Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
При гидроочистке происходит также разложение азотистых и кислородных соединений с образованием ЫНз и Н20, а также не которые другие реакции углеводородов, например, изомеризация, дегидрирование цикланов, дегидроциклизация алканов, гидриро вание алкенов.
Основными факторами процесса являются: температура, давле ние и время нахождения сырья в зоне реакции. При температуре ниже 340° С скорость очистки мала, повышение температуры при водит к увеличению скорости удаления серы из сырья, однако при температуре выше 420° С начинаются процессы, приводящие к закоксовыванию катализатора. С повышением парциального давле ния воасрода увеличивается степень очистки сырья и уменьшается закоксовывание катализатора, одновременно повышается скорость гидрирования алкенов (что в общем желательно) и ароматических углеводородов.
Гидрирование ароматических углеводородов нежелательно изза повышения расхода водорода, кроме того, при этом понижается детонационная стойкость бензиновых фракций.
При производстве специальных сортов топлив для воздушнореактивных двигателей в ряде случаев осуществляют процесс гиддрироЕания с тем, чтобы заменить ароматические углеводороды циклановыми, что повышает качество реактивных топлив. При гид роочистке в реакторе обычно поддерживается давление 20—70 ат.
При увеличении времени пребывания сырья в зоне реакции ско рость и степень очистки возрастают, ко снижается производитель ность установки.
Принципиальная схема технологического процесса гидроочист ки показана на рис. 20. Сырье насосом через теплообменники по дается в смеситель, где смешивается с циркулирующим газом, и под давлением 30—50 ат поступает в трубчатую печь. Нагретая до 380° С смесь поступает в реактор, температура которого регулиру ется подачей холодного циркулирующего газа. Продукты реакции охлаждаются в холодильнике-конденсаторе и поступают в газосепаратор высокого давления. Выделившийся в газосепараторе высо кого давления газ с помощью моноэтаноламина очищается от се роводорода и возвращается в процесс. Жидкие продукты реакции «ерез редукционный клапан поступают в газосепаратор низкого давления, а затем на ректификацию.
Очистка газов от сероводорода производится в абсорбере, куда подается водный раствбр моноэтаноламина, охлажденный в холо
дильнике до температуры 25—40° С. В |
абсорбере образуется ами- |
носульфид |
|
25—40° С |
(C2H5ONH3)2S , |
2C2H5ONH2 + H2S |
который после нагревания в теплообменнике 11 подается в десорбер, где комплекс вновь разлагается на сероводород и моноэтаноламин.
53
В настоящее время ведутся исследования по разработке метода гидроочистки высококипящих масел, способного заменить селек-
Рис. 20. Принципиальная схема технологического процесса гид роочистки:
1—смеситель; 2—трубчатая печь; 3 —реактор; 4 и 10—холодильники; 5—газосе- паратор высокого давления; б—редукционный клапан; 7—газосепаратор низко
го давления; 8 —компрессор; 9 —абсорбер; |
11—теплообменник; 12—десорбер; |
/ —сырье; I I —водород; ///-газообразные |
углеводороды; IV —очищенный ди |
стиллят; V—сероводород; VI—моноэтаноламин. |
тивную очистку. Гидроочистка является наиболее перспективным способом улучшения качества масел, так как этот процесс спосо бен не только удалить сернистые соединения, но и подвергает глу боким химическим превращениям молекулы исходного сырья, в ре зультате чего снижается содержание смолистых веществ и поли циклических углеводородов. Вследствие этого уменьшается кок суемость и улучшаются вязкостно-температурные свойства масла.
Получение готовых сортов горючего
Получение бензинов. Готовые сорта горючего, масел и специаль ных жидкостей обычно получают путем смешения очищенных ба зовых продуктов и компонентов первичной и вторичной перера ботки нефти, а в ряде случаев и продуктов химического синтеза. В зависимости от назначения и требуемого качества готовых про дуктов в смеси компонентов и базовых продуктов вводят соответ ствующие присадки. При изготовлении смазок изменяют агрегат ное состояние исходных веществ. Отдельные сорта горючего и сма зочных материалов получают также синтетическими методами.
В состав автомобильных бензинов входят фракции прямой пе регонки, каталитического крекинга, риформинга и частично тер мического крекинга, выкипающие в пределах от 35 до 180—205° С. К автомобильным бензинам можно добавлять также газовый бен зин, получаемый с установок стабилизации бензинов и с газофрак
54
ционирующих установок, газовый конденсат, поступающий с газо линовых заводов нефтепромыслов, продукты каталитической пере работки углеводородных газов (алкилирования и полимеризации).
Авиационные бензины представляют собой смеси бензиновых фракций прямой перегонки, двухступенчатого каталитического кре кинга и риформинга с высокооктановыми компонентами: индиви дуальными углеводородами (изопентан, изооктан), продуктами ал килирования изобутана и бензола непредельными углеводородами (алкилбензины и алкилбензолы).
В качестве присадок к бензинам для повышения детонационной стойкости применяют тетраэтилсвинец (ТЭС), а также различные антиокислители фенольного и аминофенольного типа. Исходными продуктами для получения ТЭС являются сплав свинца с натрием и хлористый этил. Процесс получения ТЭС показан на схеме 4.
С х е м а 4. Получение тетраэтилсвинца
Свинцово-натриевый сплав реагирует с хлористым этилом в
периодически действующих автоклавах в присутствии катализа тора (цинка):
4PbNa + 4С2НбС1 -> Pb(C2H5) 4 + 4NaCl + 3Pb.
^Процесс ведут под давлением 30 ат. Начальная температура 35° С, в дальнейшем температура повышается до 40—60° С, так как реакция идет с выделением тепла. По истечении 2—6 часов реак
ция заканчивается, после чего образовавшийся ТЭС отгоняют с во дяным паром.
В бензины ТЭС вводят в составе этиловых жидкостей, т. е. в смеси с галоидными производными углеводородов: бромистым эти лом, дибромэтаном и альфахлорнафталином.
55
Этилированные бензины ядовиты, их окрашивают в яркие цве та: оранжевый, зеленый, желтый.
Получение топлив для воздушно-реактивных двигателей. Топ лива для воздушно-реактивных двигателей представляют собой фракции прямой перегонки нефти, подвергнутые очистке. Темпе ратура начала перегонки может быть не ниже 140 или 195° С, тем пература конца кипения для различных сортов 250, 280 и 315° С. Для получения указанных топлив используют керосиновые фрак ции, подвергнутые щелочной очистке и гидроочистке (при перера ботке из сернистых нефтей), и их смеси.
Наиболее распространенными присадками, улучшающими прокачиваемость топлив1для воздушно-реактивных двигателей при низких температурах, являются этилцеллозольв и тетрагидрофур-
фуриловый спирт. Этилцеллозольв — этиловый эфир |
этиленглико |
ля — получают из окиси этилена и спирта этилового |
ректификата. |
Смесь7— 15% окиси этилена и 85—93% спирта реагирует при тем пературе 160—200° С и давлении 30 ат в аппарате, называемом этерификатором. Время пребывания продуктов в этерификаторе около
1—1,5 ч.
Наряду с основной реакцией
СН2 - СН2-{- СН3СН2ОН-^СН3СН2ОСН2СН2ОН
\ о/
протекают и побочные, например образование этиленгликоля. Про дукты реакции разделяют на паровую и жидкую фазы. Жидкая фаза, состоящая из 50—60 % непрореагировавшего этилового спирта. 20—35% этилцеллозольва и 12— 15% продуктов побочных реак ций (кубового остатка), подвергается двухступенчатой ректифика ции для получения товарного этилцеллозольва.
Этилцеллозольв, как и тетрагидрофурфуриловый спирт, гигро скопичен. В состав топлив их вводят не в процессе производства на заводах, а непосредственно перед применением.
Получение дизельных и котельных топлив. Для быстроходных двигателей с воспламенением от сжатия используют главным обра зом средние (180—350° С) фракции прямой перегонки нефти, в необ ходимых случаях подвергнутые гидроочистке и депарафинизации. В состав топлив разрешается вводить до 20% легкого газойля катали тического крекинга. Для стационарных судовых (тихоходных) дви гателей применяют тяжелые соляровые дистилляты, мазуты и от бензиненную нефть. Топочные мазуты состоят из остатков процесса термического крекинга, мазута, тяжелых продуктов коксования. Во флотские мазуты для улучшения их прокачиваемое™ при низ ких температурах вводят соляровые фракции. Присадки к указан ным видам топлива, как правило, не применяют.
В газотурбинных двигателях можно использовать самые разно образные виды нефтяных топлив, начиная от газообразных углево дородов и кончая тяжелыми остатками перегонки нефти. Наиболее
56
экономичными и доступными в настоящее время газотурбинными топливами являются мазуты и газойлевые фракции вторичных про цессов переработки нефти.
Получение смазочных масел
Получение моторных масел. Моторные масла изготовляют из дистиллятов и остатков прямой перегонки нефтей, подвергнутых очистке различными способами. Дистилляты и остаток смешивают
вразличных пропорциях, например, как в таблице 6.
Всостав моторных масел, как правило, входят целые компози ции присадок, повышающих их прокачиваемость, стабильность, за
щитные и противоизносные свойства.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
|
|
Состав некоторых сортов моторных масел |
|
||
|
|
|
С о д е р ж а н и е , |
«/о |
|
Марки |
масел |
фракция |
фракция |
остаточный |
|
|
|
|
350-420 °С |
420-500 °С |
компонент |
Масло для авиационных порш |
|
— |
100 |
||
невых двигателей МС-20с |
|
|
|
||
Масло для дизельных двигате |
|
|
|
||
лей: |
|
|
|
86 |
14 |
ДС- |
8 |
|
— |
||
ДС-11 |
карбюраторных |
|
80 |
20 |
|
Масло для |
|
|
|
||
двигателей: |
|
50 |
50 |
|
|
АС- |
6 |
|
— |
||
|
|
|
|
|
|
АС- |
8 |
|
10 |
76 |
14 |
АС-10 |
|
— |
86 |
14 |
Трансмиссионные масла готовят из тяжелых остаточных про дуктов и экстрактов селективной очистки. К ним добавляют серу-, хлор- и фосфорсодержащие присадки.
Получение присадок к смазочным маслам. Из присадок к сма зочным маслам наибольшее распространение получили многофунк циональные, улучшающие одновременно несколько эксплуатаци онных свойств, а также вязкостные, позволяющие получать масла и специальные жидкости с хорошими вязкостно-температурными характеристиками. В состав многофункциональных присадок могут входить алкилфеноляты, сульфонаты, диалкилдитиофосфаты и сукцинимиды. Наибольшее распространение в качестве вязкостной при садки получили полиизобутилены.
Алкилфенолятные присадки имеют следующую структурную формулу:
57
где Me — металл (барий или |
кальций); |
R — алкильные радикалы |
с числом углеродных атомов от 3 |
до 20. |
|
Получение алкилфенолятных присадок включает следующие основные стадии: получение алкилфенолов, их формальдегидную конденсацию и омыление продуктов конденсации. На первой ста дии осуществляют каталитическое алкилирование фенола алкенами в периодически действующих мешалках при температуре 85— 110°С в присутствии катализаторов:
С6Н5ОН + СпН2п - НОС6Н4СпН2п+1. Формальдегидная конденсация алкилфенолов протекает по ре
акции |
|
2RC6H4OH -Ь с н 2о - НОС6Н3 - |
с н , - СеН3ОН + н ,о . |
I |
I |
R |
R |
Воду, образовавшуюся при конденсации алкилфенолов, удаля ют путем испарения при 60—70° С под вакуумом.
Алкилфенолы омыляют гидратом окиси бария Ва(ОН )2 или кальция Са(ОН )2, например:
RC6H3CH2C6H3R + Ва (ОН), - RC6H3CH2C6H3R + 2Н20 .
I |
I |
I |
I |
ОН |
ОН |
О - |
Ва - О |
Процесс изготовления сульфонатных присадок включает сле дующие стадии: сульфирование ароматических углеводородов, со держащихся в минеральных маслах, разделение продуктов суль фирования и омыление сульфокислот гидратом окиси металла.
Сульфокислоты, необходимые для изготовления присадки, по лучают сульфированием ароматических и циклано-ароматических углеводородов, содержащихся во фракциях нефти, выкипающих в пределах 400—450° С. Процесс ведут в аппаратах, называемых сульфаторами, при температуре 40—50° С в течение 4—6 ч.
Продукты сульфирования обрабатывают в мешалках при 60— 80° С гидратом окиси бария
2RC6H4S 0 3H + B a(0 H )2 -*■ RC6H4S03B a S 0 3C6H4R+ 2H20.
58
Диалкилдитиофосфатные присадки имеют следующую струк турную формулу:
|
RO |
S - Me - |
S |
OR |
|
Р |
|
Р |
|
|
RO/ |
V S |
S^ |
\ OR |
где Me — металл |
(цинк, |
барий или |
калий), |
|
OR — остаток |
жирных спиртов |
Сз — С24 или алкилфенолов |
||
с алкильными |
радикалами Се — С о |
процесс изготовления присадок заключается в получении диэфиродитиофосфорных кислот и их нейтрализации.
Диэфиродитиофосфорные кислоты получают путем взаимодей ствия пятисернистого фосфора с жидкими спиртами или алкилфе-
нолами, например: |
|
|
RC6H4 - О |
|
S |
\ |
Р |
4- H2S . |
4RCeH4OH + P2 S5 -► 2 |
||
/ |
|
\ S H |
RC6H4- 0 |
|
|
Пятисернистый фосфор вводят в реактор в виде суспензии в ма ловязком масле. Выделяющийся сероводород отводят из реактора и нейтрализуют щелочью. Образовавшиеся кислоты очищают от непрореагировавших веществ и нейтрализуют
r c 6h 4o
2 |
P SSH -f Ва(ОН)2^ [(RC6H40 )2PSS]sB a + 2НаО . |
|||
|
RC6H40 |
|
|
|
Полиизобутилены имеют |
структурную |
формулу |
||
|
|
СН3 |
СН3 |
|
|
. . |
I |
I |
- . . . |
|
. — С —сн, - с — сн2 |
|||
|
|
I |
I |
|
|
|
сн3 |
СНз |
|
Их молекулярная масса достигает 15 000—25 000. Полиизобутилены получают путем каталитической полимеризации бутан-бу- тиленовой фракции газов крекинга в присутствии треххлористого алюминия при охлаждении до минус 40—75°С. Реакция идет с вы делением большого количества тепла, которое отводят из реак ционного сосуда, так как в случае повышения температуры реаги рующих веществ снижается молекулярная масса продуктов реакции.
Синтетические масла. Требования к отдельным эксплуатацион ным свойствам смазочных материалов для некоторых агрегатов и
59