Файл: Конструкция летательных аппаратов учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уборка и выпуск ракет, подвешенных на держателях, при всех режимах полета летательного аппарата не должны вызы­ вать дополнительных вибраций, тряски и снижения эффектив­ ности органов управления.

После отцепки (тактического пуска) ракет и уборки дер­ жателя в походное положение фюзеляжный отсек летатель­ ного аппарата должен закрываться створками.

Неуправляемые авиационные реактивные снаряды (НАРС)

помещаются на специальных пусковых устройствах или в бло­ ках орудий. Размещение и крепление пусковых устройств (блоков орудий) на летательном аппарате должны обеспечи­ вать при пусках НАРС техническое рассеивание не больше до­ пустимого. Размещение и конструкция установок НАРС долж­ ны исключать кинетический нагрев снарядов выше допусти­ мого.

Авиационные бомбы подвешиваются на держателях, распо­ лагаемых либо в бомбоотсеках, либо снаружи летательного аппарата. Размещение держателей и габариты бомбоотсеков должны обеспечивать предусмотренную для данного летатель­ ного аппарата подвеску всех типов и калибров авиабомб, при этом при всех принятых вариантах загрузки центр тяжести летательного аппарата должен находиться в допустимом диа­ пазоне центровок.

При компоновке бомбоотсека обеспечиваются минимально необходимые зазоры между отдельными бомбами и конструк­ цией бомбоотсека, необходимое пространство для ввертыва­ ния взрывателей после подвески бомб и для их выхода из бомбоотсека при сбрасывании (или бомбоотсек оборудуется специальными устройствами, выводящими бомбы из бомбоотсе­ ка) .

Для предохранения подвешенных авиабомб от раскачива­ ния устанавливаются упоры. Упорам бомбодержателей наруж­ ной подвески придают обтекаемую форму или их автоматиче­ ски убирают после сбрасывания авиабомб.

479. Агрегаты прицельных систем и других устройств, свя­ занных с ними, располагаются так, чтобы штурману (летчику) было удобно работать с этим оборудованием на всех режимах полета и чтобы обеспечивалось покидание летательного аппа­ рата в аварийных ситуациях. При размещении агрегатов при­ цельных систем обеспечивается также удобство их монтажа и демонтажа, выверки и установки исходных данных.

Антенны радиолокационных прицельных систем должны обеспечивать хороший обзор в требуемых направлениях и уста­ навливаются обычно внизу носовой части фюзеляжа. Обтекате^ ли антенн выполняются легкосъемными.

480. Пушечное вооружение на летательных аппаратах мо­ жет быть неподвижным и подвижным. Неподвижное может

486


быть либо встроенным в конструкцию планера, либо разме­ щенным в съемных пушечных контейнерах (гондолах).

Размещение агрегатов пушечного вооружения на летатель­ ных аппаратах должно обеспечивать:

быстрое приведение оружия в боевую готовность;

удобное и легкое снятие, постановку, зарядку и разряд­

ку оружия;

удобную и надежную регулировку оружия, прицелов и других агрегатов;

быструю проверку пристрелки оружия, наводки прицела

ифотоконтрольных приборов;

быструю установку и снятие пушечного контейнера. Размещение патронных ящиков и трактов питания на ле­

тательном аппарате должно обеспечивать быструю и легкую укладку патронных лент и их защиту от влаги и пыли.

На всех летательных аппаратах необходимо обеспечивать сбор гильз и звеньев. Выбрасывание гильз и звеньев допусти­ мо только на подвижных кормовых установках.

При размещении оружия в съемных пушечных контейнерах должна быть обеспечена надежная защита от попадания внутрь их грязи и влаги при рулении и взлете летательного аппарата. Снятие и обратная установка контейнера (пустого или полностью снаряженного) на летательный аппарат не должны нарушать ранее выполненную пристрелку.

Подвижные прицельные установки должны исключать воз­ можность попадания снарядов в части своего летательного ап­ парата при стрельбе. Гильзо- и звеньесборники при их напол­ нении не должны препятствовать нормальной работе установок

иуменьшать их углы обстрела.

481.Размещение стрелковых прицельных систем и их визир­ ных устройств на летательном аппарате при боевом положении

летчика (стрелка) должно обеспечивать возможность управле­ ния летательным аппаратом (или подвижной установкой ору­ жия при прицеливании), максимальное сохранение обзора лет­

чику (стрелку) для

наблюдения за целью и воздухом, а так­

же и за приборами,

используемыми летчиком (стрелком) в

полете.

 

При установке на летательном аппарате многоцелевой при­ цельной системы (для бомбометания, стрельбы из пушек, PC) переключатель рода работ должен быть расположен так, что­

бы летчик

(стрелок) мог производить

переключение

в

про­

цессе непрерывного прицеливания.

поиска

цели

и

при­

Антенны

радиолокационных станций

целивания

в передней полусфере (у истребителей) размеща­

ются, как правило, впереди кабины экипажа, в

носовом

кону­

се. Антенны радиолокационных станций поиска цели и прице­ ливания в задней полусфере (самолеты-ракетоносцы, развед­

487


чики, военно-транспортные самолеты) устанавливаются обычно

вкиле или в подкилевой части фюзеляжа.

482.Как указывалось в п.п. 454, 455 и 461, на размещение

«грузов» влияют требования к центровке и силовой схеме. Надо иметь в виду, что на реализацию принципов, закла­

дываемых в силовую схему планера, помимо требований к раз­ мещению «грузов», оказывают существенное влияние следую­ щие факторы:

— места желаемых эксплуатационных разъемов, необходи­ мых для расчленения аппарата при его транспортировке и при монтаже некоторых крупногабаритных агрегатов (боевая часть — на ракетах класса «воздух—земля»; двигатели — на истребителях и т. п.);

— технологические разъемы, обеспечивающие возможность массового выпуска при максимальном использовании машин­ ного труда;

— смотровые и монтажные люки сообразно расположению агрегатов, требующих осмотра и съемки-постановки в про­ цессе эксплуатации.

Г л а в а XXI

ВАРИАНТЫ КОНСТРУКЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

§21.1. ИСТРЕБИТЕЛИ

483.В этой главе рассматриваются характерные варианты конструкции летательных аппаратов в целом как боевого ору­

жия.

Конструкция летательных аппаратов в целом определяется общими и специальными техническими, а также основными так­ тико-техническими требованиями к ним, которые реализуются с помощью тех или иных технических решений. Эти решения вы­ бираются с учетом их противоречивого влияния на различные свойства и стоимость аппарата.

Возможны различные варианты конструкции летательных аппаратов одного и того же назначения и, наоборот, совмеще­ ние различных назначений в одном аппарате.

484. Основным назначением истребителей является прикры­ тие от нападения с воздуха объектов, находящихся в тыловых районах, войск и объектов во фронтовой полосе.

В соответствии с этим назначением истребители подразде­

ляются

на

истребители-перехватчики

противовоздушной обо­

роны

(ИП

ПВО)

и

фронтовые

(тактические)

истребители

(ФИ).

Основной

боевой задачей

истребителей-перехватчиков

485.

ПВО является уничтожение авиационных средств

нападения

путем перехвата их на рубеже или на маршруте.

 

Основные боевые

задачи фронтовых

истребителей сводятся

кследующим [80]:

завоевание превосходства в воздухе, обеспечивающего

надежное прикрытие войск в полосе их боевых действий, а также эффективные боевые действия других родов авиации;

— изоляция района боевых действий противника от его ты­ ла, достигаемая эффективным противодействием воздушным перевозкам и десантным операциям.

Помимо этих задач фронтовые истребители могут привле­ каться для воздействия по войскам и наземным объектам про­ тивника в полосе его боевых действий.

489



486. Истребители-перехватчики и фронтовые истребители могут действовать как в условиях сплошного радиолокацион­ ного поля наземных станций обнаружения, обеспечивающих полную информацию о противнике, так и в условиях отсут­ ствия сплошного радиолокационного поля при ограниченной информации о противнике. Однако область боевого применения действия фронтовых истребителей в обоих случаях ограничена зоной боевых действий войск. Область же действия истребите­ лей-перехватчиков в условиях отсутствия сплошного радиолока­ ционного поля значительно превосходит область боевых дейст­ вий истребителей-перехватчиков в условиях сплошного радио­ локационного поля.

487. Способы выполнения основных боевых задач истребите­ лями сводятся к следующим:

Для ИП ПВО [80], [81]:

— перехват воздушных целей на рубеже, установленном на безопасном расстоянии от охраняемого объекта из положения дежурства па земле;

—- перехват воздушных целей на маршруте из положения дежурства в воздухе.

Для ФИ [80], [81]:

перехват из положения дежурства на аэродроме;

перехват из положения дежурства в воздухе;

свободная охота;

сопровождение;

расчистка воздушного пространства.

В соответствии с условиями боевых действий и способами выполнения боевых задач истребители-перехватчики могут быть двух типов:

ближний истребитель-перехватчик;

дальний истребитель-перехватчик.

Условия боевых действий фронтового истребителя позволя­ ют ограничиться одним типом такого самолета.

488. Основными ТТТ к истребителям являются [80], [81], [103]:

выход на рубеж перехвата за определенное время;

необходимые радиус действия и время дежурства в воз­

духе;

высокая эффективность перехвата воздушных целей во всем диапазоне их высот и скоростей полета при наибольшей величине отношения критерия боевой эффективности авиацион­ ного комплекса перехвата к его стоимости (см. п. 413);

способность фронтового истребителя вести ближний ма­ невренный воздушный бой на малых высотах и больших до­ звуковых скоростях;

возможность успешной работы в составе авиационного

комплекса перехвата;

— базирование фронтовых истребителей на грунтовых бы­ стро подготавливаемых фронтовых аэродромах.

490