Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частота вращения поворотного кронштейна,

 

 

об/мин

 

 

 

0,16

первая скорость ...........................................

 

 

вторая скорость ...........................................

пневмосистеме,

0,25

Максимальное

давление в

 

6

к гс /см 2 ............................................................................

 

мм

 

 

Диаметры пневмоцилиндров,

 

 

100

шероховальной головки

...........................

 

 

привода покрыш ки.................................................

 

 

 

90

подъемника.................................................................

обрабатываемой

 

90

Максимальный угол охвата

 

 

поверхности покрышки по

профилю, град,

220

 

при посадочном диаметре 458—508 мм . .

 

при посадочном диаметре 380

мм . . . .

180

Частота

Электродвигатели

 

 

Мощ-

 

 

 

 

ность,

вращения,.

 

 

 

 

кВт

об/мин

привода шероховального инструмента . .

10

2900

привода смены инструмента . . . . . . .

0,4

1400

привода поворотного кронштейна . . . .

0,75/1,1

950/1440

привода вращения покрышки....................

1,1/1,6

950/1440=

Габариты (без шкафа электрооборудования),

 

 

мм

 

 

 

 

3065

дл и н а ...........................................................................

 

 

 

 

ш ирина..............................................................

 

 

 

2440

высота .................................................

 

 

 

 

1450

Габариты шкафа электрооборудования, мм

 

570

дл и н а ..................................................................

 

 

 

 

ш ирина..............................................................

 

 

 

 

830

высота ..............................................................

 

 

 

1370

Масса, кг . . ...................................................................

2600

Станок ШШК-64 рассчитан

на работу в режиме ручного или

автоматического

управления.

При ручном

управлении каждая

операция выполняется посредством включения и выключения соот­ ветствующих кнопок и тумблеров на пульте управления. В этом режиме все механизмы станка работают независимо. При автомати­ ческом режиме для пуска станка включают только одну пусковую кнопку на пульте управления, после чего все механизмы станка работают в порядке, установленном схемой управления. В исходном положении поворотный кронштейн 2 отведен в крайнее заднее от станочника положение. Ползун 11 с шероховальной головкой 4 и салазки с фрикционным приводом 26 отведены от подлежащей обработке покрышки. Нажатием на пусковую кнопку включают электродвигатель 24 фрикционного привода и пневмоцилиндр его> перемещения. Вращающийся приводной ролик 26 прижимается к покрышке и начинает ее вращать. Спустя 5—7 с включается пневмо­ цилиндр ползуна 11 шероховальной головки. При подходе следя­ щего ролика 12 к копиру 13 регулируемый кулачок, укрепленный на ползуне 11, нажимает конечный выключатель, включающий электродвигатель 9 поворотного кронштейна 2. Последний начинает перемещаться против часовой стрелки, причем следящий ролик 12г

перекатываясь по копиру,

обеспечивает

снятие

старого протек­

тора резцом по заданному

профилю. В

конце

пути поворотного

1 8 7


кронштейна 2 ролик 12, накатываясь на выступ копира, отводит резец от покрышки. В этот момент ползун 11 своим кулачком нажимает конечный выключатель, включающий электродвигатель 18 поворота шероховальной головки. После установки шероховальной фрезы в рабочее положение включается пневмоцилиндр перемещения шероховальной головки, электродвигатель 19 вращения фрезы и влектродвигатель 9 поворотного кронштейна. Кронштейн 2 начинает

Рис. VI.26. Режущие и шероховальные инструменты станка ШШК-64:

м — общий вид резца; б — схема резания; в — резец с зубчатой режущей кромкой; г — шероховальная пластинчатая фреза — угол резания; ß — угол заточки).

поворачиваться в направлении часовой стрелки, а фреза 17 произ­ водит обработку поверхности покрышки. При подходе кронштейна к крайнему положению происходит выключение его привода, отвод шероховальной головки, выключение привода шероховального ин­ струмента, смена инструмента и отвод фрикционного привода. Таким образом станок выводится в исходное положение.

Режущий и шероховальный инструменты. В качестве инстру­ мента для срезки остатков рисунка изношенного протектора на отечественных шероховальных станках применяют сменные диско­ вые резцы (рис. VI.26) с углом заточки около 25°. Для крепления да резцедержателе резцы имеют центральное и четыре периферийных

188

отверстия (под установочные штифты). Применение дисковых рез­ цов создаёт несомненное удобство в работе. Поворотом на 90° ста­ ночник, не меняя резец, выводит в рабочую зону незатупленный сектор. В результате значительно сокращаются потери времени на смену резцов. Иногда применяют резцы с зубчатой режущей кромкой (рис. VI.26, в). Преимущество таких резцов состоит в том, что они обеспечивают дробление снимаемой резины. Это облегчает удаление отходов с рабочего места.

В качестве шероховального инструмента обычно применяют диско­ вые фрезы (шарошки) с набором сменных секторных пилок (рис.

VI.26, ?). Каждая секторная пилка

имеет

два

установочных

от­

верстия (под

штифты). Зубья пилок

разведены,

как показано

на

рис. VI.26, г.

Фрезу набирают из 5—6 рядов

пилок (обычно по

две

в каждом), между которыми вставляют секторные прокладки. Корпус фрезы состоит из двух дисков, внутренние поверхности которых имеют наклонные выступы по числу монтируемых пилок, обеспечивающие наклон пилок под небольшим углом к окружному направлению.

Обычно обработку или переработку пластмасс, резиновых сме­ сей и других полимерных материалов проводят методами шприце­ вания, каландрования, и формования. Механическую обработку вул­ канизованной резины производят путем резания, фрезерования или шлифования, как при холодной обработке металлов. От правильного выбора способов и режимов резания и шерохования резины зависит не только качество восстанавливаемых шин, но и такие экономические показатели шиновосстановительного производства, как энергетиче­ ские и трудовые затраты на единицу выпускаемой продукции.

Специфика физико-механических свойств, низкие плотность и твердость, сравнительно невысокая теплостойкость, очень малая теплопроводность (в сотни раз меньшая, чем у металлов) определяют своеобразие режимов резания полимерных материалов. Поскольку сопротивление срезу и сжатию сравнительно мало, усилие резания невелико; в этом случае можно работать с большими сечениями стружки (порядка десятков мм2) и высокими скоростями резания — до 1000 и более м/мин. Однако с увеличением скорости происходит зна­ чительное возрастание тепловыделения в зоне резания вследствие потерь механической энергии на трение резца о материал, пластиче­ ские деформации, а в случае шероховки и на измельчение снимаемого слоя. При простом резаниирезины, в отличие от шероховки, суще­ ственного измельчения материала не происходит, а идет процесс «раздирания» резины, при котором основная часть энергии затра­ чивается (необратимо) на образование новой поверхности изделия при отделении от него стружки. Поэтому может оказаться полезным приложение к изучению процесса резания резины закономерностей теории раздира высокоэластичных материалов. Как известно, раздир отличается от разрыва тем, что разрушение материала и образо­ вание новой поверхности в этом случае происходит при наличии дефектов — надрезов или надрывов, наносимых искусственно, и требует гораздо іщныпих усилий. При этом большую роль играет

1 8 9


величина угла в вершине надреза. Очевидно, что при резании ре­ зины величина этого угла будет зависеть от геометрии резца.

Усилие действующее на резец при снятии резиновой стружки с обрабатываемой покрышки, можно разложить на три перпенди­ кулярные друг другу составляющие Рх, Ру, Pz (рис. VI.27). На­ правленная вниз сила Рг — сопротивление резанию, зависящее от скорости резания, свойств материала (резины), величины углов резания и заточки резца, сечения стружки и др. Сила Рх— осевая

сила,

действующая параллельно

оси

покрышки и

возникающая

как реакция на подачу резца. Сила Ру — радиальная,

действующая

 

 

по радиусу покрышки, зависящая от

 

 

глубины резания и стремящаяся отжать

 

 

резец

назад.

 

 

 

 

 

При расчете мощности затрачивае­

 

 

мой на резание, силами Рх и Ру можно

 

 

пренебречь,

поскольку сила

Рх по зна­

 

 

чению

значительно

меньше,

чем Рг и

 

 

работа ее ничтожна по сравнению с ра­

Рис. VI.27. Схема распределе­

ботой силы Pz (вследствие малой вели­

ния

усилий резания.

чины

подачи по

сравнению со ско­

 

 

ростью

резания);

Ру — не

оказывает

влияния на потребляемую мощность,

так как проходит через ось

вращения покрышки и момент ее равен нулю.

соотношение:

Необходимым условием

резания является

 

 

Мкр Sa PZR

 

 

(6)

где R — радиус покрышки; Мкр — крутящий момент, развиваемый двигателем шероховального станка, вращающим покрышку.

Учитывая, что прочность удаляемой протекторной резины срав­

нительно невысока (100—150 кгс/см2), при

ее обработке могут

быть применены

довольно высокие скорости резания порядка 100—

150 м/мин. При

этом объемная производительность составляет 25—

50 см3/с (1500—3000

см3/мин)

при глубине

резания 1,5—2 мм

и ширине срезаемой

резиновой

ленты 10 мм.

Усилие резания Pz колеблется в зависимости от положения точки профиля покрышки, проходимой резцом, и составляет для короны и плечевой части 50—80 кгс и боковины 20—25 кгс. Условное на­ пряжение в области резания (отношение усилия резания к площади снимаемой стружки) довольно стабильно и равно 130—150 кгс/см2 (достигая в отдельных местах 180 кгс/см2). Ниже приведены условия резания в различных зонах покрышки:

Радиус, м

 

 

Корона

Плечо

Боковина

к В т

................

 

0,52

0,47

0,42

Мощность резания,

 

1,3-2,0

1,3--2,0

0,5

Крутящий момент*,

к г с - м ........................

................

25

-38

2 5

--40

9,5

Усилие резания, к г с ...................................

................55

-73

53

--73

22

Сечение стружки, см2 ...............................

................

 

0,4

0,3

--0.5

0,15

Напряжение резания, кгс/см2 ................

 

 

 

130--180

150

* Крутящий момент Мкр рассчитан из

мощности

N

по формуле: Мкр = Э75

где п—угловая скорость вращения.

 

 

 

 

 

 

190


По площади снимаемой стружки может быть при этом условно оценена область деформирования резинового массива вблизи резца при его внедрении в протекторный слой.

В теории резания металлов усилие резания определяется по формуле:

Р — Cphxöy

(7)

где Ср — коэффициент резания, близкий к временному сопротивлению разру­ шающей нагрузке, кгс/сма; h — подача за оборот, см; б — глубина резания, см; X и у — показатели степени при величинах подачи и глубины резания. Для металлов они близки к единице. Очевидно, что по соображениям размерности всегда х -(- у = 2.

Если принять аналогичную формулу для расчета Рг при резании резины и считать, кроме того, что х = у — 1, а Ср для резины — около 150 кгс/см2 II h (подача за оборот, или ширина срезаемой ленточки) равно 1,5 см, то:

Рг —150 • 1,5 • 0,2 = 45 кгс

Это значение близко к измеренной'силе резания. Таким образом, по формуле (5) можно оценить усилие, приходящееся на резец при срезке протектора, если известны свойства протекторной резины и задано сечение стружки, связанное с производительностью станка.

Удельные затраты механической энергии при срезке протектора в различных зонах покрышки на станке ШІПК-64 колеблются в пре­ делах 0,7—2 кгм/см3:

 

Корона

Плечо

Боковина

Мощность резания, кгс-м/с ................

1,50—200

190—200

70

Удельные энергозатраты, кгс-м/см3

1,5—2

1,5—2

0,7—1

Интересно, что условие резания Рг при расчете на 1 см ширины стружки оказывается очень близким к сопротивлению соответству­ ющих резин раздиру (50—70 кгс/см).

Усилие шерохования было определено по потребляемой мощ­ ности привода шероховальной фрезы. Максимальная мощность зафиксирована при шероховке короны покрышки. Результаты измерений приведены ниже:

Сила тока (макс.), А ..................................................

18

13

Мощность резания. к В т ..............................................

9,8

7,2-

Частота вращения фрезы, о б /м и н ..........................

3000

3000

Момент, кгс ■м ..........................................

0,125

3,182,8

Радиус фрезы, м ............................................................

0.068

Усилие резания, к г с .....................................................

25,5

41,6

Увеличение диаметра шероховальной фрезы (и линейной ско­ рости шероховки) значительно уменьшает усилие шероховки и нагре­ вание обрабатываемой поверхности. Интересно, что усилие резания при шероховке снижается именно с увеличением скорости. Это может быть объяснено в рамках представлений о временной зависимости вязко-упругих свойств полимеров, а именно приближением к хруп­ кому разрушению с увеличением скорости и снижением темпера­ туры. Такое разрушение требует меньших усилий по сравнению с разрушением резины в ее обычном, высокоэластическом состоянии.

191


Поэтому во всех случаях можно рекомендовать повышение скорости резания при срезке-шероховке протектора, если только при этом не увеличивается чрезмерно температура в рабочей зоне.

Посадочные устройства к станку ШШК-64. Различают два основ­ ных типа посадочных устройств к шероховальным станкам — устройства для обработки покрышек в поддутом состоянии (пневмо­ патроны) и устройства для обработки покрышек на жесткой опоре (дорне). Наиболее распространены посадочные устройства для об­

работки покрышек в поддутом состоянии. До 1967

г. станки ШШК-64

укомплектовывали

шестикулачковыми

раздвижными

патронами

—...................

 

ШШКП-1 и ШШКП-2,

соответственно

1

для легковых

и грузовых покрышек

 

 

 

(рис. VI.28).

На

кулачках таких

 

 

 

патронов

укреплены

сменные на­

 

 

 

кладки, каждый комплект которых

 

 

 

соответствует определенному размеру

 

 

 

обрабатываемых

покрышек.

При ра­

 

 

 

боте с такими патронами в покрышку

 

 

 

предварительно

вставляют

ездовую

 

 

 

камеру,

затем покрышку

с

камерой

 

 

 

надевают на патрон со сведенными

 

 

 

кулачками.

С

помощью

торцевого

 

 

 

ключа вручную

 

разводят

кулачки

 

 

 

патрона, поддувают камеру возду­

 

 

 

хом до

заданного давления и при­

 

 

 

ступают к обработке покрышки, по

 

 

 

окончании которой спускают

воздух

 

 

 

из камеры, сводят кулачки патрона,

Рис. VI.28.

Шестикулачковый

снимают с него покрышку и извле­

кают из

нее

камеру.

 

 

 

раздвижной

патрон

к станку

Кулачковые

патроны

имеют ряд

 

ШШК-64.

 

 

 

 

недостатков.

Разведение

и сведение

кулачков требует сравнительно больших затрат времени. Люфты кулачков и наличие сменных накладок являются причиной биения патронов, часто значительного. Это вызывает необходимость проточки патронов в сборе.

Указанные недостатки устранены в патронах со съемным борто­ вым кольцом и замком байонетного типа. Такими патронами (ШШКП-3) для легковых покрышек укомплектованы станки ШШК-64, выпущенные в 1967 г. и позже. При применении патронов ШШКП-3 почти вдвое сокращается продолжительность установки и снятия покрышек, резко снижается биение в процессе обработки. Однако и в этом случае смена покрышек занимает много времени из-за необ­ ходимости вставки и выемки ездовых камер. Отказаться от этих операций позволяют пневмопатроны диафрагменного и бездиафрагменного типов.

Пневматический диафрагменный патрон инд. 8-65/1 (рис. VI.29,а), состоит из корпуса 1, резиновой диафрагмы 2, профильных колец 3, служащих одновременно, для крепления диафрагмы и посадки по-

192