Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ление синергизма может проявляться также и в том-, что введение в ингибированную систему окисления веществ, которые не являют­ ся ингибиторами, приводит к увеличению периода индукции. Отчет­ ливо выраженное явление синергизма возникает при окислении смесей углеводородов в присутствии двух ингибиторов, один из ко­ торых обрывает цепи, вступая в реакцию с радикалами, второй раз­ рушает гидроперекиси. Указанное явление возникает при исполь­ зовании смесей фенолов или аминов с соединениями, содержащи­ ми серу. При действии этих ингибиторов, один из них обрывает цепи, взаимодействуя с радикалами, а другой разрушает гидроперекиси. При совместном действии аминов и фенолов последний расходу­

ется примерно так же,

как если бы он был один, а амин практи­

чески не расходуется.

Радикал ингибитора,

образующийся при

взаимодействии амина

с ROO—, отрывает

водород от фенола

и превращается снова в амин, поэтому концентрация амина прак­ тически не изменяется, пока в системе присутствует фенол.

Введение в горючее соединений, образующих комплексы с ме­ таллами переменной валентности, значительно снижает их актив­ ность вследствие блокирующего действия деактиватора, образую­ щего с металлом клешневидные комплексы. В качестве деактива­ торов металлов могут служить некоторые диамины, аминофенолы и их производные.

Наиболее эффективные деактиваторы относятся к классу [циф­ ровых оснований и представляют собой продукты конденсации салицилового альдегида с аминами. Представителями таких соеди­ нений являются N, Ы'-дисалицилиден-1,2-диаминопропан и салици- лиден-о-аминофенол. Эти соединения образуют с каталитически ак­ тивным металлом внутрикомплексные — хелатные, или клешневид­ ные соединения. В таких соединениях металл уже перестает ока­ зывать каталитическое действие на процесс окисления горючего.

Антиокислители типа экранированных фенолов и аминофенолов при повышенных концентрациях 0,05—0,3% и температурах топли­ ва до !50°С в значительной степени снижают образование кислых и смолистых веществ, а также осадков. Некоторые экранированные фенолы, например 2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол, повышают не только термоокислительную способность, но и противоизносные свойства. При температурах выше 150° С действие антиокислите­ лей на основе фенолов и аминов незначительно. В этих условиях более эффективны диспергирующие присадки. Они задерживают развитие процессов окислительного уплотнения растворимых кис­ лородных соединений, которые в отсутствие присадки вызывают образование твердой фазы.

[Молекулы поверхностно-активного вещества присадки образуют вокруг частиц осадка оболочку, которая препятствует дальнейшей агрегации частичек. Поверхностно-активные вещества обладают способностью очищать ранее загрязненные поверхности топливной системы двигателя. Диспергирующими свойствами обладают от­ дельные высокомолекулярные алифатические амины и сополиме­

108


ры, полученные при полимеризации некоторых мономеров. Для по­ лучения сополимерных присадок используются два типа мономе­ ров: олеофильные, преимущественно неполярного характера, обес­ печивающие растворимость присадки в углеводородных средах, и мономеры, содержащие азотистые основания, придающие присадке поверхностно-активные свойства.

В реакции сополимеризации в качестве мономеров обычно бе­ рутся: эфиры или амины метакриловой или акриловой кислот, ви­ ниловые эфиры карбоновых кислот, винилзамещенные ароматиче­ ских соединений. Высокую эффективность имеет сополимер додецилметакрилата и диэтиламиноэтилметакрилата. Сополимерные присадки обладают хорошими диспергирующими свойствами при температурах продуктов до 250° С и концентрации присадки 0,05— 0,1%. Сополимерные присадки увеличивают содержание смол, так как они не оказывают ингибирующего действия в начальной стадии окисления и не задерживают образование смол. Положительное влияние оказывает введение в углеводородные смеси комбиниро­ ванных присадок — эффективного антиокислителя и диспергирую­ щего соединения.


Г л а в а 8. КО РРО ЗИ О Н Н О СТЬ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ КОРРОЗИИ

Значение коррозионности горючего. Коррозией (лат. corrosio — разъедание) называется процесс разрушения материалов вследст­ вие их химического, электрохимического или биологического взаи­ модействия с окружающей средой. Этот процесс приводит к преж­ девременному износу и снижению прочности изделий, сокоащаег сроки зскплуатации машин, агрегатов и технического имущества службы снабжения горючим. Для уменьшения скорости коррозион­ ных процессов и увеличения долговечности изделий затрачивается много сил и материальных средств.

Углеводороды не взаимодействуют с основными конструкцион­ ными материалами. Неуглеводородные соединения, продукты хи­ мических превращений горючего и смазочных материалов способ­ ны агрессивно воздействовать на них. Некоторые микроорганизмы, размножающиеся в горючем и смазочных материалах, продукты их жизнедеятельности также обладают коррозионной агрессивно­ стью по отношению к металлам.

В условиях эксплуатации могут подвергаться коррозионному разрушению внутренние поверхности резервуаров и трубопроводов, топливных систем, систем смазки и охлаждения двигателей, а так­ же внутренние поверхности баков машин. Некоторые продукты сгорания в ряде случаев способны разрушать детали цилиндро­ поршневой группы и выпускной системы двигателей. В свою оче­ редь, продукты коррозии загрязняют горючее и смазочные мате­ риалы, ухудшают их качество, забивают трубопроводы, фильтры и другие агрегаты систем питания и смазки.

Таким образом, коррозионность является одним из важнейших эксплуатационных свойств горючего и смазочных материалов, от которого во многом зависит надежность и долговечность двигате­ лей, агрегатов и машин.

Виды коррозии. В основу классификации коррозионных про­ цессов могут быть положены различные признаки, например виды разрушения, механизм процесса. Так, по характеру разрушений ме­ таллов ч сплавов различают более 20 типов коррозионных разру­ шений,. наиболее характерные из которых включают сплошную, местную, межкристаллитную и щелевую коррозию.

Сплошная коррозия охватывает всю поверхность металла. Она может быть равномерной, избирательной и неравномерной. Изби­ рательная коррозия разрушает одну структурную составляющую или один компонент сплава, а неравномерная протекает с неодина­ ковой скоростью на различных участках поверхности.

Местная коррозия поражает отдельные участки поверхности ме­ талла в виде пятен и точек, (питтинг). Она может быть сквозной и подповерхностной, т. е. начинаться с Поверхности, но преимущест­ венно распространяться под поверхностью металла таким образом,

ПО


что разрушение и продукты коррозии оказываются сосредоточен­ ными в некоторой области внутри металла.

Межкристаллитная

коррозия

Поверхностьраздела

распространяется по границам кри-

сталлитов (зерен) металла. Щеле­ а)

 

 

вая характеризуется усилением про­

Металл

Среда

цесса разрушения в щелях и зазо­

 

рах между двумя металлами, а так­

 

 

же в местах неплотного контакта

 

 

металла с неметаллическим корро­

 

 

зионно-инертным материалом.

Раз­

 

 

личные виды коррозионного разру­

 

 

шения металлов очень часто сочета­

 

 

ются

между собой.

 

 

 

 

Механизм процесса в общем слу­

 

 

чае может определяться физически­

 

 

ми, физико-химическими, химически­

 

 

ми и электрохимическими фактора­

 

 

ми.

Классификация коррозионных

 

 

процессов по механизму их протека­

 

 

ния, т. е. в зависимости от направле­

 

 

ния или способа перехода атомов,

 

 

молекул, ионов среды и материала и

 

 

особенностей химических превраще­

 

 

ний показана на рис. 26.

 

 

 

Диффузионной коррозии и набу­

 

 

ханию в контакте с горючим и сма­

 

 

зочными материалами

подвержены

 

 

неметаллические материалы.

При

Рис. 26.

Схематическое

диффузионной коррозии разрушение

изображение

коррозионных

происходит только за

счет односто­

процессов:

а —диффузионная коррозия; б на­

ронней диффузии атомов или моле­

бухание; в—химическая коррозия;

кул

корродирующего

материала в

г—электрохимическая коррозия.

 

 

коррозионную среду. Набухание проявляется в увеличении объема материала и сопровождается изменением его механических, электрических или оптических свойств. Процесс набухания в той или иной степени происходит при контакте резиновых изделий (мягких резервуаров, трубопроводов и уплотнительных деталей) с горючим и смазочными материалами. Наиболее часто встреча­

ются два основных

вида коррозии: х и м и ч е с к а я и э л е к ­

т р о х и м и ч е с к а я .

К первой относятся процессы, возникающие

при непосредственном химическом взаимодействии

между материа­

лом и агрессивной средой, не сопровождающиеся

возникновением

электрического поля. Химическая коррозия, происходящая при кон­ такте металлов с газами или парами в условиях высокой температу­ ры, называется г а з о в о й . Механизм ее сводится к двухсторонней Диффузии действующей среды и атомов или ионов металла через


слой окислов. Газовой коррозии обычно подвергаются узлы и де­ тали двигателей, соприкасающиеся с продуктами сгорания.

Необходимым условием возникновения электрохимической кор­ розии является возможность совмещения на металлической поверх­ ности анодной реакции ионизации металла и катодной реакции восстановления тех или иных ионов среды. Анодный процесс всегда связаи с ионизацией металла, ионы которого переходят в коррози­ онную среду. Образующиеся при этом избыточные электроны под воздействием разности потенциалов переходят на катодный уча­ сток, где ассимилируются частицами среды. Схематически этот про­ цесс показан на рис. 26, г.

Связывание избыточных электронов на катоде может осущест­ вляться. например, в результате следующих реакций восстанов­ ления:

2Н+ + 2е~ Н2

Fe30 4

+ Н20 + 2e-_-*-3FeO + 2

0 Н “

Ог + 2Н20 + 4е~ - 40ГГ

RO— +4Н + + 4e~-^RH2 + Н 20

 

С13+ 2 е “ -*-2СГ

R---- }-2Н+ + 2е_ ^ RH2

 

Если ассимиляция избыточных электронов на катоде не проис­ ходит, то его потенциал постепенно смещается в сторону отрица­ тельных значений. При протекании электрического тока значение анодного потенциала также изменяется, но в положительную сто­ рону, г. е. приближается к потенциалу катода. Когда значения по­ тенциалов катода и анода сравниваются, процесс коррозии прекра­ щается.

Возникновение и изменение электродных потенциалов рассмот­ рим на примере взаимодействия двух различных металлов с кор­ розионной средой. Когда металлы контактируют с последней, не­ которое количество их атомов в виде ионов переходит в раствор. В силу электростатического взаимодействия между электронами, оставшимися в металле, и ионами, появившимися у его поверхно­ сти, образуется так называемый двойной слой (рис. 27). На внут­ ренней и внешней стороне этого слоя возникают различные потен­ циалы Ei и Е2. Разность Е 1— Е 2= Е° представляет собой скачок потенциала в двойном слое и является постоянной для данного ме­ талла и среды.

Если соединить взятые металлы проводником, то получится гальванический элемент. Металл, имеющий более отрицательное значение потенциала, будет играть роль анода, а второй — катода. При протекании электрического тока первоначальные значения электродных потенциалов £ °а и Е°к изменятся. Это изменение можно пояснить на примере катодной поляризации.

На катоде избыточные электроны должны ассимилироваться ионами или молекулами среды. Этот процесс идет во времени, и для того, чтобы он протекал достаточно эффективно, требуется некоторая энергия, подобная энергии активации химических реак­ ций. Если притекающие к катоду электроны не успевают разря­ жаться, то их плотность в двойном слое повышается и потенциал

112