Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
Вязкость и вязкостно-температурные свойства мазутов зависят от их состава и прежде всего от содержания высокоплавких алка нов и смолистых веществ. Мазуты, полученные различными спо собами и имеющие близкую величину вязкости при 50° С, при по нижении температуры по-разному изменяют свою вязкость
(рис. 63).
Рис. 63. Вязкостно-температурные кривые мазутов:
/ —флотский мазут Ф-12 прямой перегонки; сернистый крекингмазут Ф-12; 3 и 4—Флотский мазут Ф-5 прямой перегонки; 5—сер нистый крекинг-мазут, ВУ50=20; 6—сернистый мазут М-40 прямой пе регонки.
Мазуты прямой перегонки из малосернистых и беспарафинистых нефтей имеют довольно пологую вязкостно-температурную кривую при отрицательных температурах (кривая 1). Эти мазуты, имея сравнительно низкую температуру застывания, не создают особых затруднений при транспортировке и перекачке в условиях отрицательных температур. Вязкость крекинг-мазутов малосерни стых нефтей при понижении температуры увеличивается более резко, но и они сохраняют свою подвижность в области темпера тур, близких к температуре застывания.
Мазуты из сернистых нефтей, особенно содержащие большое количество крекинг-остатков, имеют более крутую Еязкостно-тем- пературную кривую: они теряют свою подвижность при более вы соких температурах, чем температура застывания. При обводнении
232
мазутов (содержание воды 5% н более) вязкость заметно увеличи вается, особенно при температурах ниже минус 30° С.
Температура застывания совместно с вязкостью характеризует возможность слива и перекачки мазута: она зависит от химической природы сырья, глубины отбора легких фракций и способа полу
чения. Температура застывания топочных мазутов |
10—36° С. |
|
Встречаются топочные мазуты с температурой застывания |
42° С. |
|
При использовании мазутов на морских кораблях |
они |
могут |
приобретать температуру забортной воды. Для обеспечения пода чи по системам топливопитания в этих условиях необходимо, что бы температура застывания его была ниже температуры заборт ной воды. Поэтому для флотских мазутов температура застывания должна быть не выше минус 5° С для Ф-5 и минус 8° С для Ф-12.
Для слива, налива и перекачки мазутов их подогревают. Теплота сгорания. На топливе с высокой теплотой сгорания при
одной и той же весовой заправке кораблей и судов обеспечивается большая дальность плавания и продолжительность работы котель ной установки.
При учете теплоты сгорания в эксплуатационных условиях для мазутов введено понятие теплоты сгорания рабочей, сухой и горю чей массы топлива.
Для мазутов, содержащих значительное количество воды и не горючих примесей, эти величины могут значительно отличаться. Например, теплота сгорания рабочей массы мазута Ф-12 равна 9650 ккал/кг, сухой — 9930 ккал/кг, а горючей еще выше. Высокая теплота сгорания мазутов объясняется большим содержанием во дорода и углерода и малой зольностью.
В связи с углублением процессов переработки и использованием сернистого сырья элементарный состав мазутов меняется в сторо ну увеличения содержания углерода и серы и снижения водорода. Теплота сгорания таких мазутов на 2—3,5% ниже теплоты сгора
ния |
мазутов |
прямой |
перегонки. |
|
||
, |
В условиях эксплуатации для ориентировочного подсчета теп |
|||||
лоты |
сгорания пользуются |
эмпирическими зависимостями: |
||||
|
|
|
|
Q , = 12400-2100 р; |
||
|
|
|
|
Qh= Qb оО,45Н, |
||
где |
QB— теплота сгорания |
высшая, ккал/кг; |
||||
|
|
Он— |
» |
„ |
низшая, ккал/кг; |
|
|
|
р— плотность мазута |
при |
15° С, г/см3; |
||
|
|
Н — содержание |
водорода |
в топливе, °/п вес. |
Содержание водорода определяют исходя из плотности по фор муле
Н = 26—15р15.
Для сравнения топлив по теплоте сгорания при решении воп роса о замене одного сорта другим, установления норм расхода
233
и планирования подачи топлива потребителям введено |
понятие |
условного топлива с теплотой сгорания рабочей массы 7000 |
ккал/кг. |
Склонность мазутов к отложениям. При использовании котель ных топлив в мазутопроводах и топках образуются различного ро да отложения: смолистые сгустки в системе питания, кокс на фор сунках и стенках топок котлов, отложения золы. Характер и коли чество этих отложений зависят в основном от содержания смоли стых и золообразующих веществ в топливе, а также теплового ре жима топок.
Смолистые вещества обладают большой вязкостью и липкостью. При смешении с водой и механическими примесями образуют ком ки и сгустки, которые засоряют топливопроводы и забивают топ ливные фильтры. Нагрев топлив в форсунках ведет к разложению смолистых веществ, образованию нагара и других углистых отло жений, которые вызывают закоксование сопел форсунок и нару шение подачи топлива. В силу большой вязкости смолистые соеди нения ухудшают способность мазута к распыливанию. В результа те этого при распыливании образуются крупные капли топлива, что ведет к неполному сгоранию. Поэтому содержание смоли стых веществ в котельных топливах ограничивается и для флотских мазутов не должно превышать 50%.
Крекинг-мазуты отличаются повышенным содержанием смоли стых веществ в сравнении с мазутами прямой перегонки. Общее содержание смолистых веществ в котельных топливах достаточно точно характеризуется их коксуемостью.
Топлива с высоким содержанием смолистых веществ нестабиль ны при хранении. В процессе хранения в них образуются осадки, содержащие помимо смол механические примеси, воду, а также высокоплавкие углеводороды (парафин и церезин). Эти осадки отлагаются на днищах резервуаров, стенках трубопроводов, в змее виках подогрева, полостях насосов, засоряя их.
Осадки могут выпадать и при разбавлении тяжелых остаточ ных топлив легкими продуктами. Выпадение осадков в результате смешения топлив называют несовместимостью. Это свойство необ ходимо учитывать при пополнении запасов жидкого котельного топлива в различных портах.
Уменьшение образования смолистых отложений и нагара в топ ках и на стенках паровых котлов достигается введением до 0,2% в топливо антинагарных присадок. Эти присадки, представляющие собой фракции двузамещенных гомологов нафталина (ВНИИ НГ1-102), а также их смеси с небольшим количеством алкилдитиофосфата или фенолята бария и нафтената меди, значительно сни жают образование отложений в топках котлов и повышают пол ноту сгорания мазутов.
Следующим источником образования отложений в паросиловых установках является зола. Источником образования золы являет ся присутствие в мазутах солей минеральных и органических кис лот, а также механических примесей. Особенно интенсивно обра
234
зуются зольные отложения при изменении теплового режима топок котлов. В тех зонах, где температура в топке котла ниже темпера туры плавления золы, зола сплавляется в прочную и твердую мас су, которую трудно удалять с поверхностей котлов при их чистке. При сжигании сернистых мазутов отложения образуются быстрее й в больших количествах, чем при сжигании малосернистых, и об ладают большей липкостью и прочностью. Зольные отложения ве дут к нарушению теплопередачи от стенок котла к воде, снижению к. п. д. котельной установки, а также вызывают высокие термиче ские напряжения в металле трубок и стенок котла. Чем больше зо лообразующих веществ в котельном топливе, тем чаще наблюда ются нарушения в работе котельных установок. Поэтому зольность флотских мазутов не должна превышать 0,1% и топочных
0,15—0,3%.
Коррозионность. Коррозионность мазутов в основном опреде ляется содержанием в нем сернистых соединений и ванадия. Актив ные сернистые соединения разрушают топливные цистерны, тру бопроводы и топливную аппаратуру. Продукты сгорания серы — серный и сернистый ангидрид — в горячих областях топочного про странства не вызывают коррозии, но по мере охлаждения начи нается конденсация паров воды с образованием кислот.
Более всего кислотной коррозии подвержены поверхности воз духоподогревателей и экономайзеров. Содержание серы в котель ном топливе ограничивается и не должно превышать во флотском мазуте Ф-5 2%, в Ф-12 — 0,8%, в мазутах топочных малосерни стых— 0,5%, сернистых — 2% и высокосернистых — 3,5%.
Ванадиевой коррозии подвержены металлические поверхности деталей топок и котлов, имеющих высокую температуру. Процессы коррозии соединениями ванадия в котельных установках протека ют так же, как и в воздушно-реактивных двигателях. Содержание ванадия в котельных топливах не нормируется, однако может на ходиться в пределах 0,003—0,02%
Содержание воды. Наиболее часто обводнение мазутов проис ходит во время транспортировки танкерами и разогрева острым паром для слива из цистерн при низких температурах.
Вода в мазутах ухудшает их качество: снижается теплота сго рания, повышается вязкость при низких температурах, нарушает ся режим горения. Особенно вредное влияние воды проявляется при неравномерном ее распределении. Равномерное распределение воды по всей массе мазута даже при содержании ее до 10% не приводит к существенному нарушению прокачиваемости и процес са сжигания мазута. Но если вода находится в мазуте очагами, распределена неравномерно, то эго вызывает расстройство топоч ного процесса, срыв пламени, затухание форсунок, а иногда и взрыв в топке.
Вода ускоряет образование осадков на днищах резервуаров и цистерн. Обводненные мазуты, особенно сернистые, усиливают
235
коррозию оборудования мазутного хозяйства и концевых поверх ностей нагрева котельной установки дымовыми газами.
Содержание воды в маловязких мазутах можно понизить до 1— 2% путем отстоя в течение 0,5—1 суток при температуре 60—70° С. При вязкости мазута выше 80° ВУ отстаивание воды происходит плохо даже при сильном подогреве. Причем при подогреве свыше 100° С возможно бурное вскипание воды, приводящее к разрывам промежуточных емкостей, а также образованию устойчивой эмуль сии. Такие мазуты трудно обезводить. Особенно стойкая эмульсия образуется при обводнении сернистых мазутов, например, в мо мент их разогрева острым паром перед сливом из цистерны. Стой кость водомазутных эмульсий обусловлена эмульгирующим дейст вием сернистых соединений, смол и нафтеновых кислот. Особенно' плохо отделяется вода от высоковязких топочных мазутов. Наибо лее рациональным способом разрушения водных эмульсий в мазу тах является добавление к ним деэмульгаторов.
|
|
|
|
Для |
разрушения |
эмульсий |
в |
||||
|
|
|
|
сернистые |
мазуты добавляют |
до |
|||||
|
|
|
|
0,25% присадок ОП-7 или ОП-10, |
|||||||
|
|
|
|
представляющих собой продукты |
|||||||
|
|
|
|
конденсации |
изооктилфенола |
с |
|||||
|
|
|
|
окисью этилена. Эти присадки |
|||||||
|
|
|
|
вводят |
на |
нефтеперерабатываю |
|||||
|
|
|
|
щих заводах, т. е. до обводнения. |
|||||||
|
|
|
|
В этом случае эффективность их |
|||||||
|
|
|
|
действия выше, чем при введении |
|||||||
|
|
|
|
к обводненному топливу. |
|
|
|||||
|
|
|
|
Характер |
отстаивания |
воды в |
|||||
|
|
|
|
мазутах |
различного состава |
и |
|||||
|
24 |
45 |
72 |
вязкости |
показан |
на |
графике |
||||
|
(рис. 64). |
|
|
|
|
|
|||||
|
Время отстоя, ч |
Содержание |
механических |
||||||||
|
|
|
|
примесей. |
Механические |
примеси |
|||||
Рис. 64. Отстаивание в ци |
попадают в мазут при нарушении |
||||||||||
правил транспортировки, пере |
|||||||||||
стерне воды из мазутов: |
|
||||||||||
-----мазут Ф-12;----------мазут Ф-5; |
качки и при хранении мазута з |
||||||||||
J, |
3—отстой воды |
без нагрева; |
открытых емкостях. |
Эти примеси |
|||||||
2, 4—при нагреве до 60°С; 5—от |
могут засорять фильтры, |
форсун |
|||||||||
стой воды при нагреве до 60°С |
|||||||||||
и |
содержании 0,25% присадки |
ки. Чаще |
|
всего |
механические |
||||||
|
ОП-7. |
|
|
|
|||||||
рактер |
(например, |
песок). |
|
примеси имеют абразивный ха |
|||||||
Они вызывают большие износы насосов |
и форсунок и выводят их из строя. Поэтому присутствие механиче ских примесей в мазутах ограничивают. Удаление их производят фильтрованием мазута через фильтры предварительной очистки с крупной металлической сеткой, а затем через сетки с мелкими от
верстиями. |
Часть примесей отстаивается в расходной |
цистерне |
вместе с |
водой. |
s |
236
Пожароопасность мазутов. Она связана с необходимостью по догрева их при сливе, подаче к форсункам. Показателем пожаро опасности является температура вспышки, определяемая в закры том тигле. Чем она выше, тем менее пожароопасен мазут. Темпе ратура вспышки мазута должна быть выше температуры подогре
ва |
в промежуточной (расходной) цистерне, |
по крайней |
мере, |
на |
20° С. |
|
|
|
Токсичность. В силу плохой испаряемости |
пары мазутов |
при |
обычных температурах не достигают опасных концентраций. Но при разогреве выделяются вредно пахнущие вещества, опасные для здоровья.
Все мазуты, особенно сернистые, при контакте с кожей челове ка способны вызывать ее поражения—-экземы, опухоли, язвы. В силу этого при зачистке резервуаров из-под мазута личный со став должен работать в защитной одежде и рукавицах.
Вредное действие на человека оказывает сернистый газ. При работе на мазуте необходимо особо следить за состоянием венти ляции.
Г л а в а 15. ГОРЮЧЕЕ ДЛЯ ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Т О П Л И В Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы
Характеристика топливных элементов. Топливными элементами называют электрохимические источники тока, производящие элект роэнергию при непрерывном расходовании реагентов — горючего и окислителя. В этих устройствах химическая энергия непосред ственно, минуя промежуточные стадии, превращается в электри ческую.
Топливные элементы по сравнению с различными тепловыми двигателями имеют ряд преимуществ, главные из которых заклю чаются в высокой экономичности, сниженном уровне шумоизлуче ния, высокой надежности и возможности удаления продуктов ре акции в жидкой фазе. В топливном элементе отпадают ограниче
ния, определяемые циклом Карно, и |
теоретически возможный |
к. п. д. достигает 90%. |
не имеют движущихся ча |
Электрохимические генераторы тока |
стей, следовательно, отпадает необходимость в моторных маслах. Потери, свойственные рабочему процессу топливного элемента, проявляются в виде тепловыделений, однако они могут быть све дены до минимума. Это затрудняет обнаружение с помощью ин фракрасной техники военных объектов, имеющих силовые агре гаты на базе топливных элементов.
Бесшумность, отсутствие вредных дымов и возможность исполь зования отработавших продуктов реакции также имеет немало важное военное и техническое значение. Топливные элементы рас ходуют горючее и окислитель только при съеме мощности; одно временно с генерацией электроэнергии они могут осуществлять процессы химического синтеза. Водородно-кислородные элементы, используемые в космических кораблях, обладают, кроме перечис ленных, и таким преимуществом, как возможность утилизации про дуктов реакции: во время работы элемента получают воду, годную для питья.
Современные топливные элементы имеют и ряд недостатков, так как для углеводородов, являющихся идеальным горючим, еще не разработаны промышленно доступные катализаторы, способные активизировать этот вид топлива при низких температурах. В свя зи с этим в топливных элементах применяют дорогие виды горю чего и при их изготовлении используют дефицитные материалы.
Особенности процессов в топливных элементах. Особенности процесса в топливных элементах определяются типом элемента и видом применяемого горючего. Тип элементов характеризуется температурным режимом работы. Соответственно различают высо котемпературные, среднетемпературные и низкотемпературные элементы.
К первому типу относят элементы, использующие в качестве электролита расплавленные соли при температуре 600—650° С; ко
238