Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 13

 

Технические характеристики дезинфекционно-душевых установок

 

 

 

 

 

Показатели установок

 

 

Наименование

ДДЛ-53

ддп-i

 

 

 

 

 

Пропускная

способность, чел.-час.

 

при помывке

(без

дезннфекцш

До 48

обмундирования)

. . . .

До 96

при

помывке

дезпнфекциеГ

До 36

обмундирования)

. . . .

До 72

Количество душевых

сеток . . .

12

6

Расход топлива, кг/ч:

 

20

15

дизельного

. .........................

дров

м а ш и н а .............................

 

60

40

Базовая

 

Автомобиль

Одноосный прицеп

Время

развертывания

установки

ГАЗ-бЗ (ГАЗ-66)

1-АП-1,5

i

3 0 -4 0

санпропускника,

мин . . . . .

30—40

Время дезинсекции, мин:

 

 

хлопчатобумажного

обмундиро

7

вання

. тгт. . .....................

5

шерстяного

обмундирования .

12-13

12—15

Время дезинфекции, мин:

 

 

хлопчатобумажного

обмундиро

 

вания

:л . . .....................

12—15

12—15

шерстяного

обмундирования .

До 45

До 45

шерстяных

в ещ ей .........................

 

2—3 ч

2—3 ч

Габаритные размеры, .«.и-

 

 

длина

.............................................

 

 

 

5725

3770

ширина .........................................

 

 

.

2200

2000

высота .....................................

 

 

2820

2270


Г Л А В А 2

ДВИГАТЕЛИ ДОРОЖНЫХ МАШИН

§ 1. ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ДОРОЖНЫХ МАШИНАХ

Двигателем называется силовой агрегат, преобразующий ка­

кой-либо вид энергии в механическую работу.

рабочих ци­

Двигатели,

у которых топливо сгорает

внутри

линдров, называют двигателями внутреннего сгорания.

поршне­

Двигатели

внутреннего сгорания подразделяют

на

вые и- роторные. В поршневых двигателях

вал получает

враща­

тельное движение в результате преобразования прямолинейно-по­ ступательного движения поршня, на который оказывают давле­ ние продукты сгорания рабочей смеси.' В роторных двигателях газы воздействуют непосредственно на врарцающуюся деталь (ротор или колесо газовой турбины.)

На современных автомобилях, тракторах и дорожных маши­ нах применяют поршневые двигатели внутреннего сгорания. Эти двигатели классифицируются по следующим признакам: способу смесеобразования, способу осуществления рабочего процесса, числу цилиндров и виду применяемого топлива.

По способу смесеобразования различают двигатели с внеш­ ним смесеобразованием (карбюраторные и газовые) и внутрен­ ним (дизели).

У двигателей с внутренним смесеобразованием (дизелей) го­ рючая смесь образуется непосредственно в цилиндрах, для чего в них подается воздух, который, сжимаясь, нагревается до высо­ кой температуры. В конце сжатия в цилиндры под большим дав­ лением впрыскивается в распыленном состоянии топливо. В ре­ зультате соприкосновения с горючим воздухом частиц распылен­ ного топлива последнее воспламеняется (воспламенениеот сжатия).

Ряд периодически ■повторяющихся процессов в цилиндре дви­ гателя, в результате которых происходит преобразование тепловой

энергии в. механическую работу,,

называется/1 рабочим

циклом.

Часть рабочего цикла, совершаемая

за время движения

поршня

-от одной мертвой точки к другой,

(за

один ■ход

поршня), назы­

вается тактом.

. :

- .

 

2*

35


По способу осуществления рабочего процесса двигатели под­ разделяют на чытырех- и двухтактные. Двигатели, рабочий цикл

которых совершается

за

четыре хода поршня (четыре такта) или

два

оборота

коленчатого вала, называются четырехтактными.

Двигатели, рабочий цикл которых совершается за два

хода

порш­

ня

(два такта)

или

за

одни оборот коленчатого

вала,

назы­

ваются двухтактными.

По числу цилиндров двигатели бывают одноцилиндровые и многоцилиндровые. На автомобилях, тракторах и дорожных ма­ шинах применяют многоцилиндровые двигатели.

По виду применяемого топлива различают двигатели, работа­ ющие на жидком топливе (бензине, керосине, дизельном топли­ ве), и двигатели газообразного топлива, работающие на генера­ торном, сжатом и сжиженных газах. На автомобилях, тракторах и дорожных машинах применяют преимущественно карбюратор­ ные двигатели, работающие на бензине, и дизельные двигатели, работающие на дизельном топливе.

§ 2. УСТРОЙСТВО ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Основной частью одноцилиндрового четырехтактного карбюра­ торного двигателя (рис. 23) является цилиндр 13 со съемной го­ ловкой 12. Цилиндр и его головка имеют водяную рубашку 14, в

которой циркулирующая вода отводит тепло от стенок

цилиндра

и головки. В верхней части головки цилиндра имеется

отверстие

с резьбой, в которое ввернута свеча зажигания 10, воспламеняю­ щая рабочую смесь в цилиндре с помощью электрической искры. Внутри цилиндра размещен поршень 15, соединенный поршневым пальцем 16 с шатуном 17. Нижний конец шатуна шарнирно со­ единен с кривошипом коленчатого вала 19. Коленчатый вал мо­ жет вращаться в опорных подшипниках. На заднем конце вала установлен маховик. Снизу цилиндр закрыт картером, в поддон 20 которого заливают масло для питания системы смазки двига­ теля.

Образование горючей смеси происходит в карбюраторе 7, от­ куда смесь по впускной трубе 6 через впускной клапан 11 посту­ пает в камеру сгорания Цилиндра. Отработавшие газы удаляются из цилиндра через выпускные клапаны 8 и трубу 5. Открытие и закрытие клапанов осуществляется кулачками распределитель­ ного вала 2, приводимого во вращение шестеренчатой передачей.

Отличительной особенностью

устройства

одноцилиндрового

четырехтактного дизельного двигателя является

то,

что

в

нем

вместо свечи зажигания в головке

блока

установлена форсунка,

а вместо

карбюратора — топливный насос

высокого

давления. С

помощью

этих агрегатов осуществляется

впрыск топлива

в

ци­

линдр двигателя.

Под давлением газов, образующихся в результате сгорания в цилиндре рабочей смеси, поршень перемещается в цилиндре от

36


одного крайнего положения к другому, совершая прямолинейное возвратно-поступательное движение. Положение поршня в ци­ линдре, при котором расстояние его от оси вала двигателя будет наименьшим, называется нижней мертвой точкой (Н. М. Т.). В мертвых точках поршень останавливается и направление его движения изменяется.

Рис. 23. Схема устройства одноцилиндрового карбюратор­ ного двигателя:

1 — шестерня

привода

распредели­

тельного

вала;

2 — распределитель­

ный

вал;

3 — толкатель;

4 — пру­

жина;

5 — выпускная

труба;

6 —

впускная

труба;

7 — карбюратор;

8 — выпускной

клапан;

9 — провод;

10 — свеча

зажигания;

II — впуск­

ной клапан;

12 — головка

цилин­

дра;

13 — цилиндр;

14 — водяная

рубашка;

15 — поршень; 16 — порш­

невой

палец;

17 — шатун;

18 — ма­

ховик; 19 — коленчатый

вал;

20 —

 

 

поддон

картера

 

 

Путь, пройденный поршнем от верхней мертвой точки В. М. Т. до Н. М. Т. (или наоборот), называется ходом поршня. Ход поршня совершается за пол-оборота коленчатого вала. Когда пор­ шень находится в В. М. Т., над ним имеется свободное простран­ ство, которое называется камерой сгорания, а объем этого прост­ ранства— объемом камеры сгорания.

Объем цилиндра, освобождаемый поршнем при движении его от верхней мертвой точки к нижней мертвой точке, является рабо­ чим объемом цилиндра, он измеряется в литрах или кубических сантиметрах. Сумма рабочих объемов всех цилиндров двигателя, выраженная в литрах, называется литражом двигателя.

Сумма объема камеры сгорания и рабочего объема цилиндра называется полным объемом цилиндра. Иными словами, полный объем — это объем внутренней полости цилиндра, расположенный над поршнем, когда поршень находится в Н. М. Т.

37


Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгора­ ния называется степенью сжатия. Степень сжатия — это отвле­ ченное число, показывающее, во сколько раз уменьшается перво­ начальный объем находящихся в цилиндре горючей смеси или воздуха в результате перемещения поршня от Н. М. Т. к В. М. Т.

Любой поршневой двигатель внутреннего сгорания состоит из кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, а также систем охлаждения, смазки и питания. У карбюраторных двигателей, кроме того, имеется система зажигания горючей смеси.

§ 3. РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС ЧЕТЫРЕХТАКТНЫХ ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Карбюраторный двигатель

Полный рабочий цикл у большинства карбюраторных двигате­ лей совершается в каждом цилиндре за два оборота коленчатого

вала, т. е. за четыре такта. Рабочий цикл

четырехтактного кар­

бюраторного двигателя складывается из

трех вспомогательных

и одного рабочего тактов: впуска, сжатия,

расширения (рабочий

такт), выпуска (выхлопа).

 

Первый такт рабочего процесса (рис. 24, а) — впуск в цилиндр горючей смеси. При этом поршень движется вниз от В. М. Т. к Н. М. Т., создавая разрежение в полости цилиндра над поршнем; впускной клапан открыт, и цилиндр через впускную трубу и кар­ бюратор сообщается с атмосферой. Под действием разрежения горючая смесь из карбюратора поступает во внутреннюю полость цилиндра и заполняет освобождаемый поршнем объем. Заполне­ ние цилиндра горючей смесью продолжается до прихода поршня в Н. М. Т. К этому времени впускной клапан закрывается.

Поступая в цилиндр, горючая смесь соприкасается со стенками впускного трубопровода и цилиндра, перемешивается с отработав­ шими газами, оставшимися от предыдущего цикла. Вследствие этого она нагревается и расширяется. Горючая смесь в цилиндре, содержащая остатки отработавших газов, называется рабочей сме­ сью. К концу такта впуска температура рабочей смеси достигает

70 — 80° С.

Второй такт — сжатие (рис. 24,6). При этом поршень дви­ жется от Н. М. Т. к В. М. Т., а оба клапана закрыты. Под дейст­ вием перемещаемого поршня рабочая смесь сжимается, а значит, еще более нагревается. Рабочую смесь сжимают с таким расчетом, чтобы ее температура в конце такта сжатия была ниже температуры самовоспламенения применяемого топлива. В противном случае рабочая смесь может воспламениться до прихода поршня в В. М. Т.

В зависимости от степени сжатия температура

рабочей смеои

к концу второго такта повышается до 400—-500° С,

а давление'до

-10— 14 атм: В концетакта1ейсатй'й рабочая ёмесь-в цилиндре-вос­ пламеняется электрической- искрой,-появляющейся' между электро-

38