ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 0
|
Рис. |
92. |
|
|
|
|
|
|
|
U) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tc |
|
t |
|
|
гори |
|||||
|
Схематический график смещений (осадки S или |
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
зонтального |
|
смещения |
|
|
|
3KC |
|
|
|
|
|
|
во |
времени |
|
|
при |
его |
|||||||||||||
|
|
|
3 |
t |
|
сооружения |
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
строительстве, |
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
опытной |
|
огрузке: |
|
|
тр — период |
||||||||||||||||
|
эксплуатацииt |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
строительства |
причала; |
|
|
|
|
п — период |
|
эксплуатации |
|
|
|
tv |
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
причала |
||||||||||||||||||||||||
|
до опытной |
|
огрузки; |
|
|
— период |
|
c |
|
|
|
|
участка |
|
причала; |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
qзагрузки |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
/в — период |
|
выдержки |
участка причала |
|
q s . ДОп |
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
|||||||||||||||||
|
|
|
под |
нагрузкой; |
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
период разгрузки участка причала; |
|
|
|
|
|
q 0. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
в — нагрузка от собствен |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
ного веса сооружения и засыпки за ним; |
|
|
|
— первоначаль |
|||||||||||||||||||||||||||
|
ная |
допускаемая эксплуатационная |
нагрузка; |
|
|
поел — предель |
||||||||||||||||||||||||||
|
ная |
нагрузка |
(несущая |
|
способность |
|
сооружения |
и основания), |
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
н.доп — |
|
|
опытной огрузки; |
дПцед— предель |
||||||||||||||||||||
|
устанавливаемая в <?процессе |
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
ная эксплуатационная |
|
|
нагрузка, |
устанавливаемая |
|
в |
процессе |
||||||||||||||||||||||||
|
опытной |
огрузкиU; k — |
|
|
|
|
новая |
допускаемая |
эксплуатацион |
|||||||||||||||||||||||
|
ная нагрузка, устанавливаемая на |
основании |
|
результатов |
опыт |
|||||||||||||||||||||||||||
|
Uя к |
|
|
|
S K, |
|
|
конечные величины общих смещений (осад |
||||||||||||||||||||||||
|
ной огрузки; |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
{ |
ки, |
горизонтального |
|
|
|
|
|
U 0 , |
при |
нагрузках |
< 7 с в + ? н .д о п ; |
|
S Bк, |
|||||||||||||||||||
смещения) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
— конечные величины общих смещений сооружения при на- |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
грузках < ? с в + < 7 н .д о п ; |
So,о, |
|
|
|
о — |
дополнительные |
величины |
|
об |
||||||||||||||||||||||
|
|
щих смещений сооружения за период опытной огрузки |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
оружения |
|
см |
|
|
м |
и ширине |
|
см. |
|
подошвы |
ß = 6 |
м |
|
величина |
||||||||||||||||||
# = 1 0 |
|
|
|
|
его |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
5доп1— 1,0—2 |
|
и £/доп:— 0,5-т- 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
Учитывая, что в некоторых случаях подобные деформации мо |
||||||||||||||||||||||||||||||||
гут быть компенсированы подбивкой |
|
путей, |
допускают |
|
несколько |
большие величины смещений сооружений.
Наблюдения за смещениями причала, на котором осуществля ется опытная огрузка, должны производиться при помощи высоко точных геодезических инструментов. При опытной огрузке жела тельно вести непрерывные наблюдения за смещениями сооружения
146
в течение всего периода испы таний, поэтому большое значе
ние приобретает |
применение |
|
соответствующих |
|
приборов |
для автоматических |
и дистан |
|
ционных наблюдений. |
Наряду |
с определением смещений соо ружения, при опытной огрузке следует устанавливать величи ны напряжений в его отдель ных элементах при помощи датчиков различных типов.
В указанном случае также необходимо предусматривать использование приборов, по зволяющих производить авто матические и дистанционные наблюдения. Особенное значе ние исследование напряжений
приобретает |
при |
испытании |
|
свайных |
конструкций и кон |
||
струкций |
из |
сборных элемен |
|
тов. При |
опытной |
огрузке |
сооружений, которые во время
эксплуатации |
воспринимают |
распор грунта, |
также жела |
тельна установка специальных приборов, которые бы фиксиро вали действительное давление грунта на сооружение в про цессе испытания.
Приведем примеры осуще ствленных опытных огрузок гравитационных причальных сооружений в морских портах.
1. Порт Лиепая, причалы № 10— 12 постройки 1893— 1897 гг. общей протяженно стью 511 м (рис. 93). Кон струкция причалов (рис. 94): два деревянных частокола, связанных анкерами; между частоколами забито три ряда вертикальных и один ряд на клонных деревянных свай; пространство между частокола ми засыпано камнем; набереж ная имеет бутобетонную над стройку. Грунты на участке
147
|
|
|
Отметкамкров |
|
|
Т а б л и ц а |
І2 |
|
Вид |
грунта |
|
|
Т/м}' |
Угол внутрен |
Удельное |
сце |
|
|
ли слоев грун |
Объемный вес |
||||||
|
|
|
та, |
грунта, |
|
него трения |
пление, 77ж2 |
|
Насыпной |
грунт |
|
|
|
|
|
______ |
|
П р и ч а л № 12 в п о р т у Л и е п а я |
|
|
||||||
(песок) . |
+ 2,1 |
1,6* |
|
28 |
|
|
||
Мелкий песок.......................... |
|
|
|
|
||||
Суглинок |
|
|
— 0,4 |
1,0** |
28 |
|
|
|
|
|
— 6,5 |
1,3** |
26 |
|
|
||
Гл и п а |
|
|
— 14,7 |
] |
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Насыпной грунт |
П р и ч а л № 3 в п о р т у К л а й п е д а |
|
|
|||||
(песок) . |
+ 2,5 |
1,8* |
|
30 |
|
|
||
Мелкий песок.......................... |
|
0,0 |
1,0** |
28 |
|
|
||
Суглинок ..................................... |
|
|
—8,0 |
1,0** |
25 |
|
|
*Объемный вес грунта над водой;
**Объемный вес взвешенного грунта.
причала № 12 имеют геотехнические характеристики, представлен ные в табл. 12.
Допускаемая эксплуатационная нагрузка до 1959 г. составля ла 1,0 Т/м2. В 1959 г. ЦНИИМФом совместно с портом было проведено исследование несущей способности участка причала № 12 путем опытной огрузки, причем імаксимальная нагрузка до стигала <7о.пред=4,8 Т/м2 (рис. 95). По данным геодезических на блюдений, горизонтальные смещения верхнего строения причала
Рис. 94. Поперечный разрез причала |
№ 12: |
|
— |
|||||||||
/ — насыпной грунт; |
II |
— песок; |
III |
— суглинок; |
1 |
— металлический шпунт; |
2 |
|||||
деревянный частокол; |
3 |
— деревянные |
сваи; |
4 |
— дощатый |
частокол; 5 — деревянные |
||||||
сваи; |
6 |
— проектное дно; 7 — современное дно |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
148
|
|
Р и с. 95. В и д |
у частк а опытной огрузки |
на |
причале № 12 со |
стороны |
||||||||
|
|
|
|
|
|
причала № |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
при |
его |
опытной огрузке |
оказались |
равными |
U<,.0 |
= |
0,8 |
см<С |
||||||
< р тл— |
1,5 |
см, |
а осадка |
5 о.о = 0,2н-0,3 |
с ,и < 5 дсш= |
1,5 |
см. |
|
Здесь |
|||||
U |
доп |
|
|
|
|
|
||||||||
|
и 5Доп — величины |
допускаемых |
при опытной огрузке ком |
|||||||||||
понентов смещения сооружения, отнесенные к точке, |
в |
|
которой |
|||||||||||
проводились измерения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
В результате произведенных исследований и расчетов прочно |
|||||||||||||
сти и устойчивости конструкциимпричалов. |
•№ 10— 12 и их основания |
|||||||||||||
были повышены допускаемые нагрузки на причалы, а глубина у |
||||||||||||||
них была увеличена с 5,8 до 7,5 |
|
на |
причалы |
было |
произве |
|||||||||
|
Увеличение допускаемых нагрузок |
дено в 1961— 1962 гг. после усиления их конструкции с целью по
вышения жесткостиТ/верхнего строения и предотвращения разру |
|||||||
шения причалов от навала судов. |
Новые |
допускаемые |
нагрузки |
||||
составили: до 2,2 |
м2 |
— в прикордонной |
и переходной |
зонах и |
|||
6,0 |
Т/м2- |
|
|
|
|
|
|
— в тыловой зоне (при использовании портальных кра |
|||||||
нов |
«Кировец» грузоподъемностью |
10 |
Т |
и подвижного |
состава). |
||
|
Экономия в связи с отказом от коренной реконструкции по всем трем причалам составляет 102 000 руб.
2. Порт Клайпеда, причалы № 3—6 постройки 1930—1933 гг.; общая протяженность причалов 528 м (рис. 96). Конструкция причалов (рис. 97): массивы-гиганты с бутобетонной надстрой кой. Грунты на участке причала № 3 имеют геотехнические харак теристики, приведенные в табл. 12. Допускаемые эксплуатацион ные нагрузки до 1964 г. соответствовали III категории и состав ляли 2 Т/м2 в прикордонной зоне и 3 Т/м2 в переходной и тыловой зонах, причем эксплуатация второго от кордона железнодорожного пути, проходящего в пределах призмы обрушения, не была разре шена.
149
|
Rp¥ |
|
|
|
|
|
RpS |
|
|
i - |
|
|
SO |
|
|
- + |
|
|
|
I |
|
|
|
|
||
|
|
|
*o!;и |
|
|
|
|
|
|
|
|
\z- |
|
|
|
|
|
M13 ' НП12 |
|
|
|
|
|
|
turn |
|
5,46I t 19,534 11 JO 13,31 |
9 js 19,85 |
13,30 f ' J f r |
13,91 ~3 ]z |
14,88, |
5,00 |
|||
2,13 |
2,56 |
2,10 |
2,23 |
2,14 |
2,12 |
30P |
І <m |
|
|
Р и с. 96. С х е м а распТ/мол2-, |
138 |
|
|
|
|
^ Й: |
|
|
ож3 ен и я у ч астк а опытной огрузки на причале № |
3:J /м2 |
||||||
1 |
-п Площадь первой ступени загрузки |
от 0 до 6 |
Т/м2; 2 |
— площадь |
второй |
ступени |
||
загрузки |
от 6 до 9 |
— площадь третьей |
|
|
■ §-* |
|||
|
ступени загрузки от 9 до 15 |
|
На основании результатов систематических геодезических на блюдений за положением причалов, проводившихся в 1957 г. сна чала ЦНИИМФом, а затем Ленморниипроектом, опытной огрузки участка причала № 3, осуществленной Ленморниипроектом в сод ружестве с портом в 1963 г., и поверочных расчетов прочности и устойчивости конструкции причалов.и ее элементов по уточненной методике, были повышены допускаемые нагрузки на причалы, а глубина у них была увеличена с 6,1 до 8 м без реконструкции причалов.
] |
— насыпной грунт |
Р и с . 97. П оперечны й разрез при чала № |
3: |
|
— проектное дно; |
|||||||||
|
(песок); |
II |
— мелкий песок; |
III |
— |
суглинок; |
1 |
|||||||
2 |
— современное дно; |
3 |
— железобетонный массив-гигант; |
4 |
— бутобетонная надстройка; |
|||||||||
|
5 — каменная |
постель; |
6 |
— линия |
естественного |
откоса |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
150