Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
тракта селективной очистки масел маловязким компонентом и до бавления 6% присадки ОТП (осерненный тетрамер пропилена), улучшающей противоизносные свойства.
Масло ТС-14,5 представляет собой смесь экстракта, получае мого при селективной очистке масел из сернистых нефтей с маловязким маслом. ТСп-14 получают путем добавления к маслу ТС-14,5 противоизносных присадок (ОТП, Л3-23к и др.). ТС-10 изготавли вают путем смешения вапорного деасфильтизата и велосита и до бавления 6% присадки ОТП. ТС-14-ГИП является смесью оста точного и дистиллятного компонентов масел селективной очистки из сернистых нефтей, в которую введены присадки: противоизносная хлорэф-40, депрессорная — АзНИИ-ЦИАТИМ-1 и антипенная — ПМС-200А.
Вязкость трансмиссионных масел в стандартах нормируется при 100° С в сст. Масла с вязкостью 10 сст применяют для агрега тов трансмиссий автомобилей, тракторов и других машин, кроме гипоидных передач, в северной зоне в зимний период. Масла с вяз костью 15 сст применяют для тех же машин в Средней и Южной зонах в течение круглого года.
Масло ТС-14-ГИП применяют для гипоидных передач новых грузовых автомобилей. В перспективе трансмиссионные масла бу дут получать на базе очищенных дистиллятов и остатков с добав кой присадок, улучшающих эксплуатационные свойства, в том числе полимеров (например, масло ТСЗ-9).
По новой классификации предусмотрен выпуск трансмиссион ных масел следующих марок: Т-10, Т-20, Т-30 без присадок и Тп-10, Т п-15, Тп-20 с присадками; а для гипоидных передач — ТГ-10 и ТГ-15, где вязкость указана в сст при 100° С.
Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел. Одним из важнейших эксплуатационных свойств этих масел являются про тивоизносные.
Для получения масел с высокими противоизносными свойства ми их вырабатывают на базе высоковязких продуктов, содержа щих большое количество полярных и поверхностно-активных ве ществ. При большей вязкости трансмиссионные масла выдержи вают более высокую нагрузку и защищают детали от износа. По лярные вещества проявляют расклинивающее, а поверхностно-ак тивные — полирующее действие. Все это способствует уменьшению износа деталей агрегатов трансмиссии.
Трансмиссионные масла без присадок хотя и содержат природ ные полярные и поверхностно-активные вещества, все же не могут обеспечить надежную и длительную работу агрегатов трансмис сий, имеющих повышенные нагрузки и температуры. Поэтому к большинству трансмиссионных масел добавляют противоизносные присадки: ЭЗ-5, ЛЗ-6/9, ОТП, ЭФО, хлорэф-40 и др.
Противоизносные свойства трансмиссионных масел оценивают ся на машинах трения.
298
Для трансмиссионных масел важное значение имеют и антифракционные свойства. Затраты энергии на трение в агрегате свя заны с величиной вязкости смазочного масла, которая в свою оче редь зависит от температуры.
Существует предельное значение вязкости, при котором пуск в работу агрегатов трансмиссии невозможен. Для автомобильных трансмиссий максимальная величина вязкости масла при пуске не должна превышать 4500 пз.
При высокой вязкости масла наблюдаются большие потери мощности на трение в агрегатах трансмиссии. Поэтому величина вязкости автотракторных трансмиссионных масел при средней экс плуатационной температуре должна быть не более 10— 15 пз.
Минимально допустимая величина вязкости при максимальной температуре связана с износом деталей и возможностью сальнико вых уплотнений предотвращать утечку масла из агрегатов транс миссии. Нижний предел вязкости масел для механических транс миссий обычно составляет 10—15 сст.
При работе в трансмиссии масла нагревают до сравнительно высоких температур (летом до 70—100°С). При этих температурах трансмиссионные масла окисляются с образованием продуктов уплотнения и осадков. Причиной недостаточной антиокислительной стабильности масел является наличие в них смолисто-асфаль товых веществ, которые специально оставляют в маслах для улуч шения противоизносных свойств.
Трансмиссионные масла практически не вызывают коррозии де талей даже при температурах порядка 100°С. Они способны защи щать смазываемые детали трансмиссии от коррозии под действием внешней среды.
В агрегатах трансмиссий качество масел ухудшается не так быстро, как в двигателях, так как они работают при более низких температурах. Поэтому сроки службы масел значительно выше. Так, срок работы трансмиссионных масел без присадок составляет ■5—6 тыс. км пробега машин, масел ТАп-10 и ТАп-15— 12— 15 тыс. км, ТАп-15В и ТС-14гип — 25—30 тыс. км.
МАСЛА ДЛЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСМИССИЙ
В гидромеханических трансмиссиях смазочное масло обеспечи вает смазку зубчатых передач и выполняет функции рабочей жид кости в гидротрансформаторах, гидромуфтах и гидроусилителях.
Температура масла в гидротрансформаторах в зависимости ог их конструкции поднимается до 130° С, а иногда достигает 175° С.
Постоянный контакт масла с воздухом и перемешивание его в условиях высоких температур вызывает окисление масла с обра зованием кислых продуктов и осадков. Образование осадков мо жет привести к засорению масляных трубок и каналов и наруше нию работы агрегата, а кислые продукты коррозируют детали.
299
К маслам для гидромеханических трансмиссий предъявляются следующие специфические требования. Они должны обладать большой плотностью, что позволяет уменьшить габариты агрегата при передаче одинаковой мощности; иметь хорошие фрикционные свойства для обеспечения нормальной работы дисков сцепления. Масла не должны коррозировать металлические и разрушать ре зиновые уплотнительные детали, а также сильно вспениваться.
Масла для гидромеханических передач в основном получают путем загущения маловязкой нефтяной основы вязкостными при садками с добавлением антиокислительных, противоизноснйх и антипенных присадок.
Для гидромеханических трансмиссий в настоящее время выпу скают масло марок А и Р.
Масло марки А получают путем загущения маловязкого масла селективной очистки полиизобутиленом с добавкой 2,5% присадки MACK, 2% — ДФ-11 и 0,005% — ПхМС-200А. Масло имеет вязкость при 50° С 25—30 сст и температуру застывания ниже — 40° ^ П р и меняется для гидротрансформаторов и автоматических коробок передач автомобилей.
Масло марки Р получают таким же способом, как и масло мар ки А, но загущают до меньшего уровня вязкости. Оно имеет вяз кость 12—14 сст при 50° С и температуру застывания ниже — 45° С. Предназначено для гидроусилителей рулей и гидрообъемных пе редач машин.
В гидромеханических передачах масла заменяют при сезонном обслуживании машин.
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ МАСЛА
К индустриальным относятся масла, применяемые для смазки механизмов различного промышленного оборудования. Они ис пользуются также при производстве консистентных смазок, в ка честве рабочих жидкостей для гидравлических систем машин. Мо гут служить заменителями моторных масел.
Для большей части станков и оборудования, имеющих неболь шие нагрузки и температуры в узлах трения не выше 40—60° С, обычно используют маловязкие масла. Лишь в некоторых станках с интенсивным режимом работы применяют масла с повышенной вязкостью.
Индустриальные масла должны обладать определенным уров нем вязкости, достаточной стабильностью против окисления и на дежно защищать смазываемые детали от коррозии.
По назначению и уровню вязкости они делятся на три группы: легкие, средние и тяжелые.
К легким относятся масла с вякостью до 10 сст при 50° С, такие, как велосит, МПВ и др.
Велосит используется для высокоскоростных механизмов, конт рольно-измерительных приборов, маломощных электромоторов
300
Масло МВП применяют для легконагруженных узлов трения
счислом оборотов 5—8 тысяч в минуту и некоторых приборов.
Вгруппу средних индустриальных масел входят масла с вяз костью от 10 до 60 сст при 50° С, которые вырабатывают из несер-
иистых и сернистых нефтей.
Масла этой группы используют для смазки станков и механиз мов, в гидравлических системах различных машин и кораблей, для получения моторных масел и при производстве многих консистент ных смазок.
Тяжелые индустриальные масла включают небольшую группу масел с вязкостью 9—30 сст при 100° С. Их применяют для смазки тяжелонагруженных механизмов и оборудования, например, ре дукторов с цилиндрическими шестернями, прокатных станков и т. и.
КОМПРЕССОРНЫЕ МАСЛА
Масла этой группы предназначены для смазки компрессоров различных типов. ;
Для обеспечения надежного уплотнения зазоров между порш нем и цилиндром и уменьшения износа деталей при высоком дав лении сжатия (от 5 до 250 кг/см2 и более) компрессорные масла должны иметь сравнительно высокую вязкость. Вязкость этих ма сел при 100° С обычно лежит в пределах 12—22 сст. Оптимальная величина вязкости масла для компрессора данной конструкции определяется его типом, конструкцией, степенью и конечным дав лением сжатия.
Компрессорное масло контактирует с нагретым до высокой тем пературы воздухом (А = 100—250° С ). При этой температуре мас ло испаряется и окисляется.
На клапанах и крышке цилиндров образуются углеродистые отложения, нарушающие нормальную работу компрессора. Части цы нагара могут быть источником взрыва смеси масляных паров и воздуха. По этой причине компрессорное масло должно обладать высокой термоокислительной стабильностью. В нем не должны со держаться легкие фракции (температура вспышки должна быть в пределах 220—275°С).
Компрессорные масла выпускают следующих марок: К-12 (М), К-19 (Т), К-28 из малосернистых нефтей и КС-19 из сернистых нефтей. К-12 и К-19 получают смешением авиационного масла МК-22 с маслом индустриальным 50 и цилиндровым 11. КС-19 яв ляется смесью остаточного и дистиллятного компонентов из серни стых нефтей. К-12 применяют для одноступенчатых компрессоров низкого давления и двух-, трехступенчатых компрессоров среднего давления. Масла К-19 и КС-19 используют для многоступенчатых компрессоров высокого давления.
Кроме того, выпускаются масла для компрессоров холодильных машин, работающих на аммиаке и углекислоте. Для этих машин применяются нефтяные масла ХА-30, ХА-23, представляющие со
301