Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
Г л а в а 18. |
МАСЛА ДЛЯ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ |
|
ДВИГАТЕЛЕЙ И ТУРБИННЫЕ |
УСЛОВИЯ |
ПРИМЕНЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ |
Особенности условий работы. Современные воздушно-реактив ные двигатели (ВРД) имеют циркуляционную систему смазки (рис. 84). Основными узлами трения, к которым подается смазоч ное масло, являются: роликовые или шариковые подшипники комп рессора и газовой турбины, подшипники и шестерни различных приводов и регуляторов двигателя. В турбовинтовом двигателе (ТВД), кроме того, смазываются шестерни редуктора.
1
Рис. 84. Схема системы смазки ТРД:
/ —масляный бак; 2—нагнетательный насос; 3 —фильтр тонкой очистки; 4—коробка привода агрегатов; 5—подшипники компрессора; б-подшипник турбины; 7—отка чивающие насосы; б—центробежный воздухоотделитель; 9 —топливо-масляный ра диатор.
Особенности условий применения масел в ВРД в основном сво дятся к следующему:
—хорошая уравновешенность вала двигателя и значительно меньшие нагрузки в узлах трения, чем в поршневых двигателях;
—большие скорости относительного перемещения трущихся деталей; число оборотов вала турбокомпрессора достигает 12 000—
30000 об/мин;
— масло нагревается значительно меньше. Максимальная тем пература в подшипниках турбины — около 160° С при работе и до 270° С после прекращения обдува воздухом. В подшипниках комп рессора масло нагревается до 100—130° С;
287
— температура масла в подшипниках двигателей сверхзвуко вых самолетов значительно выше.
При небольшой емкости системы смазки масло в ней интенсив но циркулирует. Кратность циркуляции составляет 2—3 раза в ми нуту. При этом наблюдается вспенивание масла.
Масло используется в условиях низких температур, иногда до стигающих — 60° С.
Специфическими условиями работы масел в турбовинтовых дви гателях является общая система смазки двигателя и редуктора, где контактные напряжения сжатия между зубьями составляют свыше 10 000 кг/см2. При этом выделяется большое количество тепла и теплоотдача в масла в 3—4 раза выше, чем в ТРД.
Масла для ВРД должны обладать хорошими антифрикционны ми и противоизносными свойствами, высокой антиокислительной ■ стабильностью, не должны коррозировать детали, сильно испарять ся и вспениваться.
Особенно жесткие требования предъявляются к маслам для двигателей сверхзвуковых самолетов.
Сорта и назначение. В соответствии с условиями применения вырабатывают две группы масел: для турбореактивных и турбо винтовых двигателей. Обе группы включают нефтяные и синтети ческие масла.
Для турбореактивных двигателей самолетов с дозвуковыми ско ростями полета вырабатывают и применяют масла следующих ма рок. МК-8 представляет дистиллят из отборных бакинских нефтей, подвергнутый сернокислотной очистке. МК-6 является узкой фрак цией троицко-анастасьевской нефти, подвергнутой сернокислотной очистке. МС-6 получают путем селективной фенольной очистки узкой фракции из сернистых нефтей и добавления 0,2% антиокис лительной присадки ДБК-69 (ионола). МС-8 является более широ кой фракцией и получается таким же способом, что и МС-6.
Для двигателей самолетов со сверхзвуковыми скоростями по лета применяют следующие масла. МК-8п и МС-8п — базовые мас ла, в которые введено 0,6% присадки ДБК-69. Масло ВНИИ НГ1-50-1-4ф представляет собой диэфир карбоновой кислоты с при садками, улучшающими термоокислительную стабильность и противоизносные свойства. Масла 36/1 и 36/1 к являются синтетически ми продуктами, полученными на базе эфиров многоатомных спир тов и одноосновных органических кислот, к которым добавляют актиокислительные и противоизносные присадки.
Для турбовинтовых двигателей используют масла с большей вязкостью. Вначале для этого типа двигателей получили примене ние смеси авиационных масел МС-20 и МК-22 с маслами транс форматорными или МК-8.
Позже в качестве маловязкого компонента стали применять масла МС-6 и МК-6. Смеси составляют таким образом, чтобы их вязкость при использовании на двигателях малой мощности была 4—6 сст при 100° С, а на двигателях большой мощности—•
288
10—13 сст. Эти смеси применяют для ТВД и сейчас. Однако они обладают плохими вязкостно-температурными свойствами.
В настоящее время для двигателей этого типа применяют и другие масла, имеющие лучшие низкотемпературные свойства.
Масла ВНИИ НП-4у-2 и ВНИИ НП-4-2с получают путем за гущения маловязких фракций из бакинской и сернистых нефтей полимерами с добавлением антиокислительной и противоизносной присадок.
МН-7,5 представляет собой нефтяную основу, загущенную вяз костной присадкой и содержащую антиокислительную и противоизносную присадки.
Масло ВНИИ НП-7 является комбинацией синтетического мас ла на базе диэфиров и загущающей, антиокислительной и проти воизносной присадок.
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА
Антифрикционные и противоизносные свойства. Для обеспече ния легкого пуска ВРД, особенно при низкой температуре, а так же для уменьшения сопротив ления вращению вала турбо компрессора к антифрикцион ным свойствам масел предъяв ляются определенные требо вания.
Антифрикционные свойства характеризуются вязкостью и температурой застывания ма сел. В ТРД имеются возмож ность и необходимость приме нять маловязкие масла. Вяз кость этих масел должна быть
впределах 6—8 сст при 50°С
и2500—3000 сст при минус
40—50° С. Это |
обеспечивает |
|
||
минимальное |
число оборотов, |
|
||
необходимое для пуска двига |
|
|||
теля (1200—1500 |
об/мин). |
|
||
Хорошими вязкостно-тем |
|
|||
пературными свойствами обла |
|
|||
дают масла узкого фракцион |
|
|||
ного состава |
(МС-б и МК-6). |
|
||
В них не содержатся очень |
|
|||
легкие и очень тяжелые фрак |
|
|||
ции углеводородов. Испарение |
|
|||
легких фракций в процессе ра |
Рис. 85. Зависимость вязкости масел |
|||
боты двигателя из масел ши |
для ТРД от температуры: |
|||
/-М К -8; 2-МК-6; 3-36/1; 4-ВН И И НП-50-Мф; |
||||
рокого |
фракционного состава |
5-М С-6. |
||
19 Заказ |
№ 194. |
|
|
289 |
(МК.-8 и МС-8) приводит к резкому возрастанию их вязкости и по
вышению |
температуры застывания. При температуре минус 40° С |
|||
б я з к о с т ь |
этих масел возрастает в 4—5 раз; |
температура |
застыва |
|
ния повышается |
на 8—10° С. |
органических |
эфиров |
|
Синтетические |
масла на базе сложных |
также имеют хорошие вязкостно-температурные свойства. Харак тер зависимости вязкости масел для ТРД различного состава от температуры показан на графике (рис. 85).
Масла узкого фракционного состава обладают хорошими пусковыми свойствами и обес печивают пуск двигателей при очень низких температурах.
Пуск двигателя на маслах
МС-6 |
и МК-6 возможен при |
|
температуре до |
минус 40° С |
|
без подогрева, а |
на маслах |
|
МК-8 |
и МС-8 до минус 25 и |
|
минус |
30° С. |
|
Вязкость масел, при кото рой обеспечивается надежный пуск большей части ТВД,. обычно не превышает 40 ст. Такая величина вязкости для смесей масел, применяемых в настоящее время для ТВД, как следует из данных рис. 86. бу дет при минус 10 и минус 25° С. При пуске двигателя в усло виях более низких температур масло подогревают горячим воздухом.
|
Темперотура, °С |
Синтетические масла, при |
|||
Рис. |
86. Зависимость вязкости масел |
меняемые для ТВД, обладают |
|||
лучшими вязкостно-темпера |
|||||
|
для ТВД от температуры: |
турными свойствами. Так, мас- |
|||
/-см есь (70 МС-20 и 30°/о МС-6); |
2 - смесь 35% |
|
, |
|
|
мс-2о и 65%мс-6); з-внии нп-7;4-внии ло ВНИИ НП-4у-2 обеспечи- |
|||||
|
Hn-4vу-2. |
|
вает пуск двигателя при тем |
||
пературе до минус 40° С, масло |
ВНИИ |
НП-7 до минус |
30° С. |
||
Масла для ВРД должны обладать хорошими противоизыос- |
|||||
ными |
свойствами. Это |
обусловливается |
необходимостью |
умень |
шать износ подшипников и других узлов трения с целью увеличе ния срока службы двигателя. Высокие противоизносные свойства особенно важны для масел, применяемых в ТВД, имеющих общую систему смазки с редуктором.
Улучшение противоизносных свойств нефтяных масел для ТВД обеспечивается повышением их вязкости, достигаемым за счет
290
смешения маловязких масел с высоковязкими авиационными мас лами, имеющими значительно лучшие противоизносные свойства.
Синтетические масла для ВРД в 1,2—1,4 раза превосходят по противоизносным свойствам нефтяные масла. Это объясняется вы соким содержанием в них поверхностно-активных веществ.
Термоокислительная стабильность. Смазочные масла в ВРД дли тельное время контактируют с деталями, имеющими температуру 140—160° С в двигателях самолетов, и до 250° С — в двигателях са молетов со сверхзвуковой скоростью полета. Это предъявляет вы сокие требования к термоокислительной стабильности масел.
По термоокислительной стабильности масла селективной очист ки МС-6 и МС-8 несколько уступают маслам кислотно-контактной очистки МК-6 и МК-8 из бакинских нефтей (табл. 37).
Более высокая |
стабиль |
|
|
Т а б л и ц а |
37 |
||||
ность масел |
МК-6 |
и МК-8 |
|
|
|||||
Термоокислительная стабильность масел |
|||||||||
обусловливается |
|
большим |
|||||||
|
для |
ТРД (окисление |
по ВТИ , |
|
|||||
содержанием в них полицик |
|
7 = 1 2 0 ° С , т = 1 4 |
ч) |
|
|||||
лических |
ароматических |
|
Кислотное |
|
|
||||
углеводородов, |
являющихся |
МАСЛО |
Количество |
||||||
число, |
мг КОН |
||||||||
естественными |
антиокисли |
|
на |
1 г |
осадка, |
°/0 |
|||
телями. Основная часть та |
|
0,21 |
|
|
|||||
ких углеводородов |
удаляет |
МК-6 |
0,07 |
|
|||||
ся при очистке, особенно се |
МК-8 |
0,20 |
0,04 |
|
|||||
лективными |
|
растворите |
МС-6 |
0,34 |
0,14 |
|
|||
лями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Основными способами улучшения термоокислительной стабиль ности масел для ТРД являются подбор оптимального углеводород ного состава и добавление антиокислительной присадки ионола в количестве 0,2—0,6%. Масла, стабилизированные этой присадкой, можно применять в двигателях при температуре масла 100—140° С. При повышении температуры ускоряется процесс окисления масла, увеличивается количество продуктов окисления и сокращается срок службы масла.
Смеси нефтяных масел, применяющиеся для ТВД, по термо окислительной стабильности несколько превосходят дистиллятные масла для ТРД без присадок. Однако и они не могут длительно работать при' температуре выше 100°С.
Синтетические масла на базе сложных органических эфиров, особенно полученных при использовании многоатомных спиртов, обладают более высокой термоокислительной стабильностью. Мас ла на основе диэфиров работоспособны при температуре до 175° С, а на базе пентоэритритовых эфиров — до 200° С.
Масла на базе полиалкиленгликолей при высоких температурах (200° С) не окисляются и не образуют продуктов уплотнения, а разлагаются с образованием летучих веществ.
Коррозионность и защитные свойства. Нефтяные масла, при меняемые для ТРД, по коррозионности различаются между собой.
19* |
291 |