ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
Обычно для таких сооружений величины допускаемых нагрузок принимаются на основании практики их эксплуатации в течение ряда лет. Однако указанный способ имеет ряд существенных не достатков.
Действительно, даже в том случае, если сооружение старой по стройки эксплуатируется при допускаемых нагрузках, установлен ных по проекту, может иметь место значительное несоответствие между допускаемыми нагрузками и несущей способностью соору жения. Объясняется это обстоятельство неточностью исходных дан ных, в основном значений геотехнических констант, а также не совершенством ранее применявшихся методов расчета соору жений.
Вопрос об установлении величин допускаемых нагрузок для сооружений, характеризующихся длительным периодом эксплуата ции, осложняется еще и тем, что техническое состояние таких сооружений со временем резко ухудшается, особенно если они продолжительное время эксплуатировались без капитального ре монта. В связи с этим принятые ранее величины допускаемых на грузок для сооружений старой постройки в одних случаях оказы ваются сильно заниженными по сравнению с их действительной несущей способностью, а в других они настолько завышены, что
вызывают прогрессивно увеличивающиеся смещения |
и дефор |
мации сооружений, приводящие к сокращению |
срока их |
службы. |
|
Приведенные соображения показывают, какое большое значе ние имеет установление величин допускаемых нагрузок, соответст вующих действительной несущей способности сооружений. Поэто му для установления несущей способности сооружений расчетным путем предварительно следует провести тщательные геологиче ские изыскания и геотехнические исследования- В этих случаях, к сожалению, полностью исключается возможность использова ния архивных данных о геотехнических характеристиках грун тов, поскольку, как это было указано выше, несовершенные ме тоды определения физико-механических характеристик грунтов, применявшиеся ранее, давали неправильные данные.
В некоторых случаях, как показывает практика исследований сооружений старой постройки, при отсутствии необходимой про ектной документации предварительно следует выполнить работы по вскрытию сооружения с целью уточнения его конструкции и определения технического состояния элементов, недоступных на ружному осмотру. Определение действительной несущей способ ности причальных сооружений старой постройки должно произ водиться по современной методике расчета с учетом фактического технического состояния сооружения.
Полученные результаты расчетов следует затем откорректиро вать на основе имеющихся материалов по эксплуатации данного сооружения, причем в некоторых случаях при этом могут, быть ис пользованы также сведения о работе других сооружений порта, возведенных в аналогичных условиях.
136
Однако в ряде случаев данные расчетов эксплуатируемых со оружений и их оснований не позволяют получить надежных сведе ний о несущей способности сооружений с учетом их фактического состояния. Вместе с тем правильное определение действительной несущей способности причального сооружения позволяет устано вить рациональный режим дальнейшей его эксплуатации и величи ны допускаемых для данного сооружения эксплуатационных нагру зок. В этих случаях для определения действительной несущей спо собности сооружений может быть рекомендована их опытная огрузка.
Методы проверки соблюдения норм допускаемых нагрузок.
Важным фактором, определяющим нормальные условия техничес кой эксплуатации причальных сооружений, является соблюдение установленных для них режимов эксплуатации и норм допускае мых эксплуатационных нагрузок. Для проверки соблюдения норм допускаемых эксплуатационных нагрузок на территории прича лов и установления фактических величин этих нагрузок требу ется организация систематических наблюдений за грузовым ре жимом. Величины фактических эксплуатационных нагрузок на территории причалов в настоящее время в основном определяют ся визуальным путем.
В последнее время получили распространение другие, более точные косвенные методы определения фактических эксплуатацион ных нагрузок на территории причалов, а именно: метод фотофикса ции — для тарно-штучных грузов и метод короткобазисной стерео фотограмметрии — для навалочных грузов. Определение нагрузок по указанным методам производится обычно научно-исследова тельскими и проектными организациями, поскольку применение этих методов требует длительных наблюдений и точных изме рений.
Метод фотофиксации состоит в следующем: выбирается посто янная точка, возвышающаяся над причалом, с которой произво дится периодическое фотографирование его территории. Фотогра фии причала анализируются путем наложения специальной пер спективной сетки (рис. 88), разбитой на отдельные прямо угольные ячейки двумя группами прямых линий: продольными ли ниями, сходящимися в одной точке, и поперечными линиями, па раллельными между собой. Обязательными условиями построения перспективной сетки являются:
при разбивке сетки часть продольных линий должна совпадать с границами прикордонной, переходной и тыловой зон территории причала;
поперечными линиями территория причала должна быть разби та на прямоугольные ячейки, имеющие одинаковые размеры вдоль причала.
Размеры ячеек сетки выбирают таким образом, чтобы в попе речном направлении их длина составляла 2—5 м, а в продоль ном — 10 м. Ячейки в поперечном направлении обозначают бук вами, а в продольном — цифрами. Съемка территории причала
137
производится в моменты резкого изменения нагрузок на причале. После этого в пределах каждой из ячеек на месте определяют вес груза Ряі. Зная площадь ячейки оы, определяют величину удельной нагрузки:
В рассматриваемой зоне территории причала, разделенной на отдельные ячейки, при нормальных условиях эксплуатации прича ла, максимальная величина фактической удельной нагрузки в пре делах ячейки <7я max должна быть меньше величины допускаемой эксплуатационной нагрузки qR0п Для данной зоны, т. е. Цлmax<Г<7долНа рис. 85 показана снабженная перспективной сет кой фотография территории причала, на котором складируется стальной прокат. Стереофотограмметрический метод фиксирования нагрузок от навалочных грузов, успешно применяемый ОИИМФом (проф. Ф. М. Шихиев), заключается в следующем. Производится синхронное фотографирование штабеля навалочных грузов с помо щью двух фотоаппаратов, закрепленных на штанге на определен ном расстоянии друг от друга. Обработка полученных стереопар, показанных на рис. 89, для создания стереомодели производится на стереокомпараторе. По наложенным на план точкам и их отметкам, которые устанавливаются на основании изучения стереомодели,
Рис. 88. Фотография территории причала, снабженная перспективнон сеткой
ISS
Рис, 89. Стереопара штабелей навалочных грузов на территории причала
составляют план штабелей в горизонталях. Такой плаң, получен ный методом короткобазисной стереофотограмметрии для одного из причалов, приводится на рис.,90.
Интенсивность нагрузки в данной точке і может быть опреде лена по формуле
где 7 — объемный вес навалочного груза; /гТі т- высота штабеля в данной точке.
В ряде случаев объемный вес навалочных грузов значительно различается по высоте штабеля. Он может меняться и во времени. Точное установление действительных величин нагрузок от нава лочных грузов любым косвенным методом, в том числе и стерео-
П ричал 11 |
|
П р и ч а л 12 |
|
шт№іб штм°ѵ шттв |
Ш Т .№ 1 9 |
Ш Т .№ 2 0 LUT .N°21 |
Ш Т .№ 2 2 |
Рис. 90. План штабелей навалочных грузов в горизонталях, полученный методом короткобазисной стереофотограмметрий:
/ — подкрановые пути; 2 — руда; 3 — песок с ракушкой; 4 — песок
139
фотограмметрическим, в значительной степени зависит от того, правильно ли определен объемный вес навалочного груза. В связи с этим в Ленморниипроекте и в Черноморниипроекте начаты иссле дования возможности использования специальных измерительных установок для непосредственного измерения величин удельных на грузок от штабелей навалочных грузов на территории причалов.
Предполагается, что эти установки будут работать автоматиче ски в измерительном и контрольном режимах, а их показания бу дут передаваться дистанционно на пульт, расположенный в дис петчерском районе порта, в котором находится данный причал. Такие измерительные установки, размещенные на территории причалов, позволят осуществить постоянный и действенный конттроль за соблюдением норм допускаемых нагрузок.
Установление величин допускаемых нагрузок на эксплуатируе
мые причальные сооружения посредством опытных огрузок. Опыт ная статическая огрузка эксплуатируемого причального сооруже ния представляет собой комплекс натурных исследований, связан ных с установлением его действительной несущей способности. В процессе опытной статической огрузки участок территории при чала загружается нагрузкой заданной интенсивности в течение оп ределенного промежутка времени; при этом контролируются вели чины смещений сооружения, которые не должны превышать допу стимых пределов.
До начала опытной огрузки, предварительными расчетами об
щей устойчивости и деформаций сооружения, |
а также |
расчетами |
|||
прочности его отдельных элементов, ориентировочно |
определяют |
||||
ся предельные величины нагрузок на причал |
q'0. |
пред, |
ТІм2, |
которые |
|
уточняются в процессе испытания; при этом получают |
величины |
||||
нагрузок <7опред. В этих расчетах необходимо |
учитывать крановые |
нагрузки, а также нагрузки от подвижного состава железных до рог и безрельсового транспорта, устанавливаемые исходя из новых условий эксплуатации причала.
В ряде случаев глубина у причалов, имеющих значительный срок эксплуатации, меньше проектной, что вызвано заносимостью акватории и ее засорением при перегрузке различных грузов. Уве личение глубины у причала при дноуглублении вызывает увеличе ние распорного давления грунта на сооружение и понижение сте пени его устойчивости. В связи с этим в предварительных расчетах необходимо также учесть требуемое углубление дна перед соору жением.
При проведении испытаний следует учитывать, что действи тельные глубины, меньшие расчетных, позволяют передавать на со
оружение большие нагрузки, |
чем сооружение может |
выдержать |
||
при увеличенных глубинах. |
q'o-прел |
|
|
|
При установлении величин |
в первую очередь |
необходи |
||
|
мо обратить внимание на расчет общей устойчивости основания со оружения и на расчет прочности отдельных его элементов, так как с помощью опытной огрузки, в основном, проверяются только дан ные расчета сооружения по деформациям. Опытную огрузку соо-
140