Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

снова обкладывают покрышку прослоенной смесью и затем наклады­ вают профилированный протектор.

Для усиливающего двуслойного пояса в отечественной практике обычно применяют высокопрочный вискозный корд. Еще лучше использовать полиэфирный или стеклянный корд. Применение по­ лиамидного корда не рекомендуется, так как он быстро разнаши­ вается.

Усиливающий пояс накладывается таким образом, чтобы нити корда располагались на покрышке в окружном или близком к нему направлении (по 70—80° к меридиану). В последнем случае нити в слоях перекрещиваются, причем в верхнем слое их направление должно соответствовать направлению нитей корда в верхнем слое брекера. Такая конструкция усиливающего пояса дает наилучшие результаты.

Наличие усиливающего пояса в какой-то мере приближает вос­ становленные покрышки к «опоясанным» шинам. В результате не­ сколько облегчаются условия работы каркаса и снижается интен­ сивность износа рисунка протектора. Поэтому используя усилива­ ющий резино-кордный пояс при восстановлении шин I и II групп, можно добиться существенного увеличения послеремонтных пробегов. С другой стороны, применение усиливающего пояса позволяет при восстановлении покрышек с более тяжелыми повреждениями полу­ чить такие же пробеги, как у покрышек, состояние которых соответ­ ствует установленным требованиям к покрышкам, пригодным для восстановления. Следовательно, таким путем можно увеличить общее число восстанавливаемых шин. Операция наложения слоев усиливающего пояса может выполняться вручную или на прикаточном станке типа ШП. При раскрое заготовок исходят из того, что ширина верхнего слоя пояса должна соответствовать ширине беговой дорожки протектора, а нижний слой по обеим кромкам должен вы­ ступать на 10 мм за кромки верхнего. Длина слоев усиливающего пояса определяется длиной окружности восстанавливаемой покрыш­ ки с учетом стыковки внахлестку (ширина стыка 10—15 мм).

Обычно слои усиливающего пояса накладывают последовательно с таким расчетом, чтобы стыки слоев находились в диаметрально противоположных сечениях покрышки. Если усиливающий пояс накладывается таким образом, чтобы нити корда легли в окружном направлении, можно использовать заготовку двойной длины для наложения в два витка. При этом ширина заготовки соответствует ширине беговой дорожки. Такой способ наложения заготовки и, главное, ее подготовки менее трудоемок и поэтому технологически более привлекателен. Однако следует иметь в виду, что он не столь эффективен, как предыдущий. Вследствие чрезмерного нагружения нитей пояса, лежащих строго в окружном направлении, они сравни­ тельно быстро рвутся и общая долговечность восстановленной по­ крышки снижается.

Наложение материалов при восстановлении крупногабаритных шин. Технологически процесс подготовки и наложения материа­ лов при восстановлении крупногабаритных шин большегрузных

17*

259


VII .24. Прикаточное устройство.
Рис.

автомобилей и ведущих колес тракторов не отличается от процесса под­ готовки и наложения материалов при восстановлении шин массовых размеров и включает те же операции. Для наложения (последова­ тельного или одновременного) прослоенной смеси и профилирован­ ного протектора используют в этом случае описанный выше шероховальный станок ШШК-СХ, снабженный дополнительно прикаточным устройством инд. 12-67. Это устройство представляет собой пнев­ моцилиндр, на штоке которого укреплен прикаточный ролик. Пнев­ моцилиндр монтируется на крышке шероховальной головки станка.

При наложении материалов во избежание их смятия на ролик привода покрышки надевают гильзу с гладкой наружной поверх­ ностью. Наложение прослоечной смеси и профилированного протектора производят на небольших участках, включая привод покрышки импуль­ сами. Прикатку осуществляют с по­ мощью описанного приспособления во

время поворота головки станка.

В последнее время разработан но­ вый способ восстановительного ремонта крупногабаритных шин сельскохозяй­ ственных машин с использованием утонченного профилированного про­ тектора. Размеры такого протектора рассчитывают, исходя только из объема резиновой смеси, идущей на формиро­ вание грунтозацепов. Соответственно, при подготовке покрышек удаляют только неизношенную часть старых грунтозацепов, не затрагивая подкана-

вочный слой. Дальнейшую подготовку покрышек и применяемых материалов производят как обычно. Не изменяется и техника нало­ жения заготовок. В дальнейшем, предотвращая с помощью специ­ ально вставляемого в покрышку кольцевого, усиливающего манжета деформацию каркаса, при опрессовке в процессе вулканизации обеспечивают перераспределение наложенной протекторной смеси, заполнение ею рисунка пресс-формы и, таким образом, возобнов­ ление рисунка протектора. По существу — это один из способов возобновления грунтозацепов.

Полуавтоматическая установка профилирования и наложения протекторной ленты. В последнее время ряд зарубежных фирм выпускает полуавтоматические установки для профилирования про­ текторных смесей и наложения их в виде профилированной ленты на восстанавливаемые покрышки. Такие установки получили при­ знание в шиноремонтной промышленности многих стран.

Хотя установки различных фирм существенно отличаются друг от Друга типом применяемых шприц-машин, конструкцией передаточ­ ных механизмов и прикаточных устройств, принцип их действия и ус­ тройство одинаковы. На рис. VII.23 и 24 показана установка японской фирмы «Кобе», которая состоит из шприц-машины холодного пита­

2 6 0


ния 1, компенсатора-накопителя 2, приводного патрона для крепле­ ния покрышки 6, прикаточного устройства 7, сигнальной панели 9 и пульта управления 10. По выходе из шприц-машины 1 профилиро­ ванная протекторная лента поступает на приемный транспортер 3 компенсатора-накопителя, проходит двухпетельный компенсатор и подающим транспортером 4 подается к восстанавливаемой покрышке, устанавливаемой на патроне 6. Частота вращения покрышки и ско­ рость подачи протекторной ленты синхронизируются. Прикатка протектора в процессе его наложения осуществляется прикаточным устройством, выполненным в виде поддуваемой воздухом эластичной диафрагмы 8 одновременно по всему профилю. Управление установ­ кой, в том числе изменение профиля протекторной ленты, осущест­ вляется со щита 10. Во время смены покрышек шприц-машина работу не прекращает, а выпускаемая протекторная лента выбирается ком­ пенсатором. На панели 9 смонтирована система световой сигнализации и приборы, позволяющие работающему следить за правильностью профиля выпускаемой заготовки и ее температурой. Автоматические устройства обеспечивают при необходимости корректировку профиля заготовки и температурного режима.

Ввиду того, что на такой установке профилированный протектор практически сразу же накладывается на покрышку, возникла воз­ можность отказа от применения прослоечной резиновой смеси. Это является одним из основных достоинств описываемой установки. Другое важное преимущество состоит в отсутствии необходимости хранения большого ассортимента профилированных протекторов, снижении расходов на упаковку и транспортировку.

Важной особенностью установки является использование трех­ скоростной шприц-машины холодного питания с длиной червяка, в 15 раз превосходящий его диаметр, и переменным шагом нарезки. Использование такой шприц-машины позволяет отказаться от при­ менения питательных вальцев и обеспечивает высокое качество про­ филирования.

Для прикатки протектора на установке использован пневмоприкатчик.

Наложение протектора навивкой

Стремление к снижению трудоемкости восстановительного ре­ монта, сокращению расходов по транспортировке и складированию материалов привело к разработке новых способов наложения про­ тектора — навивкой лент навулканизованной протекторной смеси. Существует два принципиально различных способа навивки — широ­ кими и узкими лентами.

Наложение протектора навивкой широких лент. Этот способ нало­ жения нового протектора состоит в навивке на подготовленную, как обычно, вращающуюся покрышку нескольких слоев (витков) невул­ канизованной протекторной смеси в виде ленты толщиной 1,5—3 мм. Ширина ленты, вначале соответствующая периметру отшерохованной части профиля восстанавливаемой покрышки, уменьшается с каж­ дым витком на 10—20 мм. Таким образом, по всей длине окружности

261


с обеих сторон между каждым последующим и предыдущим слоями образуется ступенька шириной 5—10 мм. В связи с этим дан­ ный способ наложения протектора часто называют «навивкой ленты переменной ширины». Общее число слоев (витков) протекторной смеси соответствует числу оборотов покрышки и определяет толщину накладываемого протектора, задаваемую спецификацией в соответ­ ствии с размерами отшерохованной покрышки и применяемой прессформы. Например, протектор общей толщиной 12 мм накладывают навивйой 6 слоев протекторной ленты толщиной 2 мм за 6 оборотов восстанавливаемой покрышки или 4 слоев ленты толщиной 3 мм за 4 оборота. В случае необходимости толщина отдельных участков протектора (например, в плечевых зонах) может быть увеличена за

 

 

счет

навивки

дополнительного

слоя из

од­

 

 

ной — двух

узких лент (рис. VII.25).

вы­

 

 

Ленту протекторной

резиновой смеси

 

 

пускают на каландре или шприц-машине, ра­

 

 

ботающих в

агрегате с одним или несколькими

 

 

прикаточными станками. Изменение ширины

 

 

ленты

осуществляется

системой

механически

 

 

перемещаемых ножей, изменение положения

 

 

которых обеспечивается либо по независимой

 

 

программе,

либо

от импульса,

поступающего

Рис. VII.25.

Схема

с устройства

вращения

покрышки. На прика-

наложения протекто­

точном станке

может быть использована любая

ра навивкой

ленты

система, обеспечивающая одновременную при-

переменной ширины.

 

 

катку ленты

 

по

всей ширине, например опи­

санная выше эластичная диафрагма.

Важным преимуществом данного способа является сравнительная простота конструкции используемой установки. Недостатки его состоят в трудности устранения воздушных пузырей между слоями при одновременной прикатке по всему профилю. Другой недостаток— сложность точной центровки накладываемых витков друг относи­ тельно друга. Это является основной причиной того, что наложение протектора лентой переменной ширины пока широкого распростра­ нения не получило.

Наложение протектора навивкой узкой ленты. Наложение про­ тектора навивкой узкой ленты получило сравнительно широкое распространение и в Советском Союзе, и за рубежом. Этот способ состоит в том, что на вращающуюся покрышку накладывается (на­ вивается) невулканизованная протекторная смесь в виде ленты ши­ риной обычно 20—25 мм и толщиной 3—5 мм. Навивку ленты про­ изводят по определенной схеме, обеспечивающей наложение нужного объема протекторной смеси и заданную толщину наложенного слоя в различных точках профиля покрышки. Ленту с выбранными раз­

мерами сечения выпускают

либо на каландре, либо на

шприц-ма­

шине, которые могут быть

установлены отдельно или

в агрегате

со станком для навивки.

В первом случае выпущенную

ленту на­

матывают на барабанах

в

рулоны с прокладочным материалом.

Во втором случае лента сразу поступает на навивочный станок.

262


Известны два типа навивочных станков, различающиеся спосо­ бом перемещения навиваемой ленты относительно профиля восстана­ вливаемой покрышки. У одних станков покрышка постоянно вра­ щается в одной плоскости, а навиваемая лента вместе с прикаточным приспособлением перемещается вдоль профиля покрышки от одной боковины к другой, в результате чего обеспечивается наложе­ ние резиновой смеси по всему его периметру отшерохованного участ­ ка. У других станков, наоборот, во время цикла навивки враща­ ющийся патрон с покрышкой поворачивается относительно плоскости подачи ленты и прикаточного устройства. В обоих случаях на­ вивка ленты происходит по спирали, а необходимая толщина про­ текторного слоя в различных зонах профиля покрышки обеспечи­ вается изменением степени перекрытия соседних витков (шага

Рис. VII.26. Схема наложения протек­

Рис. VII.27. Схема наложения про­

тора навивкой узкой ленты и диаграмма

тектора навивкой узкой ленты в не-

изменения скорости поворотного меха­

сколтжо слоев.

низма по зонам.

 

навивки). Это достигается изменением по определенной программе угловой скорости перемещения поворотного устройства навивочного станка. Программа изменения скорости перемещения поворотного устройства чаще всего строится следующим образом. Профиль по­ крышки деляг на 3, 5 или 7 зон, для каждой из которых выбирается определенная скорость поворота, соответствующая шагу навивки, обеспечивающему заданную толщину накладываемого слоя про­ текторной смеси (рис. VII.26). В других случаях (особенно при необходимости обеспечения сложной конфигурации протекторного слоя и для повышения точности соблюдения заданных его размеров) программа предусматривает непрерывное изменение угловой скорости поворотного устройства. Наконец, в некоторых случаях программа предусматривает не изменение скорости, а остановку поворотного устройства в определенных точках на заданное время.

Наиболее распространена навивка протекторной ленты в один слой по схеме (см. рис. VI 1.26) с зонным изменением скорости пово­ ротного устройства. Однако существуют также схемы многослойной

263