ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 0
P ile . 119. |
Отбойные устройства головного пала причала для крупнотоннажных |
|||
судов с применением резиновых блоков трапецеидального профиля: |
||||
|
а |
— фасад; б — разрез; |
в |
— план |
|
|
|
в-в
Б
Рис. 120. Амортизатор секционного типа:
J — резиновый цилиндр; 2 — стальной щит-рама; 3 — листовая резина: 4 — болты; 5 — металлические пластины
рона щита имеет резиновый слой. Энергия поглощения одного амортизатора секционного типа составляет 95 Тм, максимальная реакция 300 Т. Непременным условием эксплуатации таких амор тизаторов является подход судов только лагом, при помощи букси ров, так как в случае удара судна в угол секции повреждение борта судна неизбежно в результате большой сконцентрирован ной нагрузки. На пирсе предусмотрена установка таких амортиза торов по 20 шт. с каждой его стороны. Расстояние между аморти заторами 20 м.
Г Л А В А IV
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ПОРТОВЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ
§ 10. Наблюдения за общими смещениями и деформациями сооружений
Организация наблюдений за техническим состоянием портовых гидротехнических сооружений. Особо важную роль в эксплуатаци онной деятельности портов играют гидротехнические сооружения как по значимости для всех операций, выполняемых в порту, так и по сложности, трудоемкости и высокой стоимости их возведения.
Наибольшее значение для эксплуатационной работы порта и непосредственную связь с нею имеют причальные гидротехничес кие сооружения. При сильных повреждениях или значительных смещениях причала от первоначального положения, в результате которых сооружение оказывается в состоянии, близком к аварий ному, возникает необходимость вывода причала из эксплуатации впредь до приведения его в рабочее состояние. Наряду с этим и менее значительные повреждения и деформации также часто яв ляются причиной ограничения нагрузок на причал и снижения ин тенсивности грузовых операций.
Недооценка роли и значения гидротехнических сооружений для эксплуатационной работы порта нередко приводит в конечном ито ге к снижению пропускной способности порта. Следовательно, по стоянное поддержание гидротехнических сооружений в исправном состоянии, неуклонное выполнение правил технической эксплуата ции их являются одним из основных условий высокопроизводи тельной работы порта. Осуществление этого условия возможно только при организации и проведении постоянных комплексных на блюдений за техническим состоянием и режимами эксплуатации портовых сооружений.
Комплексные исследования технического состояния гидротех нических сооружений, постоянный надзор и систематические наб людения за ними должны обеспечить их правильную техническую эксплуатацию. Она осуществляется путем строгого контроля за установленными грузовыми режимами, в соответствии с конструк цией сооружений и их состоянием, а также путем проведения свое временного ремонта с применением материалов повышенной дол-
188
говечности. Комплексные исследования, связанные с определени ем технической характеристики состояния сооружений, проводят ся по двум основным направлениям:
определение устойчивости, общих деформаций (смещений) гид- I ротехничееких сооружений и деформаций их отдельных элементов; |
изучение степени сохранности материалов сооружений.
В результате исследования по первому направлению должны | быть получены данные, необходимые для прогноза общих дефор- ■ маций и оценки устойчивости эксплуатируемых и строящихся со- I оружений и установлены соответствующие режимы эксплуатации ' причалов и других гидротехнических сооружений. В итоге иссле дований, проводимых по второму направлению, разрабатываются эффективные меры защиты и способы ремонта сооружений с ис пользованием наиболее долговечных материалов.
Определение общих деформаций гидротехнических сооруже-1 ний (осадка, сдвиг, поворот, наклон) производится по методике,! основанной на теории и практике топографических работ. Из опыта строительства известно, что деформации сооружений возникают с;
момента их возведения, |
поэтому наблюдения |
за положением и’і |
техническим состоянием |
сооружений должны |
вестись во время | |
строительства и в процессе эксплуатации.
В сооружениях, правильно запроектированных и построенных, процессы смещения (общие деформации) и разрушения материа лов, за исключением аварийных случаев, протекают медленно, и для установления динамики этих процессов приходится прово дитъ довольно длительные исследования. Результаты системати ческих наблюдений имеют большое значение не только для эк сплуатационников, но и для проектировщиков, которые, используя фактические данные по эксплуатации, могут давать более обосно ванные конструктивные и технологические решения при проекти ровании новых, а также при реконструкции и ремонте существую щих гидротехнических сооружений.
Подробные исследования работы сооружений в процессе их эксплуатации, проводимые научно-исследовательскими и проект ными организациями, дают ценные материалы для обоснования и проверки теоретических положений и усовершенствования мето дов расчета гидротехнических сооружений. Комплексные исследо вания существующих причалов, включающие обследование их состояния и наблюдение за общими деформациями с применением опытных огрузок. позволяют выявить резервы несущей способно сти существующих сооружений и полноценно использовать их без капитальных затрат на реконструкцию. Инструментальные наблю-"' дения за смещениями (общими деформациями) гидротехнических сооружений проводятся в соответствии с разработанными в Ленморниипроекте «Временными указаниями по наблюдениям за сме щениями портовых гидротехнических сооружений геодезическими методами», изданными в 1965 г.
Необходимость и целесообразность организации наблюдений за сооружениями обусловливаются следующим: новыми малоизучен
189
ными конструкциями сооружения, необходимостью исследования работы сооружения и его элементов в процессе строительства; ви зуально заметными смещениями сооружений; продолжительной интенсивной эксплуатационной работой на причалах; превышени ем допускаемых эксплуатационных нагрузок в любой зоне прича ла; сильными штормами; исключительными ледовыми воздействи ями; интенсивными осадками; большими колебаниями уровня; сложными геологическими условиями (неоднородные грунты, сла бые грунты и др.); опасными повреждениями и прогрессирующими коррозионными разрушениями материалов сооружения; увеличе нием глубин в районе сооружения естественным (размыв) и ис кусственным (дноуглубление) путем. В процессе наблюдений боль шую роль играют периодические обследования по всем зонам (надводная, подводная и переменного уровня) по высоте соору жения.
В состав обследования входят:
визуальный осмотр и выявление смещений и местных деформа ций, а также повреждений отдельных элементов сооружения;
выявление и исследование коррозионных разрушений во всех зонах сооружения путем визуальных наблюдений, измерений про стейшими инструментами, взятия проб для всесторонних испыта ний, определения качества материалов непосредственно в сооруже нии с использованием: современной ультразвуковой и радиомет рической аппаратуры (прочность и плотность), методов и приборов гамма-дефектоскопии (пустоты, неплотности, дефекты в арматур ном каркасе железобетонных конструкций), подводной фото,-кино,- телевизионной аппаратуры;
составление карт коррозионных разрушений и механических по вреждений с фиксацией наиболее характерных мест фотокино съемкой;
измерение напряжений в отдельных элементах сооружений; измерение деформаций арматуры в железобетонных элементах,
упругих напряжений в анкерных тягах и металлическом шпунте в сооружениях типа больверк;
наблюдение за температурно-усадочными деформациями от дельных элементов в период строительства и в процессе эксплуа тации бетонных и железобетонных сооружений;
измерение температуры на поверхности и на разной глубине в толще бетонных и железобетонных конструктивных элементов в различных зонах по вертикали в разное время года и суток;
измерение температуры воздуха и воды в закрытых полостях внутри сооружения и подпричальном пространстве сквозных кон струкций (эстакады, пирсы, сооружения мостового типа);
наблюдение за изменением размеров температурных и конст руктивных швов;
исследование вибрации сооружения и его отдельных частей под действием динамических нагрузок;
выявление местных деформаций оснований у подошвы соору-і жения (размыв основания, повреждения откосов и берега, выпи-'
190
I ранне грунта из-под сооружения, просадки, вымывание засыпан
|
ных за стенку материалов через неплотности и поврежденные уча |
|||||
I |
стки в шпунтовой стенке и др.). |
|
|
|
их |
|
осмотр отбойных и причальных устройств и характеристика |
||||||
• технического состояния; |
|
|
|
|
|
|
|
проверка работы инженерных сетей, проходящих в пределах |
|||||
|
сооружений; |
|
|
|
|
|
|
измерение уровня грунтовых вод в засыпке за сооружением; |
|||||
|
контрольные измерения глубин у сооружения. |
|
|
|
|
|
|
Обследование подводных частей сооружения производится во |
|||||
|
долазной станцией или группой аквалангистов, состоящей из спе |
|||||
|
циалистов гидротехников. |
В некоторых случаях |
обследование |
|||
|
должно выполняться персоналом водолазной станции |
совместно |
||||
|
с аквалангистами. Полные обследования и систематические наб |
|||||
|
людения, охватывающие всестороннюю оценку технического состо |
|||||
|
яния сооружения, проводятся научно-исследовательскими и про |
|||||
|
ектными организациями с участием портов. Выбор объектов для |
|||||
|
обследования производится портом совместно с научными и про |
|||||
|
ектными организациями. Наблюдения должны включать следую |
|||||
|
щие виды контроля: повседневный осмотр, периодический |
(регу |
||||
|
лярный) осмотр, регулярные инспекторские и внеочередные обсле |
|||||
|
дования. |
|
|
|
|
|
|
Повседневный контроль за соблюдением установленных режи |
|||||
|
мов эксплуатации и техническим состоянием сооружений прово |
|||||
|
дится инженерно-техническим персоналом порта. Периодический |
|||||
|
контроль в виде регулярных осмотров и контрольно-инспекторские |
|||||
|
обследования выполняются портом с привлечением к этой работе |
|||||
|
научных и проектных организаций. Внеочередные |
обследования |
||||
|
организуются портом в аварийных или других экстренных случа |
|||||
|
ях, требующих срочной оценки технического состояния сооруже |
|||||
|
ния. Эта работа выполняется специальной комиссией, назначае |
|||||
|
мой начальником порта |
или вышестоящей организацией. |
При |
|||
|
надобности для участия в комиссии приглашаются высококвали |
|||||
|
фицированные специалисты из других организаций и ведомств. |
|||||
|
Результаты работы комиссии оформляются актом с приложенны |
|||||
|
ми к нему техническими материалами обследования. |
|
|
|
|
|
|
Все виды наблюдений и обследований проводятся в соответст |
|||||
|
вии с действующими «Правилами технической эксплуатации гид |
|||||
|
ротехнических сооружений и акваторий портов Министерства мор |
|||||
|
ского флота» и «Временными техническими указаниями по |
ре |
||||
|
монту бетонных и железобетонных гидротехнических сооружений |
|||||
|
в зоне переменного уровня». |
|
|
|
|
|
|
Каждое портовое гидротехническое сооружение при зкеплуа- ; |
|||||
|
тации претерпевает общие смещения, т. е. смещения всего соору- ! |
|||||
|
жения в целом, и деформации отдельных своих элементов. Общие |
|||||
|
смещения сооружения в плоскости его поперечного сечения скла |
|||||
|
дываются из горизонтального смещения, вертикального смещения ! |
|||||
|
и поворота сооружения. При наблюдениях за техническим состоя- I |
|||||
|
нием портовых гидротехнических сооружений большое |
значение |
191