Файл: Техническая эксплуатация портовых сооружений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

P ile . 119.

Отбойные устройства головного пала причала для крупнотоннажных

судов с применением резиновых блоков трапецеидального профиля:

 

а

— фасад; б — разрез;

в

— план

 

 

 

в-в

Б

Рис. 120. Амортизатор секционного типа:

J — резиновый цилиндр; 2 — стальной щит-рама; 3 — листовая резина: 4 — болты; 5 — металлические пластины


рона щита имеет резиновый слой. Энергия поглощения одного амортизатора секционного типа составляет 95 Тм, максимальная реакция 300 Т. Непременным условием эксплуатации таких амор­ тизаторов является подход судов только лагом, при помощи букси­ ров, так как в случае удара судна в угол секции повреждение борта судна неизбежно в результате большой сконцентрирован­ ной нагрузки. На пирсе предусмотрена установка таких амортиза­ торов по 20 шт. с каждой его стороны. Расстояние между аморти­ заторами 20 м.

Г Л А В А IV

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТЕХНИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ ПОРТОВЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ И РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ

§ 10. Наблюдения за общими смещениями и деформациями сооружений

Организация наблюдений за техническим состоянием портовых гидротехнических сооружений. Особо важную роль в эксплуатаци­ онной деятельности портов играют гидротехнические сооружения как по значимости для всех операций, выполняемых в порту, так и по сложности, трудоемкости и высокой стоимости их возведения.

Наибольшее значение для эксплуатационной работы порта и непосредственную связь с нею имеют причальные гидротехничес­ кие сооружения. При сильных повреждениях или значительных смещениях причала от первоначального положения, в результате которых сооружение оказывается в состоянии, близком к аварий­ ному, возникает необходимость вывода причала из эксплуатации впредь до приведения его в рабочее состояние. Наряду с этим и менее значительные повреждения и деформации также часто яв­ ляются причиной ограничения нагрузок на причал и снижения ин­ тенсивности грузовых операций.

Недооценка роли и значения гидротехнических сооружений для эксплуатационной работы порта нередко приводит в конечном ито­ ге к снижению пропускной способности порта. Следовательно, по­ стоянное поддержание гидротехнических сооружений в исправном состоянии, неуклонное выполнение правил технической эксплуата­ ции их являются одним из основных условий высокопроизводи­ тельной работы порта. Осуществление этого условия возможно только при организации и проведении постоянных комплексных на­ блюдений за техническим состоянием и режимами эксплуатации портовых сооружений.

Комплексные исследования технического состояния гидротех­ нических сооружений, постоянный надзор и систематические наб­ людения за ними должны обеспечить их правильную техническую эксплуатацию. Она осуществляется путем строгого контроля за установленными грузовыми режимами, в соответствии с конструк­ цией сооружений и их состоянием, а также путем проведения свое­ временного ремонта с применением материалов повышенной дол-

188


говечности. Комплексные исследования, связанные с определени­ ем технической характеристики состояния сооружений, проводят­ ся по двум основным направлениям:

определение устойчивости, общих деформаций (смещений) гид- I ротехничееких сооружений и деформаций их отдельных элементов; |

изучение степени сохранности материалов сооружений.

В результате исследования по первому направлению должны | быть получены данные, необходимые для прогноза общих дефор- ■ маций и оценки устойчивости эксплуатируемых и строящихся со- I оружений и установлены соответствующие режимы эксплуатации ' причалов и других гидротехнических сооружений. В итоге иссле­ дований, проводимых по второму направлению, разрабатываются эффективные меры защиты и способы ремонта сооружений с ис­ пользованием наиболее долговечных материалов.

Определение общих деформаций гидротехнических сооруже-1 ний (осадка, сдвиг, поворот, наклон) производится по методике,! основанной на теории и практике топографических работ. Из опыта строительства известно, что деформации сооружений возникают с;

момента их возведения,

поэтому наблюдения

за положением и’і

техническим состоянием

сооружений должны

вестись во время |

строительства и в процессе эксплуатации.

В сооружениях, правильно запроектированных и построенных, процессы смещения (общие деформации) и разрушения материа­ лов, за исключением аварийных случаев, протекают медленно, и для установления динамики этих процессов приходится прово­ дитъ довольно длительные исследования. Результаты системати­ ческих наблюдений имеют большое значение не только для эк­ сплуатационников, но и для проектировщиков, которые, используя фактические данные по эксплуатации, могут давать более обосно­ ванные конструктивные и технологические решения при проекти­ ровании новых, а также при реконструкции и ремонте существую­ щих гидротехнических сооружений.

Подробные исследования работы сооружений в процессе их эксплуатации, проводимые научно-исследовательскими и проект­ ными организациями, дают ценные материалы для обоснования и проверки теоретических положений и усовершенствования мето­ дов расчета гидротехнических сооружений. Комплексные исследо­ вания существующих причалов, включающие обследование их состояния и наблюдение за общими деформациями с применением опытных огрузок. позволяют выявить резервы несущей способно­ сти существующих сооружений и полноценно использовать их без капитальных затрат на реконструкцию. Инструментальные наблю-"' дения за смещениями (общими деформациями) гидротехнических сооружений проводятся в соответствии с разработанными в Ленморниипроекте «Временными указаниями по наблюдениям за сме­ щениями портовых гидротехнических сооружений геодезическими методами», изданными в 1965 г.

Необходимость и целесообразность организации наблюдений за сооружениями обусловливаются следующим: новыми малоизучен­

189


ными конструкциями сооружения, необходимостью исследования работы сооружения и его элементов в процессе строительства; ви­ зуально заметными смещениями сооружений; продолжительной интенсивной эксплуатационной работой на причалах; превышени­ ем допускаемых эксплуатационных нагрузок в любой зоне прича­ ла; сильными штормами; исключительными ледовыми воздействи­ ями; интенсивными осадками; большими колебаниями уровня; сложными геологическими условиями (неоднородные грунты, сла­ бые грунты и др.); опасными повреждениями и прогрессирующими коррозионными разрушениями материалов сооружения; увеличе­ нием глубин в районе сооружения естественным (размыв) и ис­ кусственным (дноуглубление) путем. В процессе наблюдений боль­ шую роль играют периодические обследования по всем зонам (надводная, подводная и переменного уровня) по высоте соору­ жения.

В состав обследования входят:

визуальный осмотр и выявление смещений и местных деформа­ ций, а также повреждений отдельных элементов сооружения;

выявление и исследование коррозионных разрушений во всех зонах сооружения путем визуальных наблюдений, измерений про­ стейшими инструментами, взятия проб для всесторонних испыта­ ний, определения качества материалов непосредственно в сооруже­ нии с использованием: современной ультразвуковой и радиомет­ рической аппаратуры (прочность и плотность), методов и приборов гамма-дефектоскопии (пустоты, неплотности, дефекты в арматур­ ном каркасе железобетонных конструкций), подводной фото,-кино,- телевизионной аппаратуры;

составление карт коррозионных разрушений и механических по­ вреждений с фиксацией наиболее характерных мест фотокино­ съемкой;

измерение напряжений в отдельных элементах сооружений; измерение деформаций арматуры в железобетонных элементах,

упругих напряжений в анкерных тягах и металлическом шпунте в сооружениях типа больверк;

наблюдение за температурно-усадочными деформациями от­ дельных элементов в период строительства и в процессе эксплуа­ тации бетонных и железобетонных сооружений;

измерение температуры на поверхности и на разной глубине в толще бетонных и железобетонных конструктивных элементов в различных зонах по вертикали в разное время года и суток;

измерение температуры воздуха и воды в закрытых полостях внутри сооружения и подпричальном пространстве сквозных кон­ струкций (эстакады, пирсы, сооружения мостового типа);

наблюдение за изменением размеров температурных и конст­ руктивных швов;

исследование вибрации сооружения и его отдельных частей под действием динамических нагрузок;

выявление местных деформаций оснований у подошвы соору-і жения (размыв основания, повреждения откосов и берега, выпи-'

190


I ранне грунта из-под сооружения, просадки, вымывание засыпан­

 

ных за стенку материалов через неплотности и поврежденные уча­

I

стки в шпунтовой стенке и др.).

 

 

 

их

осмотр отбойных и причальных устройств и характеристика

• технического состояния;

 

 

 

 

 

 

проверка работы инженерных сетей, проходящих в пределах

 

сооружений;

 

 

 

 

 

 

измерение уровня грунтовых вод в засыпке за сооружением;

 

контрольные измерения глубин у сооружения.

 

 

 

 

 

Обследование подводных частей сооружения производится во­

 

долазной станцией или группой аквалангистов, состоящей из спе­

 

циалистов гидротехников.

В некоторых случаях

обследование

 

должно выполняться персоналом водолазной станции

совместно

 

с аквалангистами. Полные обследования и систематические наб­

 

людения, охватывающие всестороннюю оценку технического состо­

 

яния сооружения, проводятся научно-исследовательскими и про­

 

ектными организациями с участием портов. Выбор объектов для

 

обследования производится портом совместно с научными и про­

 

ектными организациями. Наблюдения должны включать следую­

 

щие виды контроля: повседневный осмотр, периодический

(регу­

 

лярный) осмотр, регулярные инспекторские и внеочередные обсле­

 

дования.

 

 

 

 

 

 

Повседневный контроль за соблюдением установленных режи­

 

мов эксплуатации и техническим состоянием сооружений прово­

 

дится инженерно-техническим персоналом порта. Периодический

 

контроль в виде регулярных осмотров и контрольно-инспекторские

 

обследования выполняются портом с привлечением к этой работе

 

научных и проектных организаций. Внеочередные

обследования

 

организуются портом в аварийных или других экстренных случа­

 

ях, требующих срочной оценки технического состояния сооруже­

 

ния. Эта работа выполняется специальной комиссией, назначае­

 

мой начальником порта

или вышестоящей организацией.

При

 

надобности для участия в комиссии приглашаются высококвали­

 

фицированные специалисты из других организаций и ведомств.

 

Результаты работы комиссии оформляются актом с приложенны­

 

ми к нему техническими материалами обследования.

 

 

 

 

 

Все виды наблюдений и обследований проводятся в соответст­

 

вии с действующими «Правилами технической эксплуатации гид­

 

ротехнических сооружений и акваторий портов Министерства мор­

 

ского флота» и «Временными техническими указаниями по

ре­

 

монту бетонных и железобетонных гидротехнических сооружений

 

в зоне переменного уровня».

 

 

 

 

 

Каждое портовое гидротехническое сооружение при зкеплуа- ;

 

тации претерпевает общие смещения, т. е. смещения всего соору- !

 

жения в целом, и деформации отдельных своих элементов. Общие

 

смещения сооружения в плоскости его поперечного сечения скла­

 

дываются из горизонтального смещения, вертикального смещения !

 

и поворота сооружения. При наблюдениях за техническим состоя- I

 

нием портовых гидротехнических сооружений большое

значение

191