Файл: Эксплуатация корабельных двигателей внутреннего сгорания лекции..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
механизм. Шкала весового устройства может градуироваться в единицах веса или в единицах момента. Каждый гидро тормоз имеет свою гидравлическую характеристику, по которой определяется его пригодность для данного двигате ля. Гидравлическая характеристика гидротормоза изображена
на рис. 4.10, где пока заны:
ОД - линия, соот ветствующая наибольшей мощности, поглощаемой дисками гидротормоза, при полном заполнении камер водой;
ОВ,ОВ<,ОВ4 ,ОЬЭ - линии, соответствующие мощности, поглощаемой гидротормозом при ча стичном заполнении ка мер водой;
А В - линия постоянного крутящего момента, равного максимально допустимому моменту гидротормоза, исходя из условий прочности;
ВС - линия ограничения максимальной мощности, которая определяется по максимально допустимой температу ре воды, отводимой от гидротормоза;
СВ - линия, ограничивающая предельное число оборо тов вала;
□X) - линия минимальной мощности, которую поглощает гидротормоз без воды за счет сил трения вала и дисков о воздух.
Гидротормоз для нагрузки двигателя выбирается так, чтобы предполагаемая характеристика двигателя (м-п-к) располагалась бы внутри поля 0ABCD0. Бели характеристика выйдет за пределы поля нагрузок гидротормоза, то он не
обеспечит нагрузку двигателя на всех скоростных и нагру зочных режимах работы.
2. Определение мощности двигателя, имеющего торсионный вал
Крутящий момент двигателя может быть измерен с помо щью специального калиброванного вала. Такое устройство получило название торсионного динамометра. Принцип из мерения крутящего момента заключается в следующем. Под воздействием крутящего момента калиброванный вал получает
некоторый угол закручивания в пределах упругой деформа
ции вала. Угол закручивания вала будет пропорционален
крутящему моменту. Схема закручивания вала показана
на рис. 4.II. Крутящий момент двигателя определяется по формуле
М е=ц»СгПр кгс-м , (4.6) где ц> - угол закручивания сечений вала на расстоянии
одного метра, рад/м; & - модуль сдвига, кгс/м2;
Прполярный момент инерции сечения вала, м*.
динамометра
117
Модуль сдвига и полярный момент инерции являются
постоянными для торсионного динамометра. Мощность двигате ля определяется по формуле
с |
= мрпА д.С. |
(4.7) |
716,2 |
|
где к - постоянная торсионного динамометра.
Торсионный динамометр должен иметь устройство для из
мерения угла закручивания су . Таким устройством может быть механическое приспособление или приспособление, использующее стробоскопический эффект.
Для определения крутящего момента двигателя, снаб
женного торсионным валом, могут быть использованы тен
зодатчики. Тензодатчик представляет собой элемент, состоящий из нескольких рядов тонкой нихромовой проволо ки. Тензодатчик наклеивается на калиброванный торсионный вал с помощью клея, обеспечивающего необходимую прочность
соединения. Обычно применяется клей БФ-2. При деформации (скручивании) вала витки проволоки также деформируются и изменяют свою длину. Пропорционально удлинению проволо ки изменяется его электрическое сопротивление, которое
измеряется прибором, включенным в цепь тензодатчика.Схема тензодатчика и изменения длины проволоки (от i до I ) дана на рис. 4.12. Измерение крутящего момента основано на том, что сдвиг поверхности вала и, следовательно, изме нение длины проволоки тензодатчика пропорциональны каса тельным напряжениям на поверхности вала
tmax W p |
КГС |
(4.8) |
|
CM* |
|||
|
|
11 8
)
М СОПР
Рис. 4.12. Схема определения крутящего момента
двигателя тензодатчиком
где |
'Етакасательное |
напряжение на. поверхности, |
||
|
кгс/смг; |
|
|
|
|
NNp - момент сопротивления вала, м3 . |
|
||
Крутящий момент равен |
|
|
|
|
|
М е— |
та* \Л/р |
КГС-М . |
(4.9) |
|
Мощность двигателя определяется по формуле |
|
(4.10)
Такой метод определения мощности двигателя применя ется только в единичных экспериментальных установках.
3. Измерение мощности дизеля, имеющего гидравлический динамометр
Наиболее надежным способом определения мощности дизе
ля в корабельных условиях является применение гидравличе ского динамометра. Гидравлические динамометры устанавлива
ются на двигателях типа М-503, которые имеют двухступен
чатый редуктор, где в качестве редуктора второй ступени
установлен планетарный редуктор. Схема редуктора дизеля и гидравлического динамометра изображена на рис. 4.13.
119
Передаче вращения от двигателя осуществляется через редуктор первой ступени I и редуктор второй ступени П.
Центральная ведущая шестерня 3 жестко связана через ре
дуктор первой ступени с коленчатым валом дизеля. Через
промежуточные шестерни саттелиты 2 центральная шестерня
связана с неподвижной шестерней I, зафиксированной от
проворачивания рычагом и поршнем гидравлического динамо
метра. Оси промежуточных шестерен жестко связаны с флан
цем отбора мощности. При работе двигателя промежуточные шестерни обкатываются, по неподвижной шестерне, на кото
рой образуется реактивный крутящий момент, равный крутя
щему моменту двигателя. Величине крутящего момента изме
ряется специальным устройством, которое получило название
Рис. 4.13. Схема планетарного редуктора и гидравлического динамометра дизелей типа M-d Uo
гидравлического динамометра. Принцип действия гидравли
ческого динамометра рассмотрим по схеме рис. 4.13. В по
лость цилиндра под поршнем постоянно подается масло от
специального масляного насоса шестеренчатого типа. Из ци
линдра масло вытекает через отверстие, проходное сечение
которого изменяется в зависимости от положения поршня.
При движении поршня вниз отверстие перекрывается, при движении вверх - открывается.
При нагрузке двигателя на неподвижной шестерне обра
зуется реактивный момент, равный крутящему моменту дви
гателя. Рычаг гидравлического динамометра давит на пор шень с силой Р . Поршень под действием силы Р двига
ется вниз, перекрывая сливное отверстие. Перекрытие порш
нем сливного отверстия и движение поршня вниз продолжает
ся до такого момента, пока давление масла, действующее
на поршень, не уравновесит силур. На установившемся
режиме работы сила Р |
и |
сила давления масла F |
будут |
||
равны: |
|
|
|
|
|
|
P = F |
; |
|
F= pf , |
(4.II) |
где |
р - давление масла |
в полости цилиндра; |
|
4 - площадь поршня.
При уменьшении крутящего момента сила давления масла больше силы Р. Под действием разности сил поршень дви гается вверх до тех пор, пока давление масла не упадет настолько, что силы сравняются. Таким образом, давление масла в полости цилиндра гидравлического динамометра будет прямо пропорционально крутящему моменту двигателя:
M e=pfi = Pl кгсм, |
(4.12) |
где i - плечо гидравлического динамометра.
121
Давление масла в цилиндре гидравлического динамометра
измеряется специальным манометром, который постоянно пока
зывает величину нагрузки дизеля. Ограничение нагрузки
дается в единицах давления согласно ограничительной ха
рактеристике. (см. табл. 2, стр. 106).
Мощность двигателя определяется выражением
|
|
М а пд |
р - Нпд |
|
|
|
е 716.2 |
(4.13) |
|
|
Н |
716,2 ~ кР па ? |
||
где |
- постоянная гидравлического динамометра. |
|||
'vie,г |
Принципиальная схема гидравлического динамометра изображена на рис. 4.13. В действительности устройство
динамометра двигателя М-503 намного сложнее.
Схема конструкции редуктора и гидравлического динамо
метра дизеля М-503 изображена на рис. 4.14. Неподвижная
шестерня редуктора 3 фиксируется от проворачивания шарами 2,расположенными в сферических углублениях перегородки редуктора I и неподвижной шестерни.Поршень гидравлического динамометра 7 жестко связан болтами 6 с неподвижной ше стерней (3),которая может перемещаться в осевом направле нии вместе с поршнем.
Масло по специальному каналу, не показанному на схеме,
подается шестеренчатым насосом 4 в полость 8 между порш
нем и перегородкой корпуса редуктора. Канал переменного
сечения для слива масла выполнен в расточке перегородки
корпуса редуктора и перекрывается уплотнительным коль
цом 5.
122
Рис. Ч.!Ч
Гидравлический динамометр работает следующим образом. Неподвижная шестерня при возникновении на ней крутящего
момента стремится провернуться. При этом ограничительными шарами, находящимися в углублениях , неподвижная шестер ня смещается в осевом направлении вправо. Уплотнительное кольцо, двигаясь вместе с поршнем, перекрывает частично
сливной канал, в результате чего давление масла в поло
сти гидравлического динамометра повышается до тех пор,
пока давление масла на поршень не уравновесит осевое усилие от .расклинивающего действия ограничительных шаров.
При уменьшении крутящего момента осевое усилие шаров
уменьшается и под давлением масла поршень вместе с непод
вижной шестерней перемещается влево, уплотнительное коль
цо при этом увеличивает проходное сечение сливного канала
и давление масла в полости гидравлического динамометра уменьшается. Движение поршня будет происходить до момента
равновесия сил. Давление масла в полости динамометра
измеряется манометром, который постоянно показывает вели
чину нагрузки двигателя.
4. Определение мощности дизеля на корабле по часовому расходу топлива и числу оборотов двигателя
Данный способ определения мощности дизеля является наиболее распространенным и доступным. Способ предусмат
ривает измерение числа оборотов двигателя, измерение часового расхода топлива и определение мощности двигателя
по специальным графикам вида
В основе определения мощности дизеля по часовому расходу топлива и числу оборотов лежит зависимость мощности дизеля от часового расхода топлива по формуле
123
|
.. |
Hu Gy. |
(4.14) |
|
^ e_ |
632,"3 |
|
|
7 |
||
где |
Gy - часовой расход топлива; |
|
H u - низшая теплотворная способность топлива;
г\г~ эффективный к. п. д. двигателя.
Мощность двигателя пропорциональна часовому расходу
топлива и эффективному к. п. д. Необходимость использова ния графиков для определения мощности вызвана тем, что
эффективный к. п. д. дизеля изменяется в широких преде
лах в зависимости от числа оборотов и от часового расхода
топлива. Вид графических зависимостей N ft=f(&T,nA)
дан на рис. 4.15 и рис. 4.16.
Точность определения мощности дизеля по данному спо
собу зависит от точности измерения часового расхода топ лива, числа оборотов двигателя, а также от поддержания
неизменными условий, при которых определяются показатели,
необходимые для составления графиков. Во время определе
ния мощности дизеля необходимо выполнение следующих тре
бований:
а) внешние условия должны соответствовать техниче ским требованиям для данного двигателя;
б) двигатель должен быть исправным, его износ не должен выходить за допустимые пределы;
в) режим работы дизеля должен быть установившимся; г) показания контрольно-измерительных приборов долж
ны быть в пределах значений, рекомендованных инструкцией по эксплуатации’двигателя;
д) топливо и смазочное масло должны удовлетворять
техническим требованиям для данного двигателя.
Измерение мощности двигателя производится в следующей
последовательности.
Устанавливается режим работы, на котором должна быть измерена мощность. После стабилизации режима работы произ
водится измерение часового расхода топлива и числа оборо-
124
125
.£?<§> -Л©
126