Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 — без серы; 2 — обычная се­ ра; 3 — нерастворимая сера.

что при креплении к вулканизату резиновых смесей на основе СКС прочность связи в системе повышается в ряду СКС-ЗОА <[ СКС-ЗОАМ < СКС-ЗОАРКМ, т. е. изменяется соответственно повышению пла­ стичности каучуков. Более того, при применении резиновых смесей на основе комбинации НК и СКС-ЗОАРКМ прочность связи при креплении к вулканизату из СКС повышается по мере увеличения содержания последнего.

Учитывая, что в последние годы протекторные резины, приме­ няемые в шинной промышленности, получают главным образом на основе СКС, а также стереорегулярных каучуков СКД и СКИ, можно считать возможным переход к применению прослоечных ре­ зин на основе бутадиен-стирольных и дивиниловых каучуков повы­ шенного качества. Ограничением в этом, однако, могут явиться сравнительно не­ высокие конфекционные свойства смесей, особенно на основе СКС.

Другой путь замены натурального кау­

чука

в рецептуре прослоечных

резин со­

 

 

стоит

в

использовании

синтетического

 

 

изопренового каучука

СКИ-3,

аналогич­

 

 

ного

НК

и обеспечивающего

прочность

 

 

связи, близкую

к прочности связи резин

 

 

из НК.

 

влияние

на прочность связи

 

 

Большое

 

 

в системах

из

невулканизованной рези­

Рис. IV.21. Влияние вида

новой смеси и вулканизата

оказывает про­

серы на прочность связи в

должительность

вулканизации

системы.

зависимости

от продолжи­

Как

видно

 

из

рис. IV.20,

для

систем из

тельности

вулканизации:

резин на основе различных каучуков проч­ ность связи с увеличением продолжитель­ ности вулканизации сначала возрастает,

проходит через максимум и затем снижается. При этом оптимум вулка­ низации по прочности связи не совпадает с оптимумом вулканизации входящей в систему невулканизованной резиновой смеси по физико­ механическим показателям.

В работах Б. А. Догадкина, М. М. Резниковского и др. при рассмотрении механизма совулканизации резиновых смесей в много­ слойных изделиях подчеркивается значение диффузии из слоя в слой низкомолекулярных компонентов смесей, в первую очередь серы и ускорителей вулканизации. Диффузия серы, протекающая при температурах вулканизации с высокой скоростью, вызывает воз­ никновение в граничных слоях повышенных концентраций вулкани­ зующего агента, наличие которых определяет, в свою очередь, свой­ ства граничного слоя и в конечном итоге прочность связи в много­ слойном изделии. Поэтому можно ожидать, что и в рассматриваемых системах, характеризующихся резким скачком концентрации сво­ бодной серы при переходе от резиновой смеси к вулканизату, диф­ фузия серы оказывает существенное влияние на кинетику совулка­ низации и соответственно на прочность связи между слоями.

137


Из опытных данных (рис. IV.21) следует, что замена обычной серы нерастворимой p -серой и, следовательно, прекращение ее диффузии из невулканизованного слоя в вулканизат существенно замедляет достижение максимальной прочности связи и, по крайней мере в исследованном интервале продолжительностей вулканизации, приводит к исчезновению максимума по прочности связи. Из рис.IV.21 также видно, что в отсутствие серы прочность связи быстро возра­ стает и затем практически не меняется. Сравнительно высокая ско­ рость достижения максимальной прочности связи в этом случае объясняется, по-видимому, отсутствием структурирования, снижа­ ющего в других случаях текучесть резиновой смеси и замедляющего достижение максимальной поверхности контакта.

В системе с резиновой смесью, содержащей растворимую серу, вследствие диффузии последней в граничном слое быстрее дости­ гается такая концентрация серы, которая обеспечивает совулканизацию, а затем и перевулканизацию стыка двух слоев. Поскольку вулканизация в стыке зависит от диффузии серы, максимум по проч­ ности связи не совпадает с максимумом по физико-механическим показателям и наступает, как правило, при значительно большей продолжительности вулканизации.

Л и т е р а т у р а

1.

Б е р л н и

А. А., Б а с и н

В. Е.

Основы адгезии полимеров. М., «Химия»,

2.

1969. 318

с.

С. С.

Адгезия

и аутогезия высокополимеров. М., Ростехиз-

В о ю ц к и й

3.

дат, 1960.

243 с.

Влияние

клеевых прослоек на качество ремонта шин.

Е в з о в и ч В. Е.

 

AI., Автотрансиздат,

1960.

53 с.

 

 

Е. Г., Р е з н и к о в ­

4. К а м е н с к и й

Б. 3.,

В о с т р о к н у т о в

5.

ой и и М. М., «Каучук и резина»,

1964, № 8, с. 35—40.

К а м е н с к и й Б. 3., Р е з н и к о в с к и й М. М. ,

В о с т р о к н у ­

6.

т о в Е. Г.,

 

«Каучук

и резина», 1966, № 1, с. 35—37.

 

К р а г е л ь с к и й

И. В. Трение

п износ. М., Машгиз, 1962. 384 с.

7.

Р е з н и к о в с к и й М. М.,

К а м е н с к и й

Б. 3.,

ДАН СССР, 1964,

8.

т. 155, № 4,

с. 924—926.

 

of Adhesive

Joints.

N. Y. — L., Acad.

В i k e r m a n I. I.

 

The Science

9.

Press, 1961. 250 p.

Е в з о в и . ч В-

E., В о ю д к и

й С. С., «Каучук и ре­

К о ш е л е в

Ф. Ф.,

 

зина», 1966,

№ 6, с. 32—36.

 

 

 

 

 


Г Л А В А t

Технологическа я схема процесса восстановления шин, виды и способы восстановительного ремонта

Разнообразие ассортимента, конструкций и условий эксплуата­ ции восстановленных шин, различие в их техническом состоянии при поступлении на восстановление, а также особенности техниче­ ского оснащения отдельных шиноремонтных предприятий обуслов­ ливают многообразие видов и способов восстановительного ремонта. Несмотря на это принципиальная технологическая схема процесса восстановительного ремонта шин остается неизменной.

Технологическая схема процесса восстановления шин

Технологический процесс восстановления шин складывается из ряда основных и вспомогательных операций. Как видно из схемы, представленной на рис. Ѵ.1, все основные операции, последователь­ ность которых показана в средней части схемы, можно разбить на три группы: операции, связанные с подготовкой шин к наложению протектора и ремонту (заделке) повреждений каркаса и покровных резин; операции наложения протектора и других материалов; опе­ рации вулканизации восстанавливаемых шин и отделки готовой продукции.

Влевой и правой частях схемы укрупненно показаны две группы вспомогательных операций: операции подготовки шиноремонтных материалов и операции изготовления диафрагм и варочных камер.

Всоответствии с такой схемой крупные шиноремонтные пред­ приятия имеют несколько производственных участков /Процесс вос­ становительного ремонта начинается с тщательного ; осмотра шин, целью которого является определение пригодности к восстановле­ нию, группы, вида и способа восстановления. При осмотре устанав­ ливается степень износа протектора, наличие повреждений брекера, каркаса, покровных резин, борта. Осмотр производится с исполь­ зованием станков, приспособлений и инструментов, облегчающих выявление повреждений. В случае необходимости для обнаружения скрытых дефектов (например, расслоений каркаса) применяются различные методы дефектоскопии. По результатам осмотра в соот­ ветствии с действующими техническими условиями определяется группа восстановления; в зависимости от особенностей конструкции

иназначения шин и с учетом технических возможностей данного шиноремонтного предприятия выбирается вид и способ восста­ новительного ремонта. Пригодные к восстановлению покрышки

139


УслоВные обозначения:

Основные операции

и межоперационные связи

Г П Варианты организации L——1 технологического процесса

*и соответствующие меж­ операционные связи

[

Границы основных

производственных

 

участков

■J -

операции подготовки тин

 

к наложению материалов

■И- операции наложения ■'

 

материалов

Ш-

операции вулканизации

Ш- операции подготовки материалов

F- операции изготовления диасррагм и варочных усамер

Хранение

шиноремонтных

материалов

 

 

 

'1-------------

 

 

Изготовление

Промазка клеем участков

 

 

пластырей

местных повреждений

 

 

 

и вставка пластырей

 

 

Приготовление

Заделка местных

 

 

клея

повреждений

 

 

Т.

j ч \

 

 

Подготовка (раскрои и

Нанесение клея

 

 

промазка клеем листо­

 

 

выхрезин и обресинен­

на отшерохованную

 

 

ного корда)

поверхность

 

 

Разогрев резиновых сме­

- - - - - - - - - - - -*- -\

 

 

Наложение

 

 

сей и выпуск заготовок

 

 

для питания шприц-

протектора

 

 

-машин .

 

I

I

Подготовка

ш

1--------профилированных I—

протекторов

Вулканизация

покрышек l :

Отделка и контроль готовой продукции

X

Хранение готовой продукции

1

а

Изготовление

Хранение

диасррагмк шеро-

материалов

ховальным стан­

для изготовления

кам и станкам

диасррагм

для наложения

и варочных

протектора

камер

Изготовление

 

диасррагм к

 

вулканизаторам

 

___x l __

 

 

[~

Хранение

""!

 

 

 

барочных

 

 

 

 

номер

 

- ~

— - Л -------------

и

к

1

Вставка

-----1

варочных

J

 

 

 

 

камер

 

_d--------- -

 

 

 

 

 

 

Проверка

 

I

 

герметичности

 

Варочных камер

 

 

^oafjuH.

 

 

 

Выемка

 

I

T

 

 

Варочных

 

 

камер

Рис. Ѵ.1. Схема технологического процесса восстановления шин наложением нового протектора.


и бескамерные шины получают соответствующую маркировку и на­ правляются на операцию мойки. Вымытые шины проходят сушку ц поступают на склад ремонтного фонда (пригодных к восстановле­ нию шиіВаДИ минуя его в производство.

------Этгій^следнего времени в отечественной шиноремонтной промыш­ ленности практиковалась двухстадийная сушка восстанавливаемых

шин. Сушка после мойки применялась лишь

для удаления влаги

с поверхности вымытых шин. В дальнейшем,

после снятия остатков

изношенного протектора и обработки повреждений каркаса и покров­ ных резин, производилась проверка влажности каркаса и при нали­ чии избыточной влажности шины подвергались повторной сушке. При отсутствии средств контроля влажности производилась повтор­ ная сушка всех восстанавливаемых шин. Однако в последние годы установлено, что при достаточно эффективном охлаждении восста­ навливаемых шин в конце цикла вулканизации и при условии неко­ торого увеличения продолжительности сушки шин после мойки необходимость в повторной сушке в большинстве случаев отпадает. Такая необходимость сохраняется лишь на некоторых предприятиях, работающих в районах с влажным и холодным климатом, или возни­ кает в соответствующее время года. В основном, однако, и в этих случаях достаточно проверять влажность каркаса после первичной сушки и шины с повышенной влажностью возвращать на повторную сушку в ту же сушильную камеру. Это и показано на технологи­ ческой схеме (рис. Ѵ.1) пунктиром, как один из вариантов органи­ зации процесса.

Для ряда предприятий, особенно при недостаточной пропускной способности моечного и сушильного оборудования, более рациональ­ ной оказывается такая организация процесса, когда после осмотра шины, пригодные к восстановлению, направляются на склад ремонт­ ного фонда, а уже затем по мере необходимости их подвергают после­ довательно мойке и сушке, перед направлением в производство. Такой вариант организации технологического процесса также по­ казан на схеме пунктиром.

ТТТипы, прошедшие мойку и сушку, со склада ремонтного фонда или непосредственно после сушки поступают в производство на опе­ рацию удаления остатков рисунка изношенного протектора и шероховки поверхности. Эта операция является основной на стадии подготовки шин к наложению нового протектора. От качества ее выполнения зависит соответствие размеров шин размерам приме­ няемых вулканизационных форм и прочность соединения вновь наложенного протектора с шиной. Характер обработки, прежде всего величина снимаемого слоя, может быть различным в зависи­ мости от вида восстановительного ремонта. В большинстве случаев обработка производится с таким расчетом, чтобы сохранить примерно половину толщины подканавочного слоя. Однако в некоторых слу­ чаях сохраняется часть выступов старого рисунка протектора. В дру­ гих случаях полностью удаляется подканавочный слой, а иногда — полностью или частично — брекер.

Отшерохованные шины поступают на операцию обработки участ­

1 4 2