Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

In(0,83-^ — 1,5)

I

£на

 

0,54

3 .

^

225'

Эта эмпирическая зависимость может быть использована для сравнительной оценки влияния химического состава топлива на нагарообразование.

В США и Англии оценку нагарообразующей способности топ­ лив характеризуют показателем — точка дымления, который, по существу, является высотой некоптящего пламени.

Нагарообразующую способность можно оценивать по интенсив­ ности излучения пламени. Для этого определяют люминометрическое число на приборе, оборудованном приспособлениями для из­ мерения яркости пламени и температуры в нем. Чем выше темпе­ ратура при одинаковой яркости, тем лучше считается топливо, вы­ ше его люминометрическое число. Сущность определения люминометрического числа сводится к сжиганию в лампе по 20 мл испы­ туемого и эталонных топлив и определению разности температур при одинаковой интенсивности излучения пламени. В качестве эта­ лонных топлив используется тетралин и изооктан, люминометрические числа которых приняты равными соответственно 0 и 100.

Люминометрическое число испытуемого топлива вычисляется по формуле

ЛЧ = ^—-

^ . 100,

^вз

^тет

где £г, tw tm — температуры соответственно для испытуемого топ­ лива, изооктана и тетралина, взятых при постоян­ ной интенсивности излучения пламени, соответст­ вующего излучению пламени тетралина в начале дымления.

Наиболее высокие люминометрические числа у нормальных ал­ канов, затем в убывающем порядке идут изоалканы, цикланы и ароматические углеводороды. Внутри каждого гомологического ряда люминометрическое число убывает с увеличением числа ато­ мов углерода в молекуле.

Люминометрические числа топлив ТСН и Т-7 колеблются в пре­ делах 70—77, а топлива Т-1 — 50—60.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Теплота сгорания. Влияние теплоты сгорания на тягу и эко­ номичность работы ВРД дают уравнения на стр 209.

Дальность полета самолета L с ВРД рассчитывается по фор­ муле

222


L — 0,427 ATTfje QH.r l n^ - ^ H ■

C/H

UT

где К — аэродинамическое качество самолета; Ga — начальный вес самолета перед взлетом; Gr— вес топлива.

Из формулы следует, что чем выше теплота сгорания, тем боль­ ше дальность полета при заданном запасе топлива на борту.

Применение топлив с высокой теплотой сгорания позволяет уменьшить потребный запас, улучшив тем самым летно-техниче­ ские характеристики самолетов.

Изменение массовой и объемной теплоты сгорания в зависи­ мости от фракционного и группового углеводородного состава по­ казано в таблицах 27 и 28.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

27

Теплота

сгорания

и плотность углеводородных

топлив

 

 

 

 

 

 

Плотность,

Теплота

сгорания

 

Т о п л и в о

 

 

 

 

 

 

 

г/смз

ккал/кг

ккал/л

 

 

 

 

 

Типа бензина

 

 

0,70-0,73

10420—10470

7310—7680

Типа широкой фракции

 

0,75-0,77

10270—10400

7770-8030

Типа керосина

 

 

0,78-0,83

10250-10350

8400—8580

Узкого фракционного состава (195—

 

 

 

 

 

 

 

300° С)

 

 

0,84-0,86

10170-10300

8600-8700

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

28

Теплота сгорания

топлив различного группового углеводородного состава

 

 

 

 

Пределы

Углеводороды

Qh

 

Состав топлива

 

Р20

выкипа­

аро­

цикла-

алка­

ккал/

ккал/л

 

 

 

ния, °С

мати­

ны

ны

кг

 

 

 

 

ческие

 

 

 

 

 

Топливо типа керосина

9,794

155-270

19,4

£9,2

41,4

10260

8135

Фракции:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— алкановая

 

0,747

159-265

2,6

5,2

92,2

10360

7723

— циклановая и алкано­

 

 

 

 

 

 

 

 

вая

 

0,791

160-270

1,4

51,9

46,7

10300

8133

— ароматическая

 

0,864

166-253

75,2

11,4

13,4

9860

8320

22а


Если лимитирующим фактором является объем баков, то лучire использовать топливо с высокой объемной теплотой сгорания. Если же ограничивающим фактором является масса, а объем ба­ ков велик, то дальность полета будет больше на топливе с более высокой массовой теплотой сгорания. Так, если условно принять

дальность полета самолета, заправленного Т-1 плотностью 0,833,

за

100%, то при одинаковом объеме топлив дальность полета бу­

дет

составлять для ТС-1 94, для Т-5— 103%.

 

Методы повышения теплоты сгорания. Теплота сгорания реак­

тивного топлива может быть повышена добавлением растворимых в нем соединений с высокой теплотой сгорания, а также введением металлов в тонкодисперсной фазе.

Высокую теплоту сгорания имеют некоторые соединения бора с

водородом: например, декаборан ВщНн имеет Q „= 15 310,

пента-

боран

В5Н9— Q H= 15 340 и боргидрид

лития LiBH4

Q„ =

=•14 300

ккал/кг. Однако следует учитывать,

что окись бора,

обра­

зующаяся при сгорании, имеет плохие термодинамические качест­ ва, испарение окиси бора требует больших затрат тепла.

Теплота сгорания ряда элементов в кислороде приведена в таб­ лице 29.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 29

 

Теплота сгорания некоторых элементов

 

 

Плотность,

Теплота

сгорания

Состояние

Элемент

 

 

г/смЗ

ккал/кг

ккал/л

окисла

 

Водород

0,07

28900

2023

Парообразное

Бериллий

1,85

15000

27750

Твердое

Бор

2,30

13956

31400

Литий

0,53

10300

5450

Алюминий

2,70

7290

19700

Магний

1,43

6000

8550

 

Кремний

2 (аморфный)

7160

14350

»

У глерод

1,80-2,10

7840

15700

Парообразное

Энергетические показатели существующих топлив путем под­ бора углеводородного состава могут быть улучшены на 5—7%. Наиболее перспективными являются топлива алкано-цикланового основания, выкипающие в интервале температур 200—350° С. Для повышения термоокислительной стабильности и полноты сго­ рания, снижения нагарообразования из топлив должны удаляться ароматические углеводороды.

На основе синтезированных углеводородов также можно полу­ чить реактивные топлива с хорошими эксплуатационными свойст­ вами и высокой теплотой сгорания. Наибольший интерес представ­

224


ляют циклановые углеводороды, особенно полициклические, напри­ мер 1, 3, 5-трициклопентилциклогексан. Эти углеводороды помимо высокой плотности обладают хорошими низкотемпературными свойствами и термической стабильностью.

Энергетические показатели этих топлив на 13—15% выше, чем у керосина. Недостатком топлив на основе циклановых угле­ водородов является их высокая стоимость; производство их дорого, а применение не вышло за рамки лабораторных испытаний.

Энергетические характеры-

 

Таблица 30

стики реактивных топлив

мож- ..

 

Р

 

Изменение дальности полета самолета

НО улучшить, ИСПОЛЬЗуя вме-

в

зависимости от теплоты сгорания

сто нефтяных и синтетических

 

и плотности топлив

у 1 « Д с . Ь и Д и р U / J , U i S Ъ С - Щ С С 1 » i c i ,

i i M U

 

 

лекулах которых атом углеро-

Топливо

Плот-

Теплота

да заменен на более эффектов-

ность

сгорания,

ные элементы, теплота сгора-

 

ккал/кг

ния которых значительно вы­

 

 

 

ше, чем у углерода, например Т-1

0,82

10250

на бор и бериллий.

Путем за-

Т 2

0,76

10350

мены

углерода эти

элементы

 

 

 

 

можно получить топлива с вы-

Смеси:

 

 

сокими энергетическими пока-

7 0 0 / 4.

 

 

зателями.

 

 

бор 30%

1,01

11360

Одним из методов повыше- т

 

 

ния

энергетических

 

свойств

60% + алю-

 

 

является добавление к угле-

миний 40%

1,33

8620

водородным топливам

порош­

 

 

 

кообразных металлов

(табл. 30). Это позволяет повысить

Даль-

Н О С Т Ь по-

лета, км

15000

14500

18500

17500

темпе-

ратуру горения смеси. Однако основная трудность в использова­ нии металлизированных топлив является стабилизация суспензий порошкообразных металлов в углеводородной среде. В настоящее время в качестве компонентов металло-топливных суспензий ис­ следованы бериллий, алюминий, магний, бор, литий и др. Их при­ менение дает возможность увеличить тягу двигателя и скорость полета самолета. Другое преимущество этих топлив заключается в высокой объемной теплоте сгорания, превышающей в 1,5 раза объемную теплоту сгорания керосина. Это позволяет увеличить дальность полета самолета.

КОРРОЗИОННОСТЬ

Содержание сернистых соединений. Среди реактивных топлив наибольшей коррозионностью обладают те, которые получают из сернистых нефтей. Присутствие сероводорода в топливе недопу­ стимо: он полностью удаляется при получении топлив. Удаление же элементарной серы и меркаптанов представляет значительные трудности, поэтому в небольших количествах они остаются в реак­ тивных топливах. Большой коррозионной агрессивностью облада-

15 Зак. .Ns 194

225


ют меркаптаны, причем низкокипящие меркаптаны (60—130° С) имеют большую коррозионную агрессивность в сравнении с теми,, которые выкипают в интервале температур 150—250° С. С повыше­ нием температуры топлива меркаптаны оказывают более активное коррозионное действие на металлы.

Нейтральные сернистые соединения: сульфиды, дисульфиды, тиофаны, тиофены — при температурах до 100—120° С не вызывают коррозии топливной аппаратуры. Но при температурах 150—250° С их коррозионность увеличивается. Причиной повышенной коррози­ онности при этих температурах является распад некоторых соеди­ нений с образованием коррозионно-агрессивных веществ: меркап­ танов и сероводорода. Процесс коррозии сопровождается разъеда­ нием поверхности, образованием взвешенных в топливе мелкодис­ персных коричневых хлопьев и частиц, содержащих до 10—15% ме­ талла и 6—10% серы. Общее содержание серы в топливе из мало­ сернистой нефти не должно превышать 0,1%, а в топливах из сер­ нистых нефтей — 0,25%, в том числе меркаптанов не более 0,005%.

Газовой коррозии подвергаются жаровые трубы камер сгорания и лопатки газовой турбины. Интенсивность газовой коррозии за­ висит от качества деталей и свойств топлив. Обычно детали газо­ вого тракта двигателей изготавливают из жаропрочных сгалей на хромоникелевой основе. Иногда для повышения жаропрочности добавляют молибден и ванадий. Однако молибден и ванадий склон­ ны к интенсивному высокотемпературному окислению.

Микробиологическая коррозия. Реактивные топлива из-за спе­ цифических условий применения (большой контакт с цветными ме­ таллами, повышенные температуры применения, особенно в тропи­ ках) наиболее подвержены поражению микроорганизмами.

В результате их жизнедеятельности интенсифицируется про­ цесс окисления сернистых соединений до серной кислоты, а угле­ водородов — до карбоновых кислот, обусловливающих повышение коррозионности топлива.

Микроорганизмы способны усиливать электрохимическую кор­ розию не только за счет образования агрессивных веществ, но так­ же в результате повышения аэрации и концентрации кислорода на определенных участках металлической поверхности, катодной деполяризации, разрушения предохранительных покрытий и разло­ жения ингибиторов коррозии.

Борьба с коррозионной агрессивностью ведется в двух нанравлениях:

повышение коррозионной стойкости металлов;

снижение коррозионной агрессивности реактивных топлив.

Последнее

может быть

достигнуто

за счет:

— снижения

количества

активных

сернистых соединений —

элементарной

и

меркаптановой серы;

 

уменьшения количества общей серы;

добавления антикоррозионных присадок.

226