Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
А Н Т И Ф Р И К Ц И О Н Н Ы Е С В О Й С Т В А М А С Е Л
Значение антифрикционных свойств. Под антифрикционными свойствами масел понимают их способность снижать затраты энер гии на преодоление трения в машинах и агрегатах.
При взаимном относительном перемещении поверхностей всег да возникают силы, направленные в сторону, противоположную движению и тормозящие это движение; эти силы получили назва ние сил трения.
Различают трение скольжения и трение качения.
По наличию и состоянию смазочного слоя между трущимися поверхностями различают следующие виды трения: сухое, гранич ное и жидкостное (рис. 66). В определенных условиях может воз никать промежуточный вид трения: полусухое, полужидкое.
Рис. 66. Виды трения:
а-сухое, 6 —граничное, в—жидкостное.
Всякое трение приводит к понижению коэффициента полезного действия машин, агрегатов и механизмов. Энергия, затрачиваемая на преодоление трения в машинах, может достигать больших ве
245
личин. В современном автомобиле на преодоление трения расхо дуется около 20% мощности, развиваемой двигателем; в поршне вом авиационном двигателе и мощном форсированном дизеле — 8—9%; в воздушно-реактивном двигателе— 1,5—2%.
Трение является причиной износа и заедания деталей машин. Чем больше трение, тем интенсивнее изнашивание и, следователь но, короче срок службы машины или агрегата, меньше надежность их работы и выше эксплуатационные расходы.
Затраты энергии на трение. Основными факторами, определяю щими затраты энергии на трение в узлах, являются вид и природа трения и антифрикционные свойства смазочного материала.
Наибольшие затраты на преодоление трения наблюдаются при сухом трении. Величина силы сухого трения зависит от природы и степени обработки трущихся поверхностей, наличия окисных и адсорбционных пленок, нагрузки на трущиеся поверхности и ско
рости их |
перемещения. |
|
|
Сила |
трения F |
выражается следующей формулой: |
|
|
|
Р, = A + f P \ |
|
где .4 — сила трения, обусловливаемая |
молекулярным взаимодей |
||
ствием поверхностей; |
|
||
Р — нормальная |
нагрузка; |
|
|
f — коэффициент трения; |
зависимость силы трения |
||
п — показатель, характеризующий |
|||
от нормальной нагрузки. |
|
Коэффициент трения для металлов и пластмасс находится в пределах 0,1—0,5. Он уменьшается при повышении твердости тела и чистоты обработки его поверхности. Наличие окисных пленок приводит к уменьшению коэффициента трения в силу ослабления адгезионных сил.
Коэффициент трения движения меньше коэффициента трения покоя. Это обусловливается тем, что при движении под воздейст вием тепла и химических процессов происходит изменение свойств поверхности, приводящее к уменьшению трения.
Трение между взаимно перемещающимися поверхностями мо жет быть уменьшено одним из следующих способов:
— между относительно перемещающимися поверхностями вво дят геометрически правильные, хорошо обработанные тела качения (так, например, шариковые и роликовые подшипники);
— между трущимися поверхностями создают и поддерживают устойчивую смазочную пленку (жидкую или пластичную).
Трение качения меньше трения скольжения. Коэффициент тре ния в подшипниках качения без смазки составляет 0,001—0,005, тогда как коэффициент трения скольжения при жидкостном тре нии лежит в пределах от 0,005 до 0,01.
Сила трения качения выражается следующим уравнением:
F |
— f |
р |
— |
||
К |
J К |
5 |
246
где ^ — коэффициент |
трения |
качения; |
Р — нормальная |
нагрузка; |
|
г — радиус тела |
качения |
(катка). |
Величина коэффициента трения качения зависит от материала и состояния поверхностей и радиуса катка.
Граничное трение в основном подчиняется законам сухого тре ния. так как оба эти явления развиваются в поверхностных слоях. Однако затраты энергии на трение при граничном трении в 5—• 10 раз меньше, чем при сухом. Уменьшение затрат энергии в обла сти граничного трения обусловливается наличием слабых сило вых полей между слоями молекул адсорбированного смазочного вещества.
Коэффициент граничного |
|
||||||
трения f зависит от приро |
|
||||||
ды и |
молекулярного |
веса |
|
||||
адсорбированного |
смазоч |
|
|||||
ного вещества и температу |
|
||||||
ры (рис. 67). |
|
|
|
|
|||
Из графика следует, что |
|
||||||
наибольший |
коэффициент |
|
|||||
трения |
|
наблюдается |
для |
|
|||
нефтяного масла и при по |
|
||||||
вышении |
|
температуры |
за |
|
|||
кономерно возрастает. Орга |
|
||||||
нические |
|
кислоты |
жирного |
|
|||
ряда имеют меньший коэф |
|
||||||
фициент |
|
трения, |
который |
|
|||
после |
определенной |
темпе- |
Рис. 67Зависимость коэффициента гранич- |
||||
ратуры |
|
резко |
возрастает. |
з-масло, |
|||
С.НР1ЖеНИе |
коэффициенте! |
содержащее соединения серы и хлора; 4 —масло, содер- |
|||||
трения |
у масла, |
содержаще- |
жащее соединения сеР“- хл°р* ижиРные |
го органические соединения серы и хлора, происходит только при повышенных температурах. Наименьший коэффициент трения на блюдается у масла, содержащего органические соединения серы и хлора, а также жирные кислоты.
Наибольшее снижение затрат энергии достигается при жидкост ном трении, когда сила трения в основном зависит от внутреннего трения между слоями смазочного материала.
При гидродинамическом режиме смазки молекулы углеводо родов и других веществ, содержащихся в масле, благодаря силам адсорбции прочно удерживаются на трущихся поверхностях. Про межуточные слои масла перемещаются в зазоре между трущими
ся поверхностями по |
законам |
гидродинамики. |
В 1883 г. профессор |
Н. П. |
Петров создал гидродинамическую |
теорию смазки, сущность которой заключается в следующем. При вращении шейки вала (рис. 68) адсорбированные на ней слои мас ла увлекают основную его массу. Между шейкой вала и нижним вкладышем подшипника развивается гидродинамическое давление
247
и образуется масляный клин. Под действием его шейка вала при поднимается и между относительно перемещающимися поверхно стями образуется зазор, заполненный маслом. Минимальный за зор между валом и подшипником смещается в сторону вращения вяля.
Рис. Ь8 . Механизм образования масляного клина в под шипниках скольжения.
При повышении числа оборотов шейки вала возрастает гидро динамическое давление в слое масла и минимальный зазор увели чивается.
Базируясь на законах Ньютона о трении в жидкостях и своих исследованиях работы подшипников скольжения, профессор !i. П. Петров предложил формулу для выражения силы трения при жидкостном трении
/=■ = |
I1 |
uS |
|
Л ’ |
|||
|
|
где р — коэффициент динамической вязкости смазочного масла; и —линейная скорость вращения шейки вала;
S — поверхность трения; h —толщина слоя масла.
248
Из формулы видно, что сила трения прямо пропорциональна вязкости масла, скорости относительного перемещения смазывае мых деталей и величине поверхности трения и обратно пропорцио нальна толщине слоя масла.
Минимальная толщина масляного слоя выражается следующим уравнением:
где Р — нагрузка на шейку вала;
kK— коэффициент нагруженности подшипника.
При жидкостной смазке характер режима трения определяется коэффициентом надежности работы подшипника, который равен
' ч п т к р
где |
hmin— действительная минимальная толщина |
масляного слоя; |
||||
|
^minKp критическая |
минимальная |
толщина |
масляного |
слоя, |
|
|
которая определяется по формуле |
|
|
|
||
|
|
= °1 + ^2 + ~2 > |
|
|
|
|
где |
Sj и о2 — величина |
неровностей |
поверхностей |
шейки |
вала |
|
|
и вкладыша подшипника; |
|
шейки |
вала. |
||
|
/„р — максимальная величина стрелы прогиба |
Практика эксплуатации машин и теоретические исследования показали, что подшипники скольжения будут работать при жид костном режиме, если X = 1,5—2.
Минимальная величина коэффициента трения будет при ис пользовании маловязкого масла. Однако при понижении вязкости уменьшаются несущая способность и минимальная толщина мас ляного слоя.
Идеальная жидкостная смазка будет в том случае, когда фак тическая толщина масляного слоя равна минимальной критиче
ской величине. |
значениях |
температур |
Жидкостное трение при определенных |
||
и нагрузок является саморегулирующимся |
процессом. |
Увеличение |
нагрузки на подшипник приводит к повышению температуры, сни жению вязкости масла и уменьшению толщины масляного слоя. В результате уменьшается число оборотов и тепловыделение в под шипнике, а это в свою очередь, приводит к понижению температуры и повышению вязкости масла.
Показатели антифрикционных свойств. Антифрикционные свой ства смазочных масел характеризуются вязкостью и пластич ностью, проявляющейся при низких температурах.
Структурно-механические свойства смазочных материалов мо гут быть достаточно хорошо выражены с помощью графика
249
(рис. 69). По характеру перемещения слоев под действием внешних сил смазочные материалы могут быть отнесены к одной из групп: ньютоновская и неньютоновская жидкости, идеально пластичное и квазипластичное тела.
|
|
Скорость течения нью |
||
|
|
тоновской |
жидкости |
пря |
|
|
мо пропорциональна |
на |
|
|
|
пряжению сдвига (кри |
||
|
|
вая 1). У неньютоновских |
||
|
|
жидкостей |
(полимеров, |
|
|
|
смазочных масел при низ |
||
|
|
ких температурах, полу |
||
|
|
жидких смазок и т. п.) |
||
|
|
при увеличении напряже |
||
|
|
ния сдвига скорость те |
||
|
|
чения изменяется |
ано |
|
|
|
мально, что связано с раз |
||
Рис. 69. Зависимость скорости деформации |
рушением их структуры и |
|||
различных тел от напряжения |
сдвига: |
ориентацией ее элементов |
||
/ —идеальная (ньютоновская) жидкость; |
2—реальная |
ь потоке. |
|
|
(неньютоновская) жидкость; 3 —идеально пластичное |
Течение |
пластичных |
||
тело; 4 ~квазипластичное тело. |
тел начинается после то го, как напряжение сдвига превысит минимально допустимое, на зываемое пределом прочности. Квазипластичное вещество течет с постепенно нарастающей скоростью.
Для оценки реологических свойств смазочных материалов, яв ляющихся при положительных температурах ньютоновскими жид костями, используется один показатель — вязкость, а у дисперс ных систем — три показателя: модуль упругости, напряжение сдви га и эффективная вязкость.
Вязкость и вязкостно-температурные свойства. Вязкостью, или внутренним трением, называют свойство жидкости, проявляюще еся в сопротивлении относительному перемещению ее слоев под действием внешних сил.
Величина вязкости смазочного масла зависит от его группового углеводородного и фракционного состава.
Нефтяные масла состоят из алкановых, циклановых, аромати ческих и циклано-ароматических углеводородов и частично их про изводных, содержащих серу, кислород и азот. Носителями вязко сти масла являются циклические, в основном циклановые, углево дороды. При увеличении числа циклов, а также количества, длины и разветвленности боковых цепей углеводородов возрастает их вязкость. Вязкость возрастает также при повышении молеку лярного веса углеводородов одного класса.
При утяжелении фракционного состава масел их вязкость по вышается.
Вязкость смазочных масел оценивается коэффициентами динамической, кинематической, а иногда и условной вязкости. Коэф-
250