ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 0
рами задачу отыскать более рациональные конструкции отбой ных устройств и, в первую очередь, с применением эластичных и упругих материалов. Таким материалом, отвечающим в наи большей степени требованиям, предъявляемым к конструкциям отбойных устройств, является резина. За рубежом первые отбой ные устройства из резины специального профиля начали приме няться 40 лет назад и в последние два десятилетия получили до вольно широкое распространение. В отечественной практике ре зиновые отбойные устройства впервые были применены в 1956 г. на нефтепричале одного из южных портов. Отбойные устройства представляли собой резиновые пустотелые цилиндры внешним диаметром 400 мм и внутренним 200 мм, длиной 3000 мм, кото рые с помощью тросов, пропущенных через внутреннюю полость цилиндров — труб, подвешивались к стенке причала.
Несмотря на ряд ошибочных решений, допущенных при при менении первых резиновых отбоев, — крепление их тросами, низ
кое |
качество резины, отсутствие энергетических характеристик |
труб |
и ряд других, — опыт эксплуатации резиновых цилиндров |
показал, что они по сравнению с ранее применявшимися отбоя ми обладают большой способностью гашения кинетической энер гии подходящих к причалу судов, при необходимости могут более
просто заменяться, |
не портят внешний вид причалов, |
и самое |
главное — имеют |
длительные сроки эксплуатации, |
сохраняя |
удовлетворительное состояние, несмотря на то, что условия эк сплуатации на нефтепричалах более тяжелые, так как на резину,, помимо судовых нагрузок, оказывают воздействия нефть, бензин и керосин. В начале 60-х годов отечественной промышленностью было освоено изготовление резиновых труб диаметром 250 м, ко торые были навешены на причалах в одном из дальневосточных портов. Несколько позднее начали выпускать трубы диаметром 300 мм, длиной 3000 мм и диаметром 400 мм, длиной 2000 мм. Образцы труб подверглись лабораторным испытаниям. Были по лучены характеристики энергетической способности труб (рис. 115),. исследовались их различные химические составы, разрабатыва лись экспериментальные проекты навески труб на причалы с раз личными способами крепления их к стенкам причалов. В течение ряда лет накапливался опыт их применения в различных условиях эксплуатации, при разных системах подвески, расположения на причалах и т. д. К настоящему времени большинство причалов в отечественных портах оборудовано отбойными устройствами с при менением этих резиновых амортизаторов. Почти десятилетний опыт применения резиновых цилиндров позволяет уже сейчас отметить их отдельные достоинства и недостатки.
Отбойные устройства с использованием резиновых труб по спо собам использования и конструкциям подвесок имеют многочис ленное конструктивное решение. Многообразие конструктивных ре шений вызвано целым рядом причин: отсутствием надлежащегоопыта эксплуатации, наличием ранее навешенных отбойных уст ройств на причалах, глубиной у причалов, типами швартующихся
181
°) 500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
судов, |
отсутствием в |
||||||||||||
|
ООО |
|
наружнавнутритимая |
|
|
|
И |
|
начальный |
период |
|
ка |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
мм |
|
|
мм |
нагрузкат/погм, |
|
|
|
|
ких-либо |
|
|
рекоменда |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
d |
|
|
d |
ШсШус- |
|
|
|
|
|
|
ций по применению ре |
||||||||||||
|
300 |
|
|
400 |
|
w o |
107 |
|
|
|
4001 |
|||||||||||||||||||
|
|
|
300 |
|
150 |
135 |
|
|
|
|
~ Г |
|
зиновых |
|
|
амортизато |
||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
■ 250 |
125 |
125 |
|
|
|
|
I |
|
ров, |
|
возможностями |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
эксплуатационных |
|
ор |
|||||||||
% 200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ганизаций |
|
по изготов |
|||||||||||
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лению |
тех |
|
или |
иных |
|||||||
I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
конструкций |
подвесок, |
|||||||||||
|
то |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
конструкцией |
причаль |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ных сооружений и ря |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дом других. В началь |
||||||||||
6) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ный период |
резиновые |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цилиндры |
|
навешива |
||||||||
|
|
11,5 |
|
|
d |
|
|
d |
ЧшШіуе- |
|
|
|
|
|
|
лись |
на существующие |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
мм |
|
мм |
тмэнергия/погм, |
|
|
|
|
|
|
деревянные |
рамы |
|
и |
||||||||||
|
|
|
|
|
— |
|
400 |
|
200 |
0,2 |
|
|
|
|
|
|
пакеты |
|
взамен |
быст |
||||||||||
|
|
|
|
|
наружи., |
Инутрен, |
тимая |
|
|
|
|
|
|
роизнашиваемых |
авто |
|||||||||||||||
|
JO, О |
|
300 |
|
150 |
3,10 |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
250 |
|
125 |
2,0 |
|
|
|
|
|
|
покрышек. |
На |
|
прича |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лах, |
|
|
принимающих |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
большие суда, резино |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вые цилиндры навеши |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вались |
|
поверх |
|
отбой |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ных |
комбинированных |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
устройств, |
|
состоящих |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
из деревянных пакетов |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с прокладками |
|
из ав |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
топокрышек. |
|
|
|
|
на |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/00 |
|
|
150 |
WO |
|
|
|
|
|
Примененные |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
первых |
этапах резино |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
Деформация, |
мм |
|
|
|
|
|
вые цилиндры диамет |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ром |
250 |
мм, |
а затем |
|||||||||||||
|
Рис. |
|
115. |
Энергетические характеристики |
рези |
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
новых труб, полученные в результате лабора |
300 |
мм |
показали, |
|
что |
||||||||||||||||||||||||
|
торных |
испытаний |
опытных |
образцов |
завод |
они |
значительно |
усту |
||||||||||||||||||||||
|
б |
|
|
1 |
|
|
|
ского |
изготовления: |
|
|
|
|
|
пают |
резиновым |
|
тру |
||||||||||||
|
а |
— кривые |
зависимости |
гашения |
энергии |
от |
нагруз |
бам диаметром 400 |
мм |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
— кривые |
зависимости |
|
деформации |
|
от |
нагрузки; |
с точки зрения возмож |
||||||||||||||||||||
|
ки; |
|
— верхняя |
граница рекомендуемой |
области при. |
|||||||||||||||||||||||||
|
менения |
|
|
■ то |
же, |
для |
=250 |
|
|
|
300 |
|
ностей |
|
гашения кине |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ä H — |
|
|
м м ; |
|
2 |
|
|
|
|
d H |
|
м м ; |
тической |
|
|
энергии |
под |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м м |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ходящих |
|
|
судов, |
|
что |
|||||||
в дальнейшем было подтверждено также |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
лабораторными |
|
испы |
таниями резиновых образцов. По сравнению с трубами диаметром 400 мм они имеют и другой, не менее существенный недостаток — меньший вынос от кордона причалов. В связи с этим резиновые амортизаторы малых диаметров в дальнейшем для морских при чалов не нашли широкого применения. Опыт эксплуатации рези новых труб показал, что эффективность и долговечность их в боль шой степени зависят от принятой конструкции подвески, способов
182
расположения их на стенках причалов и условий их эксплуатации. Так, отбойные устройства, подвешенные к причалам на метал лических штангах, свободно закрепленных к стенкам цепями, ока зались более долговечными по сравнению с подвеской на тросах,,
так как при судовых нагрузках трос обычно перерезает |
резино |
||
вый цилиндр. |
Использование вместо цепей штанг, пропущенных |
||
через внутреннюю полость цилиндров, имеет |
то преимущество, |
||
что штанги, имея меньшее гладкое круглое поперечное |
сечение, |
||
не столь значительно снижают деформативную |
способность труб |
||
при судовых |
навалах и обеспечивают при этом |
меньший прогиб |
подвешенных труб. Опыт эксплуатации резиновых цилиндров дока зал необходимость устройства специальных штраб для анкерных креплений в стенках причалов, так как в этом случае обеспечивает ся безопасность эксплуатации судов при сжатии в рабочем состоя нии резиновых амортизаторов.
В значительной степени надежность креплений амортизаторовзависит от правильно принятых сечений штанг, подвесок-цепей, анкерных устройств. В большинстве случаев срыв амортизаторов
с причалов при судовых п штормовых |
воздействиях происходит |
в первую очередь за счет неправильно |
принятой и осуществлен |
ной конструкции подвесок. Одним из важнейших условий, обес печивающих нормальные условия эксплуатации судов и сооруже ний, является правильный подбор количества и шага отбойных устройств в зависимости от расчетного типа судна, глубины у при чала и конструкции сооружения.
Известны случаи, когда отбойные устройства из резиновых труб диаметром 400 мм, предназначенные в основном для применения на сухогрузных причалах для глубин до 11,5 м, были применены в.
Рис. 116. Отбойное устройство для сухогрузных причалов с диа метром трубчатых элементов 300 мм (оказалось непригодным
для крупнотоннажных судов)
183’
|
|
ІА |
fr |
обычном |
конструктивном испол |
|||||
., -’s*-'*- |
нении, т. е. в один ряд, с некото |
|||||||||
лектамичалахрым расстоянием, , предназначенныхна глубоководныхмежду комппридля |
||||||||||
|
|
Л " |
приемакерных судовкрупнотоннажныхили для открытыхтан |
|||||||
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
акваторий (рис. 116). Это, как |
|||||
|
|
|
|
|
правило, приводит к раздавлива |
|||||
|
|
|
|
|
нию, |
частичному |
или |
полному |
||
Рис. 117. Трещины в резиновых тру |
срыву |
отбойных |
устройств на |
|||||||
большей части причального со |
||||||||||
бах — результат неправильного при |
оружения (рис. 117). |
м, |
|
|||||||
менения резиновых труб малого диа |
В большинстве случаев при |
|||||||||
метра для отбойных устройств глу |
чалы глубиной до |
11,5 |
|
имею |
||||||
боководных нефтяных |
|
причалов |
щие достаточный вынос за счет |
|||||||
но |
мм, |
|
|
|
своей конструкции и рациональ |
|||||
оборудованные |
резиновыми |
амортизаторами диаметром |
||||||||
400 |
|
т. е. при правильно выбранном количестве рядов, |
расстоя |
нии между комплектами, при правильно принятом сечении сталь ных штанг и концевых подвесок-цепей, анкерных устройств, вы полненных в специальных штрабах и стенках причалов, — эк сплуатируются без каких-либо повреждений и дополнительных трудозатрат в течение пяти—восьми лет.
Отсутствие специальных резиновых отбойных устройств для причалов, предназначенных для приема судов больших размере ний и в первую очередь танкерных, заставило эксплуатационни ков изыскивать возможности увеличения амортизационной спо собности отбоев с учетом имеющихся на данный момент материа лов и изделий, в том числе резиновых амортизаторов. Так, в одном из южных портов на нефтепричале в настоящее время при меняются отбойные устройства типа подвесных кранцев, сердеч
ником |
которых являются три резиновых цилиндра |
диаметром |
||
300 |
мм, |
подвешенных на штангах, «а которые нанизаны плотно |
||
|
|
прилегающие друг к другу автопокрышки, набитые обрезками из автопокрышек, бывших в употреблении (рис. 118). Кранцы за креплены по концам штанг цепями-подвесками к стенке прича ла. Через покрышки пропущен страховочный трос, частично пре пятствующий сдвигу покрышек с сердечника. Отбойные устрой
ства данного типа эксплуатируются в |
течение |
нескольких |
лет |
|
как вынужденный вариант отбойного |
устройства, однако |
они |
||
имеют ряд недостатков: диаметр штанг |
50 |
мм |
мал, покрышки |
|
|
из-за отсутствия ограничителей соскальзывают с резиновых ци линдров, мал калибр цепей-подвесок. Однако такое отбойное уст ройство все же обеспечивает прием крупных танкеров водоизме щением порядка 60 тыс. т.
В зарубежной практике в связи с быстрым ростом грузового и особенно танкерного флота в последнее десятилетие ведутся интен сивные поиски и разработки более эффективных отбойных уст-
384
Рис. 118. Подвесные отбойные устройства с использованием автопокрышек,,,
насаженных на сердечник из трех резиновых труб диаметром 300 мм} дли ной 3000 мм
а |
— поперечный |
разрез; б — фасад; |
1 |
— резиновые |
цилиндры; |
2 |
— покрышки: |
3 — |
сталь |
||||||
|
ное кольцо; |
4 |
— стальные штанги |
диаметром |
50 |
мм \ |
5 |
— цепь; |
6 |
— штраба в |
надстрой |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ке причала; 7 — трос
ройств, и в первую очередь с применением резины. К настоящему времени насчитывается несколько вариантов таких устройств: ре
зиновые цилиндры большого диаметра порядка 1000—1700 |
мм |
, |
трапецеидальные резиновые устройства с различными модифика циями, резиновые цилиндры, работающие на сжатие по торцам, резиновые блоки ячеистой формы, гидропневматические резино вые и т. д. Однако они имеют существенные недостатки; стоимость таких устройств в настоящее время еще в ряде случаев высокая.
В качестве примеров на рис. 119 показано применение в оте чественной практике трапецеидальных резиновых отбойных уст ройств на одном из причалов южного порта. Из-за несовершен ства отдельные блоки, не имея достаточно прочного крепления к. стенкам причалов, не обеспечивают безопасность причала и судна при скользящих ударах; в отдельных случаях при навалах наблю дается явление присоса обшивки судов'к плоскости отбойного уст ройства; для судов малых размерений трапецеидальные блоки представляют собой жесткий амортизатор.
Проводятся большие работы по выбору типов отбойных при способлений, наиболее подходящих для использования, в Отечест венных портах. Для отбора наиболее подходящих типов в конкрет ных условиях могут быть использованы данные, приведенные в главе. 5. Однако окончательное решение по этому вопросу возмож но только после опытной проверки с проведением необходимых экспериментальных и теоретических исследований.
Для одного из проектируемых пирсов предусматривается ус тановка амортизаторов секционного типа «Сеі», предназначенного для приема углевозов дедвейтом около 100 тыс. т. (рис. 120). Амортизатор представляет собой стальной щит-раму с закреплен ными шестью резиновыми цилиндрами высотой 1000 мм. Наруж ный диаметр цилиндра 940 мм. внутренний 630 мм. Внешняя сто-
185