Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мерно 17 км, а на топливе широкого фракционного состава на высоте 12 км.

Образование паровых пробок можно уменьшить созданием из­ быточного давления в системе питания и предварительным охлаж­ дением топлива.

ИСПАРЯЕМОСТЬ

Влияние испаряемости на работу двигателя. Испаряемость ре­ активного топлива влияет на запуск, полноту и устойчивость сго­ рания, дальность полета и потери от испарения на больших высо­

тах

при высоких скоростях полета самолета.

различ­

К

испаряемости

реактивных

топлив предъявляются

ные

требования: для облегчения

запуска, расширения

пределов

устойчивого горения,

повышения

полноты сгорания и уменьшения

нагарообразования топливо должно обладать легким фракцион­

ным составом.

Наоборот, для уменьшения потерь при

хранении

и в высотных

условиях, повышения объемной теплоты

сгорания

требуется утяжеление фракционного состава. Характеристика ре­ активных топлив по испаряемости приведена в таблице 23.

Топлива с высокой испаряемостью обеспечивают запуск на бо­ лее бедных смесях.

Пусковые свойства в известной степени характеризует темпе­ ратура перегонки 10% топлива. Так, на топливе, 10% которого вы­ кипает до 70° С, двигатель легко запускается при минус 55—60° С,

а на топливе с температурой выкипания, равной

150—190° С, за­

пуск осложняется при минус 40° С. Испаряемость

топлива имеет

исключительно большое значение для повторного запуска заглох­ шего двигателя в полете.

При

благоприятных

ус­

 

 

Т а б л и ц а 24

ловиях

горения

полнота

Пределы устойчивого

горения топлив

сгорания

сравнительно

ма­

различного

фракционного

состаза

ло изменяется в зависимо­

(испытания на

малоразмерном

двигателе)

сти от испаряемости топли­

 

 

Пределы устойчивого

ва. Однако на больших вы­

 

 

 

 

горения

сотах при сильном обога­

Т о п л и в о

 

 

щении или обеднении горю­

 

 

^min

а шах

чей смеси полнота

и устой­

 

 

 

 

чивость

горения ухудшают­

Бензин (62—152° С)

3,4

17,0

ся (табл. 24).

 

 

 

Топливо широкого

 

 

Рассматривая

влияние

фракционного состава

3,6

14,0

фракционного

состава

топ­

(80-250° С)

 

Топливо типа керосина

 

 

лива на работу двигателя,

(150—280° С)

 

3,8

11,0

следует

учитывать

измене­

Топливо утяжеленное

 

 

ние ВЯЗКОСТИ.

При !ВЯЗКОСТИ

(180-350° С)

 

3,8

9,0

более 25 сет полнота сгорания заметно снижается. Причина это­

го— ухудшение раопыливания и качества смесеобразования

(рис. 59).

217


Потери от испарения. В дозвуковых реактивных самолетах топ­ ливные баки соединены с окружающей средой, что ведет к значи­ тельным потерям топлива на больших высотах. Хотя топливные баки сверхзвуковых самолетов имеют наддув, потери от испарения топлива при увеличении температуры могут быть также велики.

- 6 0 - 4 0

- 2 0

0

2 0

4 0

 

Температура топпи6а°С

J 5

9 0

4 ,0

2,2

1,8

1,6

<-----1-----1

*

<

,

вязкост ь топлиВа на Входе 6 форсунку, ест

Рис. 59. Влияние вязкости на пол­ ноту сгорания реактивного топ­ лива.

1$ 2 и 3—форсунки с соплами различного диаметра.

узкого фракционного состава испаряться (рис. 60, табл25).

Наибольшие потери топли­ ва в баках реактивных само­ летов наблюдаются в тех слу­ чаях, когда в условиях высот­ ного полета топливо вскипает. Возможность вскипания в этих условиях зависит от начальной температуры топлива и давле­ ния насыщенных паров- С по­ вышением этих величин топли­ во будет вскипать на меньших

высотах. При

температуре

38° С вскипание

бензина Б-70

наблюдается на высоте 7 км,

вскипание топлива широкого

фракционного

состава Т-2 —

Ним и топлива

Т-1—на 20км.

Поэтому высота полета само­ летов. у которых отсутствует

наддув

баков, на топливе

широкого фракционного

со­

става

ограничивается

11—

12 км.

 

 

Для самолетов со сверх­ звуковой скоростью (полета, в которых топливо нагревается выше 100° С, даже топливо (195—300° С) будет интенсивно

 

 

 

 

Т а б л и ц а 25

Расчетная величина

потерь от

испарения в зависимости

от температуры

 

и высоты

полета

 

 

Температура

Потери от испарения, % объемные

Высота полета, км

Топливо

Топливо

топлива,

°С

 

 

 

 

150—280°С

195-315° С

18

117

 

51

0,8

25

130

 

59

3

117

 

74

 

130

 

87

29

218


Для снижения потерь реактивных топлив в высотных условиях используются предварительное охлаждение топлива и герметиза­ ция топливных баков. Хорошие результаты дают герметизация топ­ ливных баков и создание избыточного давления до 0,2 кг/см2, что

О 20 40 60 80 1001ZQ 140160180 200

Температуратоплибо,°с

Рис. 60. Влияние температуры топлива на давление насыщенного пара и вскипание топ­ лива при открытом дренаже и наддуве баков.

позволяет использовать топливо широкого фракционного состава на высоте до 18 000 м. На сверхзвуковых самолетах, рассчитанных на длительные полеты, желательно применять топливо узкого фракционного состава— 195—300°С. Для уменьшения взрывоопас­ ности при накоплении паров горючего и кислорода воздуха в баках применяются насыщение топлива и наддув баков азотом. Насы­ щение топлива азотом повышает также термическую стабильность и улучшает противоизносные свойства.

ВОСПЛАМЕНЯЕМОСТЬ И НАГАРООБРАЗУЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ

Воспламеняемость. Процессы воспламенения и горения топли­ ва в ВРД и ГТ в значительной степени определяются процессами испарения и смешения. Влияние химического состава топлива за­ метно сказывается лишь в неблагоприятных условиях пуска и ра­ боты двигателя, особенно на режимах, когда резко снижаются давление и температура воздуха на входе в камеру сгорания.

219


Воспламеняемость топлива оказывает некоторое положитель­ ное влияние на запуск двигателя и устойчивость горения.

 

 

 

 

 

 

 

Зависимость

полноты

го­

 

 

 

 

 

 

рения от группового углеводо­

 

 

 

 

 

 

родного состава приведены

на

 

 

 

 

 

 

рис. 61.

Топлива

алканового

 

 

 

 

 

 

основания с хорошей воспла­

 

 

 

 

 

 

меняемостью

 

обеспечивают

 

 

 

 

 

 

высокую

полноту

и

устойчи­

 

 

 

 

 

 

вость горения при всех режи­

 

 

 

 

 

 

мах работы двигателя. Топли­

 

 

 

 

 

 

во

ароматического

основания

 

 

 

 

 

 

с низкой воспламеняемостью в

 

 

 

 

 

 

условиях,

когда

давление

и

 

 

 

 

 

 

температура

газов

в

камере

 

 

 

 

 

 

снижаются, имеет плохие ха­

 

 

 

 

 

 

рактеристики

по

полноте

и

 

 

 

 

 

 

устойчивости горения. Топли­

40

50

60

 

70

во

ва

цикланового

основания

за­

 

нимают

промежуточное поло­

 

Отношение

 

 

 

жение. На форсированных ре­

боздух -топлибо

 

 

жимах работы двигателя топ­

 

 

 

 

 

 

ливо

цикланового

основания

Рис. 61. Влияние химического соста­

может

сгорать

эффективнее,

ва на полноту

сгорания

реактивных

чем алкановое.

 

 

 

 

 

 

топлив:

 

 

 

 

 

спо­

1—алканового

основания;

2—стандартного;

 

Нагарообразующая

3 цикланового основания;

4—ароматическо­

собность. Отложение нагара в

 

го основания.

 

 

(Испытания на лабораторной

установке).

ВРДиГТД зависит от свойств

топлива и условий протекания процесса горения. Образование нагара является опасным и вредным, так как вызывает местный перегрев и коробление камер сгорания; осыпающиеся со стенок камеры кусочки нагара могут быть причиной усиленного износа лопаток турбины.

Основное влияние на нагарообразование в реактивных двигате­ лях оказывает химический состав топлива (рис. 62). Наибольшей склонностью к нагарообразованию обладают бициклические аро­ матические углеводороды. Содержание их не должно превышать 3%. Моноциклические ароматические углеводороды менее склонны

к образованию нагара, а алкано-циклановые нагара

образуют

мало.

I

Нагарообразующая способность различных классов углеводо­ родов, определенная в лабораторных условиях, подтверждается испытаниями на полноразмерных двигателях топлив различного химического состава (табл. 26).

Нагарообразующая способность топлива зависит также от фракционного состава, содержания смол и серы. С утяжелением фракционного состава и увеличением содержания в топливе серы,

220


Т а б л и ц а 26

Нагарообразующая способность топлив

 

на полноразмерном

двигателе

 

 

Содержание углеводородов, %

Нагаро­

Топливо

 

 

 

Аромати­

Циклано-

Алкано­

образо­

 

ческие

вые

вые

вание, о/0

Стандартное

19,4

39,2

41,4

100

Ароматического

75,2

 

 

 

основания

11,4

13,4

700

Цикланового основа­

 

 

 

 

ния

1,4

51,9

46,7

70

Алканового основа­

 

 

 

 

ния

2,6

5,2

92,2

10

смолистых веществ и нестабильных соединений нагарообразозание усиливается. При сгорании сернистых топлив образуется твердый нагар с высокой температурой плавления, обладающий сильным зррозионным действием.

Углеводороды реак­ тивных топлив в порядке увеличения их нагарооб­ разующей способности можно расположить в та­ кой последовательности: алканы, цикланы, бициклановые, моноциклические ароматические, бициклические ароматиче­ ские.

Нагарообразу ю щ у ю способность можно оце­ нить по содержанию в топливе ароматических углеводородов по отно­ шению С : Н и по высоте некоптящего пламени в специальной фитильной лампе.

На

основании экспе­

Рис. 62. Нагарообразующая способность

риментальных

исследова­

углеводородных смесей, выделенных из

ний выведена

эмпириче­

бакинского топлива Т-1:

ская формула, связываю­

/ —бкциклические; 2 моноциклоароматнческие; 3—ал­

каны и цикланы.

щая

нагарообразование

 

с отношением

С :Н и температурой выкипания 10% топлива:

221