Файл: Большаков, П. А. Машины и аппараты кожевенного производства учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 0
§ 3. МАШИНЫ ДЛЯ СМЫВАНИЯ КЛЕЯ И УВЛАЖНЕНИЯ КОЖ
Смывание клея и жира с лицевой поверхности кож хро мового дубления производят после сушки кож виаклейку с целью подготовки их к покрывному крашению для повышения адгезии краски. Операцию выполняют в два приема: сначала наносят и растирают щетками обезжиривающий водный раствор нашатыря на лицевую поверхность кожи и затем теплой водой снимают щет ками остатки омыления после обезжиривания. Для выполнения этих операций применяют щеточные машины и агрегаты, которые одновременно используют и для увлажнения кож.
Увлажнение (отволаживание) кож хромового дубления и юфти необходимо для обеспечения эффекта тяжки, а жестких кож — для устранения ломкости и лучшего уплотнения их при про катке. Для более равномерного распределения влаги после сушки и увлажнения кожи укладывают в штабеля, покрывая брезентом, или помещают в герметичные камеры на пролежку. Продолжитель ность пролежки жестких кож составляет 36—48 ч, кож хромового дубления и юфти—12—24 ч. При увлажнении жестких кож паро воздушной смесью в агрегатах продолжительность процесса сокра щается до 2—4 ч, а с применением способа термодиффузионного увлажнения (например, на проходных каландрах с обогревом) не обходимая влажность кож достигается за 1—2 мин.
Агрегат для смывания клея и увлажнения кож
При смывании клея щетками вручную с последующей подсуш кой кожи применяются стационарные установки — столы с транс портирующими устройствами для передвижения кожи. Общий вид таких установок показан на рис. 157.
Рис. 157. Общий вид установки для смывания клея щетками и подсушки кож
Механизированный проходной агрегат для смывания клея и ув лажнения кож показан на рис. 158. Он состоит из сборной ста нины, ленточного транспортера, вращающихся щеточных валов с приводным устройством, системы подачи обезжиривающего рас твора и теплой воды для промывания лицевой поверхности кож.
232
Для увлажнения и смачивания кож различными растворами применяются установки проходного типа с механизированной по дачей (рис. 159). Кожу укладывают на струнный транспортер и
Рис. 158. Агрегат для смывания клея и увлаж нения кож
Рис. 159. Установка для увлажнения и смачивания кож различными растворами
направляют в закрытую камеру, где из форсунок разбрызгивается вода или другие смачивающие растворы. Жидкость подается в фор сунки насосом, излишек ее стекает в поддон.
Сушильно-увлажнительный агрегат для жестких кож
Назначение. Этот агрегат проходного действия широко при меняется на кожевенных заводах для совмещения процессов сушки и увлажнения жестких кож (чепраков, пол, воротков) с примене нием паровоздушной смеси. Схема агрегата показана на рис. 160.
233
Техническая характеристика сушильно-увлажнительного агрегата
Производительность агрегата при сушке кож до относи |
860 |
||
тельной влажности 11%, кг/ч ............................................. |
|||
Производительность увлажнительной камеры при относи |
953 |
||
тельной влажности 20%, кг/ч .............................................. |
|||
Количество испаряемой влаги, кг/ч ................................. |
336 |
||
» |
сорбируемой влаги при увлажнении, кг/ч |
93,2 |
|
Расход тепла на 1 кг испаряемой влаги, кДж (ккал) |
5108 (1220) |
||
То же, на 1 |
кг сорбируемой влаги, Дж (ккал) |
2554 (610) |
|
Мощность электроприводов, |
кВт ......................................... |
77,4 |
|
Габарит агрегата, мм: |
|
44 296 |
|
длина сушильной камеры.................................................. |
|||
» зоны буферного запаса ..................................... |
6 579 |
||
длина увлажнительной камеры..................................... |
26 080 |
||
ширина |
» |
» ................................. |
8 000 |
высота |
» |
» ................................. |
4 450 |
Конструкция агрегата. Агрегат состоит из трех частей: сушильной камеры I, буферной зоны II и увлажнительной III.
Принцип работы агрегата заключается в том, что кожи, поданные на вагонетке 1 (см. рис. 160), завешивают картой с помощью зажимов 2 на шесты каретки 3 по одному чепраку или воротку или по три полы. Каждая каретка имеет десять шестов. Пр мере заполнения каретка продвигается вдоль агрегата гидро толкателями с помощью давления сжатого воздуха. Для нагнета ния предварительно подогретого воздуха в сушильную камеру и подсоса чистого воздуха установлены пластинчатые калориферы 4 и центробежные вентиляторы 5. Отработанный воздух удаляется вентилятором, расположенным в нижней части сушилки, со сто роны завески мокрых кож. Воздух, подогретый до температуры
50° С, |
нагнетается |
сверху в сушильную камеру через |
узкие |
||
щели, расположенные поперек распределительного |
канала 6 в два |
||||
ряда. |
Температура и |
влажность воздуха регулируются автомати |
|||
чески. |
|
кож в |
агрегате осуществляется при температуре |
||
Сушка |
|||||
35—50° С и |
конечной относительной влажности |
воздуха |
35%; |
средняя скорость движения воздуха в сушильной камере 1 м/с, продолжительность сушки 10—12 ч. Каретки с кожами, у которых влажность составляет 10—12%, после сушильной камеры посту пают в буферную зону и оттуда периодически проталкиваются в камеру увлажнения (по четыре каретки). Чтобы режим увлаж нительной камеры не нарушался, она отделена от буферной зоны шторой 7, автоматически поднимающейся и опускающейся для про пуска каретки.
Увлажнение кож в камере осуществляется паровоз душной смесью. Для этого воздух нагнетается осевыми вентиля торами 8 в верхнее подготовительное отделение, где он нагре вается ребристыми трубами 9, смешивается с паром, поступающим из парораспределительной трубы 10, и распыленной форсунками водой и, проходя через сепаратор 11, отделяющий капли воды, по ступает в рабочую зону нижнего отделения камеры. Вода подается к форсункам 12 и отводится по трубам 13. В этой камере при
234
Рис. 160. Схема сущильно-увлажнительного агрегата для жестких кож
относительной влажности 97—100%, температуре 36—38° С и скоро сти движения среды 1 м/с кожи увлажняются равномерно по всей площади и толщине за 2—4 ч. По окончании увлажнения штора у выхода поднимается, и каретки выталкиваются. Одновременно поднимается штора при входе в увлажнительную камеру и в нее подаются следующие каретки с кожами. Выйдя из увлажнитель ной камеры, каретки автоматически освобождаются от кож и воз вращаются по верхнему транспортеру к месту загрузки в сушиль ную камеру.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Применяемое оборудование и способы смывания клея с лицевой поверх ности кож хромового дубления.
2. Применяемое оборудование и способы увлажнения различных видов кож.
3. Устройство и принцип действия сушильно-увлажнительного агрегата для жестких кож.
§ 4. МАШИНЫ ДЛЯ ТЯЖКИ И МЯГЧЕНИЯ КОЖ
Тяжке и мягчению подвергаются кожи хромового дубления и юфть после сушки для повышения мягкости, гибкости, эластично сти, увеличения площади и уменьшения тягучести. Эти операции осуществляются на специальных машинах путем разрыхления и вытяжки волокнистой структуры при многократном растяжении с одновременным перегибанием кожи. Наибольший эффект тяжки достигается при интенсивных механических воздействиях и равно мерном увлажнении кожи. Содержание влаги в кожах хромового дубления и юфти перед тяжкой доводят до 20—26%, а необходи мую интенсивность механических воздействий в зависимости от вида кожи устанавливают путем регулирования механизмов ма шины. Для выполнения тяжки и мягчения кож применяются ма шины различных конструкций, проходного и непроходного типа. По принципу действия рабочих органов тянульно-мягчильные ма шины могут быть разделены на четыре вида: с механическим за хватом (лапой), с перегибающими планками, с вибрирующими колками и с винтовыми тянульными устройствами. В совремённых тянульных машинах проходного типа чаще всего применяются ме ханизмы с вибрирующими колками — машины «Моллиса» (ЧССР) и машины ТМПХ с винтовыми тянульными устройствами.
Проходная вибрационно-мягчильная машина «Моллиса»
Назначение. Машина «Моллиса» (ЧССР) применяется для тяжки и мягчения всех видов кож в расправленном виде при влаж ности 20—24% и толщине до 2,5 мм. Изготавливается машина раз личных типоразмеров с шириной рабочего прохода 600, 1500, 1800
и 2100 (табл. 13).
Общий вид машины показан на рис. 161.
Принципиальная схема взаимодействия механизмов машины «Моллиса» показана на рис. 162.
236
Конструкция машины. Машина состоит из следующих узлов: станины, верхнего и нижнего ленточных транспортеров, кри вошипно-шатунных механизмов нижних рабочих плит с колками, верхних подпружиненных плит с выступами, привода кривошипно шатунных механизмов нижних плит с колками, привода транспор теров с вариатором скоростей и пульта управления приводом ма шины. Транспортерные ленты изготовлены из эластичной резины, которые при движении в машине непрерывно расправляются на тяжными валиками с волнистой винтовой поверхностью. Рабочие
Рис. 161. Общий вид проходной вибрационно-мягчильной ма шины «Моллиса»
плиты расположены в машине попарно (в каждой паре одна рабо чая плита расположена над нижней ветвью верхней транспортер
ной ленты, а другая |
под верхней |
ветвью нижней транспортерной |
|||
|
|
|
|
Таблица 13 |
|
Техническая характеристика машины «Моллиса» |
|
||||
|
|
|
Типоразмер машины |
|
|
Показатель |
|
07782/РЗ |
07705/Р2 07736/Р2 |
07737/Р1 |
|
|
|
||||
Ширина рабочего прохода, |
мм .... |
600 |
1500 |
1800 |
2100 |
Скорость подачи кож (регулируемая), см/с |
5—45 |
8—38 |
8—38 |
8—38 |
|
Производительность, кож в час: |
|
250 |
300 |
300 |
|
полукож крупных................................. |
|
500 |
150 |
300 |
360 |
козлины .................................................. |
|
500 |
700 |
800 |
|
Число обслуживающих рабочих .... |
1—2 |
2 |
2 |
2 |
|
Мощность электродвигателей, кВт ... |
4,8 |
9 |
20 |
29 |
|
Габарит машины, мм: |
|
1700 |
2800 |
|
|
длина ...................................................... |
|
3100 |
3410 |
||
ширина ...................................................... |
|
1500 |
2200 |
2200 |
2200 |
высота ...................................................... |
|
1300 |
1700 |
1700 |
1750 |
Масса, кг ...................................................... |
|
2200 |
3900 |
4500 |
7340 |
237
ленты). При этом колки нижней плиты направлены вверх, а колки верхних плит — вниз. Верхние плиты неподвижны., а нижние совер шают возвратно-поступательное движение в вертикальном направ лении. При подъеме нижних плит вверх их колки входят в проме жутки между колками верхних плит, которые воздействуют на эластичную транспортерную ленту, благодаря чему происходят разминка и растяжка кожи, проходящей в это время между лен тами. Усилие разминки и растяжки кожи зависит от глубины вхож-
Рис. 162. |
Принципиальная схема взаимодействия меха |
|||||||
|
|
низмов машины «Моллиса»: |
|
|||||
I и |
2 — эластичные |
ленты; 3 — кожа; |
4 —-стол; S —рифленый |
|||||
вал; |
6 — резиновый |
вал; 7 — гладкий |
вал; |
S — коленчатый вал; |
||||
9 — кривошипно-шатунный |
механизм; |
10 — шестерня; 11 — клино |
||||||
ременная передача; 12 и |
13— электродвигатели; 14 — вариатор |
|||||||
скоростей; |
15 — звездочки; |
/6 —шестерня; |
17 — нижняя |
плита; |
||||
18 — колки |
нижней плиты; |
19 — верхняя |
плита; 20 — колки |
верх |
||||
|
|
ней плиты; 21 — пружина; |
22— шкив |
|
дения колков нижних плит между колками верхних плит. Верхние плиты разделены по ширине рабочего прохода на участки, положе ние каждого из которых может самостоятельно регулироваться
ввертикальном направлении.
Вмашине «Моллиса-автоматик» 07737/Р1 интенсивность мягче ния кож можно регулировать в пределах 15 степеней на семи уча стках рабочей ширины машины. Установка степени интенсивности мягчения производится механически на верхней или нижней мягчильной планке. Степень интенсивности мягчения можно устанав ливать по цифровой шкале, на тяге, что возможно во время хода машины. Машина 07737/РІ является наиболее автоматизирован
ной. В конструкцию внесены существенные усовершенствования: скорость подачи, т. е. скорость движения ленты транспортеров,
238