Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
второму — водородно-кислородные элементы, работающие при температуре кипения водного раствора электролита.
Классификация топливных элементов по агрегатному состоя нию или типу горючего является наиболее целесообразной, так как конструкция элемента и технология его изготовления определяется главным образом видом горючего, однако до настоящего времени такая классификация не разработана.
Принципиальное устрой ство одного из типов водо родно-кислородного топлив ного элемента показано на рис. 65. Этот элемент пред ставляет собой два трубча тых пористых электрода, концентрически расположен ных в пластмассовом кор пусе. На внешней и внутрен ней сторонах трубчатых электродов находятся токосборники. В качестве элект ролита служит КОН, запол няющий межэлектродное пространство. Горючее (во дород) подается во внутрен нюю полость центрального электрода, служащего ано дом; кислород подается сна ружи внешнего электрода (катода).
В основе процесса топ ливного элемента лежат ре акции окисления и восста
новления. Термодинамика ЭТИХ Процессов имеет МНОГО
Рис. 65. Кислородо-водородный топливный элемент;
I —кислородный электрод; 5—корпус элемента; 3-электролит; ^-водородный электрод.
общего с термодинамикой химических реакций гальванических элементов (см. главу «Коррозионность»), На поверхностях элект родов топливного элемента, погруженных в электролит, возникают потенциалы, образующие потенциал элемента, или его э. д. с. Электродвижущая сила элемента может быть обусловлена раз ностью концентраций веществ или результирующей химической реакцией. В соответствии с этим различают концентрационные и химические элементы. Практически используется последний вид.
В топливных элементах могут быть использованы электроды различного типа: металлические; металлические, покрытые слоем нерастворимых солей или окислов, и газовые диффузионные. Пер вый тип представляет собой металлические электроды, находящие ся в контакте с раствором электролита, содержащего ионы того ме
239-
талла, по отношению к которому электрод является обратимым. Суммарная обратимая реакция в этом случае описывается урав нением
Me ^ Меп+ + пе- .
Электроды второго типа представляют собой металлические поверхности, покрытые слоем практически нерастворимых солей или окислов некоторых металлов. Эти электроды погружают в ра створ электролита, содержащий анионы, аналогичные анионам не растворимых солей. Примером такого электрода является кало мельный, в котором ртуть, покрытая слоем хлористой ртути, нахо дится в контакте с нормальным или насыщенным раствором хло ристого калия. В таких электродах не происходит отложения или растворения металлических ионов, а процесс связан с переносом анионов. Так, в случае каломельного электрода характерны два равновесных процесса
Hg2Cl2 £ Hgl+ + 2С Г Hg^+ + 2е~ ^ 2Hg
и суммарное равновесие Hg2Cl2 + 2e~^Z 2Hg-)-2Cl~.
Значительную роль в конструкции существующих топливных элементов играют газовые диффузионные электроды, поскольку
внастоящее время горючее и окислитель главным образом исполь зуются в газообразном состоянии. Процессы в таких электродах отличаются большой сложностью и включают физические явления
впористых матрицах, процессы равновесия электролита и газа, а также термодинамические процессы переноса. Успешная работа газового электрода зависит от возможности поддержания трехфаз ного равновесия, включающего электрод (пористая матрица), реагирующий газ и электролит.
Расчеты показывают, что из пор радиусом 6 мкм, выдувание электролита КОН уже возможно при разности давлений 0,3 кг/см2.
Естественно, что поддержание устойчивого трехфазового равно весия в этих условиях затруднено, поскольку малейшая флуктуа ция разности давления влияла бы на положение мениска жидкости в поре. Практически используют электроды, имеющие тонкую (2—5 мкм) структуру со стороны, направленной к раствору элект ролита, и грубую (20—30 мкм) со стороны газа. Такая структура электрода обеспечивает аккомодацию изменения давлений при ра боте топливного элемента. Например, моментальное увеличение давления газа выдавит пограничный к электролиту слой газа по направлению к малым порам, где большие капиллярные силы спо собны уравновесить возросшее давление газа. При уменьшении давления газа межфазовая граница переместится по направлению к большим порам электрода, где вследствие большого радиуса пор будет меньшее капиллярное давление, уравновешивающее умень шенную разно.сть давлений.
240
Г О Р Ю Ч Е Е , И С П О Л Ь З У Е М О Е В Т О П Л И В Н Ы Х Э Л Е М Е Н Т А Х
Требования к горючему. Горючее для топливных элементов должно обеспечивать значительный электродный потенциал и эф фективное протекание реакций окисления. Используемые при этом катализаторы и электролиты должны быть дешевы. Само горючее, побочные, промежуточные и конечные продукты реакции должны быть инертны по отношению к катализаторам, электролиту и ма териалу электродов. Свойства горючего должны обеспечивать за данные скорости подачи его в зону реакции и удаления конечных продуктов. В качестве окислителя желательно использовать кисло род воздуха или чистый кислород.
Потенциалы электродов для различных видов горючего. Напря жение, развиваемое в топливных элементах, зависит от величин свободных энергий электродных реакций. Стандартные восстано вительные потенциалы Е° можно вычислить, пользуясь значениями свободной энергии, по формуле
|
|
|
Е° = |
23,06 п ' |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
где AQ — суммарное |
изменение |
свободной |
|
энергии |
реакции, |
|||||||
ккал/моль; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п — общее число электронов, участвующих в реакции; |
||||||||||||
ОО ПС |
^ |
|
|
|
96500 |
|
|
выРаженное |
в |
|||
23,06 — число Фарадея равное |
y-yg—jo o o ’ |
|||||||||||
тепловых единицах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
В кислых |
растворах 0 2 4 -4H+-f-4e- = |
2H20 |
Е° = |
— 1,229 В; |
||||||||
в щелочных 0 2 + 2Н20 |
+ |
4е~ = 40Нд; |
Е° |
= |
— 0,401 |
В. |
|
|
||||
Поскольку |
в щелочном растворе окислительный потенциал для |
|||||||||||
водорода Н2-]-20Н _ = |
2Н20 + 2е~, |
Е° = 0,828 В, |
то э. д. с. |
|||||||||
водородо-кислородного |
элемента |
в |
такой |
системе |
при |
25°С |
и активности всех составляющих, равной единице, должна быть равной 1,229 В.^т. е. как в кислотах.
Приведенные величины потенциалов, однако, практически не достижимы, так как первая стадия процесса на кислородном элек троде протекает через образование перекисного иона по уравнению
0 2 + Н20 + 2е- = Н 02~ -+- ОН- .
Применяя эффективные катализаторы, можно ускорить разло жение перекисного иона на кислород и гидроксильный ион и тем самым добиться увеличения э. д. с. элемента.
В кислых растворах восстановительные процессы протекают ме нее интенсивно, так как даже первая фаза восстановления — пере ход от кислорода к перекиси водорода — происходит с высокой сте пенью необратимости; кроме того, перекисный ион очень устойчив
16 Заказ № 194 |
241 |
в кислотах. Это обстоятельство представляет одну из актуальных проблем в технике топливных элементов, так как в случае исполь зования углеводородного горючего в элементе со щелочным элек тролитом в качестве побочного продукта образуется углекислота, удаление которой связано с дополнительными трудностями.
Теоретические значения э. д. с. реакций с использованием раз личного вида горючего приведены в таблице 31.
Т а б л и ц а 31
|
Теоретические значения э. д. с. различных реакций |
|
||
Суммарная реакция |
Э. д. с., В |
Суммарная реакция |
Э. д. с., В |
|
Н2 + |
1 /202 = Н20 (жидк.) |
1,229 |
2СО + 0 2 = 2С 02 |
1,33 |
С |
О2 = СО2 |
1,02 |
CgHg -j- ОО2 == ЗС Og "f- 4 Н2О |
1,10 |
2С + |
0 2 = 2СО |
0,70 |
СН,ОН + 3/202 = C 0 2- f |
1,21 |
|
|
|
+ 2Н20 |
|
Углеводороды как горючее для топливных элементов. Исполь зование газообразных и жидких углеводородов, а также спиртов в качестве горючего для топливных элементов вследствие их де шевизны представляет большой интерес. Наиболее перспективно применение углеводородного горючего в высокотемпературных элементах, так как при этом облегчается протекание гетерогенных каталитических процессов. Среди высокотемпературных элементов особое значение приобретают элементы с твердыми мембранами, пропитанными расплавленными солями, работающие в диапазоне температур 450—750° С. Использование твердых мембран связано со стремлением предотвратить блокирование электродов водой и обеспечить постоянство состава электролита.
Электродные реакции в элементе, представляющем собой пори стую матрицу из окиси магния, заполненную смесью карбонатных селей, протекают по уравнениям:
С 0 2+ 1/202 + 2е_ = |
СОз- |
(на катоде) |
СОз_ Н-Н2 = Н20 + |
С 0 2+ |
2е~ (на аноде) |
Таким образом, переход кислорода через электролит происхо
дит в форме СО з- ионов, и ионы перекиси не образуются. Механизм реакций анодного окисления углеводородов, альде
гидов и спиртов очень сложен. Обычно происходит несколько элект рохимических реакций параллельно. Непосредственно до окисле ния могут осуществляться химические реакции, включающие гид рогенизацию, дегидрогенизацию, расщепление и изомеризацию
242
углеводородов. Наличие промежуточных реакций обусловлено тем, что находящиеся в составе электродов катализаторы действуют не достаточно избирательно. В качестве катализаторов чаще всего используют благородные металлы, особенно платину, диспергиро ванную в углероде или электроосажденную на других металлах.
Использование спиртов и других частично окисленных углево дородов с малым молекулярным весом в элементах с водным ра створом электролитов, как правило, не встречает затруднений в по даче, так как эти соединения хорошо растворимы в воде. В случае использования тяжелых видов горючего в него необходимо добав лять вещества, увеличивающие их растворимость.
Углеводородное горючее в топливных элементах может исполь зоваться не непосредственно, а косвенно, как источник водорода. В этом случае смесь бензина с водой под действием катализатора и температуры превращается в водород и окись углерода. В даль нейшем продукты реакции охлаждаются, СО переводится в СОг, а водород очищается и используется в водородно-кислородном топ ливном элементе.
16*
Ра з д е л IV. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ИСПЕЦИАЛЬНЫЕ ЖИДКОСТИ
Г л а в а 16. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ
Значение эксплуатационных свойств. Эффективность примене ния масла зависит от сочетания целого ряда факторов, определяю щих характер трения в узлах и изнашивания смазываемых деталей.
Важнейшими факторами являются состояние и свойства тру щихся поверхностей, характер взаимодействия трущихся поверх ностей с компонентами масла, температура нагрузки скорости перемещения сопряженных деталей и другие параметры режима трения.
Влияние этих факторов на условия применения масел носит сложный характер. Сложность заключается в том, что большинст во из них изменяется в процессе работы машины или механизма. Процессы этих изменений протекают в комплексе по сложнейшим законам физики, химии, термодинамики, механики, гидродинами ки и т. п.
Масла, применяемые в современных двигателях и механизмах, эксплуатируемых при напряженных механических и термических режимах, работают в весьма жестких условиях. Это неизбежно приводит к повышению требований к качеству смазочных масел.
Одно и то же масло в зависимости от условий применения ве дет себя по-разному. При переходе от одного режима трения к дру гому действуют различные комплексы физических и химических свойств масла. И, наконец, масло, хорошо защищающее детали от одного вида износа, может плохо защищать их от другого.
Смазывающая эффективность масла в большой степени опреде ляется его эксплуатационными свойствами: антифрикционными, противоизносными, химической стабильностью и моющими свойст вами, коррозионностью и защитными свойствами.
Такие свойства, как антифрикционные, противоизносные и за щитные, являются специфичными для смазочных масел, поэтому они рассматриваются в этой главе.
244