Файл: Дмитриев, В. Н. Основы пневмоавтоматики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этих формулах аз — коэффициент кинетической энергии для сечения 33, выбранного на правом срезе капилляра (для сфор­ мированного параболического профиля скоростей аз = 2); ѵ3— средняя скорость воздуха в капилляре; £ — суммарный коэффи­ циент сопротивления на входе в капилляр и по длине капилляра; п — число параллельно включенных одинаковых капилляров на­ грузки;

С — Сих + ^ —

32

 

Re ’

 

лѵгк

 

 

где л — коэффициент трения Vподлине капилляра; Re — число

Рейнольдса для капилляра; dl( — диаметр

капилляра

нагрузки;

SBX— коэффициент сопротивления на входе в капилляр.

Решая уравнения относительно разности р в рь

исключая

лишние переменные и подставляя вместо ѵ\ найденное из урав­ нения (82), получим формулу, совпадающую с формулой (83). Разница заключается лишь в выражении для коэффициента ско­ рости:

Ф

 

V —

 

1

1

— а, I

(86)

|\

а 3 + (

£вх

 

 

гк ) п*

 

 

 

Как следует из приведенных

выражений, число Re зависит от

гк

 

Re

 

объемного расхода Qi через капилляр нагрузки, который, в свою

рв-р1гммâod.cm.

очередь,

зависит от рв и р\,

т. е.

 

получается как

бы

замкнутый

 

круг — искомая

разность рв Р\

 

зависит

от величин рв и р\.

По­

 

этому в данном

случае

следует

 

воспользоваться

известным мето­

 

дом последовательных приближе­

 

ний, который состоит

в том,

что

 

задаются каким-то средним зна­

 

чением рв Ри находят

по нему

 

Q[ и новое значение

рв — р\, за­

 

тем по новому значению

рв Рі

Рис. 87. Зависимость избыточ­

находят Qi и т. д.

 

 

 

Для вычисления

коэффициен­

ного давления в приемном ка­

та кинетической

энергии аз мож­

нале от давления питания

 

но использовать

формулу

=

= 1 + (аі — l)rjr. При этом будет допущена погрешность боль­ шая, чем при расчете элемента с нагрузкой в виде турбулентно­

го дросселя.

Чтобы оценить возможность применения полученных формул для практических расчетов, связанных с определением давления в приемной трубке при нагружении ее ламинарными дросселя­ ми, были экспериментально определены давления в приемной

150


трубке при различных давлениях питания ро. Нагрузкой для приемной трубки служил капилляр.

На рис. 87 даны размеры элемента трубка — трубка с лами­ нарным питающим капилляром и размеры капилляра нагрузки. Там же сплошной линией изображена экспериментальная зави­ симость избыточного давления в приемном канале от давления питания, а штриховой линией — расчетная кривая. Совпадение кривых удовлетворительное.

Пример 9. Рассчитать давление в приемной трубке, нагруженной капил­ ляром. Параметры элемента те же, что и в примере 8. Размеры капилляра нагрузки: гк = 0,0265 см; 1„ = 1,6 см. Величины х0, х. Вг-, «ь -Т вычисляемые так же, как в примере 8, имеют те же числовые значения.

Вычислим коэффициент кинетической энергии

гк

0,0265

а * = І + ( а і - 1 ) - р = 1 + (1 .545 -1)- ^ g - = 1.4.

Число Re для капилляра нагрузки может быть найдено из двух известных выражении:

2Q,

Re = --------;

яѵлк

Откуда

К{Ръ-Р\)

 

Q, =

-----------------8Цд/к

.

„ Ф в -Рі)

Re= — :— ;— •

4ѵ|.ід/к

Как было сказано выше, вместо искомой разности рв Р\ в последнюю

формулу можно подставить любое промежуточное значение, заключенное в пределах от рв Р\ до 0, а затем найти более точное значение рв р і

методом последовательных приближений по формуле (83). Однако здесь ради простоты вместо указанной разности подставим это значение, определенное экспериментально:

 

Рв—Р\ = 284 Па-

Тогда

(2,65-10~4)3-284

Re =

-------------------------------------------- = 305.

 

4-0.15-10—5 1,81-10~3 -1,6 - ІО- 2

Зная число Re, аг и учитывая, что для капилляра а3 = 2, найдем

_ Г _

\4

32

Ф-

аз + ( £вх + ■

0,0404.

Гк

 

Re

Значение давления в приемной трубке при нагружении ее капилляром получим, если значение рв Р\ при отсутствии нагрузки, определенное по

формуле (83) в примере 8, разделить на 1 4- агф2 = 1,057:

ро—р, =

---------34 = 32 мм вод. ст. = 312 Па.

ив

1,057

Некоторые экспериментальные данные о структуре лами­ нарной струи. Как было сказано ранее, для построения одного класса струйных логических элементов, называемых турбулент­ ными усилителями, используют эффект турбулизации ламинар­

151


ной затопленной струн. В настоящем разделе рассмотрим струк­ туру вытекающей из капилляра ламинарной свободной и затопленной струи и распределение избыточных скоростных дав­ лений в ее сечениях.

Схематически профиль ламинарной свободной и затопленной струи, вытекающей из капилляра, изображен на рис. 88.

Профиль вдоль оси струи может быть условно разбит на че­ тыре участка. На участке 1 диаметр ламинарной струи возра­ стает. На участке II диаметр ламинарной струи, хотя п в зна-

Рис. 88. Схема распространения свободной н затопленной лами­ нарной струи, вытекающей из капилляра

чительно меньшей степени, также увеличивается, образуя очень небольшой конус с углом раствора около 1°. Практически можно считать, что на участке II струя имеет цилиндрическую форму, так как угол раствора конуса очень мал. Как показали прове­ денные опыты, диаметр ламинарной струи на этом участке по сравнению с диаметром капилляра увеличивается с ростом пи­ тающего давления примерно в 1,5—2 раза.

На расстоянии хтк ламинарная струя турбулизуется и при­ обретает коническую форму. Эта естественная турбулизация про­ исходит без воздействия внешних возмущений. Угол раствора турбулентного конуса совпадает с углом раствора турбулентной струи, вытекающей из сопла, и равен 15° [19].

Следует отметить, что условия образования конуса турбулент­ ной струи на срезе сопла и на конце ламинарной струи несколь­ ко иные. Так, при истечении свободной и затопленной турбулент­ ной струн из сопла в начальном сечении скорости (или значения избыточных скоростных давлений) во всех точках одинаковы, Во втором случае в начальном сечении распределение скоростей близко к параболическому. Поэтому начальный участок струи, вытекающий из сопла, не будет идентичен участку III.

И, наконец, участок IV — основной, он подобен, как это бу­ дет показано ниже, основному участку турбулентной струи, об­ разующейся на срезе сопла, из которого она вытекает.

Увеличение питающего давления ро влечет за собой переме­ щение турбулентного конуса к торцу 1 капилляра (уменьшения расстояний лг'гк). Приведенное выше описание структуры лами­ нарной свободной и затопленной струи вдоль ее оси подтвержде­ но экспериментами.

152


При проектировании струйных элементов очень важно знать распределение избыточных скоростных давлений в различных се­ чениях свободной струп.

На рис. 89 приведены экспериментальные данные, получен­ ные по распределению скоростных давлений для капилляров, применяемых в струйных логических элементах. Распределение

скоростных давлений определялось в

сечениях

турбулентной

струи,

 

образующейся

 

непосредственно

на срезе капилляра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

Рис. 89. График распределения без-

Рос

 

 

 

 

1

 

 

размерной неличины

 

давления на

0,8

 

 

основном

участке

 

турбулентной

 

 

 

струи

и

на турбулентном

участ­

 

 

 

 

ке IV,

образующемся

 

 

конце ла-

 

 

 

 

 

 

 

мпнарнои

струи:

 

 

 

 

 

 

 

 

0,005

 

 

 

в

 

 

 

Ра =

 

 

V

 

О

=М П а ,

224 мм;=

0.8S

 

мм,

 

 

 

-

 

60 мм,

 

 

Л*Т~

 

 

)

 

/0

=

158

^ ТК

1=1 ^

мм

-

 

 

 

 

Ф

 

 

 

мм, dp

=

 

0,70

мм,

р0 —

 

 

\

 

_+

 

0,03 М П а , =л 'т к ;=

0,

 

л*р

 

~

Ь

мм;

 

 

 

 

/0

158

мм, d0

 

 

0,76 мм . ро =

 

 

 

А

=

 

 

п о

 

 

 

0,015

М П а ,

.ѵ т К “

 

А'Т

 

 

 

 

1»

=

°*

8

м м *

 

 

 

0,04

М П а ,

 

 

 

1,17

 

U,Z

 

 

L

/0

=

000

мм, do

=

 

мм;

П о —

 

 

 

О

=

 

 

 

 

-ѴТК

~ ^

мм»

Л’ Т =

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,2

ОА

0,6

(в этом случае капилляр работает в режиме турбулентного дрос­ селя), и в сечениях турбулентной струи, являющейся продолже­ нием ламинарной струи. Данные эксперимента были представ­ лены в безразмерных координатах. По оси абсцисс отложено отношение величины отклонения у от оси струи к радиусу струи b в этом же сечении, а по оси ординат —■отношение скоростного давления в месте измерения р к скоростному давлению на оси рос в том же сечении. Было принято, что на границе струи дав­ ление равно 1 мм вод. ст.

Размеры капилляров, давление питания, а также расстояния

от торца капилляра

до исследуемого сечения

хт приведены

на рис. 89.

струн, образующейся

непосредственно

Для турбулентной

у выходного сечения капилляра, был исследован основной учас­ ток (хт > 5d), а у турбулентной струи, являющейся продолже­ нием ламинарной струи,— участок IV. Таким образом, профили распределения давлений, а следовательно, и поля скоростей для упомянутых участков струн, построенные в безразмерных коор­ динатах, оказываются подобными, т. е. в сходных точках любых двух сечений струи безразмерные величины скоростных давлений (скоростей) совпадают.

Аналогичные исследования были выполнены с целью изуче­ ния участков I и II ламинарной струи.

153


При проектировании струйных элементов, имеющих лами­ нарный питающий капилляр, важно уметь правильно выбирать расстояние .ѵт мбжду питающим капилляром и приемной труб­ кой, для чего необходимо знать координату точки турбулнзацип ламинарной струп, т. е. расстояние д'тк (рис. 88) между торцом питающего капилляра и местом образования турбулентного ко­ нуса в зависимости от параметров капилляра, питающего возду­ ха и воздуха, окружающего элемент.

Экспериментально была установлена зависимость давления р в приемной трубке от питающего давления (рис. 90). При минн-

р,МПа

Рис. 90. Зависимость избыточного давления р в приемной трубке от пита­ ющего давления р0, подведенного к капилляру (/0 = 50 мм. d = du =

= 0,48 мм)

мальных значениях р0 турбулентный конус располагается за при­ емной трубкой (хтк>Д'т). При увеличении давления ро турбу­ лентный конус приближается к торцу питающего капилляра, и давление р в приемной трубке возрастает. Наибольшее значение давления соответствует тому моменту, когда турбулентный конус образуется у торца приемной трубки (.ѵтк = х'т)- При дальней­ шем увеличении питающего давления ро расстояние Хтк стано­ вится меньше расстояния .ѵт между трубками, отчего давление р па выходе начнет уменьшаться. Это объясняется тем, что при дальнейшем приближении турбулентного конуса к торцу питаю­ щего капилляра в приемную трубку будет попадать все меньшая часть потока. Этому состоянию соответствуют участки кривых, расположенные правее максимумов (рис. 90).

Минимальное давление в приемной трубке наступит в момент подхода конуса турбулентной струи к торцу капилляра. Даль­ нейшее увеличение питающего давления поведет к увеличению давления в приемной трубке, так как турбулентный конус пере­ мещаться не будет, а угол конуса останется постоянным и при­ мерно равным 15° и, следовательно, в приемную трубку будет попадать постоянная часть струи. Последнему случаю соответст­ вуют участки кривых, находящиеся правее минимумов. Пред­ ставленное на рис. 90 семейство кривых характеризует зависи-

154

мостъ избыточных давлений р в приемной трубке диаметром d„ от питающего давления ро, причем в качестве параметра выбрано

расстояние Хт между трубками. Как видно из графиков, макси­ мумы кривых с уменьшением расстояния между трубками сдви­ гаются вправо, поскольку для подхода начала конуса к торцу приемной трубки (хтк = хт) при меньших хт требуется большее питающее давление.

При проектировании элемента трубка — трубка с ламинар­ ным питающим капилляром наиболее важным является правиль­ ный выбор расстояния хт между трубками. Естественно, что хт

Ь,мм

1000 2000 т о Re

Рис.

91. Зависимость безразмерно­

 

го параметра х у к /d от числа Re:

 

*

— 60

мм,

d

=* 0,88

мм;

вдоль их осей в зависимости от давлений

d

О

А,

==

100

мм,

d

=* 0,805

мм;

Рис. 92. К определению границ струй

А

/о “ 119

мм,

0,65 мм;

 

 

 

158

мм,

d =

0.7G

мм;

питания

+

/ =

800

мм,

d

=

 

1,17

мм

 

о

 

 

 

 

 

должно быть меньше критического расстояния хткПомимо пи­ тающего давления р 0 на величину расстояния хтк оказывают

влияние и геометрические параметры элемента: диаметр капил­ ляра сі, его длина Іо и т. д. В общем случае расстояние хтк ока­ зывается функцией числа Рейнольдса Re.

Задача определения расстояния хтк была решена чисто экс­ периментальным путем. Для этого на основе исследования не­ скольких капилляров с разными длинами и диаметрами была построена обобщенная кривая (рис. 91), представляющая собой зависимость безразмерного параметра хцс/d от числа Рейнольд­ са Re. Зная число Re, по кривой можно найти отношение хтк/rf, а затем по диаметру капилляра d найти и само расстояние хтк.

Границы реальных струй вдоль осей при различных питаю­ щих давлениях, полученные экспериментально, для одного из испытуемых капилляров (d — 1,7 мм, Іо = 600 мм) показаны на рис. 92. По осп абсцисс было отложено расстояние от торца ка­ пилляра, а по оси ординат — радиус струи Ь. Для каждой кри­ вой по графикам на рис. Ö2 определяли расстояния хтк (см.,

155