ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
Как видно из этих данных, отсутствие контроля размеров покрышек после обработки приводит к значительному снижению послеремонтного пробега.
Необходимость достаточно точного соблюдения заданных раз меров профиля обработанных покрышек привела к широкому при менению станков, снабженных копировальными устройствами, обес печивающими механическую обработку покрышек по заданному контуру. Использование таких станков значительно повышает точность обработки. Ниже проведено сравнение габаритов покрышек
размера 260—20 после |
шероховки в различных условиях: |
||||
|
|
|
|
Станок |
Станок |
|
|
|
|
без копи- |
с копи |
|
|
|
|
ровалъ- |
роваль- |
|
|
|
|
ного |
ным |
|
|
|
|
устрой- |
устрой |
|
|
|
|
ства |
ством |
Периметр профиля от рисок до риски, мм |
349 |
336 |
|||
с р е д н и й .................................................................. |
|
|
|||
минимальный ...................................................... |
|
|
335 |
325 |
|
максимальный................... |
|
|
370 |
350 |
|
Среднее квадратичное отклонение....................... |
7,5 |
6,4 |
|||
Коэффициент вариации, |
% |
2,2 |
1,9 |
||
Длина |
окружности |
по |
экваториальному |
сече |
|
нию, |
мм |
|
|
3155 |
3160 |
с р е д н я я .................................................................. |
|
|
|||
минимальная ...................................................... |
|
|
3105 |
3188 |
|
максимальная...................................................... |
|
|
3140 |
3175 |
|
Среднее квадратичное отклонение....................... |
21,0 |
10,9 |
|||
Коэффициент вариации, |
% ...................................... |
6,7 |
3,4 |
Под действием режущего или шероховального инструмента кар кас покрышки в процессе обработки прогибается. Это приводит к искажению профиля и снижает точность обработки. Поэтому для
обеспечения |
необходимой |
точности |
при |
механической обработке |
покрышек их |
необходимо |
поддувать |
до |
давления 1,2—1,7 кгс/см2. |
На качество восстановленных покрышек решающее влияние ока |
зывает завершающая стадия механической обработки — шероховка
поверхности. Качество шероховки контролируют путем |
сравнения |
|
с эталонами и |
в случае необходимости повторяют обработку. |
|
|
Влияние режима и способа шероховки на качество |
|
|
получаемой поверхности |
|
В процессе |
шероховки большую роль играют такие |
факторы,, |
как температура, давление шероховального инструмента, скорость резания, физико-механические свойства обрабатываемой резины, механохимические влияния — деструкция и структурирование полимера под действием возникающих в зоне шероховки больших механических напряжений и температур, окисление резины кисло
родом воздуха и |
т. д. |
|
к |
Чрезмерное повышение температуры в зоне шероховки приводит |
|
частичному осмолению резины подканавочного слоя и каркаса |
||
и |
резко снижает |
прочность связи ее с новым протектором. |
18t
Температура поверхности, подвергаемой шероховке, зависит от дав ления, глубины резания и скорости вращения шероховального инст румента. При правильном подборе условий шероховки опасность осмоления резины устраняется и в то же время достигается максимальная производительность обработки при минимальных удельных энергозатратах.
Контроль за температурным режимом шероховки в настоящее время ведут в основном по внешним признакам — наличию и интен сивности газо- и дымообразования. Если покрышка при шероховке сильно «дымит», значит шероховка идет с недопустимой интенсив ностью. В то же время некоторая механохимическая и термохимиче ская деструкция поверхностного слоя полезна, поскольку она способствует более полной совулканизации резины вновь наложен ного протектора и покровной резины восстанавливаемой покрышки. Некоторые данные по деструкции поверхностного слоя покровных резин при шероховке приведены ниже:
|
|
Хлороформенный |
Характеристика |
|
|
|
экстракт, |
% |
густоты прост |
|
|
|
|
ранственной |
|
|
|
|
сетки 1 / М * |
До шероховки....................................... |
1,19 |
|
2 7 • ІО-4 |
|
После ш ероховк и ............................... |
2,90 |
|
1,7 • 10"4 |
|
* М с — молекулярный вес |
участка |
углеродной |
цепи |
каучука между |
узлами пространственной сетки |
вулканизата. |
|
|
Из этих данных видно, что после шероховки увеличивается растворимость каучуковой фазы и снижается густота пространствен ной сетки вулканизата.
Температура тонкого (1—2 мм) поверхностного слоя резины при шероховке различными инструментами изменяется в пределах от 100—110 до 180—200 °С. При температурах ниже 100 °С механо- и термохимические изменения в процессе шероховки затруднены, температура выше 160—170 °С вызывает слишком глубокую дест рукцию и осмоление резины.
Обычно различают два основных типа получаемой при шеро ховке поверхности: грубо шероховатую (грубо рассеченную, с глу бокими бороздами и вырывами) и тонкую, «бархатную» (не имеющую заметных на глаз канавок и выступов). Преимущество во всех слу чаях отдают «бархатной» поверхности. Чтобы получить такую по верхность режущие грани шероховальных инструментов должны быть не слишком узкими или острыми; лучше, если эти грани слегка притуплены, так чтобы они не резали и не царапали резину, а скорее вырывали и удаляли небольшие частицы материала.
Особенно опасными считают глубокие борозды и трещины на отшерохованной поверхности (рис. VI.24), в которые затруднено проникновение клея и резиновой смеси и где могут оставаться пу зырьки воздуха. В таких местах при динамических деформациях в работающей шине возникает концентрация напряжений и происхо дит преждевременное усталостное разрушение стыка новой и старой резины.
182
Выше (см. гл. IY) были приведены данные по прочности связи старой и новой резины, полученные при шероховке восстанавлива емых покрышек различными инструментами. Согласно этим данным, максимальную прочность связи в статических и динамических условиях деформирования обеспечивает хорошо развитая поверх ность вулканизованной резины с неглубоким, достаточно регуляр ным микрорельефом, без трещин и надрывов. Микрорельеф, получае мый при комбинированной шероховке сначала одним, а затем дру гим инструментом, является наиболее благоприятным для получения высокой адгезии, поскольку при этом создается очень развитая
Рис. VI.24. Поверхность восстанавливаемых шин при различных видах шероховки:
а — слишком глубокие борозды и поврежденные нити корда (грубая шероховка); б — раз
витая поверхность, обеспечиваемая мелкой шероховкой.
и одновременно «плотная» поверхность. Однако такая последова тельная шероховка трудоемка и длительна и поэтому обычно заме няется на одностадийную, дающую при определенных условиях достаточно удовлетворительные результаты.
Оборудование для механической обработки покрышек
Оборудование для механической обработки восстанавливаемых покрышек независимо от того, производят ли на нем только шероховку или срезку и шероховку, обычно называют шероховальным. Шероховальные станки различают по назначению и по конструктив ным признакам. Известны станки для обработки только легковых или только грузовых шин, универсальные станки для обработки всех шин массового ассортимента, станки для обработки определен ных видов специальных шин, например крупногабаритных.
По принципу действия большинство современных шероховальных станков принадлежит к числу копировальных, т. е. обеспечива ющих обработку покрышек по заданному профилю с помощью копи ровального устройства. Копировально-шероховальные станки можно разделить на две группы. К одной из них следует отнести станки,
183
■осуществляющие обработку по заданному профилю за счет переме щения шероховального (срезывающего) инструмента относительно плоскости вращения обрабатываемой покрышки. К другой группе — станки с перемещением шинодержателя (посадочного устройства) с покрышкой относительно шероховального инструмента. Шероховальные станки могут быть разделены также по признаку взаимо расположения плоскостей вращения обрабатываемой покрышки и шероховального инструмента на станки для продольной или поперечной шероховки, по виду посадочного устройства — на станки с поддувом обрабатываемой покрышки и на станки с жесткой опо рой и т. д. В отечественной шиновосстановительной промышленности наиболее широкое распространение получили универсальные копи- ровально-шероховальные станки ШІІІК-64 (рис. VI.25).
Копировально-шероховальный станок ПІШК-64. Устройство станка ШІІІК-64 показано на рис. VI.25, б. На плите 1 смонтированы поворотный кронштейн 2 с приводом 3, несущий шероховальную головку 4, станина 5 шинодержателя 6 и пневмоподъемник 7. Пово ротный кронштейн 2 установлен на тумбе 8, закрепленной в плите 1. Привод поворотного кронштейна состоит из электродвигателя 9, двуступенчатой клиноременной передачи, червячного редуктора и открытой червячной передачи, колесо 10 которой закреплено на нижней части кронштейна.
В верхней части поворотный кронштейн 2 имеет направляющие типа «ласточкин хвост», обеспечивающие возвратно-поступательное перемещение ползуна 11 с шероховальной головкой 4 в радиальном по отношению к обрабатываемой покрышке направлении. Приводом ползуна 11 служит пневмодилиндр, размещенный между направля ющими в верхней части поворотного кронштейна. Корпус пневмо цилиндра шарнирно соединен с задней (на рис. VI.25, б — слева) стенкой кронштейна, а его шток — со следящим роликом 12, свя занным с ползуном 11. Следящий ролик 12 упирается в сменный копир (шаблон) 13, укрепленный на верхнем конце тумбы 8 и зада ющий профиль обработки покрышки. Для перемещения ползуна вручную служит механизм, состоящий из ходового винта, корпуса с раздвижной гайкой 14 и маховичка 15.
На ползуне 11 размещены шероховальная головка 4, привод вращения шероховального инструмента и привод смены инстру мента. Цилиндрический корпус шероховальной головки 4 устано влен в подшипниках скольжения в стакане, укрепленном в передней части ползуна 11. В верхней части корпус имеет гнездо для крепле ния резцедержателя 16. Внутри корпуса эксцентрично расположен вал, на верхнем конце которого укреплен шероховальный инстру мент (наборная фреза) 17, а на нижнем — шкив. На нижней части корпуса установлена червячная шестерня, обеспечивающая поворот шероховальной головки при смене инструмента. Привод смены инструмента состоит из электродвигателя 18, клиноременной пере дачи и червячной пары. Привод шероховального инструмента осу
ществляется от электродвигателя 19 через клиноременную пере дачу.
1 8 4
Рис. VI.25. {Копировально-шероховальный станок ШШК-64 (а — общий вид; б — схема станка):
1 — плита; 2 — поворотный кронштейн; 3 — привод поворота кронштейна; , 4 — шероховальная головка; 5 — станина; в — шинодержатель; 7 — пневмоподъемник; 81— тумба по воротного кронштейна; 9 — электродвигатель привода поворотного кронштейна; 10 — колесо червячной передачи привода поворотного кронштейна; 11 — ползун; 12 — следящий ролик;
13 — сменный копир (шаблон); 14 — раздвижная гайка; 15 — маховичок ручного привода механизма перемещения ползуна; 16 — резцедержатель; 17 — шероховальный инструмент (наборная фреза); 18 — электродвигатель привода смены инструмента (поворота шероховальной головки); 19 — электродвигатель привода вращения шероховального инструмента; 20 — пылеприемник; 21 — гибкий рукав; 22 — ползун шинодержателя; 23 — маховичок ручного привода перемещения ползуна шинодержателя; 24 — электродвигатель привода вращения покрышки; 25 — кронштейн; 26 — фрикционный ролик привода вращения покрышки; 27 — поперечные направляющие шинодержателя; 28 — сменный патрон шинодержателя; 29 — маховичок ручного привода поперечного перемещения шинодержателя; 30 — пульт управле
ния.
Шероховальная головка снабжена системой отсоса, состоящей из пылеприемника 20, выполняющего одновременно роль огражде ния режущего и шероховального инструментов, и гибкого рукава 21, соединяемого с общей цеховой системой отсоса.
Смонтированная на плите 1 станина 5 шинодержателя представ ляет собой пустотелую стойку, внутри которой размещены приборы контроля и управления работой пневмоцилиндров. В верхней части станина 5 имеет направляющие, обеспечивающие возвратно-поступа тельное перемещение ползуна 22 шинодержателя, которое осущест вляется вручную с помощью механизма, состоящего из конической
ивинтовой пар и маховичка 23.
Всредней части верхней поверхности ползун 22 имеет продоль ные направляющие, обеспечивающие перемещение салазок, несущих фрикционный привод вращения покрышки. Привод вращения по крышки состоит из электродвигателя 24, цилиндрической косозубой
передачи и кронштейна 25, в котором смонтирован приводной фрик ционный ролик 26. Возвратно-поступательное перемещение привода обеспечивает пневмоцилиндр, размещенный внутри ползуна 22.
Корпус пневмоцилиндра шарнирно связан со |
стенкой ползуна, |
а шток — с салазками фрикционного привода. |
|
В передней (рис. VI.25, б — слева) части ползуна 22 на попереч ных направляющих 27 установлен шинодержатель 6. Шинодержатель представляет собой кронштейн, в верхней части которого в подшип никах качения консольно закреплена ось, на которую надевают сменные патроны 28, предназначенные для монтажа обрабатываемых покрышек. Поперечное перемещение шинодержателя 6 осущест
вляют вручную |
с помощью механизма, состоящего из |
конической |
||
и винтовой нар и маховичка 29. |
|
|
||
Для управления станком служит пульт 30, размещенный в задней |
||||
(на рис. VI.25, |
б — справа) части ползуна 22. Вспомогательная па |
|||
нель |
управления поворотным механизмом |
размещена |
на задней |
|
(на |
рис. VI.25, |
б — слева) стенке ползуна |
11. Для |
обеспечения |
монтажа обрабатываемых покрышек станок снабжен пневмоподъем ником 7.
Т е х н и ч е с к а я х а р а к т е р и с т и к а с т а н к а IÜ IÜ K -6 4
Размеры обрабатываемых покрышек, мм
диаметр наруж ны й ....................................... |
603—1164 |
|
диаметр посадочный |
................................... |
327—510 |
ширина п р оф и л я ........................................... |
|
128—310 |
Производительность, покрышек/ч |
(срезка |
|
при двухстадийной |
обработке |
|
и шероховка)......................................................... |
|
6 |
при одностадийной |
обработке (легковые |
|
покрыш ки)............................................................ |
|
12 |
Шероховальный инструмент |
|
|
т и п ...................................................................... |
|
Наборная фреза из |
наружный диаметр, |
м м |
секторных пилок |
250 |
||
линейная скорость, м / с ........................................ |
38,4 |
|
Линейная скорость ролика привода покрыш |
||
ки, м/с |
|
|
п е р в а я ....................................................................... |
|
1,35 |
вторая ....................................................................... |
|
2,05 |
186