Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 0
ление синергизма может проявляться также и в том-, что введение в ингибированную систему окисления веществ, которые не являют ся ингибиторами, приводит к увеличению периода индукции. Отчет ливо выраженное явление синергизма возникает при окислении смесей углеводородов в присутствии двух ингибиторов, один из ко торых обрывает цепи, вступая в реакцию с радикалами, второй раз рушает гидроперекиси. Указанное явление возникает при исполь зовании смесей фенолов или аминов с соединениями, содержащи ми серу. При действии этих ингибиторов, один из них обрывает цепи, взаимодействуя с радикалами, а другой разрушает гидроперекиси. При совместном действии аминов и фенолов последний расходу
ется примерно так же, |
как если бы он был один, а амин практи |
|
чески не расходуется. |
Радикал ингибитора, |
образующийся при |
взаимодействии амина |
с ROO—, отрывает |
водород от фенола |
и превращается снова в амин, поэтому концентрация амина прак тически не изменяется, пока в системе присутствует фенол.
Введение в горючее соединений, образующих комплексы с ме таллами переменной валентности, значительно снижает их актив ность вследствие блокирующего действия деактиватора, образую щего с металлом клешневидные комплексы. В качестве деактива торов металлов могут служить некоторые диамины, аминофенолы и их производные.
Наиболее эффективные деактиваторы относятся к классу [циф ровых оснований и представляют собой продукты конденсации салицилового альдегида с аминами. Представителями таких соеди нений являются N, Ы'-дисалицилиден-1,2-диаминопропан и салици- лиден-о-аминофенол. Эти соединения образуют с каталитически ак тивным металлом внутрикомплексные — хелатные, или клешневид ные соединения. В таких соединениях металл уже перестает ока зывать каталитическое действие на процесс окисления горючего.
Антиокислители типа экранированных фенолов и аминофенолов при повышенных концентрациях 0,05—0,3% и температурах топли ва до !50°С в значительной степени снижают образование кислых и смолистых веществ, а также осадков. Некоторые экранированные фенолы, например 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, повышают не только термоокислительную способность, но и противоизносные свойства. При температурах выше 150° С действие антиокислите лей на основе фенолов и аминов незначительно. В этих условиях более эффективны диспергирующие присадки. Они задерживают развитие процессов окислительного уплотнения растворимых кис лородных соединений, которые в отсутствие присадки вызывают образование твердой фазы.
[Молекулы поверхностно-активного вещества присадки образуют вокруг частиц осадка оболочку, которая препятствует дальнейшей агрегации частичек. Поверхностно-активные вещества обладают способностью очищать ранее загрязненные поверхности топливной системы двигателя. Диспергирующими свойствами обладают от дельные высокомолекулярные алифатические амины и сополиме
108
ры, полученные при полимеризации некоторых мономеров. Для по лучения сополимерных присадок используются два типа мономе ров: олеофильные, преимущественно неполярного характера, обес печивающие растворимость присадки в углеводородных средах, и мономеры, содержащие азотистые основания, придающие присадке поверхностно-активные свойства.
В реакции сополимеризации в качестве мономеров обычно бе рутся: эфиры или амины метакриловой или акриловой кислот, ви ниловые эфиры карбоновых кислот, винилзамещенные ароматиче ских соединений. Высокую эффективность имеет сополимер додецилметакрилата и диэтиламиноэтилметакрилата. Сополимерные присадки обладают хорошими диспергирующими свойствами при температурах продуктов до 250° С и концентрации присадки 0,05— 0,1%. Сополимерные присадки увеличивают содержание смол, так как они не оказывают ингибирующего действия в начальной стадии окисления и не задерживают образование смол. Положительное влияние оказывает введение в углеводородные смеси комбиниро ванных присадок — эффективного антиокислителя и диспергирую щего соединения.
Г л а в а 8. КО РРО ЗИ О Н Н О СТЬ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ КОРРОЗИИ
Значение коррозионности горючего. Коррозией (лат. corrosio — разъедание) называется процесс разрушения материалов вследст вие их химического, электрохимического или биологического взаи модействия с окружающей средой. Этот процесс приводит к преж девременному износу и снижению прочности изделий, сокоащаег сроки зскплуатации машин, агрегатов и технического имущества службы снабжения горючим. Для уменьшения скорости коррозион ных процессов и увеличения долговечности изделий затрачивается много сил и материальных средств.
Углеводороды не взаимодействуют с основными конструкцион ными материалами. Неуглеводородные соединения, продукты хи мических превращений горючего и смазочных материалов способ ны агрессивно воздействовать на них. Некоторые микроорганизмы, размножающиеся в горючем и смазочных материалах, продукты их жизнедеятельности также обладают коррозионной агрессивно стью по отношению к металлам.
В условиях эксплуатации могут подвергаться коррозионному разрушению внутренние поверхности резервуаров и трубопроводов, топливных систем, систем смазки и охлаждения двигателей, а так же внутренние поверхности баков машин. Некоторые продукты сгорания в ряде случаев способны разрушать детали цилиндро поршневой группы и выпускной системы двигателей. В свою оче редь, продукты коррозии загрязняют горючее и смазочные мате риалы, ухудшают их качество, забивают трубопроводы, фильтры и другие агрегаты систем питания и смазки.
Таким образом, коррозионность является одним из важнейших эксплуатационных свойств горючего и смазочных материалов, от которого во многом зависит надежность и долговечность двигате лей, агрегатов и машин.
Виды коррозии. В основу классификации коррозионных про цессов могут быть положены различные признаки, например виды разрушения, механизм процесса. Так, по характеру разрушений ме таллов ч сплавов различают более 20 типов коррозионных разру шений,. наиболее характерные из которых включают сплошную, местную, межкристаллитную и щелевую коррозию.
Сплошная коррозия охватывает всю поверхность металла. Она может быть равномерной, избирательной и неравномерной. Изби рательная коррозия разрушает одну структурную составляющую или один компонент сплава, а неравномерная протекает с неодина ковой скоростью на различных участках поверхности.
Местная коррозия поражает отдельные участки поверхности ме талла в виде пятен и точек, (питтинг). Она может быть сквозной и подповерхностной, т. е. начинаться с Поверхности, но преимущест венно распространяться под поверхностью металла таким образом,
ПО
что разрушение и продукты коррозии оказываются сосредоточен ными в некоторой области внутри металла.
Межкристаллитная |
коррозия |
Поверхностьраздела |
||||
распространяется по границам кри- |
||||||
сталлитов (зерен) металла. Щеле а) |
|
|
||||
вая характеризуется усилением про |
Металл |
Среда |
||||
цесса разрушения в щелях и зазо |
||||||
|
||||||
рах между двумя металлами, а так |
|
|
||||
же в местах неплотного контакта |
|
|
||||
металла с неметаллическим корро |
|
|
||||
зионно-инертным материалом. |
Раз |
|
|
|||
личные виды коррозионного разру |
|
|
||||
шения металлов очень часто сочета |
|
|
||||
ются |
между собой. |
|
|
|
|
|
Механизм процесса в общем слу |
|
|
||||
чае может определяться физически |
|
|
||||
ми, физико-химическими, химически |
|
|
||||
ми и электрохимическими фактора |
|
|
||||
ми. |
Классификация коррозионных |
|
|
|||
процессов по механизму их протека |
|
|
||||
ния, т. е. в зависимости от направле |
|
|
||||
ния или способа перехода атомов, |
|
|
||||
молекул, ионов среды и материала и |
|
|
||||
особенностей химических превраще |
|
|
||||
ний показана на рис. 26. |
|
|
|
|||
Диффузионной коррозии и набу |
|
|
||||
ханию в контакте с горючим и сма |
|
|
||||
зочными материалами |
подвержены |
|
|
|||
неметаллические материалы. |
При |
Рис. 26. |
Схематическое |
|||
диффузионной коррозии разрушение |
изображение |
коррозионных |
||||
происходит только за |
счет односто |
процессов: |
||||
а —диффузионная коррозия; б —на |
||||||
ронней диффузии атомов или моле |
бухание; в—химическая коррозия; |
|||||
кул |
корродирующего |
материала в |
г—электрохимическая коррозия. |
|||
|
|
коррозионную среду. Набухание проявляется в увеличении объема материала и сопровождается изменением его механических, электрических или оптических свойств. Процесс набухания в той или иной степени происходит при контакте резиновых изделий (мягких резервуаров, трубопроводов и уплотнительных деталей) с горючим и смазочными материалами. Наиболее часто встреча
ются два основных |
вида коррозии: х и м и ч е с к а я и э л е к |
|
т р о х и м и ч е с к а я . |
К первой относятся процессы, возникающие |
|
при непосредственном химическом взаимодействии |
между материа |
|
лом и агрессивной средой, не сопровождающиеся |
возникновением |
электрического поля. Химическая коррозия, происходящая при кон такте металлов с газами или парами в условиях высокой температу ры, называется г а з о в о й . Механизм ее сводится к двухсторонней Диффузии действующей среды и атомов или ионов металла через
слой окислов. Газовой коррозии обычно подвергаются узлы и де тали двигателей, соприкасающиеся с продуктами сгорания.
Необходимым условием возникновения электрохимической кор розии является возможность совмещения на металлической поверх ности анодной реакции ионизации металла и катодной реакции восстановления тех или иных ионов среды. Анодный процесс всегда связаи с ионизацией металла, ионы которого переходят в коррози онную среду. Образующиеся при этом избыточные электроны под воздействием разности потенциалов переходят на катодный уча сток, где ассимилируются частицами среды. Схематически этот про цесс показан на рис. 26, г.
Связывание избыточных электронов на катоде может осущест вляться. например, в результате следующих реакций восстанов ления:
2Н+ + 2е~ Н2 |
Fe30 4 |
+ Н20 + 2e-_-*-3FeO + 2 |
0 Н “ |
Ог + 2Н20 + 4е~ - 40ГГ |
RO— +4Н + + 4e~-^RH2 + Н 20 |
|
|
С13+ 2 е “ -*-2СГ |
R---- }-2Н+ + 2е_ ^ RH2 |
|
Если ассимиляция избыточных электронов на катоде не проис ходит, то его потенциал постепенно смещается в сторону отрица тельных значений. При протекании электрического тока значение анодного потенциала также изменяется, но в положительную сто рону, г. е. приближается к потенциалу катода. Когда значения по тенциалов катода и анода сравниваются, процесс коррозии прекра щается.
Возникновение и изменение электродных потенциалов рассмот рим на примере взаимодействия двух различных металлов с кор розионной средой. Когда металлы контактируют с последней, не которое количество их атомов в виде ионов переходит в раствор. В силу электростатического взаимодействия между электронами, оставшимися в металле, и ионами, появившимися у его поверхно сти, образуется так называемый двойной слой (рис. 27). На внут ренней и внешней стороне этого слоя возникают различные потен циалы Ei и Е2. Разность Е 1— Е 2= Е° представляет собой скачок потенциала в двойном слое и является постоянной для данного ме талла и среды.
Если соединить взятые металлы проводником, то получится гальванический элемент. Металл, имеющий более отрицательное значение потенциала, будет играть роль анода, а второй — катода. При протекании электрического тока первоначальные значения электродных потенциалов £ °а и Е°к изменятся. Это изменение можно пояснить на примере катодной поляризации.
На катоде избыточные электроны должны ассимилироваться ионами или молекулами среды. Этот процесс идет во времени, и для того, чтобы он протекал достаточно эффективно, требуется некоторая энергия, подобная энергии активации химических реак ций. Если притекающие к катоду электроны не успевают разря жаться, то их плотность в двойном слое повышается и потенциал
112