Файл: Большаков, П. А. Машины и аппараты кожевенного производства учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3. МАШИНЫ ДЛЯ СМЫВАНИЯ КЛЕЯ И УВЛАЖНЕНИЯ КОЖ

Смывание клея и жира с лицевой поверхности кож хро­ мового дубления производят после сушки кож виаклейку с целью подготовки их к покрывному крашению для повышения адгезии краски. Операцию выполняют в два приема: сначала наносят и растирают щетками обезжиривающий водный раствор нашатыря на лицевую поверхность кожи и затем теплой водой снимают щет­ ками остатки омыления после обезжиривания. Для выполнения этих операций применяют щеточные машины и агрегаты, которые одновременно используют и для увлажнения кож.

Увлажнение (отволаживание) кож хромового дубления и юфти необходимо для обеспечения эффекта тяжки, а жестких кож — для устранения ломкости и лучшего уплотнения их при про­ катке. Для более равномерного распределения влаги после сушки и увлажнения кожи укладывают в штабеля, покрывая брезентом, или помещают в герметичные камеры на пролежку. Продолжитель­ ность пролежки жестких кож составляет 36—48 ч, кож хромового дубления и юфти—12—24 ч. При увлажнении жестких кож паро­ воздушной смесью в агрегатах продолжительность процесса сокра­ щается до 2—4 ч, а с применением способа термодиффузионного увлажнения (например, на проходных каландрах с обогревом) не­ обходимая влажность кож достигается за 1—2 мин.

Агрегат для смывания клея и увлажнения кож

При смывании клея щетками вручную с последующей подсуш­ кой кожи применяются стационарные установки — столы с транс­ портирующими устройствами для передвижения кожи. Общий вид таких установок показан на рис. 157.

Рис. 157. Общий вид установки для смывания клея щетками и подсушки кож

Механизированный проходной агрегат для смывания клея и ув­ лажнения кож показан на рис. 158. Он состоит из сборной ста­ нины, ленточного транспортера, вращающихся щеточных валов с приводным устройством, системы подачи обезжиривающего рас­ твора и теплой воды для промывания лицевой поверхности кож.

232

Для увлажнения и смачивания кож различными растворами применяются установки проходного типа с механизированной по­ дачей (рис. 159). Кожу укладывают на струнный транспортер и

Рис. 158. Агрегат для смывания клея и увлаж­ нения кож

Рис. 159. Установка для увлажнения и смачивания кож различными растворами

направляют в закрытую камеру, где из форсунок разбрызгивается вода или другие смачивающие растворы. Жидкость подается в фор­ сунки насосом, излишек ее стекает в поддон.

Сушильно-увлажнительный агрегат для жестких кож

Назначение. Этот агрегат проходного действия широко при­ меняется на кожевенных заводах для совмещения процессов сушки и увлажнения жестких кож (чепраков, пол, воротков) с примене­ нием паровоздушной смеси. Схема агрегата показана на рис. 160.

233


Техническая характеристика сушильно-увлажнительного агрегата

Производительность агрегата при сушке кож до относи­

860

тельной влажности 11%, кг/ч .............................................

Производительность увлажнительной камеры при относи­

953

тельной влажности 20%, кг/ч ..............................................

Количество испаряемой влаги, кг/ч .................................

336

»

сорбируемой влаги при увлажнении, кг/ч

93,2

Расход тепла на 1 кг испаряемой влаги, кДж (ккал)

5108 (1220)

То же, на 1

кг сорбируемой влаги, Дж (ккал)

2554 (610)

Мощность электроприводов,

кВт .........................................

77,4

Габарит агрегата, мм:

 

44 296

длина сушильной камеры..................................................

» зоны буферного запаса .....................................

6 579

длина увлажнительной камеры.....................................

26 080

ширина

»

» .................................

8 000

высота

»

» .................................

4 450

Конструкция агрегата. Агрегат состоит из трех частей: сушильной камеры I, буферной зоны II и увлажнительной III.

Принцип работы агрегата заключается в том, что кожи, поданные на вагонетке 1 (см. рис. 160), завешивают картой с помощью зажимов 2 на шесты каретки 3 по одному чепраку или воротку или по три полы. Каждая каретка имеет десять шестов. Пр мере заполнения каретка продвигается вдоль агрегата гидро­ толкателями с помощью давления сжатого воздуха. Для нагнета­ ния предварительно подогретого воздуха в сушильную камеру и подсоса чистого воздуха установлены пластинчатые калориферы 4 и центробежные вентиляторы 5. Отработанный воздух удаляется вентилятором, расположенным в нижней части сушилки, со сто­ роны завески мокрых кож. Воздух, подогретый до температуры

50° С,

нагнетается

сверху в сушильную камеру через

узкие

щели, расположенные поперек распределительного

канала 6 в два

ряда.

Температура и

влажность воздуха регулируются автомати­

чески.

 

кож в

агрегате осуществляется при температуре

Сушка

35—50° С и

конечной относительной влажности

воздуха

35%;

средняя скорость движения воздуха в сушильной камере 1 м/с, продолжительность сушки 10—12 ч. Каретки с кожами, у которых влажность составляет 10—12%, после сушильной камеры посту­ пают в буферную зону и оттуда периодически проталкиваются в камеру увлажнения (по четыре каретки). Чтобы режим увлаж­ нительной камеры не нарушался, она отделена от буферной зоны шторой 7, автоматически поднимающейся и опускающейся для про­ пуска каретки.

Увлажнение кож в камере осуществляется паровоз­ душной смесью. Для этого воздух нагнетается осевыми вентиля­ торами 8 в верхнее подготовительное отделение, где он нагре­ вается ребристыми трубами 9, смешивается с паром, поступающим из парораспределительной трубы 10, и распыленной форсунками водой и, проходя через сепаратор 11, отделяющий капли воды, по­ ступает в рабочую зону нижнего отделения камеры. Вода подается к форсункам 12 и отводится по трубам 13. В этой камере при

234


Рис. 160. Схема сущильно-увлажнительного агрегата для жестких кож

относительной влажности 97—100%, температуре 36—38° С и скоро­ сти движения среды 1 м/с кожи увлажняются равномерно по всей площади и толщине за 2—4 ч. По окончании увлажнения штора у выхода поднимается, и каретки выталкиваются. Одновременно поднимается штора при входе в увлажнительную камеру и в нее подаются следующие каретки с кожами. Выйдя из увлажнитель­ ной камеры, каретки автоматически освобождаются от кож и воз­ вращаются по верхнему транспортеру к месту загрузки в сушиль­ ную камеру.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Применяемое оборудование и способы смывания клея с лицевой поверх­ ности кож хромового дубления.

2. Применяемое оборудование и способы увлажнения различных видов кож.

3. Устройство и принцип действия сушильно-увлажнительного агрегата для жестких кож.

§ 4. МАШИНЫ ДЛЯ ТЯЖКИ И МЯГЧЕНИЯ КОЖ

Тяжке и мягчению подвергаются кожи хромового дубления и юфть после сушки для повышения мягкости, гибкости, эластично­ сти, увеличения площади и уменьшения тягучести. Эти операции осуществляются на специальных машинах путем разрыхления и вытяжки волокнистой структуры при многократном растяжении с одновременным перегибанием кожи. Наибольший эффект тяжки достигается при интенсивных механических воздействиях и равно­ мерном увлажнении кожи. Содержание влаги в кожах хромового дубления и юфти перед тяжкой доводят до 20—26%, а необходи­ мую интенсивность механических воздействий в зависимости от вида кожи устанавливают путем регулирования механизмов ма­ шины. Для выполнения тяжки и мягчения кож применяются ма­ шины различных конструкций, проходного и непроходного типа. По принципу действия рабочих органов тянульно-мягчильные ма­ шины могут быть разделены на четыре вида: с механическим за­ хватом (лапой), с перегибающими планками, с вибрирующими колками и с винтовыми тянульными устройствами. В совремённых тянульных машинах проходного типа чаще всего применяются ме­ ханизмы с вибрирующими колками — машины «Моллиса» (ЧССР) и машины ТМПХ с винтовыми тянульными устройствами.

Проходная вибрационно-мягчильная машина «Моллиса»

Назначение. Машина «Моллиса» (ЧССР) применяется для тяжки и мягчения всех видов кож в расправленном виде при влаж­ ности 20—24% и толщине до 2,5 мм. Изготавливается машина раз­ личных типоразмеров с шириной рабочего прохода 600, 1500, 1800

и 2100 (табл. 13).

Общий вид машины показан на рис. 161.

Принципиальная схема взаимодействия механизмов машины «Моллиса» показана на рис. 162.

236


Конструкция машины. Машина состоит из следующих узлов: станины, верхнего и нижнего ленточных транспортеров, кри­ вошипно-шатунных механизмов нижних рабочих плит с колками, верхних подпружиненных плит с выступами, привода кривошипно­ шатунных механизмов нижних плит с колками, привода транспор­ теров с вариатором скоростей и пульта управления приводом ма­ шины. Транспортерные ленты изготовлены из эластичной резины, которые при движении в машине непрерывно расправляются на­ тяжными валиками с волнистой винтовой поверхностью. Рабочие

Рис. 161. Общий вид проходной вибрационно-мягчильной ма­ шины «Моллиса»

плиты расположены в машине попарно (в каждой паре одна рабо­ чая плита расположена над нижней ветвью верхней транспортер­

ной ленты, а другая

под верхней

ветвью нижней транспортерной

 

 

 

 

Таблица 13

Техническая характеристика машины «Моллиса»

 

 

 

 

Типоразмер машины

 

Показатель

 

07782/РЗ

07705/Р2 07736/Р2

07737/Р1

 

 

Ширина рабочего прохода,

мм ....

600

1500

1800

2100

Скорость подачи кож (регулируемая), см/с

5—45

8—38

8—38

8—38

Производительность, кож в час:

 

250

300

300

полукож крупных.................................

 

500

150

300

360

козлины ..................................................

 

500

700

800

Число обслуживающих рабочих ....

1—2

2

2

2

Мощность электродвигателей, кВт ...

4,8

9

20

29

Габарит машины, мм:

 

1700

2800

 

 

длина ......................................................

 

3100

3410

ширина ......................................................

 

1500

2200

2200

2200

высота ......................................................

 

1300

1700

1700

1750

Масса, кг ......................................................

 

2200

3900

4500

7340

237


ленты). При этом колки нижней плиты направлены вверх, а колки верхних плит — вниз. Верхние плиты неподвижны., а нижние совер­ шают возвратно-поступательное движение в вертикальном направ­ лении. При подъеме нижних плит вверх их колки входят в проме­ жутки между колками верхних плит, которые воздействуют на эластичную транспортерную ленту, благодаря чему происходят разминка и растяжка кожи, проходящей в это время между лен­ тами. Усилие разминки и растяжки кожи зависит от глубины вхож-

Рис. 162.

Принципиальная схема взаимодействия меха­

 

 

низмов машины «Моллиса»:

 

I и

2 — эластичные

ленты; 3 — кожа;

4 -стол; S —рифленый

вал;

6 — резиновый

вал; 7 — гладкий

вал;

S — коленчатый вал;

9 — кривошипно-шатунный

механизм;

10 — шестерня; 11 — клино­

ременная передача; 12 и

13— электродвигатели; 14 — вариатор

скоростей;

15 — звездочки;

/6 —шестерня;

17 — нижняя

плита;

18 — колки

нижней плиты;

19 — верхняя

плита; 20 — колки

верх­

 

 

ней плиты; 21 — пружина;

22— шкив

 

дения колков нижних плит между колками верхних плит. Верхние плиты разделены по ширине рабочего прохода на участки, положе­ ние каждого из которых может самостоятельно регулироваться

ввертикальном направлении.

Вмашине «Моллиса-автоматик» 07737/Р1 интенсивность мягче­ ния кож можно регулировать в пределах 15 степеней на семи уча­ стках рабочей ширины машины. Установка степени интенсивности мягчения производится механически на верхней или нижней мягчильной планке. Степень интенсивности мягчения можно устанав­ ливать по цифровой шкале, на тяге, что возможно во время хода машины. Машина 07737/РІ является наиболее автоматизирован­

ной. В конструкцию внесены существенные усовершенствования: скорость подачи, т. е. скорость движения ленты транспортеров,

238