Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Рис.

92.

 

 

 

 

 

 

 

U)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tc

 

t

 

 

гори­

 

Схематический график смещений (осадки S или

 

зонтального

 

смещения

 

 

 

3KC

 

 

 

 

 

 

во

времени

 

 

при

его

 

 

 

3

t

 

сооружения

 

 

 

строительстве,

 

 

 

 

 

 

 

 

и

опытной

 

огрузке:

 

 

тр — период

 

эксплуатацииt

 

 

 

 

 

строительства

причала;

 

 

 

 

п — период

 

эксплуатации

 

 

 

tv

 

 

 

 

 

 

 

 

 

причала

 

до опытной

 

огрузки;

 

 

— период

 

c

 

 

 

 

участка

 

причала;

 

 

 

 

qзагрузки

 

 

 

/в — период

 

выдержки

участка причала

 

q s . ДОп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

под

нагрузкой;

 

 

 

период разгрузки участка причала;

 

 

 

 

 

q 0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в — нагрузка от собствен­

 

ного веса сооружения и засыпки за ним;

 

 

 

— первоначаль­

 

ная

допускаемая эксплуатационная

нагрузка;

 

 

поел — предель­

 

ная

нагрузка

(несущая

 

способность

 

сооружения

и основания),

 

 

 

 

 

 

 

 

н.доп —

 

 

опытной огрузки;

дПцед— предель­

 

устанавливаемая в <?процессе

 

 

ная эксплуатационная

 

 

нагрузка,

устанавливаемая

 

в

процессе

 

опытной

огрузкиU; k

 

 

 

 

новая

допускаемая

эксплуатацион­

 

ная нагрузка, устанавливаемая на

основании

 

результатов

опыт­

 

Uя к

 

 

 

S K,

 

 

конечные величины общих смещений (осад­

 

ной огрузки;

 

 

{

ки,

горизонтального

 

 

 

 

 

U 0 ,

при

нагрузках

< 7 с в + ? н .д о п ;

 

S Bк,

смещения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— конечные величины общих смещений сооружения при на-

 

грузках < ? с в + < 7 н .д о п ;

So,о,

 

 

 

о —

дополнительные

величины

 

об­

 

 

щих смещений сооружения за период опытной огрузки

 

 

 

оружения

 

см

 

 

м

и ширине

 

см.

 

подошвы

ß = 6

м

 

величина

# = 1 0

 

 

 

 

его

 

 

 

 

5доп1— 1,0—2

 

и £/доп:— 0,5-т- 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая, что в некоторых случаях подобные деформации мо­

гут быть компенсированы подбивкой

 

путей,

допускают

 

несколько

большие величины смещений сооружений.

Наблюдения за смещениями причала, на котором осуществля­ ется опытная огрузка, должны производиться при помощи высоко­ точных геодезических инструментов. При опытной огрузке жела­ тельно вести непрерывные наблюдения за смещениями сооружения

146



в течение всего периода испы­ таний, поэтому большое значе­

ние приобретает

применение

соответствующих

 

приборов

для автоматических

и дистан­

ционных наблюдений.

Наряду

с определением смещений соо­ ружения, при опытной огрузке следует устанавливать величи­ ны напряжений в его отдель­ ных элементах при помощи датчиков различных типов.

В указанном случае также необходимо предусматривать использование приборов, по­ зволяющих производить авто­ матические и дистанционные наблюдения. Особенное значе­ ние исследование напряжений

приобретает

при

испытании

свайных

конструкций и кон­

струкций

из

сборных элемен­

тов. При

опытной

огрузке

сооружений, которые во время

эксплуатации

воспринимают

распор грунта,

также жела­

тельна установка специальных приборов, которые бы фиксиро­ вали действительное давление грунта на сооружение в про­ цессе испытания.

Приведем примеры осуще­ ствленных опытных огрузок гравитационных причальных сооружений в морских портах.

1. Порт Лиепая, причалы № 10— 12 постройки 1893— 1897 гг. общей протяженно­ стью 511 м (рис. 93). Кон­ струкция причалов (рис. 94): два деревянных частокола, связанных анкерами; между частоколами забито три ряда вертикальных и один ряд на­ клонных деревянных свай; пространство между частокола­ ми засыпано камнем; набереж­ ная имеет бутобетонную над­ стройку. Грунты на участке

147

 

 

 

Отметкамкров­

 

 

Т а б л и ц а

І2

Вид

грунта

 

 

Т/м}'

Угол внутрен­

Удельное

сце­

 

ли слоев грун­

Объемный вес

 

 

 

та,

грунта,

 

него трения

пление, 77ж2

Насыпной

грунт

 

 

 

 

 

______

 

П р и ч а л № 12 в п о р т у Л и е п а я

 

 

(песок) .

+ 2,1

1,6*

 

28

 

 

Мелкий песок..........................

 

 

 

 

Суглинок

 

 

— 0,4

1,0**

28

 

 

 

 

— 6,5

1,3**

26

 

 

Гл и п а

 

 

— 14,7

]

 

25

 

 

 

 

 

 

 

 

Насыпной грунт

П р и ч а л № 3 в п о р т у К л а й п е д а

 

 

(песок) .

+ 2,5

1,8*

 

30

 

 

Мелкий песок..........................

 

0,0

1,0**

28

 

 

Суглинок .....................................

 

 

—8,0

1,0**

25

 

 

*Объемный вес грунта над водой;

**Объемный вес взвешенного грунта.

причала № 12 имеют геотехнические характеристики, представлен­ ные в табл. 12.

Допускаемая эксплуатационная нагрузка до 1959 г. составля­ ла 1,0 Т/м2. В 1959 г. ЦНИИМФом совместно с портом было проведено исследование несущей способности участка причала № 12 путем опытной огрузки, причем імаксимальная нагрузка до­ стигала <7о.пред=4,8 Т/м2 (рис. 95). По данным геодезических на­ блюдений, горизонтальные смещения верхнего строения причала

Рис. 94. Поперечный разрез причала

№ 12:

 

/ — насыпной грунт;

II

— песок;

III

— суглинок;

1

— металлический шпунт;

2

деревянный частокол;

3

— деревянные

сваи;

4

— дощатый

частокол; 5 — деревянные

сваи;

6

— проектное дно; 7 — современное дно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

148


 

 

Р и с. 95. В и д

у частк а опытной огрузки

на

причале № 12 со

стороны

 

 

 

 

 

 

причала №

11

 

 

 

 

 

 

при

его

опытной огрузке

оказались

равными

U<,.0

=

0,8

см<С

< р тл—

1,5

см,

а осадка

5 о.о = 0,2н-0,3

с ,и < 5 дсш=

1,5

см.

 

Здесь

U

доп

 

 

 

 

 

 

и 5Доп — величины

допускаемых

при опытной огрузке ком­

понентов смещения сооружения, отнесенные к точке,

в

 

которой

проводились измерения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате произведенных исследований и расчетов прочно­

сти и устойчивости конструкциимпричалов.

•№ 10— 12 и их основания

были повышены допускаемые нагрузки на причалы, а глубина у

них была увеличена с 5,8 до 7,5

 

на

причалы

было

произве­

 

Увеличение допускаемых нагрузок

дено в 1961— 1962 гг. после усиления их конструкции с целью по­

вышения жесткостиТ/верхнего строения и предотвращения разру­

шения причалов от навала судов.

Новые

допускаемые

нагрузки

составили: до 2,2

м2

— в прикордонной

и переходной

зонах и

6,0

Т/м2-

 

 

 

 

 

 

— в тыловой зоне (при использовании портальных кра­

нов

«Кировец» грузоподъемностью

10

Т

и подвижного

состава).

 

Экономия в связи с отказом от коренной реконструкции по всем трем причалам составляет 102 000 руб.

2. Порт Клайпеда, причалы № 3—6 постройки 1930—1933 гг.; общая протяженность причалов 528 м (рис. 96). Конструкция причалов (рис. 97): массивы-гиганты с бутобетонной надстрой­ кой. Грунты на участке причала № 3 имеют геотехнические харак­ теристики, приведенные в табл. 12. Допускаемые эксплуатацион­ ные нагрузки до 1964 г. соответствовали III категории и состав­ ляли 2 Т/м2 в прикордонной зоне и 3 Т/м2 в переходной и тыловой зонах, причем эксплуатация второго от кордона железнодорожного пути, проходящего в пределах призмы обрушения, не была разре­ шена.

149


 

Rp¥

 

 

 

 

 

RpS

 

i -

 

 

SO

 

 

- +

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

*o!;и

 

 

 

 

 

 

 

 

\z-

 

 

 

 

 

M13 ' НП12

 

 

 

 

 

 

turn

5,46I t 19,534 11 JO 13,31

9 js 19,85

13,30 f ' J f r

13,91 ~3 ]z

14,88,

5,00

2,13

2,56

2,10

2,23

2,14

2,12

30P

І <m

 

Р и с. 96. С х е м а распТ/мол2-,

138

 

 

 

 

^ Й:

 

ож3 ен и я у ч астк а опытной огрузки на причале №

3:J /м2

1

-п Площадь первой ступени загрузки

от 0 до 6

Т/м2; 2

— площадь

второй

ступени

загрузки

от 6 до 9

— площадь третьей

 

 

■ §-*

 

ступени загрузки от 9 до 15

 

На основании результатов систематических геодезических на­ блюдений за положением причалов, проводившихся в 1957 г. сна­ чала ЦНИИМФом, а затем Ленморниипроектом, опытной огрузки участка причала № 3, осуществленной Ленморниипроектом в сод­ ружестве с портом в 1963 г., и поверочных расчетов прочности и устойчивости конструкции причалов.и ее элементов по уточненной методике, были повышены допускаемые нагрузки на причалы, а глубина у них была увеличена с 6,1 до 8 м без реконструкции причалов.

]

— насыпной грунт

Р и с . 97. П оперечны й разрез при чала №

3:

 

— проектное дно;

 

(песок);

II

— мелкий песок;

III

суглинок;

1

2

— современное дно;

3

— железобетонный массив-гигант;

4

— бутобетонная надстройка;

 

5 — каменная

постель;

6

— линия

естественного

откоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

150