ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 0
Рис. 101. Схема расстановки тумь rfa |
причале для рудовозов дедвейтом от |
|
10 до 300 |
тыс. |
т |
|
отдельных палов. Направление действия нагрузки от навала при нимается нормальным к лицевой поверхности сооружения или от бойных устройств. Приложение нагрузки от ветрового навала суд на по высоте сооружения должно приниматься наиболее невыгод ное для работы конструкции с учетом колебаний уровня воды у сооружения и расположения отбойных устройств. При наличии фактических данных о боковой парусности и длине прямолиней ной вставки расчетного судна для определения величины навала следует пользоваться действительными характеристиками расчет ного судна.
При длине причального сооружения, меньшей длины прямоли нейной вставки корпуса морских и рыбопромысловых судов или прямолинейной части бортового обноса речных, интенсивность равномерно распределенной нагрузки от ветрового навала на со оружение определяется по формуле
|
|
р |
— Е ІЗ |
, |
|
|
где |
Pi |
Hl |
- |
tc |
Т/м2', |
|
Р |
|
|
|
|||
І |
— интенсивность давления на сооружение; |
|||||
|
|
— интенсивность ветрового давления, |
|
в — длина прямолинейной вставки или бортового обноса; / с — длина сооружения.
При швартовке судна к отдельно стоящим палам ветровой на вал на один пал определяется по формуле
|
|
п |
1 . 3 Р І В |
|
Р |
Ип - |
п |
где |
— навал на 1 пог. м; |
|
|
п |
|
—' число палов, приходящихся на прямолинейную вставку судна;
1,3 — коэффициент, учитывающий неравномерность распре деления усилий между отдельными палами.
При причальном фронте, образованном сооружением с длиной, меньшей половины прямолинейной вставки корпуса морских и ры бопромысловых судов, и палами, нагрузки от навала распределя
ло
ются между сооружениями и палами пропорционально их жестко сти по формулам:
|
|
Р с |
Яс = |
Рів Сд |
Я п = |
1,ЗР/вСо |
|
|
|
1,3 Сс |
|||||
где |
|
навал на сооружение; |
С п |
|
|||
Р |
|
Т1м\ |
|||||
|
|
Ри |
навал на один пал; |
|
|
|
|
|
|
— интенсивность ветрового давления, |
|
||||
|
|
|
|
||||
Сс |
|
/в — длина прямолинейной вставки; |
|
||||
|
и Сц — коэффициенты податливости |
сооружения и отдельных |
|||||
|
|
|
палов, равные сумме коэффициентов упругой податли |
||||
|
|
|
вости входящих в «их элементов; |
|
|||
|
|
С0 — коэффициент податливости сооружения и палов при их |
|||||
|
|
|
совместной работе; |
иС |
|
|
|
где п — число палов. |
Со = |
Сп Сс |
|
|
|||
с —Сп |
|
|
Нагрузки от навала судна по проекту новых норм рекомендует ся принимать распределенными по длине полосы контакта судна и сооружения в соответствии с трапецеидальной эпюрой, имеющей
следующие максимальную\ , \ |
и минимальную ординаты: |
|
|
|
|||||
Я „.б = |
^ - Т / м \ |
Ян.м = |
0,9 |
L., |
т/м, |
|
дейст |
||
|
|
|
|
||||||
где Ян — поперечная |
составляющая суммарного усилия, |
||||||||
вующего на судно; |
|
|
|
|
|
|
1Б, |
||
Ьк |
|
|
|
и сооружения, |
которая |
||||
— длина полосы контакта судна |
|||||||||
принимается |
равной длине прямолинейной |
вставки |
|
||||||
если она меньше длины причального фронта, |
или длине |
причального фронта — в остальных случаях.
Для причального фронта, состоящего из отдельных опор, рас пределение общей величины усилия между опорами производится по правилам строительной механики.
Нагрузки, возникающие при подходе судна к причалу. Слож ные явления возникают при подходе судна к сооружению. В свя зи с этим данному вопросу за последние годы уделялось особенно много внимания, и все же ряд явлений требует дальнейшего уточ нения. В общем случае судно в момент подхода к сооружению име ет поступательную скорость, направленную под некоторым углом к линии, соединяющей точку контакта с центром тяжести, и угло вую скорость. Можно также измерять угол, определяющий направ ление поступательной скорости судна от его продольной оси. При ближенное решение для такого случая при наличии поступатель ной и угловой скоростей судна рассмотрено проф. Васко Коста.
Авторами (А. Я. Корчагиной и Б. Ф. Горюновым) в общем слу чае энергия, которая воспринимается отбойными приспособления ми и судном, выражена в виде
Ес = К1К2КгКі К5 |
М ѵі |
K E , |
|
= |
|||
|
|
6-5148 |
1Gl |
где |
K = Ki |
Kz Кз Kit Кь |
■— |
произведение |
коэффициентов, учи |
|
тывающих явление различных факторов (табл. 18). |
|
|||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 18 |
|
|
|
|
|
Значение коэффициента К |
для морских |
|
|
Тип причального сооружения |
лагом |
судов при подходе |
|||
|
под углом ссе кскоростью, |
|||||
|
|
|
|
|
м / с |
г |
Сооруж ени я |
со сплош ной вертикальной |
0,25 |
0,05 |
|||
|
|
|||||
стенкой ........................................................................................ |
|
|
0 ,5 |
0 ,3 |
0 ,6 |
|
Н абереж ны е-эстакады и оторочки -эста |
|
|
||||
кады |
............................................................................................... |
|
|
0 ,6 |
0 ,4 |
0 ,7 |
П ирсы сквозной конструкции и рядовы е |
|
|
||||
п а л ы |
............................................................................................... |
|
|
0 ,7 |
0 ,5 |
0 ,9 |
Головны е и |
крайние п а л ы .............................. |
|
0 ,9 |
0 ,9 |
1 ,5 |
П р и м е ч а н и е : |
Д л я пром еж уточны х |
значений скоростей под хода |
значения К |
|
определяю тся интерполяцией. |
|
|
|
|
Д л я определения |
силы удара |
судна о |
сооруж ение предварительно |
назначается |
тип отбойны х устройств и схем а |
их располож ения. |
|
Указанные рекомендации были использованы для корректировки текста СН 144—60. По СН 144—60 энергия, передаваемая корпу сом судна при ударе по причальному сооружению и отбойным устройствам, определяется по формуле
Е' = — W v l, 2g
где W — расчетное водоизмещение судна (в грузу или порож нем), т;
ѵа — скорость подхода судна, нормальная к лицевой поверх ности сооружения, определяемая по табл. 19.
|
|
|
Скорости |
подхода |
|
|
Т а б л и ц а 19 |
|
|
|
|
ѵ п , в м / с е к , |
для судов |
водоизме- |
|||
Географический район и условия |
|
1500 и ме |
|
щением в грузу, |
т |
50 000 и |
||
|
|
|
||||||
акватории |
|
3000 |
10 000 |
|
30 000 |
|||
|
|
|
нее |
|
более |
|||
М о р с к и е с у д а |
|
|
|
|
|
|
|
|
Защ и щ енная акватория . . |
. |
0 ,1 5 |
0 ,1 3 |
0 ,1 0 |
|
0 ,0 8 |
0 ,0 7 |
|
Н езащ и щ енн ая |
акватория . |
. |
0 ,2 0 |
0 ,1 8 |
0 ,1 5 |
|
0 ,1 0 |
0 ,0 9 |
Н езащ ищ енная |
акватория |
в |
|
|
|
|
|
|
р ай он ах с сильными |
ветрами |
0 ,2 5 |
0 ,2 3 |
|
0 ,2 0 |
0 ,1 5 |
|
0 ,1 2 |
П р и м е ч а н и я : |
1. П ри |
наличии волнения с высотой волны 1 ,5 м |
и более или |
|||||
течения с нормальной к линии кордона |
скоростью |
0 ,3 |
м / с е к и более, |
не |
учиты |
|||
ваемых специальным расчетом, |
значения |
скоростей |
под хода |
необходимо |
увеличивать |
|||
на 5 0 % . |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 . Д л я пром еж уточны х значений водоизмещ ении |
судов |
значения |
ѵп |
опреде |
||||
л яю тся интерполяцией. |
|
|
|
|
|
|
|
162
Используя график зависимости усилий от деформаций для отбой ных устройств, сооружения и суда, а также график зависимости энергии от усилия можно получить по известной величине энергии подходящего судна силу, действующую на сооружение.
Проект новых норм исходит практически из тех же исходных по ложений, что и СН 144—60*. Некоторому уточнению подверглись расчетные скорости подхода судов (табл. 20) и коэффициент К
|
|
|
2 и ме |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
20 |
||
Водоизмещение судна, тыс. |
т |
5 |
10 |
|
20 |
40 |
100 |
более |
||||
|
нее |
|
|
100 |
||||||||
Скорости под хода , |
м / с е к . . |
0 ,2 2 |
0 ,1 5 |
0 ,1 3 |
0,11 |
0,10 |
0 ,0 9 |
0 ,0 8 |
||||
П р и м е ч а н и е . |
Д л я сущ ествую щ и х |
причальны х |
сооруж ен и й |
величина |
до- |
|||||||
* |
определяется |
из |
вы раж ения и п — |
і / |
2 й Е |
г. |
вели- |
|||||
пускаем ой скорости |
у |
— — , где Ь — |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ѵ и I |
|
|
|
чина энергии деф орм аци и отбойны х |
устро й ств , |
соор уж ен и я |
и к орпуса суд н а при |
|||||||||
действии н агрузок на борт су д н а , |
причальное |
соор уж ен и е |
или отбойное уст р о й |
|||||||||
ство. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(в новых нормах г]). Коэффициенты К не дифференцируются в за висимости от направления и скорости подхода и принимаются для различных типов причальных сооружений, указанных в табл. 18 соответственно равными 0,5; 0,55; 0.65 и 1,60.
Для судов, швартующихся в балласте или порожнем, вводится понижающий коэффициент 0,85.
При наличии волнения с высотой волн 0,5—1,0 |
м, |
навального |
|||
ветра со скоростью 10— 15 |
м/сек |
или течений в направлении подхо |
|||
да судна со скоростью 0,25—0,50 |
м/сек, |
не учитываемых специаль |
|||
|
ным расчетом, значения скоростей подхода должны быть увеличены на 50%■ При одновременном учете двух указанных факторов ско рости увеличиваются на 75%, при учете трех факторов — на 100%. Вопрос о допустимости и целесообразности подхода судов к прича
лам при высотах волн 0,5— 1 |
м |
|
|
|
|
|
||||||
и скорости ветра более 10 |
м/сек |
|
|
|
|
|
||||||
должен быть решен в каждом |
|
|
|
|
|
|||||||
отдельном |
случае исходя из |
|
|
|
|
|
||||||
технико-экономических сообра |
|
|
|
|
|
|||||||
жений. В случае, если течения |
|
|
|
|
|
|||||||
вызываются приливно-отлив |
|
|
|
|
|
|||||||
ными явлениями, |
должен |
быть |
|
|
|
|
|
|||||
решен |
вопрос о |
допустимых |
|
|
|
|
|
|||||
скоростях течений при подходе |
лия, |
д ей ствую щ его |
на |
соо р уж ен и е |
при |
|||||||
судов. |
Допустимость подхода |
Р и с . |
102. Граф и к и |
д ля |
определения |
у с и |
||||||
судов |
при |
волнении |
более |
|||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
1,5 |
м, |
скорости |
ветра |
более |
|
под ходе |
суд ов |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
6* 163
15 |
м/сек, |
скорости течения в направлении подхода судна более |
м/сек, |
||
0,5 |
|
а также величина усилия от навала судна на сооружение |
должны проверяться специальным расчетом или исследованиями. Приведенные выше значения скоростей учитывают, что подход
судов водоизмещением более 20 тыс. т производится обязательно с буксирами достаточной мощности. По данным специальных ис следований, выполненных в Великобритании для маневрирования
судов водоизмещением 20 тыс. |
|
т, |
необходимо не менее двух букси |
||||||||||
ров с силой тяги каждый по 20 |
Т, |
для |
судов |
100 тыс. |
т |
— 4X20; |
|||||||
200 тыс. |
т |
— 4X27 и 300 тыс. |
т |
— 4X31 |
Т. |
При неблагоприятных |
|||||||
условиях |
маневрирования |
сила |
|
|
тяги |
может |
быть |
уменьшена |
|||||
на 25%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Опыт проектирования и эксплуатации причальных сооружений показывает, что на величину энергии, передаваемой от судна соо ружению, оказывает влияние такое большое число факторов, в зна чительной мере являющихся случайными, что саму величину энер гии можно считать стохастической величиной. В ряде случаев для предварительных расчетов может оказаться целесообразным нор мировать непосредственно величину энергии, принимая соответст венно для судов водоизмещением 20, 50, 100 и 200 тыс. т, энергию
35, 65,90 и 120 Тм,
Приведенные данные справедливы для тех же условий, при ко торых определяли расчетные скорости подхода судна. Однако учи тывая, что величина энергии пропорциональна квадрату скорости, поправочные коэффициенты при наличии волнения, навального ветра или течений вместо 1,5; 1,75 и 2 принимаются равными 2,3 и 4. В случае, если по условиям эксплуатации первая точка контакта судна и причала может оказаться в пределах средней трети судна, например для крайних палов, величину энергии следует увеличить на 25%.
Приведенные величины энергии соответствуют обеспеченности 1%. Переход к другой обеспеченности величины энергии произво дится путем введения переходного коэффициента: 0,7; 0,6 и 0,25 со ответственно для обеспеченности 5, 10, 50%.
По известной величине энергии и характеристикам отбойных приспособлений определяют величину усилия, которое передается сооружению через отбойные приспособления. Эти усилия не долж ны превосходить величин, которые могут воспринять корпус суд на и причал. Предельные величины указанного усилия в тоннах на 1 м длины находятся для судов длиной 100—300 м в пределах 40— 125 Т. При наличии ледовых подкреплений те же величины со ставляют 70— 170 Т. Равномерно распределенное давление на об шивку не должно при этом превышать величин 20—30 Т/м2.
При расчете сооружения на действие навала судна следует учитывать, что приведенные выше данные относятся к составля ющей, действующей по нормали к лицевой поверхности причала. Одновременно возможно возникновение и касательных составляю щих. Их предельная величина определяется обычным способом,
164