Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дистиллятные масла МК-6 и МК-8 обладают повышенной корро­ зионной активностью по отношению к свинцу и его сплавам, а МС-6 и МС-8 коррозируют эти сплавы значительно в меньшей сте­ пени. Обусловливается это наличием в их составе природных сер­ нистых соединений, способных образовывать на металлах защитную пленку, хотя и недостаточно прочную. Смеси масел, применяемых для ТВД, имеют еще меньшую коррозионность.

Синтетические масла на базе сложных органических эфиров и полигликолей при окислении образуют коррозионно-агрессив­ ные вещества и вызывают коррозию деталей двигателя. Способ­ ность полигликолей поглощать влагу из воздуха приводит к повы­ шению их коррозионности. Добавление антиокислительных приса­ док к маслам позволяет снизить их окисляемость и коррозионность.

Испаряемость и вспенивание. При полете самолета на больших высотах в силу пониженного атмосферного давления создаются условия для потерь масла из системы смазки за счет испарения. Интенсивное испарение легких фракций из масла происходит так­ же вследствие повышения его температуры, распыления форсун­ ками и перемешивания с воздухом.

Испарение легких фракций из масла приводит к повышению его расхода и ухудшению низкотемпературных свойств.

Наименьшей испаряемостью в рабочих условиях обладают син­ тетические масла, так как они не содержат легких фракций и име­ ют однородный состав. Нефтяные масла в тех же условиях испа­ ряются весьма значительно.

Смазочные масла в процессе работы ВРД вспениваются и об­ разуют воздушно-масляную эмульсию. Это приводит к ухудшению условий смазки и затрудняет работу откачивающих масляных на­ сосов.

Вспенивание масел зависит от их вязкости и поверхностного натяжения. Маловязкие нефтяные масла вспениваются сильнее, чем высоковязкие. Масла, содержащие большое количество арома­ тических углеводородов и, следовательно, имеющие большее по­ верхностное натяжение, образуют более устойчивую пену. Синте­ тические смазочные масла, особенно на базе полисилоксанов, вспе­ ниваются незначительно.

При повышении интенсивности циркуляции в системе вспени­ вание масла увеличивается, а температура понижается. Для умень­ шения вспенивания масла для ВРД подвергают глубокой очистке

и добавляют к ним антипенные присадки. Наибольшее применение

вкачестве присадок такого типа получили полисилоксановые жидкости (например, ПМС-200А).

Благодаря высокому качеству и строгому соблюдению правил эксплуатации самолетов, а также хранения и транспортирования масел срок службы их в двигателях сравнительно большой. Неф­ тяные масла заменяют через 200—300 часов работы, а синтетиче­ ские не заменяют в течение всего ресурса двигателя.

292


Т У Р Б И Н Н Ы Е М А С Л А

Масла для газовых турбин. Система смазки газотурбинных дви­ гателей, установленных на различных машинах и кораблях ВМФ, по конструкции мало отличается от системы смазки ТВД.

Число оборотов вала газовой турбины в минуту достигает 5000—10 000. Это позволяет применять для газовых турбин масла малой вязкости, обеспечивающие легкий пуск и снижение затрат энергии на трение в узлах. При большом числе оборотов турбины интенсивно выделяется тепло. Кроме того, масло нагревается от горячих частей турбины, особенно в момент остановки. В результа­ те температура масла достигает 100— 120°С и выше. Эго приводит к испарению легких фракций из масла, окислению, повышению его вязкости, образованию продуктов уплотнения и кислот. Процесс окисления усиливается при интенсивной циркуляции масла, спо­ собствующей насыщению его кислородом воздуха.

Продукты окисления образуют отложения на смазываемых де­ талях и вызывают их коррозию.

В новых газотурбинных установках (ГТУ) редуктор смазыва­ ется тем же маслом, что и двигатель.

Требования к качеству масел для газотурбинных двигателей определяются в основном условиями их применения. Эти требова­ ния сводятся к следующему. Масла должны обладать небольшим уровнем вязкости, иметь хорошие вязкостно-температурные и аротивоизносные свойства, быть стабильными против окисления и не коррозировать детали турбины.

На первых ГТУ, установленных на кораблях, турбина смазы­ валась маловязким трансформаторным маслом, а редуктор высо­

ковязким

авиационным маслом

(МС-20,

МК-22). Это создавало

большие

неудобства при

обслуживании

установок.

В настоящее время для

ГТУ

разработано единое масло, пред­

ставляющее собой трансформаторное масло с добавкой противоизносной присадки совол (0,8—1,2%) и антиокислительной — нонол (0,5—0,8%).

Эксплуатационные свойства масел. Вязкость масел для газо­ вых турбин обычно лежит в пределах 7— 10 сст при 50°С. Это обеспечивает легкий пуск ГТУ, небольшие потери энергии на тре­ ние в узлах и интенсивный отвод тепла от них.

Трансформаторное масло без присадки обладает недостаточны­ ми противоизносными свойствами и не обеспечивает защиту от из­ носа шестерен редуктора. При добавлении к маслу присадки со­ вол в количестве 1 % противоизносные свойства улучшаются в 1.5 раза, что оказывается достаточным для обеспечения нормаль­ ной работы редуктора.

Для повышения антиокислительной стабильности в масло до­ бавляют присадку ионол в количестве 0,5%. Эго значительно сни­ жает осадкообразование и коррозию подшипников турбины. Срок службы масла в ГТУ составляет около 500 часов.

293


Масла для паровых турбин. Система смазки турбозубчатых аг­ регатов (ТЗА), устанавливаемых на кораблях ВМФ и судах, со­ стоит (рис. 87) из масляной цистерны, насосов, фильтров, холо­ дильников, водоотделителя (сепаратора), системы регулирования и смазываемых узлов (подшипники турбины и редуктора, шестерни редуктора).

Рис. 87. Схема системы смазки ТЗА:

/ —масляная цистерна; 2 —нагнетательный насос; 3

—масляный

 

фильтр; 4 —система регулирования; о—сепаратор; 6

—масляный

 

холодильник; 7—подшипники турбины; 8 редуктор;

9 ~ откачи­

 

 

 

вающий насос.

 

 

Вал турбины вращается в баббитовых вкладышах подшипников

с большой скоростью (п=2000—5000 об/мин).

небольшие

Удельные

нагрузки

на подшипники вала турбины

и составляют

15—14

кг/см2, а на зубья редуктора

достигают

20 000 кг/см2.

В ТЗА масло выполняет следующие основные функции: снижа­ ет трение и охлаждает трущиеся поверхности, защищает детали от коррозии и обеспечивает работу механизмов регулирования.

При большом числе оборотов и небольшой нагрузке на вклады­ ши подшипников можно применять масла относительно невысокой вязкости, но с хорошими противоизносными свойствами.

В процессе работы ТЗА масло нагревается до 50—65° С. Даже при этой температуре, но при контакте с кислородом воздуха и ме­ таллами масло окисляется с образованием коррозионных продук­ тов и осадков, что сокращает срок его службы.

Специфической особенностью условий применения масел в па­ ровых турбинах является попадание забортной воды или конден­ сата в систему смазки. При циркуляции масла образуется доволь­ но стойкая водо-масляная эмульсия, нарушающая режим смазки

294


турбины. Морская вода, кроме того, вызывает коррозию подшип­ ников и шеек вала гребного винта.

Турбинные масла должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь определенный для данных условий примене­ ния уровень вязкости и хорошие вязкостно-температурные свойст­ ва, обладать хорошими противоизносными свойствами, не окис­ ляться и не вызывать коррозии деталей турбины, защищать сма­ зываемые детали от коррозии в условиях контакта с морской водой.

Учитывая, что выпускают турбины с различными числами обо­ ротов и разной мощности, для их эксплуатации вырабатывают во­ семь марок турбинных масел: Т-22, Т-22п, Т-30, Т-46, Т-46п, ТС-46, ТС-46п, Т-57. Цифры, входящие в маркировку турбинных масел, обозначают среднюю величину их вязкости при 50° С в сст.

Масла Т-22, Т-30 и Т-46 являются дистиллятными продуктами. Их получают кислотно-щелочной очисткой из бакинских и эмбинских нефтей. Масло ТС-46 вырабатывают путем селективной очи­ стки дистиллята из сернистых нефтей. В масле Т-22п содержится 0.01% антиокислительной присадки параоксидифениламина, а в маслах Т-46 и ТС-46п — по 0,2% олеиновой кислоты. Т-57 пред­ ставляет собой смесь авиационного масла МС-20 с маслом Т-30.

Масла Т-22 и Т-22п предназначаются для паровых турбин ма­ лой, средней и большой мощности, работающих с п= 3000 об/мин, и гидротурбин с горизонтальным валом. Масло Т-30 применяют для паровых турбин малой и средней мощности, эксплуатирующихся при п 2000 об/мин, и гидротурбин с вертикальным валом.

В турбозубчатых установках кораблей ВМФ и транспортных судов применяют в основном масла Т-46, Т-46п, ТС-46, ТС-46п. Масло Т-57 на военных кораблях применяют только для смазки редукторов. Оно используется также на судах, имеющих общую систему смазки турбины и редуктора.

Эксплуатационные свойства масел. Вязкость турбинных масел в зависимости от марки и предназначения колеблется в пределах от 20 до 59 сст при 50° С. Все дистиллятные масла обладают удов­ летворительными вязкостно-температурными свойствами и только масло Т-57 значительно уступает остальным в этом отношении.

Подвижность турбинных масел не имеет большого значения поскольку турбозубчатые агрегаты обычно эксплуатируются в за­ крытых помещениях. Однако она оказывает большое влияние на перекачку масла на складах и заполнение масляных бакоЕ.

Отсутствие легких фракций в турбинных маслах, которые мо­ гут загрязнять атмосферу или создавать пожарную опасность в закрытых помещениях, нормируется температурой вспышки, ко­ торая должна быть не ниже 180° С.

При окислении масел в ТЗА образуются нерастворимые в мас­ ле продукты, загрязняющие систему смазки, забивающие масляные фильтры, снижающие эффективность действия маслоохладителей и системы регулирования. Некоторые продукты окисления вызы­ вают коррозию металлов, особенно цветные сплавы вкладышей

295


подшипников. Образующиеся продукты коррозии (мыла) заметно ускоряют процесс окисления масла. Стабильность турбинных ма­ сел оценивают по методу ВТИ, сущность которого заключается в окислении масла в объеме при 120° С кислородом в течение 14 часов.

Для повышения стабильности турбинные масла подвергают тщательной очистке для удаления органических кислот, мыл и смо­ листых веществ, а также добавляют к ним антиокислительные при­ садки. Обычно для этой цели используется параоксидифениламин.

Деэмульгирующая способность турбинных масел характеризу­ ется временем, которое необходимо для полного расслаивания эмульсии, образующейся при промывке масла конденсатом или при загрязнении его забортной водой. Время деэмульсации тур­ бинных масел не должно превышать 8 минут. Оно резко возрастает при попадании в масло продуктов окисления и коррозии (рис. 88).

0,02 0.04 0,06 0,06 0/

Содержание нсиртетта железа.,%

Рис. 88. Влияние нафтенатов на деэмуль­ гирующие свойства масел:

где х—время (в мин) полного отделения воды от масла;

1—турбинное 22; 2 —турбинное 30.

Большая емкость масляных цистерн, тщательная фильтрация, промывка конденсатом, деэмульсация и отстой обеспечивают дли­ тельное сохранение качества масел и продолжительную эксплуа­ тацию ТЗА без замены масла.

Гл а в а 19. ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА

ИМАСЛА ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И СОРТА ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ

Условия применения масел. Для смазки агрегатов трансмиссии автомобилей, тракторов, бронетранспортеров, танков, самолетов, вертолетов и других машин применяют трансмиссионные масла.

Агрегаты трансмиссии являются различными зубчатыми пере­ дачами: цилиндрическими, коническими, гипоидными, червячны­ ми и др.

Условия применения масел в агрегатах трансмиссии характери­ зуются высокими контактными нагрузками на зубья, большими скоростями скольжения поверхностей зацепления и высокими мест­ ными температурами. В обычных трансмиссиях удельные нагруз­ ки на зубья в местах контакта находятся в пределах 5—20 тыс. кг/см2, а в гипоидных передачах достигают 40—50 тыс. кг/см2. Поэтому трущиеся детали агрегатов трансмиссии, как правило, ра­ ботают на режиме полужидкостной и граничной смазки.

Местная температура масла в зоне контакта зубьев достигает 350—400° С. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии может колебаться в широких пределах.

Различают минимальную, среднюю и максимальную темпера­ туры масла в картере трансмиссий машин. Минимальная равна температуре окружающего воздуха при неработающем агрегате (— 60 -е + 10° С ), средняя — обычная эксплуатационная темпера­ тура (20 н -50°С), а максимальная наблюдается при наиболее ин­ тенсивной работе агрегатов трансмиссии в летний период (70 -н 100°С). Наиболее высокие температуры масла будут при эксплуа­

тации

машин в южной климатической зоне.

В

соответствии с особенностями условий работы агрегатов к

трансмиссионным маслам предъявляются следующие основные требования: высокие противоизносные свойства, достаточная антиокислительная стабильность и хорошие низкотемпературные свой­ ства.

Правильный выбор трансмиссионных масел во многом опреде­

ляют надежность и эффективность работы и срок службы

агрега­

тов трансмиссии, выражающиеся в характере

трогания машин с

места,

затратах энергии на трение, износе

сопряженных

дета­

лей и

др.

следующие

масла,

Для

механических трансмиссий выпускают

используемые для различных машин. Автотракторное трансмисси­ онное масло (нигрол) представляет собой вязкий остаточный про­ дукт, получаемый при прямой перегонке нефти. Выпускают две марки нигрола: летний и зимний, различающиеся по вязкости. Мас­ ла ТАп-10 и ТАп-15 получают разбавлением летнего нигоола ма­ ловязким дистиллятом и введением противоизносных присадок ЭЗ-5 или ЛЗ-6/9. ТАп-15В изготавливают путем разбавления экс­

297