Файл: Эксплуатационные свойства и применение горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
узлов настолько высоки, что минеральные масла, изготовленные даже из лучших масляных нефтей с применением наиболее совер шенных способов очистки и самых эффективных присадок, не мо гут обеспечить нормальную работу. В таких случаях используют синтетические смазочные материалы. Наибольшее практическое значение имеют синтетические масла на основе сложных эфиров одноосновных карбоновых кислот и многоатомных спиртов, а так же эфиров полиалкиленгликолей. Из многоатомных спиртов обыч но применяют пентаэритритовый С(СН2ОН)4, который этерифици- р-уют кислотами С5— Сд, в молекулах которых содержится 5—9 ато мов углерода.
Пентаэритритовый спирт при обычных условиях представляет собой белый порошок с температурой плавления, превышающей 250° С. Реакция этерификации его с органическими кислотами про текает при температуре 120—140° С в присутствии катализатора —
окиси цинка, |
в результате чего образуются сложные эфиры, на |
пример: |
|
С(СН2 ОН) 4 + |
4СН3 (СН2)пСООН 2Д °С [СН2ОС (СН2 )пСН3 ] 4 + 4Н ,0. |
|
II |
|
О |
Реакция протекает в периодически действующих реакторах (ме шалка:-:), непрореагировавшие продукты отгоняют в присутствии водяного пара при температуре 200—220° С и остаточном давлении 50—100 мм рт. ст. и используют повторно. Оставшийся в мешалке эфир содержит мыла цинка и органических кислот. Чтобы удалить цинковые мыла, остаток обрабатывают серной кислотой, а обра зующийся сернокислый цинк удаляют промывкой. После этого эфир обрабатывают щелочью для нейтрализации непрореагировавших и неудаленных органических кислот, вновь промывают водой, с\- шат и фильтруют. Продолжительность процесса получения синте тического масла на основе пентаэритритового эфира 40—48 ч.
Полналкиленгликоли представляют собой продукты полимери зации двухатомных спиртов (гликолей). Чаще всего используют полимеры этиленгликоля НОСН2 СН2ОН или пропиленгликоля НО(СН2 )зОН. Полимеры указанных продуктов содержат гидро ксильные группы, а следовательно, растворимы в воде, поэтому в чистом виде использовать их в качестве смазочного масла нельзя. Этот недостаток полимеров этилен- и пропиленгликоля устраняют этерификацией одноосновными кислотами (С7 — Сд). Процесс эте рификации в основном аналогичен описанному выше.
Получение пластичных смазок
Состав и структура смазок. Надежную и долговечную работу некоторых узлов трения не могут обеспечить самые высококачест венные масла. В таких случаях используют пластичные смазки, представляющие собой сложные коллоидные системы, состоящие из жидкой фазы и загустителя. Жидкая фаза — дисперсионная сре
60
да — обычно составляет 75—90%, а загуститель — дисперсная фа з а — 10—25%. Загуститель образует в смазке пространственный структурный каркас, в ячейках которого удерживается жидкая фаза.
Б качестве жидкой фазы смазок, как правило, используют ми неральные, а в отдельных случаях синтетические масла.
Эти масла загущают твердыми углеводородами (парафин, це резин) пли кальциевыми, натриевыми, литиевыми, алюминиевыми и другими мылами синтетических жирных кислот (СЖ К). Часть смазок готовится на мылах растительных и животных жиров (хлоп ковое и льняное масло, кашалотный жир и т. д.).
Производство смазок включает следующие операции: подготов ку и дозировку компонентов, приготовление загустителя (мыла), диспергирование загустителя в масле, охлаждение и деаэрацию смазки.
Подготовка компонентов заключается в очистке их от механи ческих примесей, удалении при необходимости воды и т. д. Очи щенные компоненты дозируют по объему или взвешиванием. Жи ры и щелочь берут из расчета на все количество смазки, которое должно быть получено в результате варки. Масло при изготовле нии мыла вводят в два приема, сначала 15—30% от общего объе ма, чтобы не препятствовать протеканию реакций омыления, а затем остальную часть после образования мыла и выпаривания из быточной воды.
Для приготовления мыла используют синтетические жирные кислоты, имеющие в основной цепочке от 5 до 20 и более атомов углерода. Так как состав кислот непостоянен, то качество смазок различных партий несколько изменяется. Для обеспечения посто янства свойств некоторые высококачественные смазки готовят на индивидуальных (технических) жирных кислотах. Например, низ котемпературная смазка ЦИАТИМ-201 готовится на литиевом мы ле технической стеариновой кислоты. Для омыления кислот при меняют водные растворы щелочи, например:
2ROOH + C (ОН) 2 (R C 00)2Ca + 2H20.
Процесс осуществляют в автоклавах (варочных котлах) под дав лением 5— 8 ат при температурах, не превышающих соответствую щую температуру кипения воды. При этом глубина омыления дости гает 99%.
Варочный котел представляет собой полый вертикальный ци линдр с внешней рубашкой, через которую пропускают теплоноси тель (водяной пар или циркулирующее горячее масло). Внутри кот ла устанавливают различной конструкции мешалки.
Диспергирование загустителя в масле необходимо для получения однородной смеси, которая после охлаждения должна образовать однородный пространственный структурный каркас. Диспергирова ние обычно осуществляют при перемешивании смазки в варочном котле. Проведенные исследования показали высокую эффективность
61
использования ультразвука при диспергировании смазки. Структу ра смазки также зависит от режима ее охлаждения после варки. Эту операцию осуществляют или непосредственно в варочных коглах, заменяя теплоноситель холодной водой, или в специально обо рудованных котлах с охлаждающими устройствами.
Охлажденную смазку перетирают для получения однородности и улучшения эластичности. Перетирку производят на перетирочкых машинах, пропуская смазку между валками или через сетку. Во вре мя перетирания в смазку попадает воздух, что ухудшает ее струк туру, механические свойства и химическую стабильность. Поэтому смазку пропускают через вакуумные камеры, где из нее удаляется воздух. В ряде случаев процессы гомогенизации и деаэрации совме щают и проводят в аппарате, работающем под вакуумом.
Получение основных сортов смазок. Углеводородные смазки по лучают загущением минерального масла твердыми углеводородами, чаще всего парафинами и церезином. В состав этих смазок мыла не входят, поэтому процесс производства таких смазок заключается в нагреве исходных продуктов, их тщательном перемешивании и охлаждении.
Получение мыльных смазок рассмотрим на примере кальциевой смазки ■— солидола. Солидолы готовят обычно, получая мыла в про цессе изготовления смазки, для чего в варочный котел помещают СЖК, известковое молоко Са(ОН)г и часть минерального масла. Если омыление осуществляют при атмосферном давлении, то под держивают температуру в пределах 90—100°С. При варке при избы точном давлении температура зависит от величины давления. В го товой смазке должно содержаться небольшое количество гидрати рованной воды (около 1 %), что способствует образованию устойчи вой структуры смазки, остальную воду удаляют при нагревании смазки до 100— 150° С. После удаления воды в котел вводят осталь ную часть масла и диспергируют мыло при температуре около 100° С. Полученную однородную массу охлаждают до 60° С и ше стеренчатым насосом прокачивают через сетчатый фильтр на за таривание в бочки.
Общая продолжительность цикла изготовления солидола в пе риодически действующих варочных котлах составляет 10—14 ч.
Остальные сорта пластичных смазок готовят подобным обра зом, изменяя компонентный состав, прежде всего загуститель. При садки в состав смазок вводят в редких случаях. Содержание не большого количества свободной щелочи (0 ,1 —0 ,2 %) в мыльных смазках повышает их защитные свойства, так как щелочь нейтра лизует продукты окисления смазки в процессе хранения.
Более подробно состав конкретных сортов горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей рассмотрен при изложении их эксплуатационных свойств.
Р а з д е л II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГОРЮЧЕГО И СМАЗОЧНЫХ МА ТЕРИАЛОВ
Г л а в а 5. ПРОКАЧИВАЕМОСТЬ
ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА ГОРЮЧЕГО И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Эффективность использования горючего, масел, смазок и специ альных жидкостей в значительной степени связана с глубиной изу чения и возможностями регулирования физико-химических процес сов, протекающих в системах подачи топлива и смазки двигателя, в камерах сгорания, в различных узлах трения, а также при взаи модействии указанных продуктов с конструкционными материала ми и внешней средой в период хранения и транспортировки.
Особенно сложные, взаимосвязанные физико-химические про цессы: смесеобразование, воспламенение и горение — протекают в камерах сгорания двигателей и топочных устройств. Каждый из этих процессов, в свою очередь, состоит из ряда элементарных ста дий, скорость развития которых может существенно влиять на ско рость соответствующего суммарного процесса.
Мощностные и экономические показатели работы двигателей, их надежность в значительной степени определяются характером процессов смесеобразования, воспламенения и горения. При хране нии и транспортировке горючего и смазочных материалов в зави симое™ от условий и внешних факторов могут протекать такие процессы, как кристаллизация и застывание, испарение, поглоще ние влаги и образование загрязнений, а также химические превра щения: окисление, полимеризация, конденсация и разложение.
Эти процессы вызывают обратимые и необратимые изменения качества продуктов, а также свойств тех материалов, с которыми они контактируют.
На надежность двигателей, машин, технических средств хране ния и транспортировки сильно влияют физико-химические процес сы, вызывающие коррозионное разрушение материалов.
63
С х е м а 5. Эксплуатационные свойства и физико-химические процессы, протекающие при транспортировке,
хранении и применении горючего и смазочных материалов
При хранении, транспортировке и применении различных видов горючего и смазочных материалов необходимо учитывать способ ность этих продуктов поражать живые организмы — их токсичность.
Взаимосвязи между различными физико-химическими процес сами и соответствующими им эксплуатационными свойствами по казаны на схеме 5.
Характер и скорость физико-химических превращений при при менении, хранении и транспортировке горючего и смазочных мате риалов определяются их эксплуатационными свойствами, усло виями протекания этих процессов и конструктивными параметрами двигателей, машин и технических средств. В общем виде эти зави
симости имеют вид |
|
|
№ф.х.п. = ДЭГ; Фм; Фу; Фк) , |
(1) |
|
где №ф.х.п. — скорость физико-химического |
процесса, определяе |
|
мая количеством вещества (горючего, горючей сме |
||
си, разрушаемого материала), участвующего в соот |
||
ветствующем физико - химическом |
превращении, |
|
отнесенное к единице объема |
или |
поверхности, в |
единицу времени; |
|
|
Эг — характеристики эксплуатационного свойства; Ф„ — факторы, учитывающие механизм процесса; Фт— параметры условий развития процесса;
Фв — параметры конструкции системы, в которой проте кают физико-химические превращения.
Б настоящее время в большинстве случаев невозможно опреде лить вид функции (1). На основании экспериментальных исследо ваний могут быть найдены более простые частные эмпирические связи, косвенно характеризующие изменение скорости процесса в зависимости от условий, конструкции и характеристик горючего
или смазочного материала. Например, |
|
|
|
№ „= (Э Г; Фу) |
при Фк = |
const |
|
или |
|
|
|
WK= (Эг; Фк) |
при Фу = |
const, |
(2) |
где И7К— некоторая характеристика скорости процесса, |
пропор |
||
циональная действительной скорости. |
|
||
Изучение и определение вида |
зависимостей (1) и (2) |
на осно |
вании экспериментально-теоретических исследований с учетом по ложений теории подобия дает научные основы для разработки ме тодов оценки и контроля качества горючего и смазочных материа лов, а также методов прогнозирования их поведения при приме нении, хранении и транспортировке.
Общие связи между параметрами эффективности и надежности двигателей, машин и уровнем эксплуатационных свойств горючего и смазочных материалов приведены на схеме 6.
Одной из основных задач науки о применении горючего и сма зочных материалов является выявление указанных связей, на осно-
5 Заказ >* 194. |
65 |