Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приводимые ниже некоторые соотношения носят общий ил­ люстративный характер.

К техническим относятся все соотношения, связанные с урав­ нением существования, анализом технического уровня, динами­ кой полета, характеристиками планера различных схем, ВПУ, двигательной установки, оборудования, вооружения и др.

Соотношения, описывающие функционирование основных частей авиационного комплекса в боевом процессе, включают в себя зависимости количественных показателей функциональ­ ного назначения и эффективности частей комплекса от харак­ теристик и параметров летательного аппарата, а также других частей авиационного комплекса.

Экономическими соотношениями являются зависимости стои­ мости частей и авиационного комплекса в целом от исследуе­

мых характеристик и параметров, причем

последняя

может

быть определена как сумма

 

 

 

 

 

С к «— Я к ( С 0 - { - С и «о + С у в д + С и а эро )i

 

где

 

пк — число летательных аппаратов

 

 

в авиационном комплексе;

 

С0 — стоимость

одного летательно­

 

 

го аппарата (см. п. 393, 399);

 

Сиао = TK20-CKi0Tn — стоимость

инженерно-авиаци-

 

 

онного обеспечения;

 

 

Субд = Т'убд С у6д Тл — стоимость

управления

боевы­

 

 

ми действиями;

 

 

с иа9ро -= Саэро + яиа6Сиа6 — стоимость

инженерно-аэро­

 

 

дромного обеспечения.

 

Здесь

чел.-час

Т ,

чел.-час

 

 

 

 

 

час полета

» 1убд

час полета

 

 

 

 

общие трудозатраты по ИАО и УВД в челове­ ко-часах на час полета;

Оиа01 Цгбд— стоимость одного человеко-часа; Тл— ресурс самолета в летных часах;

Саэр— стоимость аэродромного оборудования и соору­ жений;

яиаб — число инженерно-аэродромных батальонов; Сиаб — стоимость одного ИАБ.

410.Время замены старых авиационных комплексов новы­

ми

Т3 складывается

из

продолжительностей

основных

эта­

пов:

проектирования

7'окр,

создания опытных

образцов

7~СОЗд,

испытаний и доводки Ттп, внедрения в серию

Тт и производ­

ства

Тпр:

 

 

 

 

 

Т'ъ= ^окр + 7С03д + 7'исп + Твн + Тпр.

 

436


Общее время должно быть меньше или равно времени мо­ рального устаревания авиационных комплексов, подлежащих замене.

411. Соотношения боевой эффективности представляют за­ висимости критериев боевой эффективности в боевом процессеот тактико-технических, конструктивных характеристик и пара­ метров основных частей авиационного комплекса. Критерии боевой эффективности выбираются в соответствии с исследуе­ мым объектом (отдельный летательный аппарат, группа лета­ тельных аппаратов авиационного комплекса, система авиаци­ онных комплексов и т. д.) и задачами, решаемыми им.

Боевые летательные аппараты предназначены для пораже­ ния воздушных или наземных (морских) объектов противника. В качестве критерия эффективности летательного аппарата мо­ жет быть принята вероятность поражения одного из элемен­ тов объекта в одной атаке Р\. Конкретное i-тое боевое зада­ ние обычно выполняет группа летательных аппаратов авиаци­

онного

комплекса с вероятностью

Р кГ

Эта вероятность

может

быть определена по формуле:

 

 

 

 

 

 

 

 

[1 - ( 1

— Р ц ) лпр'

Г"РЩ

 

 

где

ппр1— число элементов в объекте противника;

 

 

 

 

£а — число атак, которое может выполнить летательный

 

 

аппарат.

 

 

 

 

приходится

 

За время операции авиационным комплексом

выполнять ряд

различных

заданий

со

средней вероятностью

P kcр. Средняя

вероятность

выполнения

задания

может быть

определена по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pkcp

^ at Р„ ,

 

 

 

где

m — число типов заданий;

заданий t-того типа

из

общего

 

а, — относительная доля

412.

числа заданий.

 

 

 

некоторое

начальное чис­

В боевой операции участвует

ло авиационных комплексов N k0, причем

 

 

 

с,общ

с„

где Собщ — общая сумма средств, отпускаемая на создание и содержание авиационных комплексов.

За время операции летательные аппараты каждого комп­ лекса могут совершать несколько боевых вылетов яср, завися­ щих от боевого процесса и условий боевого применения. Об-

437


шее число ударов будет равно: А^0-яср-

каждый объект

противника приходится в среднем —■^ -Пс(1 ударов, где Afo6np —

N,об пр

число объектов противника. Вероятность поражения объекта в этом случае может быть определена по формуле:

«о ер

пор об = -1 - ( 1\ - P k*vСр Nоо пр

Общий эффект всей системы Nk0 авиационных комплексов в операции может быть оценен средним числом пораженных объ­ ектов противника:

 

= ^Гпр =

Моб лр Рпор об :

N,об пр[ 1 - 0

Р , ср ) " о б п р ] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При условии

 

 

N k„пср{

 

 

 

 

 

 

 

об пр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Nk«ncp

 

^ср р

 

 

(1

- P k ,

^Обпр ;

и /С3 = Мк„яср Р. ср

 

 

 

Ыобпр

с р

С учетом того, что

 

АА„ =

с обш>

можно записать:

 

 

 

 

 

Ск

 

 

 

 

 

 

К8

А^об пр

 

 

 

"общ я ср

 

 

 

1 — ( 1

 

 

ср'

 

 

 

 

 

 

~ Р к ')С К ^ о б с р

 

и при

'общ^ср

1

/с ,=

'общ

^ср Р

 

 

Г А/

 

с.

ср

 

 

iVo6np

 

 

 

^

 

Число исследуемых характеристик и параметров обычно боль­ ше общего числа соотношений, поэтому правомерна их опти­ мизация.

413. Возможны две постановки задачи определения такти­ ко-технических требований к летательным аппаратам: прямая

и обратная.

Прямая задача формулируется следующим образом: зада­ на общая сумма средств на создание и содержание системы авиационных комплексов, требуется определить тактико-техни­ ческие требования к летательным аппаратам и общее число комплексов, обеспечивающих максимальную боевую эффектив­ ность системы авиационных комплексов в операции. При об­ ратной постановке задается необходимая величина общего кри­ терия боевой эффективности системы авиационных комплексов в операции. Определению подлежат тактико-технические тре­ бования и общее число комплексов, при которых общая стои­ мость создания и содержания системы авиационных комплек­ сов минимальна.

Часто в качестве условия оптимальности тактико-техниче­ ских требований используют максимум отношения критерия

438


боевой эффективности системы авиационных комплексов и их стоимости. Однако при этом необходимо оговаривать, что зада­ но. Если задана сумма средств, то это соответствует прямой постановке задачи, если зафиксирована требуемая эффектив­ ность, то получается обратная постановка задачи.

В прямой постановке задача решается в тех случаях, когда трудно задать требуемый эффект. Обратная постановка зада­ чи используется в тех случаях, когда общий требуемый эффект системы авиационных комплексов известен и средства не ог­ раничены. Так как в конечном аналитическом виде задача не может быть решена, применяются следующие основные методы определения тактико-технических требований:

перебор параметров и характеристик;

случайный поиск;

градиентный спуск.

Таким образом, основные положения методики определения тактико-технических требований могут быть сведены к следую­ щим:

анализу назначения авиационного комплекса и основных задач, для решения которых он предназначается;

анализу условий функционирования и боевого примене­ ния авиационного комплекса;

выбору технически рациональных схем летательного аппа­ рата и других частей авиационного комплекса;

исследованию технического уровня, на котором могут

быть созданы летательные аппараты и другие части авиацион­ ного комплекса;

оценке экономических возможностей;

выбору типовых боевых процессов, их схематизации и формулировке критериев боевой эффективности;

составлению пяти групп соотношений;

анализу границ изменения тактико-технических характе­

ристик и конструктивных параметров летательных аппаратов

идругих частей авиационных комплексов;

формулировке задачи (прямая или обратная);

оптимизации тактико-технических свойств и конструктив­ ных параметров для каждой схемы летательного аппарата;

анализу результатов, выбору схемы и оптимальных тактико-технических характеристик, а также конструктивных параметров летательного аппарата и других частей авиацион­ ного комплекса.

В разработке тактико-технических требований участвуют

НИИ, КБ и другие организации.