Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

/имеют выполняемые в процессе эксплуатации сооружений изме­

 

рения их общих смещений и деформаций

отдельных

элементов.

 

Эти измерения, которые обычно производятся геодезическими ме­

 

тодами, в обязательном порядке должны сопровождаться наблю­

 

дениями за величинами эксплуатационных нагрузок на территории

 

причалов, а при обследовании технического состояния оградитель­

 

ных сооружений — за величинами усилий, вызванных

волновым

 

воздействием.

 

 

 

Измерение общих смещений сооружений производится по эта­

(

пам и включает:

 

 

подготовительные работы (выбор, объекта; рекогносцировку на

іобъекте; составление рабочей программы;

выбор конструкции гео­

 

дезических знаков; разбивка геодезических сетей и установка ге­

 

одезических знаков);

 

 

непосредственные измерения; обработку результатов наблюдений и составление отчета.

!В морских портах должны быть организованы систематические

• геодезические наблюдения за общими смещениями как эксплуа- і тируемых, так и вновь построенных гидротехнических сооружений; ' причальных (основных), оградительных и берегоукрепительных.

Выбор первоочередных объектов наблюдений осуществляется научно-исследовательской и проектной организацией по согласова­ нию с руководством морского порта. Рекогносцировочные работы производятся непосредственно на участке сооружения, намеченно­ го для обследования. Эти работы выполняются перед составле­ нием рабочей программы измерений и служат для уточнения кон­ струкции сооружения, геологических характеристик района, где

 

расположено сооружение, и установления мест закладки

геодези­

I

ческих знаков опорной и наблюдательной сетей.

 

 

После выполнения рекогносцировочных

работ научно-иссле-

 

довательекой и проектной организациями, ответственными за про­

 

ведение наблюдений, составляются рабочая

программа

и кален-

. дарный план производства работ. В связи с тем что производство отдельных циклов геодезических наблюдений за смещениями со­ оружений должно совмещаться во времени с наблюдениями за действующими на них эксплуатационными нагрузками, в рабочей программе предусматриваются также работы, связанные с опре­ делением действующих на сооружение нагрузок. При исследова­ ниях общих смещений портовых гидротехнических сооружений ко­ личество циклов наблюдений устанавливается в зависимости от конструкции, технического состояния сооружения и условий его эксплуатации, но не реже одного цикла наблюдений в два года для основных причальных, а также оградительных и берегоукре­ пительных сооружений.

Геодезические наблюдения за смещениями причальных соору- \ жений рекомендуется проводить или перед началом навигации или после ее окончания (или после завершения периода наиболее ин- ; тенсивной эксплуатации для портов, эксплуатируемых круглый /год). Геодезические наблюдения за смещениями оградительных

192


сооружений рекомендуется проводить или перед осенне-зимним штормовым периодом, или после его окончания. Производства инструментальных наблюдений в зимнее время следует избегать. Конкретные сроки наблюдений устанавливаются главным инже­ нером порта в зависимости от условий эксплуатации сооружений. В том случае, если портовые гидротехнические сооружения нахо­ дятся в аварийном состоянии или испытывают перегрузку сверх установленных норм допускаемых эксплуатационных нагрузок, а также если перед сооружениями произведено дноуглубление, на­ блюдения за их смещениями следует производить по особому ка­ лендарному графику.

Допускаемые величины общих смещений сооружений и требу­ емая точность измерений. Фактические величины общих смещений сооружений не должны превышать соответствующих допускаемых величин.

Допускаемые величины общих смещений сооружений определя­ ются из условий их прочности и устойчивости основания, а также исходя из требований нормальной эксплуатации кранов, подвиж­ ного железнодорожного состава и коммуникаций: трубопроводов; кабелей и т. п. Требуемая точность измерений общих смещений портовых гидротехнических сооружений находится в зависимости от величин допускаемых их общих смещений.

Всоответствии с данными, помещенными в книге А. И. Брюма

идр., ниже приведены величины предельно допускаемых общих смещений портовых гидротехнических сооружений (табл. 23), ко­ торые определены из условий недопустимости нарушения их проч­ ности и устойчивости основания. Предельно допускаемые вели­ чины средней осадки и изменения угла наклона сооружений в по­ перечном сечении установлены для момента времени, соответст­ вующего концу срока их службы.

Та б л и ц а 23

Конструктивный тип сооружения

Средняя осад­

Изменение уг­

ка,

см

ла наклона,

Причальные сооружения из сборных элементов:

 

рад

 

0,010

заанкерованные ..............................................................................

12—15

незаанкерованные .........................................................................

15—20

0,015

Причальные сооружения в виде стенок из обыкно-

 

0,015

венных массивов....................................................................................

15—20

Причальные сооружения в виде стенок из массивов-

 

0,015

гигантов и ряжей.........................................................................

20—25

Оградительные сооружения в виде стенок из

обык-

 

0,020

новенных массивов..............................................................................

25—30

Оградительные сооружения в виде стенок из масси-

 

0,025

вов-гигантов и р я ж е й .........................................................................

30—35

В табл. 23 отсутствуют данные о предельно допускаемых вели­ чинах горизонтального смещения сооружений для момента вре­

7—5148

193


мени, соответствующего концу срока их службы. Эти величины, отнесенные к точке, которая соответствует линии кордона соору­ жений, могут быть приравнены к предельно допускаемым вели­ чинам средних осадок. Учитывается, что предельно допускаемые величины изменений угла наклона сооружений в основном и оп­ ределяют аналогичные величины горизонтальных смещений соору­ жения, если они отнесены к указанной точке. В тех случаях, когда предельно допускаемые величины горизонтального смещения со­ оружений для момента времени, соответствующего концу срока их службы, определяются для центра подошвы сооружения, их зна­ чения могут быть приближенно установлены, исходя из данных табл. 24 для средней осадки, при условии уменьшения указанных величин в 2 раза.

Выше были рассмотрены предельно допускаемые величины об­ щих смещений сооружений, отвечающие концу срока их службы. В процессе эксплуатации фактические величины общих смещений для причальных сооружений должны быть ограничены соответст­ вующими допускаемыми величинами, установленными, исходя из эксплуатационных требований. Аналогичные величины осадок, го­ ризонтальных смещений и изменений углов наклона, допускаемых по условиям эксплуатации, могут быть приняты и для оградитель­ ных сооружений в тех случаях, если эти сооружения одновремен­ но выполняют функции и причальных сооружений, т. е. на них имеются стационарные устройства, проложены крановые и желез­ нодорожные пути, или если по ним преходят коммуникации: трубо­ проводы, кабели и т. п. В тех случаях, когда оградительные соору­ жения используются только по своему прямому назначению и не имеют никаких коммуникаций, величины компонентов их общих смещений, допускаемых по условиям эксплуатации, совпадают с величинами предельно допускаемых общих смещений сооружений, установленных из условий недопустимости нарушения их прочно­ сти и устойчивости их основания, и могут быть определены непо­ средственно из табл. 23.

Каждый полный цикл геодезических работ включает следую­ щие виды работ:

измерения горизонтальных смещений сооружений путем опре­ деления горизонтальных углов и линий, причем, в зависимости от местных условий и требуемой точности измерений, указанные ра­ боты выполняются методами створных Наблюдений, направлений, триангуляции, полигонометрии и комбинированными методами;

измерения вертикальных смещений сооружений при помощи нивелирования;

измерения приращения угла наклона верхней грани сооруже­ ния или его лицевой грани в поперечном направлении.

Величины средней квадратической ошибки измерений общих смещений не должны превышать величин, приведенных в табл. 24.

Точность получения величины горизонтального смещения при использовании различных методов измерений указана в табл. 25.

194


± 4
± 8
±10
7* 195
Створных наблюдений Направлений.....................
Триангуляции . . . .
Комбинированные • .
смещения,
м м
±2
Наименование метода
Т а б л и ц а 25
Точность
получения
величины

Вид смещения или деформации, м м

Тип конструкции сооружения и характерис­ тика его основания

Гравитацион­

Все типы соо­

Сооружения из

ные сооруже­

ружений на

ния на скаль­

сжимаемых

каменной наб­

ном основании

грунтах; соо­

роски и наброс­

(за исключени­ ружения из ря­

ки массивов,

ем сооружений жей на скаль­

земляные соо­

из ряжей)

ном основании

ружения

Т а б л и ц а 24

Примечание

Горизонталь-

± 1,0 ч -± 1 ,5 ± 2 ,0 ± ± 3 ,0 ± 1 0 ,0 ч -±

ные смещения

±15,0

Меньшие величины сред­ ней квадратической оши­ бки относятся к створно­ му методу наблюдений, большие величины — к комбинированным методам

Осадки . . .

±1, 0

 

±2, 0

 

±5, 0

 

 

Средняя

квадратическая

ошибка

определения вертикальных

смещений составляет для

нивелирования I класса+1

мм;

а для

нивелирования II класса ± 2

мм.

ѵ/

Для длительных наблюдений

Опорные и наблюдательные сети.

 

 

 

за возможными общими смещениями сооружений необходимо раз­ бить и закрепить на местности опорные и наблюдательные сети, состоящие из геодезических знаков различного назначения. Геоде­ зические знаки опорных сетей должны отвечать условиям незыб­ лемости. Эти знаки устанавливаются вне пределов призмы обру­ шения грунта, образующейся за сооружением. Они не должны так­ же устанавливаться в зонах, испытывающих давление от распо­ ложенных поблизости сооружений, транспортных средств и на­ грузок от складируемых грузов.

В противоположность знакам опорных сетей, знаки наблюда­ тельных сетей, наблюдательные марки, располагаются непосред­ ственно на сооружении. Знаки наблюдательных сетей связываются с сооружением и должны в процессе эксплуатации сооружения смещаться вместе с ним. По назначению различаются следующие типы знаков опорных сетей:

плановые знаки, служащие для наблюдений за горизонталь­ ными смещениями сооружений; высотные знаки, применяе­ мые для наблюдений за верти­ кальными смещениями сооруже­

ний; планово-высотные знаки —

универсальные знаки, используе­ мые при наблюдениях за гори­ зонтальными и вертикальными смещениями сооружений.


ф!90

К плановым знакам, в первую оче­

 

 

редь,

относятся

ориентирные

знаки,

 

 

служащие для обеспечения исходно­

 

 

го ориентирного направления при из­

 

 

мерении

горизонтальных

смещений

 

 

сооружений.

Ориентирными

 

знаками

 

 

могут быть пункты триангуляции I и

 

 

II классов, а также

удобные для ви­

 

 

зирования

точки

зданий

и

сооруже­

 

 

ний.

Высотными

знаками

являются

 

 

глубинные реперы, а также

 

стенные

 

 

реперы. Общее количество грунтовых

 

 

реперов и

стенных

реперов в районе

 

 

сооружения

при

измерении

осадок

 

 

нивелированием

II

класса

 

должно

 

 

быть не менее трех.

Знаки

 

опорной

 

 

планово-высотной

сети

связываются

Рис. 121. Кордонная наблюда

с пунктами государственной триангу­

ляции

и

реперами

государственного

тельная марка

и предохрани

нивелирования.

 

марки

 

служат

тельный

стакан

Наблюдательные

 

 

 

для измерения осадок и

горизонталь­

ных смещений сооружений, а в некоторых случаях также для из­ мерения поворота (крена) сооружения в плоскости поперечного его сечения и для измерения расхождения температурно-осадоч­ ных швов. Конструкция наблюдательной марки скрытого типа, ис­ пользуемая для измерения осадок и горизонтальных смещений сооружений, показана на рис. 121. Головки всех наблюдательных марок снабжаются крестообразной насечкой.

Наблюдательные марки, предназначенные для измерения оса-і док и горизонтальных смещений, размещаются параллельно кор­ дону сооружения по одной или по двум линиям через 5—25 м. Ес- ' ли сооружение, на котором должна устанавливаться наблюдатель­ ная геодезическая сеть, разделено температурно-осадочными шва­

ми на отдельные секции, то наблюдательные марки следует

 

рас­

полагать

на концах секций по обе стороны

от указанных

 

швов..

 

При

закладке

кордонных

наблюдательных

 

марок

 

следует*'’

 

>0,5м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

см

 

 

 

придерживаться

правила, согласно

которому

установка

ма­

 

 

 

 

 

 

рок должна

производиться

на

 

 

 

 

 

 

 

 

см

 

 

 

 

 

от ли-!

 

 

 

 

 

 

расстоянии не менее 50

 

 

 

 

 

 

 

 

нии кордона и на расстоянии не(

 

 

 

 

 

 

менее 50

 

от

прикордонного/

 

 

 

 

 

 

кранового или железнодорожного^

Рис. 122. Расположение кордонной

рельса (см. рис. 122). Кордонные1

наблюдательные марки, располо-

наблюдательной марки в попереч-

женные на

кратчайших

 

расстоя-

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ном сечении

3

верхнего строения

ЮТСЯ НЗОЛЮДЗТбЛЬНЫМИ ПуНКТНМИ.

 

— линия

кордонасооружения; .наблюдатель-

ниях от соответствующих

 

тыло-

 

вы х

ГруНТОВЫХг %,

греперовг ,>

называ-

 

ная марка;

 

— крановый рельс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

196