ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 196
Скачиваний: 0
ну усилий на тумбу при использовании синтетических и раститель ных канатов необходимо увеличивать на 25%. При больших высо тах волн и скоростях течений усилия в швартовах определяются специальным расчетом или исследованиями. Допустимость и необ ходимость стоянки судна у причала в условиях волнения на сталь ных канатах требует специального обоснования.
Концевые тумбы, устанавливаемые для восприятия усилий, ко торые передаются от носовых и кормовых швартовов, должны быть рассчитаны на большие усилия, чем рядовые тумбы. Прибли женно это усилие может быть принято равным двойному усилию для рядовой тумбы. Концевые тумбы должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить нормальные условия швартов ки расчетного судна. Этого обычно можно добиться, устанавливая две концевые тумбы в пределах участков длиной (0,14-0,2) Lnб, расположенных по обе стороны за пределами причала. Если у причала обслуживают суда различной длины, расстановка тумб должна обеспечивать нормальные условия швартовки судов всех предусмотренных классов.
При определении швартовных нагрузок, действующих на спе циализированные причалы, состоящие из технологической пло щадки и отдельных палов, в соответствии с расположением палов и швартовных тумб используются следующие группы швартовов: носовые, кормовые, прижимные, шпринги. С учетом неравномер ности работы принимается следующее распределение усилий меж ду указанными группами швартовов:
Н осовы е и |
к о р м о в ы е ................................................................................................................ |
по 0 ,8 |
й н |
||
П р и ж и м н ы е ........................................................................................................................................ |
0 |
’ |
6 |
/?н |
|
Ш п р и н г и |
............................................................................................................................................. |
|
|
|
|
|
|
0 ,8 |
R h , |
где Rn — суммарная поперечная составляющая сил, действую щих на судно.
Средние значения углов а (в град), образованных горизонталь ной проекцией швартовов с линией кордона, могут быть прибли женно приняты по табл. 16.
|
|
|
Т а б л и ц а 16 |
|
Водоизмещение в полном грузу, тыс. т |
||
|
80 и менее, |
100, |
250 и более, |
|
град |
град |
град |
|
|
||
Н осовы е и кормовые ш вартовы |
(не бо |
|
|
лее) ............................................................................................... |
60 |
50 |
45 |
Ш п р и н г и ............................................................................. |
О т 10 |
Д о 20 |
|
П риж имны е ш в а р т о в ы .......................................... |
О т 70 |
Д о П О |
|
Приведем некоторые данные из зарубежного опыта. Комиссия
Лакнера (ФРГ) разработала рекомендации, приведенные в табл. 17.
156
В. р. в. судов, Водоизмещение |
|
|
В. р. в. судов |
|
Т а б л и ц а |
17 |
||||||||
|
Т |
Водоизмещение |
|
|
Т |
|||||||||
тыс. per. |
т |
(не судов, тыс. |
т |
Швартовное |
тыс. per. т (не судов, тыс. |
т |
Швартовное |
|||||||
более) |
|
(не более) |
усилие, |
|
|
более) |
(не более) |
|
усилие, |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
1 |
|
|
2 |
|
10 |
|
|
|
—. |
100 |
|
|
100 |
|
5 |
|
|
10 |
|
30 |
|
|
|
Более |
200 |
|
|
150 |
|
10 |
|
|
20 |
|
60 |
|
|
|
200 |
|
|
200 |
|
|
25 |
|
|
50 |
|
80 |
сильных |
течений табличные данные, |
|||||||
При |
|
наличии у причалов |
||||||||||||
начиная ст,водоизмещения 50 тыс. |
т, |
увеличиваются на 25% • Кон |
||||||||||||
цевые тумбы отдельных причаловТдля. |
крупнотоннажных судов до |
|||||||||||||
100 тыс. |
расположенных |
на акваториях |
с течениями, |
должны |
||||||||||
быть рассчитаны на усилия 250 |
При больших размерах судов |
|||||||||||||
рекомендуется удваивать табличные данные |
(т. е., например, |
для |
судов водоизмещением 200 тыс. г и более рассчитывать концевые
тумбы на усилие 400 |
Т |
). Нормы |
комиссии Лакнера используют |
ся в ряде западноевропейских |
стран, поэтому капитаны зару |
бежных судов нередко швартуются с учетом этих рекомендаций. На причалах общего назначения швартовные тумбы обычно уста навливаются на расстоянии 20—30 м одна от другой. На специа лизированных причалах для крупнотоннажных судов обычно при меняется иная расстановка причальных тумб. Аналогичные ре комендации разработаны в Японии и некоторых других странах.
На рис. 99 показано размещение швартовных тумб на нефтепричале для судов дедвейтом 250 тыс. г в Вильгельмсхафене (ФРГ). Носовые и кормовые швартовы заведены на швартовные устройства (тумбы и самоотдающиеся гаки), установленные на специальных швартовных палах, расположенных на расстоянии около 40 м от линии кордона в сторону берега. Эти палы отнесе ны в обе стороны от причала так, что крайние швартовные кор
мовой и носовой тросы расположены в плане примерноТпод |
уг |
|
лом 45° к продольной оси судна. Концевые палы |
расчитаны |
на |
подачу трех швартовов, натянутых с усилиями по |
100 каждый. |
|
|
|
|
Рис. 99. Схема швартовки танкера дедвейтом 250 тыс. |
т: |
пал (Z = |
|||||||||||||||
I , 4 |
— швартовый пал |
(швартовное усилие^ =3X100 |
Т |
; |
2> |
3 |
— швартовый |
||||||||||||||
'=250 Г); |
|
5 |
— причальный пал (швартовное усилие |
Z |
125 |
А |
|
навал /?= 200 |
г; энергия |
||||||||||||
навала |
А |
~ 70 |
Т м ) ; 6— 8 |
— причальные палы (Z=100 Г; |
D |
= |
150 |
т; А ^ 7 0 Т м ) \ 9 |
— при |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
чальный пал |
( Z |
—125 |
Т ; |
0 = 200 |
т» |
|
= |
|
100 |
Т м ) |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
157
Прижимные концы, направленные по нормали к линии кордона, заводятся на промежуточные тыловые палы, расположенные в
одну линию с концевыми, на расстоянии |
ПО—125 |
м |
от |
середи |
|
ны причала. На них установлены тумбы, |
рассчитанные на уси |
||||
лие 250 |
Т. |
|
|
|
Два из |
Навал судна передается на пять причальных палов. |
|||||
них расположены вдоль линии кордона по обе стороны от |
техно |
логической площадки, два — вдоль той же линии в сторону носа судна и один ■— со стороны кормы. На крайних палах помещены швартовные тумбы, рассчитанные на усилие 125 Т, на промежу точных — по 100 Т. Для рудовозов, которые швартуются не к от дельным палам, а к непрерывной причальной линии, применяется несколько иная расстановка швартовных тумб.
При расстановке причальных тумб следует учитывать необхо димость обслуживания не только крупнейших судов, расчетных для данного причала, но и судов меньших размеров: На рис. 100 показаны схемы швартовки судов различных размеров, а также намечаемая расстановка тумб на новом причале для судов угле
возов дедвейтом 15—120 тыс. г. |
т |
тумб на причале |
|
На рис. 101 приведена схема расстановки |
|||
для рудовозов дедвейтом от 10 до 300 |
тыс. |
(Япония). Следует |
|
отметить, что крупнотоннажные суда |
нередко швартуются |
на |
|
недостаточно защищенных акваториях. |
Это приводит к тому, |
что |
в швартовах возникают дополнительные усилия, которые до пос леднего времени не поддаются точному учету. В зарубежной ли тературе иногда высказывается мнение о том, что эти дополни тельные усилия не очень значительны, однако серьезных сообра жений, подтверждающих это мнение, не приводится.
Ветровой навал. В соответствии в СН |
144—60, |
|
нагрузки от |
||||||||
ветрового навала |
судов, стоящих у сооружения, |
Р с |
определяются |
||||||||
в зависимости от |
боковой парусности, длины прямолинейной |
||||||||||
вставки |
и скоростного напора ветра по формуле |
|
|
|
|||||||
|
|
|
Рс |
кэ qF |
[Т/ног. |
м], |
|
|
|
||
где |
|
|
1000/в |
|
|
|
|
|
|
||
F |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
— боковаяL;парусность судна, .и2; |
|
морских судов |
||||||||
|
/в — длина |
прямолинейной |
вставки |
корпуса |
|||||||
|
L |
/в= 0 ,4 |
|
м; |
|
|
|
|
|
|
|
q = |
— длина судна, |
|
|
кГ/м2-, |
|
|
|
|
|||
^2 |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
-jg-— скоростной напор ветра, |
|
|
|
|
|
V — скорость ветра для морских судов с применением по нижающих коэффициентов, м/сек;
&э — коэффициент, учитывающий эксцентричность ветрового давления по отношению к середине прямолинейной вставки;
Нагрузка от ветрового навала судна учитывается при расчете причальных сооружений в виде равномерно распределенной на грузки для сплошных стенок или в виде сосредоточенных сил для
158
5)
® 2 |
/ |
__ / |
/ |
|
|
. |
/ ■ |
/ з |
|||
\ о |
-0._п |
||||
|
|
о |
О__ |
.. Q |
|
|
|
|
|
|
|
О ГТ С®* Z п |
|
— |
|
® Z |
|
— |
----------- |
|
---- |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
-О - г0® |
|
||||||
|
|
/ • |
• |
/ |
|
|
іа/ ,f 3 S |
/ |
|
|
||||
__О- , О—п- |
о ГТ -П - О |
|
■д .С> |
|
|
|||||||||
/ |
j |
^ j ,f J |
* с/ |
3 4 J |
if 3 |
.f |
J ,f |
|
Ф |
|
; |
/ |
У |
|
Рис. |
100. |
Швартовка |
рудовозов |
дедвейтом |
15— 100 |
тыс. г: |
|
|||||||
|
|
|
|
|
а — схемы расстановки судов; б — схема установки тумб; / — 300 г тумба; 2 — 300 т битенг; в — 200 т тумба; 4 — 200 т битенг; 5 — 50 т тумба