Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль возбудителей выполняют обычные генераторы постоянного тока. Очень часто эти генераторы выполняются с тремя обмотками возбуждения: параллельной, последовательной и независимой (за­ дающей) и называются трехобмоточными возбудителями. Они по­ зволяют улучшить статические и динамические характеристики ГЭУ.

Большое распространение в качестве возбудителей на совре­ менных электродах получили электромашинные усилители (ЭМУ) с поперечным полем (амплидины) и с продольным полем (ротогролы). ЭМУ, ,в отличие от обычных генераторов постоянного тока, обладают значительно большим коэффициентом усиления и быстро­ действием, что является важным для создания систем автоматиче­ ского управления ГЭУ.

Электромашинные усилители, при всех своих самых высоких технических показателях, являются весьма «капризными» машина­ ми и требуют повседневного ухода за коллектором и щеточным ап­ паратом. Причем для обслуживания и настройки их требуется до­ статочно высокая квалификация и определенный опыт.

Последнее время в гребных электрических установках для воз­ буждения главных генераторов и гребных электродвигателей начи­ нают применяться статические преобразователи на полупроводни­ ковых элементах. Этим самым повышается надежность ГЭУ. сокра­ щаются эксплуатационные расходы, упрощается обслуживание установки.

§75. ГЭУ постоянного тока

ВГЭУ постоянного тока, как правило, несколько генераторов работают на один или два гребных электродвигателя. Возникает вопрос о том, как соединять между собой генераторы и двигатели.

Известно, что на обычных электростанциях генераторы при сов­ местной работе всегда соединяются параллельно и нагрузка (по­ требители электроэнергии) к ним подключается также параллельно.

В этом случае потребителей электроэнергии много, они различ­ ны по мощности и по другим параметрам и в процессе работы ко­ личество их все время меняется.

В ГЭУ потребителями энергии являются только гребные элек­ тродвигатели, и в каждом отдельном режиме работы судна число работающих генераторов и двигателей остается постоянным. В этих условиях более целесообразным является последовательное соединение генераторов и гребных электродвигателей.

Последовательное соединение машин применительно к ГЭУ имеет следующие достоинства.

1. При последовательном соединении генераторов достигается более равномерное распределение нагрузки между ними, чем при параллельном соединении.

На рис. 187, а показана схемадвух одинаковых генераторов, соединенных параллельно и работающих на один ГЭД. Напряжение

зоо


j
где Яя1 и

на зажимах генераторов всегда одинаково, а токи их будут равны только при ус­ ловии равенства э. д. с. обо­ их генераторов, т. е.

А = А при Е г = Е2.

Если по какой-либо при­ чине, например э. д. с. пер­ вого генератора будет боль­ ше э. д. с. второго, то в це­ пи обоих генераторов поте­ чет уравнительный ток:

Е\ — Е г

^

/? Я 1 + /?Я 2

Рис. 187. Схемы главного тока:

а — параллельное соединение: б — последова­ тельное' соединение; в — схема с четыоьмя гене­ раторами

— сопротивления цепей якоря первого и второго ге­ нераторов, включающие в себя сопротивление до­ полнительных полюсов и компенсационной об­ мотки.

Этот уравнительный ток суммируется с током первого генера­ тора и вычитается из тока второго генератора, так что действи­ тельные рабочие токи генераторов будут:

/ Р1= А + / у; Аг = А — А-

Несмотря на то что генераторы и их первичные двигатели од­ нотипные, причин для небольшого отклонения э. д. с. у того или иного генератора много. Прежде всего это может произойти из-за различной чувствительности регуляторов частоты вращения первич­ ных двигателей или из-за незначительной разницы магнитных си­ стем зазоров генераторов.

Пример. Допустим, что два генератора д/э «Амгуэма» соединены не после­

довательно,

а параллельно. Данные

генераторов:

Р а— 1375 кВт, Ч п = 500 В,

‘ а — 2750 А. Сопротивление цепи якоря 0,0036 Ом, Е н = 490

В.

 

Генераторы работают

в номинальных режимах. Вдруг,

по какой-либо из

перечисленных причин Е \

первого генератора увеличилась всего

на 2%. Легко

подсчитать,

что в этом случае между

генераторами

возникает

уравнительный

ток, равный 1361 А. Нагрузка между, ними перераспределится и первый генера­ тор будет работать при токе 4111 А, а второй — 1389 А.

Такая же картона наблюдается и при параллельном соединении двух двигателей, расположенных на одном валу.

При последовательном соединении (рис. 187) машин по всем обмоткам яко­ рей протекает один и тот же ток. Изменение э. д. с. у одного из генераторов на 2% приведет к изменению напряжения на зажимах якоря этого генератора тоже на 2%. На 2% изменится и его мощность.

2. Последовательное соединение генераторов позволяет в слу­ чае вывода из работы одного или нескольких генераторов более полно загружать оставшиеся в работе.

Например, в схеме (см. рис. 187, б ) с двумя последовательно соединенными генераторами один вывели из работы. Напряжение

301


на зажимах гребного электродвига­ теля уменьшится в 2 раза, и в 2 ра­ за уменьшится его частота враще­ ния. Для полной загрузки оставше­ гося в работе генератора необходимо уменьшить поток возбуждения греб­ ного электродвигателя настолько, чтобы ток главной цепи достиг зна­ чения номинального тока генера­ тора.

Рис. 188. Схема главного

тока .

ЕСЛИ ВЫВОДИТСЯ

ИЗ р а б о т ы

ОДИН

судов типа «Амгуэма»

 

из параллельно включенных генера­

ние на зажимах ГЭД

 

торов (см. рис. 187, а) то напряже­

не уменьшается, не уменьшается и его

частота вращения, и, следовательно, оставшийся

генератор

будет

перегружен. Для уменьшения тока главной цепи

до номинальной

величины необходимо уменьшить напряжение генератора, но при этом, уменьшится и его мощность. Работа же генератора при токе, превышающем номинальный, допустима только кратковременно.

3. При последовательном соединении генераторов можно умень­ шить напряжение между двумя любыми точками главной цепи. В Правилах Регистра СССР указано, что напряжение между дву­ мя любыми точками цепи главного тока ГЭУ постоянного тока не может быть более 1200 В.

На рис. 187, в приведена схема с четырьмя генераторами, каж­ дый из которых имеет напряжение 600 В. В этой установке факти­ чески действует напряжение 2400 В, но последовательное включе­ ние машин с чередованием генераторов и двигателей • позволяет выполнить требование Регистра. Напряжение между двумя любы­ ми точками главной цепи не превышает 1200 В.

4. При последовательном соединении уменьшается до минимума число контуров главного тока, что упрощает контроль и защиту ГЭУ.

В качестве примера рассмотрим схему главного тока гребной электрической установки судов типа дизель-электроход «Амгуэма» (рис. 188). Схема является двухконтурной, причем оба контура совершенно аналогичны и никакой электрической связи между со­ бой не имеют. Каждый контур состоит из двух генераторов и одно­ го якоря двухъякортюго гребного электродвигателя.

Схема позволяет осуществить пять режимов работы ГЭУ. Первый режим: работают все четыре генератора на два якоря

ГЭД.

Второй режим: в' одном контуре работают два генератора, а в другом контуре — один.

Третий режим: работают два генератора одного контура. Четвертый режим: в каждом контуре работает по одному гене­

ратору.

Пятый режим: в одном контуре работает один генератор.

302


Набор схемы

для

соответст­

 

 

вующего режима

осуществляется

 

 

в обесточенном состоянии гребной

 

 

электрической установки при по­

 

 

мощи

двухполюсных переключа­

 

 

телей 1ПГ; 2ПГ; ЗПГ; 4ПГ.

 

 

При отключении какого-либо

 

 

генератора соответствующий пе­

 

 

реключатель замыкает перемычку

 

 

в цепи

главного

тока.

Эти пере­

Рис. 189. С хем а трехобм оточного

ключатели имеют свои

блок-кон­

в озбуди тел я главны х

генераторов

такты в цепях управления и за­

 

 

щиты ГЭУ.

генератора из схемы также можно

осуществить

Исключение

только в обесточенном

состоянии ГЭУ.

 

В каждом контуре установлено по два воздушных выключателя АВ1; АВ2; АВЗ; АВ4 с максимальным расцепителем мгновенного действия на 6000 А.

ГЭУ постоянного тока, как видим, выполняются по системе гене­

ратор-двигатель.

 

ГЭУ могут

Как уже было показано выше, в один контур тока

входить несколько генераторов и гребных

электродвигателей.

В один контур обычно входит не более двух

гребных

электро­

двигателей, причем они механически связаны, т. е. работают на один вал.

Частота вращения гребных электродвигателей регулируется в широких пределах (от 0 до пн) за счет изменения напряжения ге­ нераторов. Однако для более полной загрузки генераторов прихо­ дится соответствующим образом регулировать и поток возбуждения ГЭД. Из этих же соображений иногда для уменьшения скорости судна целесообразно вывести из работы один или несколько гене­ раторов, не меняя напряжения оставшихся в работе.

Ток возбуждения генераторов и гребных электродвигателей дос­ таточно большой, и регулировать его включением реостатов и по­ тенциометров в цепи возбуждения главных машин ГЭУ сложно и неудобно. Например, ток возбуждения одного якоря гребного элек­ тродвигателя дизель-электрохода «Амгуэма» превышает 100 А.

Регулировочные реостаты и потенциометры поста управления включаются в цепи обмоток возбуждения возбудителей генерато­ ров и гребных электродвигателей.

На рис. 189 показана для примера схема трехобмоточного воз­ будителя двух главных генераторов ГЭУ. Возбудитель имеет неза­ висимую обмотку возбуждения ОВ1, параллельную обмотку ОВ2 и обмотку ОВЗ, включенную параллельно компенсационной обмот­ ке и обмотке дополнительных полюсов гребного электродвигателя. Благодаря этому ток в обмотке ОВЗ всегда пропорционален току главной цепи. Намагничивающие силы обмоток ОВ1 и ОВ2 дейст­ вуют согласно, а намагничивающая сила обмотки ОВЗ — встречно. Чрезмерное увеличение тока главной цепи приводит к тому, что

303


обмотка ОВЗ уменьшает поток возбуждения возбудителя, а зна­ чит, уменьшаются напряжение возбудителя, токи возбуждения ге­ нераторов, напряжение генераторов и ток главной цепи.

Частота вращения гребного электродвигателя регулируется изменением тока возбуждения в обмотке ОВ1 при помощи потен­ циометра поста управления Rnу. Реверсирование ГЭД достигается изменением направления тока в обмотке ОВ1 за счет контактов по­ ста управления /7<УВи ПУН. На некоторых судах («Лена», «Амгуэма») реверсирование гребного электродвигателя осуществляется изменением направления тока в обмотке возбуждения двигателя.

В ГЭУ постоянного тока применяются различные виды защиты от ненормальных режимов. Если в обычных электроустановках за­ щита действует на отключение поврежденного участка схемы, то в ГЭУ большинство видов защиты действует на отключение возбуж­ дения главных машин. Однако на некоторых отечественных элек­ троходах установлены воздушные автоматические выключатели, способные размыкать главную цепь под током.

Наиболее важное значение имеют следующие виды защиты.

1.Защита от короткого, замыкания в главной цепи. Выполняет­ ся либо при помощи автоматического выключателя, либо при по­ мощи реле максимального тока, действующего на отключение воз­ буждения всех машин поврежденного контура.

2.Защита от перегрузки. В ГЭУ с трехобмоточными возбуди­ телями перегрузка предотвращается действием обмотки ОВЗ (см.

рис. 191). Вообще перегрузка главных машин ГЭУ оценивается по температуре обмоток и выходящего воздуха. Эта защита дей­ ствует на предупредительный сигнал. В некоторых установках при­ меняются токовые реле, действующие также на сигнал. •

3. Защита от реверсирования первичных двигателей. Если в од­ ном контуре работает не менее двух генераторов и первичный дви­ гатель одного из них лишился подачи топлива, то генератор остано­ вится и, перейдя (в двигательный режим, реверсируется. Защита осуществляется при помощи реле контроля частоты вращения первичных двигателей и действует на отключение возбуждения ос­ танавливающегося генератора. Эту защиту можно осуществить и при помощи реле давления масла или охлаждающей воды, если масляный и охлаждающий насосы навешанные.

4. Защиты от разгона гребного электродвигателя. Недопусти­ мый разгон (разнос) ГЭД может произойти при срезе лопастей винта, при потере винта или при его оголении во время шторма. За­ щита осуществляется при помощи реле контроля частоты вращения гребного вала и действует на отключение возбуждения всех машин

контура.

5. Защита от разгона первичных двигателей. При реверсиро­ вании гребного винта электродвигатель переходит в генераторный режим, а генераторы — в двигательный (рекуперативное торможе­ ние). Генераторы могут в этом случае разогнать первичные двига­ тели до недопустимой скорости. Обычно схема управления ГЭУ настраивается так, чтобы предотвратить такой разгон. Все же в от-

304