Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
Дистиллятные масла МК-6 и МК-8 обладают повышенной корро зионной активностью по отношению к свинцу и его сплавам, а МС-6 и МС-8 коррозируют эти сплавы значительно в меньшей сте пени. Обусловливается это наличием в их составе природных сер нистых соединений, способных образовывать на металлах защитную пленку, хотя и недостаточно прочную. Смеси масел, применяемых для ТВД, имеют еще меньшую коррозионность.
Синтетические масла на базе сложных органических эфиров и полигликолей при окислении образуют коррозионно-агрессив ные вещества и вызывают коррозию деталей двигателя. Способ ность полигликолей поглощать влагу из воздуха приводит к повы шению их коррозионности. Добавление антиокислительных приса док к маслам позволяет снизить их окисляемость и коррозионность.
Испаряемость и вспенивание. При полете самолета на больших высотах в силу пониженного атмосферного давления создаются условия для потерь масла из системы смазки за счет испарения. Интенсивное испарение легких фракций из масла происходит так же вследствие повышения его температуры, распыления форсун ками и перемешивания с воздухом.
Испарение легких фракций из масла приводит к повышению его расхода и ухудшению низкотемпературных свойств.
Наименьшей испаряемостью в рабочих условиях обладают син тетические масла, так как они не содержат легких фракций и име ют однородный состав. Нефтяные масла в тех же условиях испа ряются весьма значительно.
Смазочные масла в процессе работы ВРД вспениваются и об разуют воздушно-масляную эмульсию. Это приводит к ухудшению условий смазки и затрудняет работу откачивающих масляных на сосов.
Вспенивание масел зависит от их вязкости и поверхностного натяжения. Маловязкие нефтяные масла вспениваются сильнее, чем высоковязкие. Масла, содержащие большое количество арома тических углеводородов и, следовательно, имеющие большее по верхностное натяжение, образуют более устойчивую пену. Синте тические смазочные масла, особенно на базе полисилоксанов, вспе ниваются незначительно.
При повышении интенсивности циркуляции в системе вспени вание масла увеличивается, а температура понижается. Для умень шения вспенивания масла для ВРД подвергают глубокой очистке
и добавляют к ним антипенные присадки. Наибольшее применение
вкачестве присадок такого типа получили полисилоксановые жидкости (например, ПМС-200А).
Благодаря высокому качеству и строгому соблюдению правил эксплуатации самолетов, а также хранения и транспортирования масел срок службы их в двигателях сравнительно большой. Неф тяные масла заменяют через 200—300 часов работы, а синтетиче ские не заменяют в течение всего ресурса двигателя.
292
Т У Р Б И Н Н Ы Е М А С Л А
Масла для газовых турбин. Система смазки газотурбинных дви гателей, установленных на различных машинах и кораблях ВМФ, по конструкции мало отличается от системы смазки ТВД.
Число оборотов вала газовой турбины в минуту достигает 5000—10 000. Это позволяет применять для газовых турбин масла малой вязкости, обеспечивающие легкий пуск и снижение затрат энергии на трение в узлах. При большом числе оборотов турбины интенсивно выделяется тепло. Кроме того, масло нагревается от горячих частей турбины, особенно в момент остановки. В результа те температура масла достигает 100— 120°С и выше. Эго приводит к испарению легких фракций из масла, окислению, повышению его вязкости, образованию продуктов уплотнения и кислот. Процесс окисления усиливается при интенсивной циркуляции масла, спо собствующей насыщению его кислородом воздуха.
Продукты окисления образуют отложения на смазываемых де талях и вызывают их коррозию.
В новых газотурбинных установках (ГТУ) редуктор смазыва ется тем же маслом, что и двигатель.
Требования к качеству масел для газотурбинных двигателей определяются в основном условиями их применения. Эти требова ния сводятся к следующему. Масла должны обладать небольшим уровнем вязкости, иметь хорошие вязкостно-температурные и аротивоизносные свойства, быть стабильными против окисления и не коррозировать детали турбины.
На первых ГТУ, установленных на кораблях, турбина смазы валась маловязким трансформаторным маслом, а редуктор высо
ковязким |
авиационным маслом |
(МС-20, |
МК-22). Это создавало |
|
большие |
неудобства при |
обслуживании |
установок. |
|
В настоящее время для |
ГТУ |
разработано единое масло, пред |
ставляющее собой трансформаторное масло с добавкой противоизносной присадки совол (0,8—1,2%) и антиокислительной — нонол (0,5—0,8%).
Эксплуатационные свойства масел. Вязкость масел для газо вых турбин обычно лежит в пределах 7— 10 сст при 50°С. Это обеспечивает легкий пуск ГТУ, небольшие потери энергии на тре ние в узлах и интенсивный отвод тепла от них.
Трансформаторное масло без присадки обладает недостаточны ми противоизносными свойствами и не обеспечивает защиту от из носа шестерен редуктора. При добавлении к маслу присадки со вол в количестве 1 % противоизносные свойства улучшаются в 1.5 раза, что оказывается достаточным для обеспечения нормаль ной работы редуктора.
Для повышения антиокислительной стабильности в масло до бавляют присадку ионол в количестве 0,5%. Эго значительно сни жает осадкообразование и коррозию подшипников турбины. Срок службы масла в ГТУ составляет около 500 часов.
293
Масла для паровых турбин. Система смазки турбозубчатых аг регатов (ТЗА), устанавливаемых на кораблях ВМФ и судах, со стоит (рис. 87) из масляной цистерны, насосов, фильтров, холо дильников, водоотделителя (сепаратора), системы регулирования и смазываемых узлов (подшипники турбины и редуктора, шестерни редуктора).
Рис. 87. Схема системы смазки ТЗА:
/ —масляная цистерна; 2 —нагнетательный насос; 3 |
—масляный |
|
||
фильтр; 4 —система регулирования; о—сепаратор; 6 |
—масляный |
|
||
холодильник; 7—подшипники турбины; 8 —редуктор; |
9 ~ откачи |
|
||
|
|
вающий насос. |
|
|
Вал турбины вращается в баббитовых вкладышах подшипников |
||||
с большой скоростью (п=2000—5000 об/мин). |
небольшие |
|||
Удельные |
нагрузки |
на подшипники вала турбины |
||
и составляют |
15—14 |
кг/см2, а на зубья редуктора |
достигают |
20 000 кг/см2.
В ТЗА масло выполняет следующие основные функции: снижа ет трение и охлаждает трущиеся поверхности, защищает детали от коррозии и обеспечивает работу механизмов регулирования.
При большом числе оборотов и небольшой нагрузке на вклады ши подшипников можно применять масла относительно невысокой вязкости, но с хорошими противоизносными свойствами.
В процессе работы ТЗА масло нагревается до 50—65° С. Даже при этой температуре, но при контакте с кислородом воздуха и ме таллами масло окисляется с образованием коррозионных продук тов и осадков, что сокращает срок его службы.
Специфической особенностью условий применения масел в па ровых турбинах является попадание забортной воды или конден сата в систему смазки. При циркуляции масла образуется доволь но стойкая водо-масляная эмульсия, нарушающая режим смазки
294
турбины. Морская вода, кроме того, вызывает коррозию подшип ников и шеек вала гребного винта.
Турбинные масла должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь определенный для данных условий примене ния уровень вязкости и хорошие вязкостно-температурные свойст ва, обладать хорошими противоизносными свойствами, не окис ляться и не вызывать коррозии деталей турбины, защищать сма зываемые детали от коррозии в условиях контакта с морской водой.
Учитывая, что выпускают турбины с различными числами обо ротов и разной мощности, для их эксплуатации вырабатывают во семь марок турбинных масел: Т-22, Т-22п, Т-30, Т-46, Т-46п, ТС-46, ТС-46п, Т-57. Цифры, входящие в маркировку турбинных масел, обозначают среднюю величину их вязкости при 50° С в сст.
Масла Т-22, Т-30 и Т-46 являются дистиллятными продуктами. Их получают кислотно-щелочной очисткой из бакинских и эмбинских нефтей. Масло ТС-46 вырабатывают путем селективной очи стки дистиллята из сернистых нефтей. В масле Т-22п содержится 0.01% антиокислительной присадки параоксидифениламина, а в маслах Т-46 и ТС-46п — по 0,2% олеиновой кислоты. Т-57 пред ставляет собой смесь авиационного масла МС-20 с маслом Т-30.
Масла Т-22 и Т-22п предназначаются для паровых турбин ма лой, средней и большой мощности, работающих с п= 3000 об/мин, и гидротурбин с горизонтальным валом. Масло Т-30 применяют для паровых турбин малой и средней мощности, эксплуатирующихся при п —2000 об/мин, и гидротурбин с вертикальным валом.
В турбозубчатых установках кораблей ВМФ и транспортных судов применяют в основном масла Т-46, Т-46п, ТС-46, ТС-46п. Масло Т-57 на военных кораблях применяют только для смазки редукторов. Оно используется также на судах, имеющих общую систему смазки турбины и редуктора.
Эксплуатационные свойства масел. Вязкость турбинных масел в зависимости от марки и предназначения колеблется в пределах от 20 до 59 сст при 50° С. Все дистиллятные масла обладают удов летворительными вязкостно-температурными свойствами и только масло Т-57 значительно уступает остальным в этом отношении.
Подвижность турбинных масел не имеет большого значения поскольку турбозубчатые агрегаты обычно эксплуатируются в за крытых помещениях. Однако она оказывает большое влияние на перекачку масла на складах и заполнение масляных бакоЕ.
Отсутствие легких фракций в турбинных маслах, которые мо гут загрязнять атмосферу или создавать пожарную опасность в закрытых помещениях, нормируется температурой вспышки, ко торая должна быть не ниже 180° С.
При окислении масел в ТЗА образуются нерастворимые в мас ле продукты, загрязняющие систему смазки, забивающие масляные фильтры, снижающие эффективность действия маслоохладителей и системы регулирования. Некоторые продукты окисления вызы вают коррозию металлов, особенно цветные сплавы вкладышей
295
подшипников. Образующиеся продукты коррозии (мыла) заметно ускоряют процесс окисления масла. Стабильность турбинных ма сел оценивают по методу ВТИ, сущность которого заключается в окислении масла в объеме при 120° С кислородом в течение 14 часов.
Для повышения стабильности турбинные масла подвергают тщательной очистке для удаления органических кислот, мыл и смо листых веществ, а также добавляют к ним антиокислительные при садки. Обычно для этой цели используется параоксидифениламин.
Деэмульгирующая способность турбинных масел характеризу ется временем, которое необходимо для полного расслаивания эмульсии, образующейся при промывке масла конденсатом или при загрязнении его забортной водой. Время деэмульсации тур бинных масел не должно превышать 8 минут. Оно резко возрастает при попадании в масло продуктов окисления и коррозии (рис. 88).
0,02 0.04 0,06 0,06 0/
Содержание нсиртетта железа.,%
Рис. 88. Влияние нафтенатов на деэмуль гирующие свойства масел:
где х—время (в мин) полного отделения воды от масла;
1—турбинное 22; 2 —турбинное 30.
Большая емкость масляных цистерн, тщательная фильтрация, промывка конденсатом, деэмульсация и отстой обеспечивают дли тельное сохранение качества масел и продолжительную эксплуа тацию ТЗА без замены масла.
Гл а в а 19. ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА
ИМАСЛА ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И СОРТА ТРАНСМИССИОННЫХ МАСЕЛ
Условия применения масел. Для смазки агрегатов трансмиссии автомобилей, тракторов, бронетранспортеров, танков, самолетов, вертолетов и других машин применяют трансмиссионные масла.
Агрегаты трансмиссии являются различными зубчатыми пере дачами: цилиндрическими, коническими, гипоидными, червячны ми и др.
Условия применения масел в агрегатах трансмиссии характери зуются высокими контактными нагрузками на зубья, большими скоростями скольжения поверхностей зацепления и высокими мест ными температурами. В обычных трансмиссиях удельные нагруз ки на зубья в местах контакта находятся в пределах 5—20 тыс. кг/см2, а в гипоидных передачах достигают 40—50 тыс. кг/см2. Поэтому трущиеся детали агрегатов трансмиссии, как правило, ра ботают на режиме полужидкостной и граничной смазки.
Местная температура масла в зоне контакта зубьев достигает 350—400° С. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссии может колебаться в широких пределах.
Различают минимальную, среднюю и максимальную темпера туры масла в картере трансмиссий машин. Минимальная равна температуре окружающего воздуха при неработающем агрегате (— 60 -е + 10° С ), средняя — обычная эксплуатационная темпера тура (20 н -50°С), а максимальная наблюдается при наиболее ин тенсивной работе агрегатов трансмиссии в летний период (70 -н 100°С). Наиболее высокие температуры масла будут при эксплуа
тации |
машин в южной климатической зоне. |
В |
соответствии с особенностями условий работы агрегатов к |
трансмиссионным маслам предъявляются следующие основные требования: высокие противоизносные свойства, достаточная антиокислительная стабильность и хорошие низкотемпературные свой ства.
Правильный выбор трансмиссионных масел во многом опреде
ляют надежность и эффективность работы и срок службы |
агрега |
||
тов трансмиссии, выражающиеся в характере |
трогания машин с |
||
места, |
затратах энергии на трение, износе |
сопряженных |
дета |
лей и |
др. |
следующие |
масла, |
Для |
механических трансмиссий выпускают |
используемые для различных машин. Автотракторное трансмисси онное масло (нигрол) представляет собой вязкий остаточный про дукт, получаемый при прямой перегонке нефти. Выпускают две марки нигрола: летний и зимний, различающиеся по вязкости. Мас ла ТАп-10 и ТАп-15 получают разбавлением летнего нигоола ма ловязким дистиллятом и введением противоизносных присадок ЭЗ-5 или ЛЗ-6/9. ТАп-15В изготавливают путем разбавления экс
297