Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бой смесь остаточного и дистиллятного компонентов селективной очистки.

В компрессорах холодильных машин, работающих на фреонах, используются масла ХФ-12-18 (дистиллятное кислотно-щелоч­ ной очистки с добавкой 0,2—0,3% ионола) и ХФ-22-24 (загущен­ ное виниполом), а также синтетическое масло ХФ-220-16 с присад­ кой ионола.

ТРАНСФОРМАТОРНЫЕ МАСЛА

Трансформаторные масла применяют в электрических аппара­ тах: трансформаторах, реостатах, выключателях и др. В них масло предназначено для электроизоляции, отвода тепла, а в выключате­ лях и для гашения вольтовой дуги.

Для обеспечения интенсивной циркуляции в системе масло дол­ жно иметь небольшой уровень вязкости и низкую температуру за­ стывания. Этому требованию удовлетворяют масла с вязкостью 1200 сст при — 30° С и с температурой застывания не выше —45° С.

Трансформаторные масла должны обладать хорошими диэлект­ рическими свойствами, т. е. обеспечивать минимальные диэлектри­ ческие потери.

Диэлектрические потери тем больше, чем больше содержится в масле воды, кислых продуктов окисления и коррозии. Наличие во­ ды в масле, кроме того, снижает его пробивное напряжение.

При длительном пребывании в электрических аппаратах транс­ форматорные масла окисляются. Образующиеся при этом продук­ ты разрушают изоляцию и вызывают коррозию металлов, особен­ но цветных. Осадок, оседая на обмотках, в местах наибольшей на­ пряженности поля, ухудшают отвод тепла, что в конечном итоге может привести к короткому замыканию.

Для повышения стабильности к трансформаторным маслам до­ бавляют антиокислительные присадки параоксидифениламин и ионол.

Трансформаторные масла вырабатывают следующих марок: ТК, ТКп, ТС и ТГ. Масла ТК и ТКп получают путем кислотной очистки дистиллятов из бакинских и эмбинских нефтей, ТКп содер­ жит 0,2% присадки ионола. ТС изготавливают путем селективной очистки дистиллята из сернистых нефтей с добавкой антиокислительной присадки. ТГ получают также из сернистых нефтей, но подвергают гидроочистке.

Трансформаторные масла могут быть использованы для смазки ТРД, в качестве жидкости для гидросистем и для изготовления консистентных смазок.

ПРИБОРНЫЕ МАСЛА

Для смазки электронных, оптических, гироскопических, хроно­ метрических и других приборов, устанавливаемых на самолетах, вертолетах, артиллерийских системах и другой технике, применяют приборные масла.

302


Основными узлами трения, в которых используют масла, явля­ ются: опорные цапфы, подшипники качения и скольжения, червяч­ ные и зубчатые передачи и т. п. Кроме металлов, в узлах трения некоторых приборов используют минералы (рубин, агат, стек­ ло и др.).

Из-за малых размеров для многих трущихся пар приборов ха­ рактерны большие удельные нагрузки в опорах (150—200 кг/см2 и более). Поэтому трущиеся поверхности работают в основном на режиме граничного трения.

Приборы, как правило, работают при умеренных температурах (50—60°С). Однако при длительной работе приборов масла час­ тично испаряются, а также окисляются. В результате этого повы­ шается вязкость масла и нарушается режим трения. Испарившие­ ся легкие фракции могут оседать на оптических частях приборов и вызывать их помутнение.

Иногда приборы эксплуатируются в условиях низких темпера­ тур (до 60°С). Связанное с этим повышение вязкости масла способствует увеличению затрат энергии на трение в узлах и сни­ жает чувствительность приборов.

Приборы могут работать при повышенной влажности и в ат­ мосфере, загрязненной парами и газами коррозионно-активных веществ.

Важнейшими требованиями к качеству приборных масел явля­ ются: небольшой уровень вязкости и хорошие вязкостно-темпера­ турные свойства, высокая антиокислительная стабильность, не­ большая испаряемость и хорошие защитные свойства.

В качестве приборных масел используют маловязкие нефтяные и синтетические масла, вязкость которых лежит в пределах 6— 30 сст при 50° С.

Масло вазелиновое приборное (МВП) — маловязкое дистиллят­ ное, сернокислотной очистки из бакинских нефтей, имеющее хоро­ шие низкотемпературные свойства (t — 60°С), применяется для контрольно-измерительных и других приборов.

На синтетической основе выпускают масла ОКБ-122-4, ОКБ-122-5, ОКБ-122-16. Все они являются смесями этилполисилоксановых жидкостей с нефтяными маслами. Масла имеют исклю­ чительно хорошие низкотемпературные свойства, высокую термо­ окислительную стабильность, малую испаряемость, не огнеопасны и не коррозируют металлы. Могут быть использованы в широком диапазоне температур (от — 60 до + 120°С).

Г л а в а 20. КОНСИСТЕНТНЫЕ СМАЗКИ

НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И СТРУКТУРА

Назначение смазок. Консистентные смазки при обычных темпе­ ратурах представляют собой коллоидные структурные системы. По внешнему виду это обычно мазеобразные, пластичные ве­ щества, сочетающие в себе свойства твердых тел и жидкостей. Как смазочные материалы консистентные смазки обладают целым ря­ дом преимуществ по сравнению с маслами. Они не вытекают под действием собственного веса из открытых узлов трения, более на­ дежно предохраняют их от загрязнения, воздействия влаги и раз­ личных коррозионно-агрессивных продуктов. При использовании смазок затраты на смазочные материалы значительно меньше. В некоторых узлах трения смазки снижают шум и вибрацию. Кон­ систентные смазки применяют в следующих случаях:

для открытых или трудно герметизируемых узлов трения;

для узлов трения с ограниченным доступом к ним, работаю­

щих длительное время без смены смазки;

для консервации металлических поверхностей машин, агре­ гатов и изделий;

для уплотнения штуцеров, кранов и соединений топливопро­

водов, маслопроводов, газопроводов и т. д.;

— для технологических процессов при обработке металлов.

К числу типичных узлов трения, смазываемых консистентными смазками, относятся узлы трения шасси и управления автомоби­ лей, ходовой части тракторов, танков, шарнирные соединения ме­ ханизмов управления и взлетно-посадочных устройств самолетов. Смазки широко применяются во многих контрольно-измерительных приборах, устанавливаемых на самолетах, вертолетах и артилле­ рийских установках.

Наряду с положительными эксплуатационными свойствами смазки имеют и недостатки, ограничивающие область их примене­ ния. Они удерживают во взвешенном состоянии металлические ча­ стицы износа трущихся деталей, механические примеси, которые, попадая вместе со смазкой на трущиеся поверхности, вызывают абразивный износ. Многие из смазск при нагревании быстро разла­ гаются, теряют пластичные свойства и легко окисляются, а при охлаждении — сильно затвердевают. Смазки плохо отводят тепло от смазываемых деталей. Стоимость консистентных смазок более высокая, чем минеральных масел.

Состав смазок. Смазки состоят из жидкой фазы (дисперсионной среды), на долю которой приходится обычно от 75 до 90%, и за­ густителя (дисперсной фазы), составляющего 10—25%. Во многих смазках в небольших количествах содержатся вещества, улучшаю­ щие их структуру, стабильность, противоизносные, адгезионные и другие свойства.

304


В качестве жидкой фазы большинства смазок используются нефтяные масла. Для особо жестких условий работы (высокие на­ грузки и температуры) применяются смазки, жидкую фазу кото­ рых составляют продукты органического синтеза (кремнийорганические соединения, сложные эфиры, полиалкиленгликоли, фторхлоруглероды и др.). Например, морозостойкие смазки, сохраняю­ щие работоспособность при температуре до минус 70° С, приготав­ ливаются на базе силиконовых жидкостей и их смесей с минераль­ ными маслами.

Для смазывания деталей, соприкасающихся с сильными окис­ лителями, рекомендуются смазки на основе фторуглеродов и фторхлоруглеродов, отличающиеся высокой химической стабильностью.

Загустителями большинства смазок являются соли высших жирных кислот (мыла). Чаще всего применяют кальциевые, нат­ риевые, кальциево-натриевые, литиевые и алюминиевые мыла.

Мыла готовят на базе растительных масел, животных жиров или синтетических жирных кислот. Некоторые смазки получают, используя индивидуальные жирные кислоты (например, стеарино­ вую. лауриновую).

Процесс омыления кислот протекает по реакции

С17Н35СООН+ LiOH ^ C17H35COOU + Н20 .

стеариновая

стеарат

кислота

лития

Некоторые смазки в качестве загустителя содержат твердые углеводороды (парафины, церезины, петролатум).

Смазки, применяемые в особо жестких условиях работы, на­ пример, при очень высоких температурах и давлениях или сопри- | касающиеся с сильными окислителями, загущают продуктами ор­ ганического синтеза: уреатами, фталоцианиновыми соединениями,

фторуглеродами и др.

Наиболее распространенные смазки — солидолы и ряд других — готовят на мылах синтетических жирных кислот. Это позволяет вы­ свободить для использования в пищевой промышленности ежегод­ но несколько сотен тысяч тонн растительных масел и животных жиров.

Первоначально для приготовления смазок на базе синтетических кислот использовался технический продукт окисления парафина (оксидат), содержащий наряду с кислотами неокислившийся па­ рафин и неомыляемые продукты окисления. Однако смазки, полу­ чаемые на основе оксидата, быстро разжижались, теряли пластич­ ные свойства при нагревании и сильно затвердевали при охлажде­ нии. В настоящее время применяются выделенные термически об­ работанные синтетические кислоты с числом углеродных атомов в молекуле от 5 до 20, что обеспечивает смазкам требуемые экс­ плуатационные свойства.

В смазки, кроме основных компонентов, вводятся вещества, улучшающие диспергирование мыла в масле или стабилизирующие

20 З ак аз № 194.

305


коллоидную систему. Такими свойствами обладают жирные .кис­ лоты, высшие спирты жирного ряда, глицерин, фенолы, амины, и вода.

Структура смазок. Установлено, что при не слишком высокой температуре консистентных смазок мыла находятся в коллоидном или грубо дисперсном состоянии и создают пространственный структурный каркас, пропитанный маслом, который удерживает жидкую фазу и обусловливает пластичные свойства смазок.

Твердые углеводороды, применяемые для загущения смазок, образуют в маслах взвеси микроскопических и ультрамикроскопических кристаллических частиц, которые при достаточных концент­ рациях создают пространственный структурный каркас смазки.

Перемешивание смазок в процессе работы сопровождается раз­ рушением структурного каркаса. Однако благодаря силам молеку­ лярного взаимодействия в смазках снова воссоздается пространст­ венный каркас, свойства которого в значительной мере определяют коллоидную стабильность, тиксотропные и другие свойства смазок.

Требования к качеству. Требования к эксплуатационным свой­ ствам смазок определяются условиями их применения. Наиболь­ шее значение имеет рабочая температура. Существенное влияние оказывает влажность окружающей среды, наличие в ней окисли­ телей и продуктов, способных растворять смазку. На качество сма­ зок влияют также металлы, с которыми они соприкасаются. Для смазок, предназначаемых для узлов трения, учитывается нагруз­ ка, относительная скорость перемещения трущихся деталей, род трения, способ подачи смазки.

Антифрикционные смазки должны обеспечивать безотказную, надежную работу механизмов и минимальный износ трущихся де­ талей. Этим требованиям удовлетворяют только те смазки, кото­ рые сохраняют пластичные свойства во всем интервале рабочих температур, прочно удерживаются на смазываемых деталях и не сбрасываются под действием центробежных сил, обладают высо­ кой коллоидной и химической стабильностью.

Защитные смазки должны прежде всего обладать хорошими защитными свойствами. Для этого необходимо, чтобы они прочно прилипали к металлическим поверхностям и удерживались на них. толстым ровным слоем; надежно предотвращали диффузию паров, газов и жидкостей к металлическим поверхностям; имели высокую химическую и коллоидную стабильность; содержали вещества, ней­ трализующие кислые продукты, образующиеся в результате окис­ ления смазки, и сами не коррозировали бы металлические поверх­ ности.

Уплотнительные смазки, т. е. уплотняющие сальники, штуцеры, краны, резьбовые соединения и т. п., должны быть прежде всего устойчивыми против воздействия продуктов (жидкостей или га­ зов), с которыми они соприкасаются.

306


О С Н О В Н Ы Е С В О Й С Т В А С М А З О К

Упруго-пластичные свойства. Свойства консистентных смазок условно подразделяются на упруго-пластичные, защитные и ста­ бильность.

Упруго-пластичные свойства характеризуются главным обра­ зом предельным напряжением сдвига, вязкостью и тиксотропными свойствами. Эти свойства оказывают большое влияние на способ­ ность смазок удерживаться в открытых узлах трения, противодей­ ствовать выдавливанию и сбрасыванию под действием нагрузок,

атакже влияют на величину сопротивления при пуске механизмов

ив процессе их работы.

При малых напряжениях сдвига смазки претерпевают упругие деформации. Повышение напряжения после некоторой критичес­ кой величины, называемой пределом прочности, вызывает разру­ шение структурного каркаса, т. е. необратимые деформации, и в смазках начинается вязкое течение. Смазки, имеющие небольшой предел прочности, легко сбрасываются с быстро вращающихся де­ талей и вытекают из узлов трения, сползают с вертикальных по­ верхностей.

Предел прочности смазок зависит главным образом от концент­ рации и свойств загустителя и сильно понижается при нагревании. Предел прочности определяется с помощью приборов, называе­ мых пластометрами. Для более надежной оценки качества смазок предел прочности следует определять при наибольших рабочих температурах.

Предельное напряжение сдвига в г/см2 вычисляют по формуле

, = g i o o o ,

где р — давление, при котором происходит сдвиг смазки в капил­

ляре, кг/см2;

см;

г — радиус

капилляра,

/ — длина

капилляра,

см.

Вязкость смазок при постоянной температуре изменяется в за­ висимости от скорости сдвига, т. е. скорости деформации, поэтому ее называют эффективной вязкостью и определяют из соотношения

где х— напряжение

сдвига;

D — средняя скорость деформации, с-1.

Вязкость смазок

зависит от температуры, скорости сдвига,

свойств и концентрации загустителя, вязкости масла и ряда других факторов (рис. 89).

Эксплуатационное значение вязкости смазок заключается в том, что она влияет на величину стартового усилия при пуске ме-

20*

307