Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
In(0,83-^ — 1,5) |
I |
£на |
|
|
0,54 |
3 . |
|||
^ |
225' |
Эта эмпирическая зависимость может быть использована для сравнительной оценки влияния химического состава топлива на нагарообразование.
В США и Англии оценку нагарообразующей способности топ лив характеризуют показателем — точка дымления, который, по существу, является высотой некоптящего пламени.
Нагарообразующую способность можно оценивать по интенсив ности излучения пламени. Для этого определяют люминометрическое число на приборе, оборудованном приспособлениями для из мерения яркости пламени и температуры в нем. Чем выше темпе ратура при одинаковой яркости, тем лучше считается топливо, вы ше его люминометрическое число. Сущность определения люминометрического числа сводится к сжиганию в лампе по 20 мл испы туемого и эталонных топлив и определению разности температур при одинаковой интенсивности излучения пламени. В качестве эта лонных топлив используется тетралин и изооктан, люминометрические числа которых приняты равными соответственно 0 и 100.
Люминометрическое число испытуемого топлива вычисляется по формуле
ЛЧ = ^—- |
^ . 100, |
^вз |
^тет |
где £г, tw tm — температуры соответственно для испытуемого топ лива, изооктана и тетралина, взятых при постоян ной интенсивности излучения пламени, соответст вующего излучению пламени тетралина в начале дымления.
Наиболее высокие люминометрические числа у нормальных ал канов, затем в убывающем порядке идут изоалканы, цикланы и ароматические углеводороды. Внутри каждого гомологического ряда люминометрическое число убывает с увеличением числа ато мов углерода в молекуле.
Люминометрические числа топлив ТСН и Т-7 колеблются в пре делах 70—77, а топлива Т-1 — 50—60.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Теплота сгорания. Влияние теплоты сгорания на тягу и эко номичность работы ВРД дают уравнения на стр 209.
Дальность полета самолета L с ВРД рассчитывается по фор муле
222
L — 0,427 ATTfje QH.r l n^ - ^ H ■ |
|
C/H |
UT |
где К — аэродинамическое качество самолета; Ga — начальный вес самолета перед взлетом; Gr— вес топлива.
Из формулы следует, что чем выше теплота сгорания, тем боль ше дальность полета при заданном запасе топлива на борту.
Применение топлив с высокой теплотой сгорания позволяет уменьшить потребный запас, улучшив тем самым летно-техниче ские характеристики самолетов.
Изменение массовой и объемной теплоты сгорания в зависи мости от фракционного и группового углеводородного состава по казано в таблицах 27 и 28.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
27 |
||
Теплота |
сгорания |
и плотность углеводородных |
топлив |
|
|
|
|||
|
|
|
Плотность, |
Теплота |
сгорания |
|
|||
Т о п л и в о |
|
|
|
|
|
|
|||
|
г/смз |
ккал/кг |
ккал/л |
|
|||||
|
|
|
|
||||||
Типа бензина |
|
|
0,70-0,73 |
10420—10470 |
7310—7680 |
||||
Типа широкой фракции |
|
0,75-0,77 |
10270—10400 |
7770-8030 |
|||||
Типа керосина |
|
|
0,78-0,83 |
10250-10350 |
8400—8580 |
||||
Узкого фракционного состава (195— |
|
|
|
|
|
|
|
||
300° С) |
|
|
0,84-0,86 |
10170-10300 |
8600-8700 |
||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
28 |
||
Теплота сгорания |
топлив различного группового углеводородного состава |
|
|||||||
|
|
|
Пределы |
Углеводороды |
Qh |
|
|||
Состав топлива |
|
Р20 |
выкипа |
аро |
цикла- |
алка |
ккал/ |
ккал/л |
|
|
|
|
ния, °С |
мати |
ны |
ны |
кг |
||
|
|
|
|
ческие |
|
|
|
|
|
Топливо типа керосина |
9,794 |
155-270 |
19,4 |
£9,2 |
41,4 |
10260 |
8135 |
||
Фракции: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— алкановая |
|
0,747 |
159-265 |
2,6 |
5,2 |
92,2 |
10360 |
7723 |
|
— циклановая и алкано |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вая |
|
0,791 |
160-270 |
1,4 |
51,9 |
46,7 |
10300 |
8133 |
|
— ароматическая |
|
0,864 |
166-253 |
75,2 |
11,4 |
13,4 |
9860 |
8320 |
22а
Если лимитирующим фактором является объем баков, то лучire использовать топливо с высокой объемной теплотой сгорания. Если же ограничивающим фактором является масса, а объем ба ков велик, то дальность полета будет больше на топливе с более высокой массовой теплотой сгорания. Так, если условно принять
дальность полета самолета, заправленного Т-1 плотностью 0,833, |
|
за |
100%, то при одинаковом объеме топлив дальность полета бу |
дет |
составлять для ТС-1 94, для Т-5— 103%. |
|
Методы повышения теплоты сгорания. Теплота сгорания реак |
тивного топлива может быть повышена добавлением растворимых в нем соединений с высокой теплотой сгорания, а также введением металлов в тонкодисперсной фазе.
Высокую теплоту сгорания имеют некоторые соединения бора с
водородом: например, декаборан ВщНн имеет Q „= 15 310, |
пента- |
||
боран |
В5Н9— Q H= 15 340 и боргидрид |
лития LiBH4 |
Q„ = |
=•14 300 |
ккал/кг. Однако следует учитывать, |
что окись бора, |
обра |
зующаяся при сгорании, имеет плохие термодинамические качест ва, испарение окиси бора требует больших затрат тепла.
Теплота сгорания ряда элементов в кислороде приведена в таб лице 29.
|
|
|
|
Т а б л и ц а 29 |
|
|
Теплота сгорания некоторых элементов |
|
|||
|
Плотность, |
Теплота |
сгорания |
Состояние |
|
Элемент |
|
|
|||
г/смЗ |
ккал/кг |
ккал/л |
окисла |
||
|
|||||
Водород |
0,07 |
28900 |
2023 |
Парообразное |
|
Бериллий |
1,85 |
15000 |
27750 |
Твердое |
|
Бор |
2,30 |
13956 |
31400 |
„ |
|
Литий |
0,53 |
10300 |
5450 |
„ |
|
Алюминий |
2,70 |
7290 |
19700 |
„ |
|
Магний |
1,43 |
6000 |
8550 |
|
|
Кремний |
2 (аморфный) |
7160 |
14350 |
» |
|
У глерод |
1,80-2,10 |
7840 |
15700 |
Парообразное |
Энергетические показатели существующих топлив путем под бора углеводородного состава могут быть улучшены на 5—7%. Наиболее перспективными являются топлива алкано-цикланового основания, выкипающие в интервале температур 200—350° С. Для повышения термоокислительной стабильности и полноты сго рания, снижения нагарообразования из топлив должны удаляться ароматические углеводороды.
На основе синтезированных углеводородов также можно полу чить реактивные топлива с хорошими эксплуатационными свойст вами и высокой теплотой сгорания. Наибольший интерес представ
224
ляют циклановые углеводороды, особенно полициклические, напри мер 1, 3, 5-трициклопентилциклогексан. Эти углеводороды помимо высокой плотности обладают хорошими низкотемпературными свойствами и термической стабильностью.
Энергетические показатели этих топлив на 13—15% выше, чем у керосина. Недостатком топлив на основе циклановых угле водородов является их высокая стоимость; производство их дорого, а применение не вышло за рамки лабораторных испытаний.
Энергетические характеры- |
|
Таблица 30 |
|
стики реактивных топлив |
мож- .. |
|
|
Р |
|
Изменение дальности полета самолета |
|
НО улучшить, ИСПОЛЬЗуя вме- |
в |
зависимости от теплоты сгорания |
|
сто нефтяных и синтетических |
|
и плотности топлив |
|
у 1 « Д с . Ь и Д и р U / J , U i S Ъ С - Щ С С 1 » i c i , |
i i M U |
|
|
лекулах которых атом углеро- |
Топливо |
Плот- |
Теплота |
|||
да заменен на более эффектов- |
ность |
сгорания, |
||||
ные элементы, теплота сгора- |
|
ккал/кг |
||||
ния которых значительно вы |
|
|
|
|||
ше, чем у углерода, например Т-1 |
0,82 |
10250 |
||||
на бор и бериллий. |
Путем за- |
Т 2 |
0,76 |
10350 |
||
мены |
углерода эти |
элементы |
|
|||
|
|
|
||||
можно получить топлива с вы- |
Смеси: |
|
|
|||
сокими энергетическими пока- |
7 0 0 / 4. |
|
|
|||
зателями. |
|
|
бор 30% |
1,01 |
11360 |
|
Одним из методов повыше- т |
|
|
||||
ния |
энергетических |
|
свойств |
60% + алю- |
|
|
является добавление к угле- |
миний 40% |
1,33 |
8620 |
|||
водородным топливам |
порош |
|
|
|
||
кообразных металлов |
(табл. 30). Это позволяет повысить |
Даль-
Н О С Т Ь по-
лета, км
15000
14500
18500
17500
темпе-
ратуру горения смеси. Однако основная трудность в использова нии металлизированных топлив является стабилизация суспензий порошкообразных металлов в углеводородной среде. В настоящее время в качестве компонентов металло-топливных суспензий ис следованы бериллий, алюминий, магний, бор, литий и др. Их при менение дает возможность увеличить тягу двигателя и скорость полета самолета. Другое преимущество этих топлив заключается в высокой объемной теплоте сгорания, превышающей в 1,5 раза объемную теплоту сгорания керосина. Это позволяет увеличить дальность полета самолета.
КОРРОЗИОННОСТЬ
Содержание сернистых соединений. Среди реактивных топлив наибольшей коррозионностью обладают те, которые получают из сернистых нефтей. Присутствие сероводорода в топливе недопу стимо: он полностью удаляется при получении топлив. Удаление же элементарной серы и меркаптанов представляет значительные трудности, поэтому в небольших количествах они остаются в реак тивных топливах. Большой коррозионной агрессивностью облада-
15 Зак. .Ns 194 |
225 |
ют меркаптаны, причем низкокипящие меркаптаны (60—130° С) имеют большую коррозионную агрессивность в сравнении с теми,, которые выкипают в интервале температур 150—250° С. С повыше нием температуры топлива меркаптаны оказывают более активное коррозионное действие на металлы.
Нейтральные сернистые соединения: сульфиды, дисульфиды, тиофаны, тиофены — при температурах до 100—120° С не вызывают коррозии топливной аппаратуры. Но при температурах 150—250° С их коррозионность увеличивается. Причиной повышенной коррози онности при этих температурах является распад некоторых соеди нений с образованием коррозионно-агрессивных веществ: меркап танов и сероводорода. Процесс коррозии сопровождается разъеда нием поверхности, образованием взвешенных в топливе мелкодис персных коричневых хлопьев и частиц, содержащих до 10—15% ме талла и 6—10% серы. Общее содержание серы в топливе из мало сернистой нефти не должно превышать 0,1%, а в топливах из сер нистых нефтей — 0,25%, в том числе меркаптанов не более 0,005%.
Газовой коррозии подвергаются жаровые трубы камер сгорания и лопатки газовой турбины. Интенсивность газовой коррозии за висит от качества деталей и свойств топлив. Обычно детали газо вого тракта двигателей изготавливают из жаропрочных сгалей на хромоникелевой основе. Иногда для повышения жаропрочности добавляют молибден и ванадий. Однако молибден и ванадий склон ны к интенсивному высокотемпературному окислению.
Микробиологическая коррозия. Реактивные топлива из-за спе цифических условий применения (большой контакт с цветными ме таллами, повышенные температуры применения, особенно в тропи ках) наиболее подвержены поражению микроорганизмами.
В результате их жизнедеятельности интенсифицируется про цесс окисления сернистых соединений до серной кислоты, а угле водородов — до карбоновых кислот, обусловливающих повышение коррозионности топлива.
Микроорганизмы способны усиливать электрохимическую кор розию не только за счет образования агрессивных веществ, но так же в результате повышения аэрации и концентрации кислорода на определенных участках металлической поверхности, катодной деполяризации, разрушения предохранительных покрытий и разло жения ингибиторов коррозии.
Борьба с коррозионной агрессивностью ведется в двух нанравлениях:
—повышение коррозионной стойкости металлов;
—снижение коррозионной агрессивности реактивных топлив.
Последнее |
может быть |
достигнуто |
за счет: |
|
— снижения |
количества |
активных |
сернистых соединений — |
|
элементарной |
и |
меркаптановой серы; |
|
—уменьшения количества общей серы;
—добавления антикоррозионных присадок.
226