Файл: Восстановительный ремонт шин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жительность на 25% больше, чем продолжительность вулканизации

сприменением пара и воздуха). Это объясняется тем, что вода почти

в1000 раз плотнее воздуха, а ее теплоемкость в 4 раза больше тепло­ емкости воздуха. Вследствие этого на ее прогрев затрачивается зна­ чительно больше тепла и, соответственно, снижается температура прилегающих к варочной камере слоев каркаса покрышки.

При разработке режимов вулканизации необходимо помнить, что в течение всего цикла вулканизации нельзя допускать падения давления в варочной камере (диафрагме); в противном случае воз­ никает брак (губка, расслоения, недопрессовки и т. п.). Следова­ тельно, давление прессующего агента должно быть больше давления теплоносителя, а давление охлаждающей воды больше давления прессующего агента.

В

табл. V III.2—V III.6 приведены типовые режимы вулканиза­

ции

восстанавливаемых шин.

 

Т а б л и ц а VIII.4- Режимы вулканизации шин типа Р

 

в индивидуальных вулканизаторах при двустороннем обогреве

 

с подачей в варочную камеру (диафрагму) последовательного пара,

 

воздуха и холодной воды

Наименование

операций

2 0 0 - 508Р

240-508Р (8,25 -20)

260 - 508Р

в прессформе, мин

в варочной камере (диафрагме), мин

в прессформе, мин

в варочной камере (диафрагме), мин

в прессформе, мин

в варочной камере (диафрагме), мин

Обогрев

паром да-

30 -80

 

35-90

 

40-100

 

влением

5,0—

 

 

 

 

 

 

5,5 кгс/см2

да-

 

0 -2 5

 

0 -3 0

 

0 -3 5 -

Обогрев

паром

 

 

 

влением

9

±

 

 

 

 

 

 

± 0,5 кгс/см2

 

 

25 -80

 

30—90

 

35-100

Опрессовка

возду-

 

 

 

хом давлением

 

 

 

 

 

 

17—20 кгс/см2

 

 

 

 

 

 

Охлаждение

водой

 

 

 

 

 

 

давлением

 

80-100

 

90—120

 

100-130

 

1,5—2,0 кгс/см2

80—110

90—120

100-130

20—21 кгс/см2

ПО

120

130

Общая

продолжи-

ПО

120

130

тельность цикла

Наличие труднорастяжимого брекерного пояса у шин типа Р вызывает необходимость корректировки схемы построения режимов вулканизации по сравнению с режимами вулканизации диагональ­ ных шип. Для обеспечения хорошей опрессовки рисунка протектора и получения достаточной прочности связи его с каркасом радиаль­ ной шины обогрев пресс-форм следует начинать лишь после (при­ мерно через 5 мин) подачи в варочную камеру (диафрагму) прессу­ ющего агента (под Давлением не менее 17 кгс/см2). В то же время

285


О

 

н а

 

Ф J3

to

и р

я Ä

о

о

1

о

to

•Я Я

я

~ "Я

•Йо

о

я й

я о

о

2=1

•0

р g

го

сл

сл

to

сл

сл

I

сл

to

 

сл

 

сл

с о

 

00

 

о

 

 

С о

 

со

 

о

 

с о

 

о

СО

со

о

 

ІО

 

00

с о

С л

с о

 

 

с о

 

с о

4N

о

о

4S

о

о•JS«.

о

о

о

о

с о

о

с о

о

 

я

о

 

м И

 

ф

о **

 

Я«05

СЛ К

дение водой

1

 

ю

 

-1

 

 

ф

ЗУ и

ф

5*

р о

ю

я я

 

 

fcl О

 

 

ф

to

сл

t o

сл

с л

с о

с о

о

00

с л

о

с о

сл

о

4N

о

со

о

о

сл

сл

о

от

о

оо о

to» Я

к ^

 

О»

а 2

 

 

и 2

Я Ф

 

и ц о

2 4 3

 

5

S Ф

Я ф

 

л ® ф

со а

 

-£? иg

l+g

 

g

«

 

2 да

очз

Э о

ю й ^

 

ш

СЛ о

Я і-з

 

о

Г. g

2 4=5

 

со

я

S ф

 

ЗУ

Ф ЗУ

сл »

 

ф р

2 а

 

 

l+g

 

 

а

Сл43

 

1 1

Ь Ф

 

tO1

с л g

 

 

 

я ~

 

 

 

ф 3=1

 

 

 

ф ря

 

 

 

2 fa

 

 

 

ю

 

 

 

S ф

 

 

 

с л

 

о

о

 

 

to

 

 

сл

с о

сл

оо

с о с о о

о

to

00

сл

оо

to

00 о

с л

►CN

о

00

СП

о

сл

о

СО

JN

С л

с л

о_______

о

о

оо

і

оо

с л

I

СЛ

0

0

СЛ

1

1

Наименование операций

 

в пресс-форме, мин

СП

 

 

о

в варочной камере,

to

о

мин

 

в пресс-форме, мин

 

 

-ѵ |

 

о

в варочной камере,

со

to

мин

 

в пресс-форме, мин

18,00 1 ,0 1 2

 

в варочной камере,

СО- .

мин

 

в пресс-форме, мин

со

 

 

о

 

1

в варочной камере,

to

СЛ

мин

 

в пресс-форме, мин

со

 

)

 

со

 

LO

 

' со

в варочной камере,

1

мин

to

в пресс-форме, мин

сот

 

00

в варочной камере,

- 12

8 3

мин

 

н

 

р

 

с\

 

и

 

я

V а при

двустороннем

Режим 5*.III

камеру варочную в подачей с обогреве воды холодной и воздуха

в шин крупногабаритных вулканизации

,пара последовательно

вулканизаторах индивидуальных

СЛ

СЛ

о

о

 


Т а б л и ц а VIII.6. Типовые режимы вулканизации диагональных шин

виндивидуальных вулканизаторах при одностороннем обогреве

сопрессовкой воздухом или холодной водой

Типы шин

Легковые

Грузовые до 210—20 (включительно)

Грузовые до 260—508 (включительно)

Автобусные и грузовые до 320—508

Вулканизация в пресс-форме

давление пара, кгс/см*

продолжи­ тельность, мин

4,5

70

4,5

85

4,5

90

4,5

105

4,5

155

4,5

140

4,5

170

Вулканизация в варочной камере (диафрагме)

энергоноситель

продолжи­

и его давление,

тельность,

кгс/см2

мин

Сжатый воздух,

70

10—12

вода,

85

Холодная

10—12

 

90

Сжатый воздух,

14—16

вода,

105

Холодная

14-16

вода,

155

Холодная

16—18

 

140

Сжатый воздух,

18—20

вода,

170

Холодная

18—20

 

 

при вулканизации диагональных шин обогрев пресс-форм начинают за 15—20 мин до момента подачи прессующего агента. Поэтому вул­ канизация радиальных шин несколько длительнее вулканизации диагональных шин. Наиболее продолжительна вулканизация круп­ ногабаритных шин. Сравнительно большая толщина протектора и каркаса таких шин вызывает значительное увеличение продолжи­ тельности прогрева и охлаждения.

Оценку эффективности режимов вулканизации можно проводить по следующим показателям: качеству восстанавливаемых шин П (соответствие техническим условиям на восстановленные інины, пробеги в эксплуатации, результаты станочных или физико-механи­ ческих испытаний); длительности режимов вулканизации Д (в мину­ тах, часах); тепловому коэффициенту полезного действия Т (отноше­ нию затрат тепла на нагревание шины ко всему теплу, поступившему в вулканизатор).

При разработке нового режима вулканизации необходимо, чтобы

качество резины не ухудшалось, т. е. отношение 5= 1, где 772 —

качество шин при новом режиме вулканизации, П 1 — качество восстановленных шин при действующем режиме вулканизации.

В то же время необходимо, чтобы не снижалась производитель­

ность оборудования, т. е. чтобы отношение

^ 1, где [D 2 — про­

должительность нового режима вулканизации, D x — продолжитель­ ность действующего режима вулканизации. Необходимо также, чтобы

287


не увеличивались непроизводительные затраты тепла, т. е. чтобы

отношение ^ 1, где Т 2 — тепловой коэффициент полезного

I 2

действия нового режима вулканизации, Тг — тепловой коэффициент полезного действия действующего режима вулканизации.

Тип вулканизационного оборудования оказывает значительное влияние на эти показатели. Так, тепловой коэффициент полезного действия при вулканизации шин 8,25—20 в вулканизаторе ИВЕТ-310 равен 0,049, а шин 260—508 в вулканизаторе ОП-1 — 0,089, т. е. почти в 2 раза больше. Это объясняется меньшими потерями тепла в вулканизаторах ОП по сравнению с вулканизаторами ИВП на нагрев самого вулканизатора (так как пресс ОП обладает меньшей массой), а также более длительным нагреванием в вулканизаторе ИВП пресс-формы в паровой камере.

Перечисленные выше факторы должны учитываться на шино­ восстановительных предприятиях при уточнении режимов вулкани­ зации и выборе вулканизационного оборудования.

Бесформовая вулканизация

Бесформовая вулканизация бывает горячей и холодной. Горя­ чую вулканизацию шин особо большой грузоподъемности, шин дорожных машин, ведущих колес тракторов иногда проводят в авто­ клавах без пресс-форм. Целесообразность такой вулканизации вызвана большим разнообразием типоразмеров и моделей крупно­ габаритных шин, в результате чего требуется большой парк прессформ и вулканизаторов на шиноремонтных предприятиях. В то же время на предприятия не всегда поступает большое количество шин одинаковых размеров и моделей. Из-за частой смены пресс-форм неизбежны простои вулканизационного оборудования, что значи­ тельно снижает эффективность восстановления.

Преимущества бесформовой горячей вулканизации особенно зна­ чительны при восстановлении только изношенной части грунтозацепов крупногабаритных сельскохозяйственных шин. В автоклаве шины помещаются на опорные ролики кронштейнов и вращаются во время вулканизации. В автоклав подается пар с температурой 135—140 СС и сжатый воздух; давление в автоклаве 5,25 кгс/см2. Затем подача пара прекращается и вулканизация продолжается в воздушной среде, температура и давление в автоклаве медленно понижаются. В конце цикла для более быстрого охлаждения шин их опрыскивают водой. Шина полностью охлаждается до того момента, когда снимается давление в камере. На протекторе автомобильных шин массовых размеров после вулканизации в автоклавах нарезается соответствующий рисунок на специальном станке.

К бесформовой холодной вулканизации следует отнести наложе­ ние предварительно свулканизованного протектора с определенным рисунком, который крецится к отшерохованной шине с помощью специальных адгезивов и клеев «холодным» или «теплым» (80—

288


100 °С) способами. В последнем случае протектор предварительно вулканизуется в прессе при давлении 45—85 кгс/см2. Это позволяет получить протектор с повышенными износостойкостью, сопротивле­ нием порезам и проколам. На восстанавливаемую шину с наложен­ ным протектором надевают эластичную резиновую оболочку, монти­ руют шину на обод и загружают в камеру, в которую подается прессующий агент под давлением 5—6 кгс/см2. Температура вулка­ низации не превышает 100 °С.

Бесформовая вулканизация позволяет устранить деформацию каркаса, которая возникает вследствие сжатия или растяжения шины при загрузке в жесткую стальиую пресс-форму. Холодная бесформовая вулканизация, кроме того, исключает перегрев каркаса, вызывающий иногда ухудшение его эксплуатационных свойств.

Вулканизационное оборудование

Впрактике шиноремонтных предприятий применяют разнообраз­ ное вулканизационное оборудование: индивидуальные вулканиза­ торы, вулканизационные линии, секторные вулканизаторы (мульды), вулканизационные котлы (автоклавы). Выбор вулканизационного оборудования зависит от способа вулканизации. При формовой

горячей вулканизации применяют

индивидуальные вулканизаторы

и вулканизационные линии. При

бесформовой горячей вулканиза­

ции находят применение вулканизационные котлы (автоклавы). Вулканизационные котлы применяют также при холодной вулкани­ зации для выдержки восстанавливаемых шин при 80—100 °С. Сек­ торные вулканизаторы используют при ремонте заводского брака

ишироко применяют при местном ремонте, т. е. ремонте повреждений шины, при которых рисунок протектора изношен незначительно.

Вулканизационное оборудование снабжают различной арматурой

икомандными приборами, с помощью которых осуществляют управ­

ление технологическим процессом. Командные приборы и арматура позволяют обеспечить поддержание в заданных пределах парамет­ ров процесса, чередование и изменение направления потоков тепло­ носителей и прессующих агентов.

Индивидуальные вулканизаторы

В зависимости от типа привода различают индивидуальные вул­ канизаторы с механическим и гидравлическим приводом.

Первыми вулканизаторами, получившими наибольшее распро­ странение в отечественной шиновосстановительной промышленности, были индивидуальные вулканизаторы с гидроприводом типа ШВ (рис. V III.7). Вулканизатор ШВ представляет собой пресс с гидрав­ лическим (масляным) приводом и байонетным затвором для запирания полуформ. Верхняя крышка с полуформой поворачивается на шар­ нире, нижняя форма перемещается в вертикальной плоскости. Вулканизаторы снабжены устройством для выталкивания шины из нижней полуформы. Четыре типоразмера вулканизаторов ШВ

19 Заказ 682

289