Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На плоскости Б крепится редуктор отбора мощности, который центрируется на подшипниках. Механизм переключения передач (рис. 29, б) укреплен с правой стороны коробки передач. Для пе­ реключения передач механизм имеет вилки 19, 20 и 21, поса­ женные на валики, которые передвигаются в корпусе механизма переключения с помощью рычага 25, имеющего шаровое яблоко 23. Вилка 19 переключает первую и вторую передачи, вилка 20 — задний ход, вилка 21 — третью и четвертую передачи.

Рис. 29. Коробка передач (а) и механизм переключения передач (б) автогрей­

дера Д-395:

/ — ведущий

вал; 2 — муфта;

3

н

4 — шарикоподшипники; 5 — вал; 6 и 7 — шестерни

зад­

него хода; 8,

9, 11,

12,

13,

14,

15

п

16 — шестерни; 10 — кольцо; 17 — роликовый подшипник;

18 — ведомый

вал;

19,

20

и 2/ — вилки; 22 — валик;

23 — шаровоё яблоко; 24 — чехол;

25

 

 

рычаг;

26

— ограничитель; I, И,

III, IV — передачи

 

Механизм переключения имеет блокировочное устройство и фиксаторы. Они входят в пазы валиков переключения и преду­ преждают самопроизвольное включение и выключение передач. Переключение передач осуществляется рычагом, расположенным справа от сиденья водителя в кабине. Переключение передач воз­ можно только при выключенной муфте сцепления. Для предотвра­ щения включения двух и более передач механизм онабжен ограни­ чителем 26, освобождающим необходимую вилку для переключе­ ния передачи и ограничивающим две остальные, входя своими вы­ ступами в пазы вилок.

51


Коробка передач дорожных машин на базе гусеничного трак­ тора ДТ-75 четырехвальная, пятиходовая, семиступенчатая >и имеет семь передач вперед и одну назад.

Коробка передач дорожных машин на базе гусеничного трак­ тора Т-100 трехвальная, четырехходовая, пятиступенчатая и -имеет пять передач вперед и четыре назад. Изменение передаточного числа достигается путем перемещения подвижных шестерен и вве­ дения их в зацепление в различной компоновке.

Дополнительная коробка передач (мультипликатор) представ­ ляет собой вторую последовательно включенную коробку передач, позволяющую увеличить общее передаточное число трансмиссии па всех передачах, не меняя передаточного числа основной коробки передач н главной передачи. Таким образом, дополнительная ко­ робка позволяет изменять величину передаваемого крутящего мо­ мента двигателя на ведущие колеса. Дополнительная коробка мо­ жет быть двухступенчатой с прямой и понижающей передачей или двумя понижающими передачами. Иногда она включает и ускоря­ ющую передачу.

Устройство мультипликатора и его механизма переключения можно рассмотреть на примере одноходового, двухскоростного мультипликатора автогрейдера Д-395 (рис. 30).

Наличие двух передач мультипликатора позволяет получить восемь скоростей вперед и две назад. Включение передач мульти­ пликатора производится кареткой с наружными и внутренними зубчатыми венцами, которая помещается на шлицах ведомого вала коробки передач, входящего в мультипликатор. К плоскости А в верхней части мультипликатора крепится картер муфты сцепления, а в нижней части — раздаточный редуктор. К плоскости Б кре­ пится коробка передач. Механизм переключения мультипликатора (рве. 30, б) расположен с правой стороны корпуса мультиплика­ тора.

Раздаточная коробка предназначена для распределения кру­ тящего момента, передаваемого вторичным валом коробки передач или дополнительной коробки, между ведущими осями дорожной машины. Раздаточные коробки часто объединяют конструктивно с дополнительной коробкой передач и монтируют в одном картере. В этом случае наряду с распределением крутящего момента по ведущим осям раздаточная коробка позволяет также увеличивать передаваемый крутящий момент к ведущим колесам.

На дорожных машинах на базе тракторов устанавливают одноили двухступенчатые раздаточные коробки.

На автогрейдере Д-395 раздаточная коробка (рис. 31) предна­ значена для передачи мощности на передний и задние мосты. Она крепится в нижней части мультипликатора, имеет четыре вала и четыре шестерни, расположенные в ряд. На промежуточном валу ее смонтирован стояночный тормоз с ручным приводом.

Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента между отдельными агрегатами силовой передачи, распо-

52


Рис. 30. Мультиплика­ 4 тор (а) и механизм пе­ реключения мультипли­ катора (б) автогрендера

Д-395:

/ — подвижная

шестерня;

2 — нижний

вал;

3 — иголь­

чатый подшипник;

4 — кор­

пус

мультипликатора;

5, 6

и

7 — шестерни;

8 — валик

механизма

переключения;

9 — валик

фиксатора;

10

фиксатор;

Л — вилка;

/2 —

6

ложечными под углом, изменяющимся при движении машины. Кар­ данные передачи применяются для соединения коробки передач с главной передачей, коробки передач с раздаточной коробкой, раздаточной коробки с главными передачами задних мостов, глав­ ных передач двух задних мостов, полуосей с передними управля­

емыми колесами. Карданные передачи в

зависимости от числа кар­ данов (шарниров) делят­ ся на одинарные и двой­ ные. Одинарная кардан­ ная передача состоит из карданного вала и одно­

 

 

f

 

Ли

 

 

й применяется при пере-

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

даче

вращения

от одного

 

 

-A'VW

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

большим

углом.

Двойная

 

 

 

 

 

 

 

карданная

передача

со­

 

 

 

 

 

 

 

стоит из карданного вала

 

 

 

 

 

 

 

и двух карданных шарни­

 

 

 

 

 

 

 

ров,

установленных

на

 

 

 

 

 

 

 

его концах. Эти передачи

 

 

 

 

 

 

 

получили

широкое

рас­

 

 

 

 

 

 

 

пространение

на

дорож­

 

 

 

 

 

 

 

ных машинах.

 

передачи

 

 

 

 

 

 

 

Карданные

 

 

 

 

 

 

 

 

состоят из карданов (шар­

 

 

 

 

 

 

 

ниров), карданных

валов

 

 

 

 

 

 

 

и промежуточных

опор.

 

 

 

 

 

 

 

Карданы по конструк­

 

 

 

 

 

 

 

ции разделяются на жест­

 

 

 

 

 

 

 

кие (с жестким элемен­

 

 

 

 

 

 

 

том) и мягкие (с упругим

 

 

 

 

 

 

 

элементом).

карданы

по

Рис. 31.

Раздаточная

коробка

автогреАдера

Жесткие

 

 

Д-395:

 

задних

мостов;

кинематике

делятся

на

1 — фланец; 2 — шестерня

привода

карданы неравной и рав­

3 — промежуточная шестерня;

4 — шестерня

привода

переднего

редуктора;

5 — вал;

6 — ведущая

шестер­

ной

угловых

скоростей

ня; 7 — нажимной

диск;

3 — муфта; 9 — диски

 

 

 

 

 

 

 

(рис. 32).

 

а)

обеспечи­

Карданы неравных угловых скоростей (рис. 32,

вают передачу крутящего момента под углом 20—25°. При боль­ ших углах наклона валов они не обеспечивают равномерное вра­ щение ведомого вала. Поэтому для привода передних ведущих колес машины применяют карданы равных угловых скоростей (рис. 32,6), которые обеспечивают вращение ведущей и ведомой полуосей с одинаковой угловой скоростью.

Мягкие карданы обеспечивают передачу крутящего момента под углом не более 6°. Они состоят из двух вилок, соединенных

54


диском из прорезиненной ткани, и применяются, как правило, у до­ рожных машин для соединения сцепления с коробкой передач.

Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента и передачи его от вторичного вала коробки передач к ве­ дущим полуосям (или звездочкам), расположенным под углом 90° к продольной оси машины. Главная передача обычно создает по-

а — кардан неравных

угловых скоростей: / — крышка; 2 — пла­

стина;

3 — стакан;

4 — подшипник;

5 — пробковый

сальник;

6 — шип

крестовины;

7 — крестовина;

8 — предохранительный

клапан;

9 — вилка; б — кардан равных

угловых скоростей: / н

7 — вилки; 2 — палец;

3 — канавки; 4 и 5 — шарики;

6 — штифт

стоянное передаточное число. В современных главных передачах дорожных машин применяют конические (часто со спиральным зубом) одинарные или двойные передачи.

Одинарные передачи состоят из двух конических шестерен со спиральным зубом или двух цилиндрических шестерен. В этих пе­ редачах крутящий момент передается от ведущей конической шес­ терни / (рис. 33, а) к ведомой шестерне 2.

Двойные главные передачи (рис. 33, в) состоят из одной пары конических шестерен со спиральным зубом и одной пары цилинд­ рических шестерен с прямым или косым зубом. В этой передаче крутящий момент передается от ведущей конической шестерни 1

55

(рис. 33, в) к ведомой конической шестерне 2 в ведущей цилинд­ рической шестерне 3, установленных на одном валу 5, а от ше­ стерни 3 — к ведомой цилиндрической шестерне 4. Двойная глав­ ная передача позволяет получить большое передаточное число при малых размерах передачи.

Дифференциал предназначен для распределения крутящего мо­ мента между ведущими полуосями и обеспечения вращения с раз­ личными угловыми скоростями ведущих колес машины при движе­ нии ее на поворотах и по неровной дороге. На дорожных машинах наибольшее распространение получили конические симметричные

Рис. 33. Типы главных передач:

а и б — одинарный

передачи: / — ведущая

коническая шестерня; 2 — ведомая

коническая шестерня;

в — двоЛпая передача:

/ — ведущая

коническая

ше­

стерня; 2 — ведомая

коническая

шестерня;

5 — ведущая цилиндрическая

ше­

стерня;

4 — ведомая

цилиндрическая

шестерня;

5 — вал

 

дифференциалы, распределяющие крутящий момент между ве­ дущими полуосями поровну. Они располагаются между главной и конечными передачами.

Дифференциал (рис. 34) состоит ш корпуса 2, в котором за­ креплена неподвижно ось 5, двух полуосевых шестерен 3 и 7 и са­ теллита 6. Сателлит 6 свободно установлен на ось 5 и находится в постоянном зацеплении с шестернями 3 и 7. Шестерни 3 и 7 жестко укреплены на полуосях 1 и 8, которые свободно проходят через от­ верстия в корпусе 2. К корпусу 2 болтами крепится ведомая ше­ стерня 4 главной передачи.

Принцип действия дифференциала следующий: при прямолиней­ ном движении машины и одинаковом сопротивлении вращению ведущих колес дифференциал распределяет крутящий момент через корпус 2 и сателлит 6 поровну между шестернями 3 и 7. При этом все детали дифференциала вращаются как одно целое вокруг балки ведущего моста. В этом случае сателлит 6 не вра­ щается вокруг своей оси, а выполняет роль клина. При движении машины на поворотах, например влево, левая полуось 1 будет вращаться медленнее, чем правая полуось 8, так как левое колесо