Файл: Дорожные машины и мостостроительные механизмы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
На плоскости Б крепится редуктор отбора мощности, который центрируется на подшипниках. Механизм переключения передач (рис. 29, б) укреплен с правой стороны коробки передач. Для пе реключения передач механизм имеет вилки 19, 20 и 21, поса женные на валики, которые передвигаются в корпусе механизма переключения с помощью рычага 25, имеющего шаровое яблоко 23. Вилка 19 переключает первую и вторую передачи, вилка 20 — задний ход, вилка 21 — третью и четвертую передачи.
Рис. 29. Коробка передач (а) и механизм переключения передач (б) автогрей
дера Д-395:
/ — ведущий |
вал; 2 — муфта; |
3 |
н |
4 — шарикоподшипники; 5 — вал; 6 и 7 — шестерни |
зад |
||||
него хода; 8, |
9, 11, |
12, |
13, |
14, |
15 |
п |
16 — шестерни; 10 — кольцо; 17 — роликовый подшипник; |
||
18 — ведомый |
вал; |
19, |
20 |
и 2/ — вилки; 22 — валик; |
23 — шаровоё яблоко; 24 — чехол; |
25 — |
|||
|
|
рычаг; |
26 |
— ограничитель; I, И, |
III, IV — передачи |
|
Механизм переключения имеет блокировочное устройство и фиксаторы. Они входят в пазы валиков переключения и преду преждают самопроизвольное включение и выключение передач. Переключение передач осуществляется рычагом, расположенным справа от сиденья водителя в кабине. Переключение передач воз можно только при выключенной муфте сцепления. Для предотвра щения включения двух и более передач механизм онабжен ограни чителем 26, освобождающим необходимую вилку для переключе ния передачи и ограничивающим две остальные, входя своими вы ступами в пазы вилок.
51
Коробка передач дорожных машин на базе гусеничного трак тора ДТ-75 четырехвальная, пятиходовая, семиступенчатая >и имеет семь передач вперед и одну назад.
Коробка передач дорожных машин на базе гусеничного трак тора Т-100 трехвальная, четырехходовая, пятиступенчатая и -имеет пять передач вперед и четыре назад. Изменение передаточного числа достигается путем перемещения подвижных шестерен и вве дения их в зацепление в различной компоновке.
Дополнительная коробка передач (мультипликатор) представ ляет собой вторую последовательно включенную коробку передач, позволяющую увеличить общее передаточное число трансмиссии па всех передачах, не меняя передаточного числа основной коробки передач н главной передачи. Таким образом, дополнительная ко робка позволяет изменять величину передаваемого крутящего мо мента двигателя на ведущие колеса. Дополнительная коробка мо жет быть двухступенчатой с прямой и понижающей передачей или двумя понижающими передачами. Иногда она включает и ускоря ющую передачу.
Устройство мультипликатора и его механизма переключения можно рассмотреть на примере одноходового, двухскоростного мультипликатора автогрейдера Д-395 (рис. 30).
Наличие двух передач мультипликатора позволяет получить восемь скоростей вперед и две назад. Включение передач мульти пликатора производится кареткой с наружными и внутренними зубчатыми венцами, которая помещается на шлицах ведомого вала коробки передач, входящего в мультипликатор. К плоскости А в верхней части мультипликатора крепится картер муфты сцепления, а в нижней части — раздаточный редуктор. К плоскости Б кре пится коробка передач. Механизм переключения мультипликатора (рве. 30, б) расположен с правой стороны корпуса мультиплика тора.
Раздаточная коробка предназначена для распределения кру тящего момента, передаваемого вторичным валом коробки передач или дополнительной коробки, между ведущими осями дорожной машины. Раздаточные коробки часто объединяют конструктивно с дополнительной коробкой передач и монтируют в одном картере. В этом случае наряду с распределением крутящего момента по ведущим осям раздаточная коробка позволяет также увеличивать передаваемый крутящий момент к ведущим колесам.
На дорожных машинах на базе тракторов устанавливают одноили двухступенчатые раздаточные коробки.
На автогрейдере Д-395 раздаточная коробка (рис. 31) предна значена для передачи мощности на передний и задние мосты. Она крепится в нижней части мультипликатора, имеет четыре вала и четыре шестерни, расположенные в ряд. На промежуточном валу ее смонтирован стояночный тормоз с ручным приводом.
Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента между отдельными агрегатами силовой передачи, распо-
52
Рис. 30. Мультиплика 4 тор (а) и механизм пе реключения мультипли катора (б) автогрендера
Д-395:
/ — подвижная |
шестерня; |
|||
2 — нижний |
вал; |
3 — иголь |
||
чатый подшипник; |
4 — кор |
|||
пус |
мультипликатора; |
5, 6 |
||
и |
7 — шестерни; |
8 — валик |
||
механизма |
переключения; |
|||
9 — валик |
фиксатора; |
10 — |
||
фиксатор; |
Л — вилка; |
/2 — |
6
ложечными под углом, изменяющимся при движении машины. Кар данные передачи применяются для соединения коробки передач с главной передачей, коробки передач с раздаточной коробкой, раздаточной коробки с главными передачами задних мостов, глав ных передач двух задних мостов, полуосей с передними управля
емыми колесами. Карданные передачи в
зависимости от числа кар данов (шарниров) делят ся на одинарные и двой ные. Одинарная кардан ная передача состоит из карданного вала и одно
|
|
f |
|
Ли |
|
|
й применяется при пере- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
1 |
|
|
|
|
даче |
вращения |
от одного |
|||||
|
|
-A'VW |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
большим |
углом. |
Двойная |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
карданная |
передача |
со |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
стоит из карданного вала |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
и двух карданных шарни |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ров, |
установленных |
на |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
его концах. Эти передачи |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
получили |
широкое |
рас |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
пространение |
на |
дорож |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
ных машинах. |
|
передачи |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Карданные |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
состоят из карданов (шар |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ниров), карданных |
валов |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
и промежуточных |
опор. |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Карданы по конструк |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ции разделяются на жест |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
кие (с жестким элемен |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
том) и мягкие (с упругим |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
элементом). |
карданы |
по |
|||||
Рис. 31. |
Раздаточная |
коробка |
автогреАдера |
Жесткие |
||||||||||
|
|
Д-395: |
|
задних |
мостов; |
кинематике |
делятся |
на |
||||||
1 — фланец; 2 — шестерня |
привода |
карданы неравной и рав |
||||||||||||
3 — промежуточная шестерня; |
4 — шестерня |
привода |
||||||||||||
переднего |
редуктора; |
5 — вал; |
6 — ведущая |
шестер |
ной |
угловых |
скоростей |
|||||||
ня; 7 — нажимной |
диск; |
3 — муфта; 9 — диски |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
(рис. 32). |
|
а) |
обеспечи |
||||
Карданы неравных угловых скоростей (рис. 32, |
вают передачу крутящего момента под углом 20—25°. При боль ших углах наклона валов они не обеспечивают равномерное вра щение ведомого вала. Поэтому для привода передних ведущих колес машины применяют карданы равных угловых скоростей (рис. 32,6), которые обеспечивают вращение ведущей и ведомой полуосей с одинаковой угловой скоростью.
Мягкие карданы обеспечивают передачу крутящего момента под углом не более 6°. Они состоят из двух вилок, соединенных
54
диском из прорезиненной ткани, и применяются, как правило, у до рожных машин для соединения сцепления с коробкой передач.
Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента и передачи его от вторичного вала коробки передач к ве дущим полуосям (или звездочкам), расположенным под углом 90° к продольной оси машины. Главная передача обычно создает по-
а — кардан неравных |
угловых скоростей: / — крышка; 2 — пла |
|||
стина; |
3 — стакан; |
4 — подшипник; |
5 — пробковый |
сальник; |
6 — шип |
крестовины; |
7 — крестовина; |
8 — предохранительный |
|
клапан; |
9 — вилка; б — кардан равных |
угловых скоростей: / н |
||
7 — вилки; 2 — палец; |
3 — канавки; 4 и 5 — шарики; |
6 — штифт |
стоянное передаточное число. В современных главных передачах дорожных машин применяют конические (часто со спиральным зубом) одинарные или двойные передачи.
Одинарные передачи состоят из двух конических шестерен со спиральным зубом или двух цилиндрических шестерен. В этих пе редачах крутящий момент передается от ведущей конической шес терни / (рис. 33, а) к ведомой шестерне 2.
Двойные главные передачи (рис. 33, в) состоят из одной пары конических шестерен со спиральным зубом и одной пары цилинд рических шестерен с прямым или косым зубом. В этой передаче крутящий момент передается от ведущей конической шестерни 1
55
(рис. 33, в) к ведомой конической шестерне 2 в ведущей цилинд рической шестерне 3, установленных на одном валу 5, а от ше стерни 3 — к ведомой цилиндрической шестерне 4. Двойная глав ная передача позволяет получить большое передаточное число при малых размерах передачи.
Дифференциал предназначен для распределения крутящего мо мента между ведущими полуосями и обеспечения вращения с раз личными угловыми скоростями ведущих колес машины при движе нии ее на поворотах и по неровной дороге. На дорожных машинах наибольшее распространение получили конические симметричные
Рис. 33. Типы главных передач:
а и б — одинарный |
передачи: / — ведущая |
коническая шестерня; 2 — ведомая |
|||||
коническая шестерня; |
в — двоЛпая передача: |
/ — ведущая |
коническая |
ше |
|||
стерня; 2 — ведомая |
коническая |
шестерня; |
5 — ведущая цилиндрическая |
ше |
|||
стерня; |
4 — ведомая |
цилиндрическая |
шестерня; |
5 — вал |
|
дифференциалы, распределяющие крутящий момент между ве дущими полуосями поровну. Они располагаются между главной и конечными передачами.
Дифференциал (рис. 34) состоит ш корпуса 2, в котором за креплена неподвижно ось 5, двух полуосевых шестерен 3 и 7 и са теллита 6. Сателлит 6 свободно установлен на ось 5 и находится в постоянном зацеплении с шестернями 3 и 7. Шестерни 3 и 7 жестко укреплены на полуосях 1 и 8, которые свободно проходят через от верстия в корпусе 2. К корпусу 2 болтами крепится ведомая ше стерня 4 главной передачи.
Принцип действия дифференциала следующий: при прямолиней ном движении машины и одинаковом сопротивлении вращению ведущих колес дифференциал распределяет крутящий момент через корпус 2 и сателлит 6 поровну между шестернями 3 и 7. При этом все детали дифференциала вращаются как одно целое вокруг балки ведущего моста. В этом случае сателлит 6 не вра щается вокруг своей оси, а выполняет роль клина. При движении машины на поворотах, например влево, левая полуось 1 будет вращаться медленнее, чем правая полуось 8, так как левое колесо