Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 0
Для предотвращения биохимической коррозии применяются присадки, подавляющие деятельность микроорганизмов. Хороши ми бактерицидными свойствами обладают растворимые в топливе борорганические соединения. Высокоэффективной присадкой ока зался этилцеллозольв.
ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ СВОЙСТВА
Характеристика противоизносных свойств. В процессе эксплуа тации реактивных двигателей наблюдается износ топливной аппа ратуры. Способность топлива как рабочей жидкости снижать сте пень износа трущихся деталей механизмов во время работы при нято называть противоизносными свойствами. Наименьший износ наблюдается при работе на топливах Т-1 и Т-6, а наибольший на топливе Т-7.
Противоизносные свойства реактивных топлив определяются химическим составом. При работе на одном и том же топливе с по вышением температуры, удельных нагрузок в зоне трения, а также с понижением скоростей взаимного скольжения трущихся пар износы увеличиваются, поскольку ухудшаются условия сохранения смазывающей пленки топлива на трущихся поверхностях.
С уменьшением вязкости топлива износ, как правило, возрас тает. Так, если износ плунжеров насоса-регулятора на топливе ТС-1 с >20 = 1,31 сст принять за 100%, то на топливе с v20 =1,05сст износ равен 136%, а с v20 =0,95 сст износ составляет 141%. Одна ко противоизносные свойства реактивных топлив не определяются только их вязкостью, поскольку в узлах трения топливной аппара туры ВРД обычно отсутствуют условия гидродинамической смазки.
Противоизносные свойства топлива определяются в основном наличием в нем поверхностно-активных веществ, обладающих спо собностью адсорбироваться на поверхности металла. Тем самым исключается сухое трение деталей топливного насоса на участках высокого контактного давления, выжимающего жидкость из зазо ра. Наиболее высокой поверхностной активностью обладают веще ства, молекулы которых имеют большой дипольный момент. Угле водороды топлива обладают небольшим дипольным моментом, их противоизносные свойства низкие. Из веществ, которые могут со держаться в топливе, большими дипольными моментами отлича ются смолы, органические кислоты и другие кислородсодержащие соединения, сернистые и азотистые соединения, т. е. те вещества, которые способствуют интенсивному осадкообразованию при вы соких температурах. Глубокая очистка топлива от этих веществ снижает его противоизносные свойства. Так, гидроочищенное топ ливо Т-7 по противоизносным свойствам хуже топлива ТС-1, которое вырабатывается из того же сырья. По-видимому, существует такое оптимальное содержание гетероорганических соединений в топли ве, которое обеспечивает смазку деталей насосов и не опасно с точ ки зрения осадкообразования.
15* |
227 |
Сложное влияние на смазку и износ деталей оказывает раство ренный в топливе кислород. Реагируя при повышении температуры с топливом, он участвует в образовании полезных для граничной смазки гетероорганических соединений, но, с другой стороны, окис ляя металл в зоне высоких нагрузок, способствует разрушению по верхности деталей. При температуре топлива 90—100° С наблюда ется повышенный износ. При более высоких температурах топлива износ снижается, что, по-видимому, объясняется образованием большого количества поверхностно-активных веществ во всем объе ме топлива, в том числе и таких, которые химически взаимодейст вуют с металлом и создают антифрикционный слой на его поверх ности. Искусственное уменьшение содержания растворенного кис лорода в топливе путем обработки топлива азотом существенно снижает износ насосов.
Противоизносные свойства топлива ухудшаются в присутствии мккрозагрязнений. Имеет значение не только общее количество частиц, а также их размер и состав. Микрозагрязнения включают 50—70% твердых продуктов — окислов железа, кремния, кальция, магния, алюминия, натрия и меди, имеющих явно выраженные аб разивные свойства.
Способы улучшения противоизносных свойств. Стремление к увеличению срока службы реактивных двигателей привело к необ ходимости повышения противоизносных свойств реактивных топлив.
Это может быть достигнуто следующими способами:
—подбором сырья для получения топлив оптимального угле водородного состава,
— очисткой топлива на оптимальных режимах;
—применением противоизносных присадок.
Соответствующим подбором сырья и улучшением технологии производства топлив можно значительно повысить их смазываю щую способность. Под оптимальной очисткой следует понимать из бирательное удаление только нежелательных гетероорганических соединений или снижение их концентраций до оптимальных вели чин, обеспечивающих выполнение требований по термической ста бильности и противоизносным свойствам.
Для повышения противоизносных свойств топлив применяются присадки: сополимеры эфиров метакриловой кислоты, алифатиче
ские амины и аминофенолы. |
свойства |
имеет присадка ПМАМ, |
||||
Хорошие |
противоизносные |
|||||
включающая сополимер метакриловой |
кислоты и 2-метил-5ви- |
|||||
нилпиридина. |
сн3 |
сн3 |
н |
|||
сн3 |
|
сн3 |
||||
! |
I |
|
I |
I |
I |
|
Н3С - С — |
|
с—СН9- Н 2С—с |
С—СН3 и Н2С = С — |
|||
I |
I |
|
I |
|
|
|
о=с |
с=о |
о=с |
|
\ ^ —сн3 |
||
R — О О — R R — О |
О — R |
|||||
N |
228
Эта присадка обладает высокой поверхностной активностью. Наличие атома азота придает ей слабые щелочные свойстза, до статочные для связывания и нейтрализации агрессивных продуктов в топливе. Наличие лишь одного атома азота обеспечивает ей хо рошую растворимость в топливе. Способность к адсорбции на ме талле остается значительной и при высокой температуре.
Присадка ПМАМ обладает противоизносными, нейтрализую щими, антиокислительными и диспергирующими свойствами, осо бенно при повышенных температурах. Аналогичными свойствами, хотя и менее выраженными обладает изопропилоктадециламин (ипода)
СН3 (СН2)17 - N - СН - СНг
I I
Н СН,
Для получения максимального противоизносного эффекта при садка должна задерживать окисление топлива на строго опреде ленной стадии, допуская образование в топливе растворимых кис лородных соединений. Вот почему оптимальное присутствие при родных смол или их искусственное введение в ограниченном коли честве улучшает противоизносные свойства топлив.
Г л а в а 14. Ж И Д К И Е К О Т Е Л Ь Н Ы Е Т О П Л И В А
ОСОБЕННОСТИ ТОПОЧНОГО ПРОЦЕССА И ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ МАЗУТОВ
Сорта котельных топлив. Для паросиловых установок исполь зуется жидкое котельное топливо (мазут), представляющее собой остаточные продукты переработки нефти. Для этой же цели могут использоваться жидкие продукты полукоксования каменных углей и горючих сланцев. По объему производства мазуты занимают пер вое место среди других видов топлив, получаемых из нефти.
Широкому распространению мазутов как энергетического сы рья способствуют их преимущества в сравнении с твердыми топ ливами:
— высокая теплота сгорания и большие скорости горения, по зволяющие сжигать топливо при высоком напряжении топочного
пространства (около 1,5-106 |
ккал/м3-ч); |
золы); |
— небольшое содержание |
балласта (воды, |
|
— удобство транспортировки и хранения на |
складах. |
Применение жидкого котельного топлива на кораблях ВМФ и морских судах позволяет увеличить дальность и продолжитель ность их плавания, повысить маневренность судов за счет более высокого теплового режима котлов, осуществлять более быструю загрузку топливных цистерн и рационально использовать производ ственный объем корабля, механизировать топочный процесс, уско рять разводку и остановку котлов.
В топках паровых котлов и промышленных печей сгорание про исходит в факеле распыленного топлива. В топочную камеру не прерывно подается топливо и воздух.
При сжигании мазутов скорость горения лимитируется скоро стью процессов испарения деструктивных превращений жидкого топлива, а также смешением образующихся газов и паров с воз духом.
Для улучшения качества распыливания и повышения скорости горения топливо подогревается в промежуточных емкостях. Тем
пература подогрева |
в этих емкостях должна быть на 20—25° С |
|
ниже температуры |
вспышки применяемого |
топлива. |
В процессе применения в трубопроводах, |
по которым перекачи |
вают мазут, возможно образование смолистых отложений, а на форсунках, стенках топок котла отлагаются нагар и зола.
Во время работы и остановок может происходить коррозия топ ливной аппаратуры и металлических деталей топок котла под дей ствием коррозионно-агрессивных веществ, как содержащихся в топливе, так и образующихся в процессе сгорания.
Котельное топливо должно удовлетворять следующим требо ваниям:
— иметь достаточную прокачиваемость, обеспечивающую на
230
дежную подачу к форсункам коглов, а также слив-налив на скла дах в процессе заправки кораблей;
—иметь высокую теплоту сгорания;
—иметь небольшую склонность к образованию смолистых от
ложений, нагаров и золы;
—обладать незначительной коррозионностью;
—не содержать большого количества механических примесей
иводы.
Сучетом этих требований вырабатываются мазуты флотские,
топочные и топливо для мартеновских печей. |
и Ф-12. |
Флотские мазуты выпускают двух марок: Ф-5 |
|
М а з у т Ф - 5 получают из продуктов прямой |
перегонки сер |
нистых нефтей (60—70% мазута и 30—40% газойлевых фракций).
Допускается содержание в нем около 20% |
керосино-газойлевых |
фракций каталитического или термического |
крекинга. М а з у т |
Ф - 12 представляет собой смесь продуктов переработки малосер нистых нефтей. В его состав входит 60—70% мазута прямой пере гонки, 10—20% газойлевых фракций или черного солярового мас ла и 20—30% крекинг-остатка.
Указанные соотношения компонентов могут изменяться в за висимости от конкретных требований потребителя к качеству гото вого продукта и свойств исходных компонентов.
Для стационарных котельных установок и промышленных пе чей нефтяной промышленностью выпускаются топочные мазуты: М-40, М-100, М-200, топливо МП, масло сланцевое и мазут уголь ный. Топочные мазуты представляют собой тяжелые крекинг-остат ки или смеси их с мазутами прямой перегонки. Масло сланцевое получается при переработке горючих сланцев. Мазут угольный представляет собой остаток при перегонке смол полукоксования каменных углей.
Топочный мазут М-40 применяется для паротурбинных устано вок торгового флота. Остальные используются для стационарных котельных установок и промышленных печей.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА МАЗУТОВ
Прокачиваемость. Прокачиваемость характеризуется вязкостью и температурой застывания. В я з к о с т ь является важнейшим по казателем качества мазута, определяющим условия его хранения, транспортировки и применения. Поэтому ее численное значение принято для маркировки: цифры 5, 12, 40, 100 и 200 соответствуют градусам условной вязкости при 50° С или нижнему пределу вяз кости в сантистоксах при 80° С.
От величины вязкости зависит время слива мазута из железно дорожных цистерн, а также степень его распыливания. Высокая вязкость ухудшает распыливание, вызывает неполноту сгорания и дымление. При высокой вязкости приходится усиливать его по догрев в расходной емкости, что увеличивает пожарную опасность.
231