0

9Р°

ДС у Бл

 

п„ДСП

Д^о

Д^О

Так как вес летательного аппарата является косвенным пока­ зателем его стоимости и затрат на инженерно-аэродромное и инженерно-авиационное обеспечение, а также на управление боевыми действиями, можно вместо ДСК в (17.9) подставить

пкДС?0.

Тогда

К,, =

Д/Гк

(17.11)

nK&G0

 

Величина ДС0 определяется следующим образом:

ДС0 =

С0

С0 исх.

 

 

В соответствии с п. 399

 

 

 

 

 

г'

Сс о

_

Сс 0

 

 

L0 — ■=— —

0 исх ДСс о

 

С учетом этого

Ссо

 

 

 

 

Сс о ДСс о

 

'СО

 

Сс о

ЛГ

д С 0 = =

Сс0исх

Г 1

— Г

С с о исх ^ С с о

^ с О и с х

W о исх

с 0

432


А н а л о г и ч н о п о л у ч а е т с я

 

ДО0

^эов Д^э

 

 

 

 

'Э О В де,ов

 

 

 

 

^Э О З

 

Критерий

Кк в окрестности точки f t

может быть

представ-

лен как функция величин

 

Af t —

 

Величина Д/ .

обычно

невелика, поэтому, раскладывая

Д Кк

в ряд Тейлора, можно

ограничиться только линейными членами:

 

 

« •

. - Е -

т Н -

 

(17.12)

 

 

 

1

dfi

 

 

Если устройство влияет только

на одно свойство, то

i= k = \ и

выражение

(17.11) упрощается.

Примером может служить ме­

ханизация крыла, имеющая относительный вес Д£м и дающая

эффект, измеряемый величиной Д£впп. Другим примером яв­ ляются мероприятия по увеличению живучести, требующие от­

носительного веса Д;кж и дающие эффект Д Й Ё с б

( с м . п. 398),

при условии

сохранения летно-тактических и взлетно-посадоч­

ных свойств.

 

 

Для оценки целесообразности установки механизации кры­

ла на основании (17.11) и (17.12)

 

получается

 

Кэ1■

J_

дКк

и ВПП

ту

(17.13)

пк

д !И

 

 

где

 

 

 

 

 

с

 

I

ДЁ

 

в

 

 

 

= *»90В исх

 

>эов цех ц ^»устр

 

 

 

 

 

 

G,

 

 

а для оценки мероприятий по увеличению живучести также на

основании (17.11) и (17.12) имеем

 

 

-jt

= _1_

дКк

ДЦ^сб g

<17.14)

31

_

«к

dWcb

Д=кж

 

На фиг. 17.11 показана

зависимость величины В от | эов при

различных значениях Д S30B=

Д^стр =

д£м или Д£в0В=Д Ёустр=Д £кж.

Как видно из этой фигуры, постановка дополнительного устрой­

ства (или замена одного другим) начинает

становиться целе­

сообразной при

определенной величине

Еэов =

Д £устр

и целесо­

образность этого увеличивается по мере

роста

5Э0В.

Из выра­

жений

(17.13)

и (17.14)

видно,

что

Каг =

0, т. е. рассмот­

ренные мероприятия становятся не эффективными при

Д$м=

—=s -эов исх

или

Д^к ж ==

'эов исх-

Критерий

(17.13)

и

(17.14)

2 8 . И зд.

5337

 

 

 

 

 

 

433


получены при условии, что технический уровень создания ос­ новных частей летательного аппарата остается неизменным. Однако этот уровень может меняться и приводить к умень­ шению относительных долей конструкции, двигательной уста­ новки и топливной системы. В этом случае установка допол­ нительного устройства может и не приводить к уменьшению

Еэов. Тогда используется критерий /Сэ

(17.10). Этот критерий

можно использовать и для выбора тех частей летательного ап­ парата, технические параметры которых рационально улуч­ шить, чтобы за счет уменьшения относительных весов этих частей установить дополнительное устройство. Такими частями будут те, при совершенствовании которых критерий (17.10) имеет максимальную величину.

406. Для оценки технического совершенства частей лета­ тельного аппарата при заданных тактико-технических свойст­ вах можно воспользоваться частными критериями:

 

£/ = 5/ m in

при С,1= const

ИЛИ

су = су min

ПРИ 5/ = const.

Первый критерий означает максимальное облегчение веса ча­ сти летательного аппарата при фиксированной стоимости про­ изводства единицы ее веса. Это приводит к уменьшению веса летательного аппарата и стоимости его производства. Второй критерий означает максимальное удешевление производства частей летательного аппарата при фиксированном его весе. Это приводит к уменьшению стоимости летательного аппарата при неизменном его весе.

407. Техническая эффективность летательного аппарата мо­ жет быть охарактеризована как частными, так и общими кри­ териями.

434


Частными критериями летательного аппарата являются от­ носительные веса и стоимости производства единицы веса ос­ новных его частей, так как они характеризуют степень техни­ ческого совершенства летательного аппарата.

В качестве общего критерия может быть использован, на­ пример, поток доставленного к цели боевого груза в единицу времени, приходящийся на единицу стоимости создания лета­ тельного аппарата:

ту- ^

Р д G r p =

^ г р G n V

________________£ г р V ________________

гр

c 0t

до п>о„1

д с п1 ( 1 - е т- ? 9к - е гр) £ ’

где ^ — относительный вес транспортируемого боевого «по­

лезного» груза (бомбы, боезапас, ракеты у боевых самолетов, боевая часть у крылатых ракет, пере­ возимый груз — у ВТС);

V и L — скорость и дальность транспортировки;

Р д — вероятность доставки боевого груза к месту назна­ чения.

§ 17.3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

КЛЕТАТЕЛЬНОМУ АППАРАТУ

408.Уравнение существования летательного аппарата явля­ ется условием реальности осуществления того или иного комп­ лекса тактико-технических свойств и конструктивных парамет­ ров на заданном техническом уровне. Однако оно не дает от­ вета на вопрос о том, какой комплекс свойств и параметров

окажется оптимальным, г. е. какие тактико-технические требо­ вания следует предъявить к летательному аппарату.

409. Для определения тактико-технических требований не­ обходимо составить и решить ряд дополнительных соотноше­ ний, связывающих количественные тактико-технические харак­ теристики и конструктивные параметры летательного аппарата, а также других частей авиационного комплекса с учетом воз­ можных пределов изменения исследуемых характеристик и па­ раметров.

Эти соотношения можно подразделить на пять основных групп:

технические;

соотношения, описывающие функционирование основных частей авиационного комплекса;

экономические соотношения;

соотношения времени замены старых авиационных ком­

плексов новыми;

— соотношения боевой эффективности;

28*

435