Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
|
/ |
|
|
Рис. 24. |
Схема работы четырехтактного двигателя: |
|
||
а — первый |
такт |
рабочего |
цикла четырехтактного |
карбюраторного двигателя: |
1 — поршень; |
2 — выпускной |
клапан; 3 — карбюратор; 4 — све |
|
ча- 5 — впускной |
клапан; |
6 — шатун; |
7 — маховик; |
8 — коленчатый вал; б — второй такт рабочего цикла |
четырехтактного карбюраторного |
|||
двигателя; |
в — третий такт рабочего |
цикла четырехтактного карбюраторного |
двигателя; |
г —• четвертый |
такт рабочего цикла четырехтакт |
|||
|
|
|
|
|
ного карбюраторного двигателя |
|
|
I
Со
(О
дами свечи. В результате сгорания смеси давление в цилиндре по вышается до 40—60 атм, а температура до 2300—2500° С.
Третий такт — рабочий ход (рис. 24, в), являющийся основным, начинается с момента движения поршня от В. М. Т. к Н. М. Т., которое происходит под давлением расширяющихся газов, обра зующихся в результате сгорания рабочей смеси. При этом оба клапана закрыты. Поршень, перемещаясь' к Н. М. Т., с помощью шатуна вращает коленчатый вал. По мере движения поршня давление и температура газов в цилиндре снижаются; перемещение поршня вниз заканчивается, когда он доходит до Н. М. Т.
Для вывода поршня из мертвых точек и равномерного вращения коленчатого вала на последнем устанавливают маховик. Он обла дает значительной массой, вследствие чего накапливает кинетиче скую энергию во время процесса расширения продуктов сгорания рабочей смеси. Часть этой энергии используется для совершения вспомогательных тактов рабочего процесса двигателя: впуска, сжатия, выпуска.
Четвертый такт — выпуск (рис. 24, г), он начинается с момента открытия выпускного клапана, которое происходит перед подходом поршня к Н. М. Т. при рабочем ходе поршня. В конце рабочего хода открывается выпускной клапан, отработавшие газы, имеющие избыточное давление, начинают с большой скоростью выходить в атмосферу. Далее поршень перемещается от Н. М. Т. к В. М.Т., выталкивает из цилиндра отработавшие газы, температура кото рых во время такта выпуска снижается до 50° С. Чем меньше от работавших газов остается в цилиндре, тем больше поступает в цилиндр горючей смеси в такте впуска, а следовательно, тем боль шую мощность сможет развить двигатель и тем выше его эконо мичность. Такт выпуска заканчивается, когда поршень приходит в В. М. Т. По окончании этого такта начинается новый рабочий цикл.
Рабочий процесс четырехтактного газового двигателя проте кает аналогично.
Дизель
Рабочий цикл четырехтактного дизеля состоит из тех же так тов, что и рабочий цикл карбюраторного двигателя. Но происходя щие во время этих тактов процессы внутри цилиндров различны.
В четырехтактном дизеле при такте впуска (рис. 25, а) поршень движется от В. М. Т. к Н. М. Т. В цилиндре создается разрежение, вследствие чего через открытый впускной клапан в цилиндр по впускной трубе поступает очищенный в воздухоочистителе воздух.
Во время такта сжатия поршень движется от Н. М. Т. к В. М. Т. (рис. 25, б), сжимая находящийся в цилиндре воздух. Оба клапана закрыты. К концу такта давление в цилиндре достигает 30 — 40 атм, а температура воздуха повышается до 600 — 700° С. В этот момент в цилиндр через форсунку впрыскивается под большим давлением, создаваемым цасосом, мелкораспыленное топливо, ко торое, соприкасаясь с частицами нагретого воздуха, воспламе-
40
мнется и сгорает с большой скоростью. При сгорании топлива в цилиндре образуются газы, создающие давление 50 — 80 атм.
Необходимость впрыска топлива в цилиндр до прихода поршня в В. М. Т. обусловлена тем, что топливо не может воспламенить ся мгновенно. Между моментом начала впрыска и начала горения топлива проходит некоторое время. Поэтому топливо впрыски вается в конце такта сжатия с таким расчетом, чтобы максималь ное давление газов в цилиндре создалось после того, как поршень пройдет В. М. Т.
а |
б |
в |
г |
Рис. 25. Рабочий цикл четырехтактного дизельного двигателя: |
|||
а — впуск; б — сжатие; |
в — рабочий ход; |
г — выпуск; 1 — поршень; |
2 — выпускной клапан; |
|
3 — впускной |
клапан; 4 — насос |
|
Под давлением расширяющихся газов поршень перемещается от В. М. Т. к Н. М. Т., совершая рабочий ход (рис. 25, в). При этом оба клапана остаются закрытыми. В конце рабочего хода от крывается выпускной клапан и отработавшие газы под избыточ ным давлением интенсивно выходят в атмосферу. Такт выпуска, как и у карбюраторных двигателей, совершается при движении поршня от Н. М. Т. к В. М. Т. В течение этого такта поршень вы тесняет из цилиндра остатки отработавших газов (рис. 25,а).
Многоцилиндровый двигатель
Детали одноцилиндрового двигателя работают под большими нагрузками, вызываемыми давлением газов в цилиндре, инерцион ными и центробежными силами, возникающими при движении де талей.
В связи с тем что величина давления газов значительно меняет ся даже в течение одного хода поршня, на детали двигателя дей ствуют переменные нагрузки, что является основной причиной не равномерности работы одноцилиндровых двигателей.
41
Для достижения более равномерной работы таких двигателей на них приходится устанавливать тяжелые маховики, для крепле ния двигателя необходимы прочные фундаменты, что ограничивает возможность применения одноцилиндровых двигателей на транс портных машинах. Кроме того, одноцилиндровые двигатели отли чаются плохой способностью быстро наращивать скорость враще ния коленчатого вала.
Рис. 26. Поперечный разрез |
двигателя ЯМЗ-236 |
с V-образным |
|||||
|
|
расположением |
цилиндров: |
|
|
|
|
/ — коленчатый вал; |
2 — стартер; |
3 — поршень; 4 — блок |
цилиндров; 5 — |
||||
гильза' |
цилиндров; |
6 — головка блока |
цилиндров; |
7 — выпускной |
трубо |
||
провод; |
8 — форсунка; 9 — коромысло; |
10 — впускной трубопровод; |
11— |
||||
воздухоочиститель; 12 — топливный |
насос высокого |
давления; 13 — впуск |
|||||
ной клапан; 14 — штанга толкателя; |
15 — шатун; |
16 — масляный |
насос; |
||||
|
|
17 — распределительный вал |
|
|
|
Указанные недостатки одноцилиндровых двигателей устраняют, объединяя в одном блоке несколько цилиндров, т. е. создавая многоцилиндровые двигатели. У многоцилиндровых двигателей бо лее частое повторение рабочих ходов поршней обеспечивает более равномерное вращение коленчатого вала, чем в одноцилиндровом,
42
Вследствие этого в многоцилиндровых двигателях нагрузка на детали распределяется более равномерно, что повышает срок слу жбы деталей. Многоцилиндровые двигатели выпускают с различ ным (обычно четным) числом цилиндров — от двух до шестнад цати.
Цилиндры могут быть расположены одно-и двухрядно. При однорядном расположении цилиндры, как правило, размещаются вертикально, а при двухрядном расположении — под некоторым углом. Если при двухрядном расположении цилиндров угол между ними меньше 180°, то такие двигатели называются V-образными (рис. 26), а если угол равен 180°, то такие двигатели называются оппозитными.
Двигатели с однорядным расположением цилиндров имеют большие габариты и вес по сравнению с двигателями с двухряд ным V-об,разным расположением цилиндров.
Для обеспечения наибольшей равномерности работы многоцилиндрового двигателя необходимо, чтобы такты расширения (ра бочего хода) в различных цилиндрах чередовались через равно мерные промежутки времени и в определенной последовательности. Последовательность чередования одноименных тактов в цилиндрах называется порядком работы цилиндров двигателя.
При создании многоцилиндровых двигателей добиваются того, чтобы очередные такты рабочего хода совершались в цилиндрах, наиболее удаленных один от другого. В этом случае равномерно распределяется нагрузка на коренные подшипники коленчатого вала. Кроме того, отработавшие газы из цилиндра, в котором на чинается выпуск, не попадут через выпускной коллектор в ци линдр, в котором выпуск еще не закончился.
Для автомобильного четырехцилиндрового двигателя наиболее распространен порядок работы 1 — 2 —4 — 3 или 1— 3 — 4 — 2, для шестицилиндрового — 1 — 5 — 3 — 6 — 2 — 4, восьмицилиндро вого — 1 — 5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7 — 8.
§ 4. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ
Двигатель состоит из кривошипно-шатунного механизма, ме ханизма газораспределения и систем охлаждения, смазки, питания, зажигания и пуска (рис. 26).
Кривошипно-шатунный механизм предназначен для восприятия
сил давления газов и преобразования прямолинейного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из блока 4 цилиндров, головки 6 блока цилиндров, поршня 3 с кольцами, поршневого пальца, шатуна 15, коленчатого вала 1, ма ховика и картера.
Механизм газораспределения служит для очистки цилиндра от продуктов сгорания и заполнения его горючей смесью или возду
хом. Он состоит из клапанов, направляющих втулок, пружин, рас пределительного вала, шестерен, деталей и привода клапанов.
43
Система охлаждения предназначена для принудительного от вода тепла от нагретых деталей. Системы охлаждения по роду ве
щества, отводящего тепло (теплоносителя), бывают |
жидкостные, |
в которых в качестве теплоносителя принимают |
воду, и воз |
душные, когда охлаждение деталей осуществляется потоком воз духа. Если система охлаждения жидкостная, то она состоит из водяного насоса, радиатора, вентилятора, рубашки охлаждения цилиндров, головки цилиндров и термостата.
Система смазки служит для непрерывного подвода смазки к узлам трения движущихся деталей; она состоит из масляного на соса, масляных фильтров, маслопровода и масляного радиатора.
Система питания предназначена для приготовления и подачи в цилиндр горючей смеси нужного качества (карбюраторные и га зовые двигатели) или порций распыленного топлива в определен ный момент (дизели).
Система питания карбюраторных и дизельных двигателей со стоит из топливных баков, топливопроводов, топливных фильтров, воздухоочистителей, топливных насосов, карбюраторов или фор сунок.
Система зажигания служит для принудительного воспламене ния рабочей смеси от электрической искры, возникающей между электродами свечи зажигания под действием импульса электриче
ского тока высокого напряжения. |
карбюраторных |
и газовых |
||
Система |
зажигания применяется в |
|||
двигателях; |
она состоит из аккумуляторных |
батарей, |
генератора, |
|
|
|
|
Т а б л и ц а 14 |
|
Характеристики двигателей внутреннего |
сгорания |
дорожных |
машин |
|
|
|
Модель двигателя |
|
|
Параметры |
|
|
|
Тип двигателя |
|
|
Число цилиндров................................. |
|
|
|
Диаметр цилиндра, м м ..................... |
|
||
Ход поршня, мм . . |
.■..................... |
, |
|
Рабочий |
объем, л . |
. . т» |
|
Степень |
с ж а т и я ................................. |
|
|
Максимальная мощность, л. с. при числе оборотов, об/мин. . .
Максимальный крутящий момент,
кгм
при числе оборотов, об/мин. .
Удельный расход топлива, гр/л. с. ч
|
|
|
|
ОО |
ЗИЛ-130 |
ГАЗ-53 |
СМД-14 |
с{ |
со |
к |
||||
|
|
|
|
(М |
|
|
|
|
го |
|
|
|
|
£ |
Карбюраторный |
|
Дизельный |
||
четырехтактный |
четырехтактный |
|||
8 |
8 |
4 |
4 |
8 |
100 |
92 |
120 |
145 |
130 |
95 |
80 |
140 |
205 |
140 |
6 |
4,25 |
6.3 |
13,53 |
14,86 |
6,5 |
6,7 |
17 |
14 |
16,5 |
150 |
115 |
75 |
108 |
240 |
3000 |
3200 |
1700 |
1070 |
2100 |
410 |
290 |
360 |
820 |
960 |
1800 |
2500 |
1200 |
700 |
1200 |
240 |
О |
195 |
175 |
175 |
со CN |
44