высокие маневренные качества — одно из важнейших достоинств электрохода с ГЭУ на постоянном токе.
Объединить в известной степени достоинства гребных электри ческих установок на переменном и постоянном токе можно в ГЭУ двойного рода тока.
В зависимости от типа первичных двигателей ГЭУ делятся на дизель-электрические и турбо-электрические.
Дизель-электрические гребные установки находят более широкое распространение (см. табл. 21) на судах по сравнению с турбоэлектрическими. Объясняется это прежде всего многими важными
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
достоинствами дизеля |
перед паровой |
турбиной. К- п. |
д. ди |
зеля значительно |
выше к. |
п. д. паротурбинной установки, |
а в су |
довых условиях |
более |
высокая |
экономичность дизеля обуслов |
ливается еще и тем, |
что при его остановке |
прекращается |
расход |
топлива, а при временных |
остановках |
турбины — нет. |
Дизель |
практически всегда готов к пуску, |
а турбина |
зависит |
от работы |
котла. |
|
обладает' большим |
моторесурсом, |
большей |
Паровая турбина |
перегрузочной способностью и обеспечивает большую устойчивость параллельно работающих генераторов. Паровая турбина как судо вой двигатель практически не имеет ограничений по мощности, в то время как предельная мощность дизеля ограничивается
20—30 тыс. л. с.
Классификация ГЭУ по назначению судна весьма обширна. На современном флоте с электродвижением встречаются пассажирские и сухогрузные суда, танкеры и рефрижераторы, ледоколы и букси ры-спасатели, паромы и землечерпалки, рыбопромысловые базы и китобойцы. Вместе с тем ГЭУ, как уже отмечалось, нашли самое широкое распространение только на некоторых типах судов — это ледоколы, буксиры-спасатели, суда активного ледового плавания, китобойцы. Электродвижепие обеспечивает для этих типов судов высокую маневренность и некоторые другие качества.
Преимущества и недостатки ГЭУ. ГЭУ имеют немало преиму ществ перед установками с непосредственной передачей на винт. 'Рассмотрим наиболее важные из них.
1. ГЭУ обеспечивает судну повышенные маневренные качества. Здесь следует заметить, что это достоинство присуще ГЭУ на по стоянном токе, хотя в принципе при использовании, например, ста тических преобразователей частоты или машинно-вентильных кас кадов ГЭУ на переменном токе может обеспечить судну, не менее высокие маневренные качества.
Повышенная маневренность электрохода достигается за счет не посредственного управления гребными электродвигателями с мос тика, быстрого реверсирования гребного электродвигателя, боль шого диапазона регулирования скорости гребного винта и за счет того, что гребной электродвигатель может работать в тормозном ре жиме, обеспечивая быструю остановку судна.
2. В ГЭУ можно автоматически поддерживать постоянную мощ ность при изменении момента сопротивления гребного винта.