Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
фипиенты динамической и кинематической вязкости являются аб солютными величинами и определяются с помощью специальных приборов — вискозиметров. Они используются при различных гид равлических расчетах и нормируются в стандартах для смазочных масел. Условная вязкость — условная величина и выражается в градусах условной вязкости.
Вязкость масла при /00°с,сст
Рис. 70. Зависимость изнашивания пор шневых колец автомобильного карбюра торного двигателя от вязкости масла.
Одно из основных значений вязкости заключается в том, что ее величина определяет возможность создания жидкостного трения в узлах, т. е. условий, при которых снижаются затраты энергии на преодоление трения и детали предохраняются от изнашивания. От вязкости зависят также подача масла к узлам, охлаждение от носительно перемещающихся поверхностей и предохранение их от загрязнения.
При работе двигателя (агрегата) на масле с большей вязко стью меньше изнашивание деталей (рис. 70). Масло с большей вязкостью более надежно уплотняет детали цилиндро-поршневой группы и предотвращает прорыв газов в картер двигателя, а так же сальники и прокладки крышек картеров различных агрегатов, вследствие чего расход масла будет меньше (рис. 71).
Однако при использовании высоковязких масел проявляются чих недостатки: возрастают потери мощности на трение,затрудня ется циркуляция масла в системе смазки, ухудшается отвод тепла.
Особенно сильно проявляется влияние вязкости при пуске дви гателя. Многочисленными исследованиями было доказано, что око ло 60—70% износа основных деталей приходится на период пуска. Это обусловливается в основном недостаточной подачей холодного масла к узлам трения из-за повышенной вязкости (рис. 72).
251
Надежный пуск двигателя может быть осуществлен только при определенной величине вязкости масла, которая для различных
Рис. 71. Зависимость |
расхода масла на угар |
в двигателе от |
его вязкости. |
типов двигателей находится в пределах 80—100 стоксов. Правиль ный подбор этой величины определяет в значительной степени на дежную работу узлов трения машин и механизмов. Поэтому вели чина вязкости масла используется при расчетах режима работы узлов трения.
Рис. 72. Зависимость изнашивания автомо бильного карбюраторного двигателя от вяз кости масла при пуске.
Величину коэффициента динамической вязкости, обеспечиваю щую жидкостное трение в подшипниках качения при определен ных условиях работы, находят по формуле
252
где Р — общая |
нагрузка на подшипник; |
d — диаметр подшипника; |
|
I —длина |
подшипника; |
п — число |
оборотов; |
й] — коэффициент, учитывающий размерность величин. Температуру смазочного слоя £м в подшипнике в зависимости
от вязкости масла можно определить по формуле
где 4 —температура |
воздуха; |
а — коэффициент |
лучеиспускания; |
ко — коэффициент, |
подобный к{. |
Лучшее уплотнение зазоров между деталями машин в сальниниках, уплотнительных прокладках достигается при большой вяз кости смазочного масла.
Однако при использовании высоковязкого масла возрастают затраты энергии на трение в подшипниках, шестеренчатых переда чах и других агрегатах машин и механизмов.
Особенно сильно сказывается влияние вязкости на слив, налив и перекачку масла по трубопроводам на складах и базах, при за правке машин. Повышенная вязкость создает большие гидравли ческие потери, приводит к снижению к. п. д. насосов и падению их производительности.
Из рассмотренного вытекает, что влияние вязкости масла на обеспечение нормальной эксплуатации машин сказывается по-раз- кому. Для обеспечения жидкостной смазки, уплотнения деталей, снижения расхода нужны масла с повышенной вязкостью, а во всех других случаях маловязкие масла дают лучший эффект в работе. Поэтому для каждой конкретной машины или агрегата, исходя из условий их работы, применяют масло оптимальной вязкости, которую устанавливают на основе расчета основных узлов трения.
В стандартах на смазочные масла, как правило, нормируется минимальная величина вязкости при определенной температуре.
Для смазочных масел важна не только величина вязкости при какой-то определенной температуре, но и характер изменения вяз кости при изменении температуры. Зависимость вязкости масел от температуры определяется в основном их фракционным и угле водородным составом. Вязкость легких дистиллятных масел в мень шей степени изменяется при изменении температуры, а остаточ ных— в большей. Масла, содержащие большое количество алка новых углеводородов, обладают пологой вязкостно-температурной кривой, а масла с большим содержанием полициклических цикла- но-ароматических углеводородов — наиболее крутой.
Характер зависимости вязкости различных масел от темпера туры показан на графике (рис. 73).
253
Масла, имеющие пологую вязкостно-температурную кривую, обладают лучшими эксплуатационными свойствами. Они обеспечи вают легкий пуск и более надежную работу двигателей и машин.
Рис. 73. Зависимость вязкости различных масел от температуры
У—авиационное; 2~автомобильное летнее; 3 —автомобильное зимнее; 4—веретенное.
Для выражения зависимости вязкости от температуры исполь зуются эмпирические формулы (см. главу 5). Однако гораздо удоб нее пользоваться номограммой с логарифмической сеткой (рис. 74), позволяющей определять вязкость масел при любой температуре, если известна ее величина при других температурах.
Пример расчета. Вязкость масла v20=327 сст и v100= 11,8 сст. Найти вязкость при 0 и 50°С. Соеди няем прямыми линиями вязкости с соответствующими температурами. Через найденную точку пересечения проводим прямые, идущие от отметок 0 и 50°С на шкале температур до шкалы вяз костей. На последней читаем: vo=-1650 сст, >^=62 сст.
Вязкостно-температурные свойства автотракторных и дизель ных масел характеризуются отношением кинематической вязкости при 50° С к вязкости при 100° С. Чем меньше это отношение, тем лучше вязкостно-температурные свойства масла.
Для многих марок масел стандартами нормируется индекс вяз кости. Он является условным показателем, который определяют путем сравнения вязкостно-температурных свойств данного образ на масла со свойствами двух эталонов. Индекс вязкости одного из эталонов принят за 100 единиц, а второго — за 0. Для вычисления индекса вязкости используют специальные номограммы (рис. 75). Чем больше индекс вязкости, т. е. чем лучше вязкостно-темпера турные свойства, тем более пологой будет кривая зависимости вяз кости от температуры.
254
Рис. 74. Номограмма для определения вязкости масел при различных тем^ пературах.
Рис. 75. Номограмма для определения индекса вязкости масел.
Пример расчета
Вязкость масла м1м=6 ест, у,0=26 ест. Индекс вязкости находят на пересечении прямых, прове денных через точки вязкости и температуры, на пучке кривых (ИВ-95).
Масла с хорошими вязкостно-температурными свойствами в на стоящее время получают глубокой селективной очисткой и добав лением вязкостных присадок к маловязким нефтяным маслам. При введении вязкостных присадок в маловязкую масляную осно ву вязкость основы возрастает, а вязкостно-температур ны е свойства ее практически не из меняются (рис. 76).
Масла, получаемые таким способом, называют загущен ными. Их используют в двига телях, трансмиссиях и гидрав лических системах машин.
В качестве вязкостных при садок получили применение высокомолекулярные полиме ры: полиизобутилен, полимета крилат, винипол и др.
Первой вязкостной присад кой был полиизобутилен, пред ставляющий собой высоковяз кий продукт с молекулярной массой 15—20 тыс. Полиизобу тилен является продуктом по лимеризации изобутилена и имеет следующее строение:
СНя
Рис. 76. Вязкостно-температурная кри вая загущенного масла:
/—маловязкая основа; 2—загущенное масло.
сня
. — сн, —с - сн, - с —сн.
сн, сн3
Технический продукт, используемый в качестве вязкостной при садки, имеет марку П-20. За границей присадки этого типа выпу скают под названиями эксанол, опанол, паратон и др.
Полиметакрилат представляет собой продукт полимеризации эфира метакриловой кислоты и имеет молекулярную массу
5—20 тыс.
Молекулы полиметакрилата имеют следующее строение:
СН3 |
|
СН3 |
СН3 |
|
СН3 |
I |
I |
|
I |
I |
с—сн2 |
----- сн2—С---- |
|
с— сн2— с------ |
|
||
I |
I |
|
I |
I |
|
COOR COOR |
COOR COOR |
где R — алифатический радикал, имеющий от 4 до 22 атомов угле рода.
17 Заказ № 194. |
257 |
Внашей стране вырабатывают полиметакрилаты марок В и Д.
Вдругих странах подобные присадки выпускают под названиями поликрилаты, акрелоиды и др.
Полиметакрилаты обладают лучшей загущающей способностью
по сравнению с полиизобутиленами. Их используют обычно при получении моторных и трансмиссионных загущенных масел.'
Виниполы получают путем полимеризации винил-н-бутилового эфира. Технический продукт выпускают с молекулярной массой S—12 тыс. и маркируют ВБ-2. Молекулы винипола имеют следую щее строение:
• • — CHj-CH-CHa—СН—СН2- - • •
i |
н9 |
I |
н9 |
о - с 4 |
о - с 4 |
При изготовлении загущенных масел вязкостные присадки до бавляют к масловязкой основе в количестве 3—7%. Механизм дей ствия вязкостных присадок заключается в следующем. Большие по размеру молекулы присадки, распространяясь по объему масла, взаимодействуют между собой и тормозят движение малых мо лекул углеводородов масла. Это и приводит к повышению вязкости загущаемой основы.
Основным недостатком загущенных масел является деструкция полимера при механическом воздействии в условиях повышенной температуры (выше 100°С).
Для повышения механической стабильности полимеров в масла добавляют специальные вещества. Стабилизирующим действием обладают многие многофункциональные присадки.
На вязкость масел оказывает влияние не только температура, но и давление. Величина давления, которое создается в подшипни ках, может сильно повлиять на вязкость. При повышении давления вязкость масел возрастает. Особенно сильно сказывается это влия ние для масел с более высоким уровнем вязкости. Вязкость расти тельных и животных масел при повышении давления возрастает в меньшей степени, чем минеральных масел одинакового уровня вязкости.
Заметное влияние давления на вязкость масла сказывается при его величине выше 50 кг/см2, а при давлении выше 1000 кг/см2 вяз кость его возрастает в 100 раз и более.
Повышение вязкости масла в подшипнике приводит к увеличе нию несущей способности масляного слоя.
Застывание масел. При понижении температуры до определен ного предела масло теряет подвижность — застывает. Причиной застывания является кристаллизация обычно содержащихся в мас лах высокомолекулярных алкановых углеводородов нормального строения и образование кристаллами пространственного структур ного каркаса. Образовавшийся структурный каркас связывает углеводороды масла, находящиеся в жидком состоянии, и весь про дукт теряет подвижность.
258
Температура кристаллизации циклических углеводородов с бо-. новыми алкановыми цепочками, составляющих основную часть масел, ниже, чем у алкановых. Дистиллятные масла имеют более низкую температуру застывания по сравнению с остаточными.
Показателем, характеризующим подвижность масел при низ ких температурах, является температура застывания, т. е. та наи высшая температура, при которой масло теряет подвижность при испытании в стандартных условиях.
Застывшее масло невозможно без подогрева слить из цистер ны, залить в тару или в систему смазки машин. При застывании масла затрудняется пуск агрегатов в работу и наблюдается повы шенный износ смазываемых деталей.
Улучшение подвижности масел при низких температурах до стигается путем депарафинизации и добавления депрессаторов — присадок, понижающих температуру застывания. Депрессорными свойствами обладают алкилнафталины, алкилфенолы, диалкилди-
тиофосфаты металлов, полиметакрилаты и другие вещества. |
||||||
Практическое применение в |
качестве депрессорных |
присадок |
||||
в СССР |
получили депрессатор |
АзНИИ |
и присадка |
АзНИИ- |
||
ЦИАТИМ-1. |
Депрессатор АзНИИ |
представляет собой |
продукт |
|||
конденсации |
хлорированного парафина и нафталина. Он имеет |
|||||
следующее |
строение: |
|
|
|
|
|
С1-СН 2—R - ^ / x ^ ^ - R - C H 2-C1 |
r = c 22—С24 |
|
||||
Присадка АзНИИ-ЦИАТИМ-1 является |
многофункциональной |
|||||
присадкой |
алкилфенольного типа. |
|
|
|
||
За границей для понижения |
температуры застывания масел |
|||||
применяют |
депрессаторы парафлау |
и сантопур. |
|
Механизм действия депрессорных присадок заключается в сле дующем. Депрессатор обволакивает кристаллы парафина, предот вращает их сращивание и образование сплошного структурного каркаса.
Депрессатор оказывает положительный эффект при введении его в масло в количестве не более 1 % и в том случае, если в масле содержатся высокомолекулярные алканы или цикланы.
При введении в масло 0,5 % депрессатора температура его за стывания понижается в зависимости от свойств масла и присадки на 20—30° С.
ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ СВОЙСТВА
Значение противоизносных свойств. В узлах трения, работаю щих при высоких нагрузках и температурах, с очень большими от носительными скоростями сопряженных деталей, а также при ма лых скоростях перемещения деталей (пуск и остановка машин),
17* |
259 |