Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ремонтно-строительные подразделения портов осуществляют те­ кущий и капитальный ремонт сооружений, а также иногда ведут новое строительство. Распределение объемов работ по этим направ­ лениям в значительной степени зависит от местных условий, однако в пределах одного морского бассейна обычно наблюдается более или менее четко выраженная закономерность. В частности, для портов Балтийского бассейна это распределение выглядит следующим об­ разом (в процентах от общего объема работ, выполнявшихся ре­ монтно-строительными подразделениями портов): текущий ре­ монт— 20—40; капитальный ремонт — 60—80; новое строительст­

во — 5—15.

Местные условия также оказывают сильное влияние на распре­ деление объемов работ, Выполняемых ремонтно-строительными под­ разделениями портов, между основными группами сооружений.

На долю гидротехнических сооружений там, где выполняется сложный капитальный ремонт, обычно приходится невысокий про­ цент общего выполнения работ (8— 12%), так как капитальный ре­ монт ведут подрядные организации. В тех случаях, когда порты осуществляют капитальный ремонт гидротехнических сооружений собственными силами, эти работы могут составлять более 7з все­ го объема, выполняемого ремонтно-строительными подразделени­ ями. Ремонтные работы по складам составляют 10—20% общего объема работ. Объем ремонта жилого фонда бывает обычно не ни­ же 10% общего объема работ ремонтно-строительного подразде­ ления порта. Объем работ на различных объектах, не являющихся портовыми сооружениями (в том числе на объектах организаций, обслуживающих порт), составляет 35—40% общего объема работ, выполняемых ремонтно-строительными подразделениями портов.

Для успешного проведения планово-предупредительного ремон­ та портовых сооружений в объеме, обеспечивающем их сохран­ ность и долговечность, а также для осуществления необходимых работ по ремонту жилого фонда и объектов организаций, обслужи­ вающих порт, должны быть выполнены два основных условия:

ремонтно-строительное подразделение порта должно обладать производственной мощностью, соответствующей стоящим перед ним задачам;

работа ремонтно-строительного подразделения и других струк­ турных подразделений порта, участвующих в технической эксплуа­ тации сооружений, должна быть организована правильно и четко.

Необходимая производственная мощность ремонтно-строитель­ ного подразделения порта должна устанавливаться в зависимости от реального объема и характера выполняемых работ. Для пра­ вильной организации работы ремонтно-строительного подразделе­ ния и других структурных подразделений порта, участвующих в технической эксплуатации портовых сооружений, необходимо:

обеспечить высокий уровень содержания сооружений исполь­ зующими их структурными подразделениями порта;

правильно распределить работы по ремонту сооружений между ремонтно-строительным подразделением, другими структурными

22


подразделениями порта и подрядными строительными организа­ циями;

правильно выделить важнейшие и первоочередные работы; правильно организовать производственные процессы на объек­

тах работ ремонтно-строительного подразделения порта; своевременно обеспечить работу, выполняемую ремонтно-стро­

ительным подразделением, тщательно подготовленной технической документацией;

обеспечить эффективный контроль за работой производствен­ ных структурных подразделений порта при эксплуатации соору­ жений и технический надзор за ремонтом;

внедрить научную организацию труда на ремонтно-строитель­ ных работах, использовать передовой опыт.

Нельзя отвлекать силы и средства ремонтно-строительного под­ разделения на мелкий ремонт, который должны производить струк­ турные подразделения порта, непосредственно использующие сооружения. В распоряжении Ж КО порта должна быть сильная ре­ монтная группа, котоірая могла бы выполнять ремонт много­ численных объектов с незначительным фронтом работ на каждом. Нельзя также перегружать ремонтно-строительное подразделение сложными ремонтными работами, которые по характеру и объему, под силу только подрядной строительной организации. Для того чтобы правильно выделить важнейшие и первоочередные работы по ремонту портовых сооружений, необходимо иметь полную и все­ стороннюю осведомленность о состоянии последних.

К числу первоочередных относятся работы по следующим приз­ накам; опасность разрушения сооружения или его конструктивных элементов; необходимость обеспечить безопасные условия труда; необходимость обеспечить нормальный ход производственных про­ цессов, связанный с использованием сооружения; интенсивное раз­ витие дефектов, требующих срочной ликвидации-

Правильная организация производственных процессов во мно­ гом зависит от четкости месячного, недельного и оперативного пла­ нирования работы ремонтно-строительного подразделения в це­ лом и всех его отдельных звеньев. Следует строго придерживаться запланированной очередности работ.

Ремонтно-строительное подразделение работает обычно по технической документации, составленной проектно-сметной груп­ пой КБ порта, и по наряд-заказам, выданным отделом гидротехни­ ческих и инженерных сооружений или производственными подраз­ делениями порта. Несвоевременное получение технической доку­ ментации и небрежное ее выполнение могут в значительной степени осложнять работу ремонтно-строительного подразделения. По­ этому необходимо правильно определять численность проектно­ сметной группы и планировать ее работу так, чтобы техническая документация выдавалась своевременно.

В зависимости от объема работ ремонтно-строительное подраз­ деление может иметь структуру хозрасчетного участка (при объеме работ не менее 0,4 млн. руб.) или ремонтно-строительного управ­

23


ления IV или III категории. Типовых структур ремонтно-строитель­ ных подразделений морских поіртов в настоящее время не сущест­ вует, однако исходя из опыта работы этих подразделений, можно рекомендовать два основных типа структур. В качестве примера на рис. 2 показана структура ремонтно-строительного участка при го­ довом объеме работ до 0,8 млн. руб. В зависимости от объема и характера работ, а также от различных местных условий эта структура может видоизменяться, сохраняя в основном вид, пока­ занный на схеме. Независимо от объема работ на участке должны быть: старший механик по строительным механизмам (с группой по ремонту механизмов), прораб или мастер производственной ба­ зы и нормировщик.

При сравнительно небольших контингентах ремонтно-строи­ тельного подразделения практикуется создание комплексных бригад, укомплектованных рабочими разных специальностей и воз­ главляемых высококвалифицированными бригадирами (например: плотники — бетонщики — дорожники или штукатуры — маляры — каменщики — плотники). Бригады не закрепляются за прорабски­ ми участками, а передаются полностью или отдельными звеньями прорабам или мастерам, ведущим определенные объекты, на все работы по объекту или по мере возникновения на объекте необхо­ димости в выполнении работ по профилю бригады.

Структура ремонтно-строительного подразделения типа управ­ ления показана на рис. 3. Характерные особенности этой струк­ туры — наличие прорабских участков с постоянно приданными им контингентами рабочих, группы главного механика, должности технического руководителя подразделения — главного инженера и некоторых необходимых групп управленческого персонала, чис-

Рис. 2. Структура ремонтно-строительного участка порта

24

Рис. 3. Структура ремонтно-строительного управления порта

ленность которых зависит от объема и характера работ. При объ­ еме работ ремонтно-строительного подразделения более 1,5 млн. руб. настоятельно рекомендуется создавать в ремонтно-строитель­ ном управлении производственно-технический отдел. Это необхо­ димо для правильной организации работы управления и повыше­ ния качества ремонта. При объеме работ менее 1,5 млн. руб. вместо отдела может быть введена в штат должность старшего спе­ циалиста.

Производственные базы ремонтно-строительных подразделений портов. От состояния производственной базы зависит основной по­ казатель работы ремонтно-строительного подразделения — произ­ водительность труда, качество работ и сроки их выполнения. Вы­ полнение некоторых, важных для порта, работ иногда полностью зависит от состава производственной базы и наличия оборудова­ ния. Развитая и систематически пополняющаяся необходимым но­ вым оборудованием ироизводственная база позволяет наращивать объемы выполняемых ежегодно ремонтных работ без увеличения численности контингентов ремонтно-строительного подразделения.

Состав сооружений производственной базы и оснащение ее ос­ новным оборудованием устанавливаются проектом в зависимости от количества, конструкции и состояния портовых сооружений, жилого фонда порта и сооружений культурно-бытового назначе­ ния, состоящих на балансе порта, а также сооружений, принадле­ жащих организациям, обслуживающим порт. Производственную базу ремонтно-строительного подразделения необходимо предус­

25


матривать при разработке комплексного проекта развития

порта.

В общем случае в состав

производственной базы ремонтно-

строительного подразделения

порта входят: комплекс для

бетон­

ных и штукатурных работ (бетонорастворный узел с полигоном железобетонных изделий, пропарочной камерой и арматурным уча­ стком: склад цемента; известигасильное отделение со складом из­ вести) ; деревообделочный комплекс (лесопильный цех с лесосушилом; столярный цех; склады круглого леса, пиломатериалов и го­ товых изделий);

асфальтобетонный узел со складами инертных материалов, до­ бавок и битума;

мастерская для жестяно-кровельных и санитарно-технических работ;

комплекс для обслуживания строительных механизмов (ре­ монтно-механическая мастерская с кузницей и сварочным отде­ лением; места закрытого и открытого хранения машин);

материальные склады и открытые складские площадки; блок

.административно-бытовых помещений, ограждение и проходная.

В зависимости от объема и характера работ некоторые из этих элементов производственной базы могут быть объединены.

При проектировании, строительстве и развитии производствен­ ной базы ремонтно-строительного подразделения порта необходи­ мо придерживаться следующих основных принципов. 1. Потребная производственная мощность базы должна определяться с учетом всех работ, которые практически приходится выполнять ремонтностроительному подразделению порта, включая работы на объек­ тах,'не принадлежащих порту, но обслуживаемых его силами. Проект производственной базы должен предусматривать перспек­ тиву ее развития.

2. Производственная база должна располагаться компактно, на одной площадке. Если местные условия не позволяют расположить все сооружения базы на одной площадке, то за пределы общей площадки следует выносить целые комплексы (например, дерево­ обделочный, бетонорастворный и т. п.), создавая при этом необхо­ димые санитарно-бытовые условия для обслуживающего персонала:

3; Площадку производственной базы следует выбирать на нере­ жимной территории примерно на равных расстояниях от основных объектов работ ремонтно-строительного подразделения. 4. Если поз­ воляют местные условия, то площадку лучше располагать вблизи от акватории порта, с выходом к акватории и вспомогательным причалам, предназначенным для погрузки на плавсредства строи­ тельных материалов, с барж или плотов, а также для отстоя специ­ альных плавсредств, применяемых при ремонте отбойных приспо­ соблений.