ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
устанавливают накладку — форму с гнездом, соответствующим кон фигурации и размерам грунтозацепа. В подготовленную покрышку вставляют дорн, прижимают ее к головке шприц-машины и, включив последнюю, накладывают, одновременно формуя, необходимое коли чество протекторной смеси.
Одной из особенностей возобновления грунтозацепов является возможность замены лишь изношенной части грунтозацепов. Дру гая особенность состоит в том, что в случае полного удаления старых грунтозацепов на покрышку могут быть наложены грунтозацепы, по форме и размерам отличающиеся от первоначальных. В резуль тате появляется возможность экономии материалов и создания ри сунков протектора, наиболее соответствующих конкретным усло виям эксплуатации.
Наложение материалов при восстановительном ремонте холодной вулканизацией
В отличие от обычных способов при восстановительном ремонте «холодной» вулканизацией применяют вулканизованные заготовки протектора либо в виде ленты, либо в виде кольца. Такие заготовки с отпрессованным рисунком протектора вулканизуют в специаль ных формах. На внутреннюю поверхность заготовок в процессе или после вулканизации наносят тонкий (0,2—0,3 мм) адгезивный слой невулканизованной резиновой смеси, являющейся одной из состав ных частей самовулканизующейся композиции. Обычно этот слой защищают воздухонепроницаемой пленкой.
Подготовку покрышек к наложению протектора производят как обычно. На отшерохованную поверхность покрышки наносят специальный клей, представляющий одну из частей самовулканизу ющейся композиции и обычно содержащий ультраускоритель вулка низации. После просушки клеевой пленки на покрышку наклады вают тонкий слой специальной резиновой смеси (того же состава,, что и наложенная на протекторную заготовку). Эта смесь является второй частью самовулканизующейся композиции и обычно содер жит агент вулканизации.
Затем, в зависимости от состава самовулканизующейся компо зиции, на покрышку либо наносят еще один слой клея, либо сразу накладывают предварительно освобожденную от защитной пленки протекторную заготовку. Технология наложения протекторной заго товки в виде ленты отличается от обычной технологии лишь заделкой стыка. Оба конца заготовки промазывают тем же специальным клеем, обкладывают адгезивной смесью и затем соединяют, обеспечивая возможно более плотное прижатие.
Кольцевые заготовки обычно выпускают несколько меньшего по сравнению с покрышкой диаметра. Поэтому при их применении покрышку устанавливают на спредере и, раздвигая борта, доби ваются уменьшения ее наружного диаметра. Затем надевают на покрышку кольцевую протекторную заготовку. При снятии по крышки со спредера в результате освобождения бортов ее диаметр
269
несколько увеличивается и протекторная заготовка соответственно растягивается благодаря своей упругости, обеспечивая необходимый контакт между наложенным протектором и покрышкой.
Литература
1. |
В о л ь с к а я |
И. М., |
К а м е н с к и й |
Б. 3., |
«Автомобильный транспорт», |
|||||||
2. |
1972, № 9, с. 35—36. |
|
резинового |
клея сжатым воздухом. М., |
||||||||
Е в з о в и ч |
В. Е. |
Распыливанне |
||||||||||
3. |
Автотрансиздат, |
1958. |
25 с. |
Украины», |
1972, № 3, с. 29—31. |
|||||||
З а й ц е в |
А. И., |
|
«Автодорожник |
|||||||||
4. |
Ш п р и н г е р |
Я. И., |
«Производство шин, резинотехнических и асбестотех |
|||||||||
5. |
нических |
изделий», 1970, № 5, с. 14—16. |
|
|
|
|||||||
G e Id o f |
Н., |
Die Gummibereifung, 1958, Bd. 30, № 11, S. 11—16. |
||||||||||
6. |
G e 1 d о f |
H. |
Optimum Conditions for Betreading of Tires, report on Intern. |
|||||||||
7. |
Conf. of |
Bubber, |
|
Washington, 1959, p. 85—90. |
№ |
11, p. 787—794. |
||||||
L a k o m b |
J., |
Bevie Gen. du Caothouc, 1951, v. 28, |
||||||||||
8. |
L e h n e n |
J., |
Die |
Gummibereifung, 1964, Bd. 40, № |
9, |
S. 73—76. |
||||||
9. |
В Ü c k e r |
t |
F., |
Die Gummibereifung, |
1956, |
Bd. 32, № 3, S. 32—40. |
Г Л A BA VIII
Вулканизация восстанавливаем ы х шин
Вулканизация является основной, завершающей операцией тех нологического процесса восстановления шин и оказывает большое влияние на их качество. Основное назначение вулканизации — придать наложенным шиноремонтным материалам необходимые меха нические свойства — прежде всего эластичность и прочность, а также обеспечить достаточную прочность связи между конструктивными элементами шины и вновь наложенными материалами. В большин стве случаев это достигается нагреванием восстанавливаемой шины на специальном вулканизационном оборудовании при температуре теплоносителя 140 °С и выше с одновременной опрессовкой под давлением от 10 до 30 кгс/см2.
Вулканизация является самой энергоемкой операцией шино восстановительного производства. В общем балансе энергозатрат при восстановлении шин среднего размера затраты на вулканизацию
составляют |
около |
85% |
(табл. V III.1). |
При |
этом основная доля |
|
падает на |
затраты |
тепла. |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
V III.1. Примерные энергозатраты |
|
|||
на восстановление одной автопокрышки размера 260—508 |
|
|||||
|
|
|
|
|
З а тр а т ы * |
Д о л я от |
|
Н а и м ен о в а н и е о п ер ац и и |
|
эн ер ги и , |
общ и х |
||
|
|
|
|
|
к Д ж |
за т р а т , % |
Осмотр, обработка местных повреждений, нанесение |
580 |
0,3 |
||||
клея, наложение шиноремонтных материалов |
. . |
|||||
Мойка .................................................................................. |
|
|
|
|
940 |
0,4 |
Поверхностная сушка после мойки............................... |
|
18 100 |
8,4 |
|||
Срезка и шероховка протектора................................... |
|
2 510 |
1,2 |
|||
Сушка каркаса инфракрасными лучами ................... |
|
9 570 |
4,4 |
|||
Вулканизация |
.................................................................. |
|
|
|
181 670 |
84,4 |
в том числе, затраты тепла при вулканизации . |
180 140 |
83,5 |
||||
Транспортировка .............................................................. |
|
|
|
2 260 |
1,0 |
|
|
|
|
Итого: . . . |
215 630 |
100,0 |
П р и м е ч а н и я : |
1. |
В табл и ц е не |
учтен ы эн ер го за т р а ты н а |
и зго т о в л ен и е ш и н ор е |
|||
м онтн ы х м а тер и а л о в . |
н а |
в у л к а н и за ц и ю |
вк лю ч аю т |
за т р а т ы т еп л а |
н а н агрев |
пок ры ш к и |
|
2 . Э н ер го за тр а ты |
|||||||
и за тр а ты |
эл ек т р о эн ер ги и |
п р и отк ры ван и и и за к р ы в а н и и в у л к а н и за т о р а О П -І |
во в р ем я |
||||
за г р у зк и |
и в ы гр у зк и |
во сста н а в л и в а ем о й |
п ок ры ш к и . |
|
|
|
На процесс вулканизации и качество изделий оказывают влияние температура, продолжительность вулканизации, давление,
271
испытываемое изделие, способ обогрева (теплопередачи) и вид тепло носителя.
Стоимость вулканизационного оборудования, от которого в зна чительной степени зависит качество восстанавливаемых шин, состав ляет около 80% общей стоимости оборудования шиновосстанови тельных предприятий.
При нагревании смесей каучука с вулканизующим агентом в результате сшивания молекул каучука в единую пространственную сетку получают эластичные продукты — резины. Этот процесс полу чил название вулканизации. Скорость образования поперечных связей между молекулами каучука значительно возрастает при нагревании с повышением температуры и в присутствии ускорителей вулканизации.
Свойства получаемых резин (вулканизатов) существенно зависят от вида и количества применяемых вулканизующих агентов и уско рителей. Применяя различные ускорители и вулканизующие агенты, получают вулканизаты, отличающиеся характером поперечных свя зей и различным их соотношением. В резине могут одновременно присутствовать поперечные связи следующих видов: химические (углеродные С—С, моносульфидные С—S—С, полисульфидные С—S*—С) и физические или ван-дер-ваальсовы (электростатические связи между полярными группами, образовавшимися в каучуке — гидросульфидными, сульфидными, а также водородные, индукцион ные, дисперсионные и другие связи).
Вулканизация каучука серой в присутствии ускорителей типа ДФГ или каптакса приводит к образованию главным образом полисульфидных связей. При применении в качестве ускорителя тиурама возникают преимущественно моносульфидные углерод-угле- родные связи. Концентрация связей того или иного типа, а также характер вулканизационных структур определяют физико-механи ческие свойства резин.
Оптимальные свойства резин достигаются при некотором соот ношении между количеством связей разного вида — наиболее сла бых — полисульфидных (энергия связи </ 40 ккал/моль) и более прочных — моносульфидных и углерод-углеродных (энергия связи 50—70 ккал/моль). Слабые связи, легко перегруппировываясь, способ ствуют рассредоточению местных перенапряжений, а более прочные связи обеспечивают сохранение пространственной сетки резины при больших деформациях и повышенных температурах. Полисульфид ные связи способствуют повышению работоспособности резин в про цессе утомления, происходящего при многократных деформациях. Это важно, в частности, для обеспечения прочности связи между элементами многослойного изделия, каким является восстанавливае мая шина.
Продолжительность вулканизации (при данной температуре), при которой достигаются наилучшие свойства резины заданного назначения (по одному или нескольким показателям, например по прочности) называют оптимумом вулканизации. Промежуток вре мени, в течение которого эти свойства сохраняются постоянными,
272
называется плато вулканизации. При дальнейшем увеличении про должительности вулканизациисвойства резин ухудшаются, насту пает так называемая перевулканизация. Перевулканизация делает резину непригодной для использования в изделиях или деталях заданного назначения. У различных резиновых смесей плато вулка низации может быть или широким или узким. При широком плато уменьшается опасность перевулканизации резины.
Вулканизация — экзотермическая реакция и проходит с выделе нием тепла. При связывании 1% серы выделяется 5—10 ккал на 1 кг резиновой смеси. Считают, что прирост температуры в массиве изделия за счет тепловыделения достигает 10—15 °С.
Теплофизические основы вулканизации
В большинстве случаев вулканизацию резиновых изделий прово дят при 140—180 °С (413—455 °К). Резиновые смеси и резины явля ются плохими проводниками тепла. Чем толще прогреваемый слой резины, тем больше разница температур между наружными нагре ваемыми и внутренними слоями. Практически постоянные темпера туры вулканизации (стационарный тепловой режим) по всей толщине можно обеспечить только для тонких резиновых изделий (толщиной до 2 мм). Нагрев шин вследствие значительной толщины стенок и пло хой теплопроводности резины идет неравномерно. Температура всех участков шины меняется во времени и по сечению профиля, т. е. имеет место нестационарный и неоднородный тепловой режим. Раз ница в температурах наружных и внутренних слоев восстанавливае мой шины при вулканизации может быть весьма значительной. Отношение скоростей вулканизации при температурах, отличающихся друг от друга на 10 °С, называют температурным коэффициентом вулканизации Кв. Для большинства резин, применяемых в шинной и шиновосстановительной промышленности, он близок к 2. Это значит, что при повышении или понижении температуры на 10 °С продолжительность вулканизации, необходимая для достижения одинаковых свойств, соответственно уменьшается или увеличи вается примерно вдвое.
Считают, что одинаковые свойства резин достигаются при равен стве эффектов вулканизации. Эффект вулканизации Е при стацио нарном и однородном тепловом поле (при постоянной температуре) зависит только от продолжительности т и температуры Т вулкани зации. Он пропорционален интенсивности I и продолжительности т вулканизации:
Е = |
І\ |
|
(1) |
/= Я В 10 |
|
(2) |
|
Интенсивность вулканизации при |
100 °С |
(/0) условно |
принимают |
равной единице. |
|
|
|
При нестационарном тепловом режиме (переменной температуре) |
|||
степень вулканизации в разных |
слоях |
и секторах |
шины будет |
18 Заказ 682 |
273 |